23 марта 2022 г.
Микита Соловйов
Вот не буду я больше начинать с хроники обстрелов! Разве что будет что-то очень сильно выпадающее из общего уровня. Потому что уже понятно, что обстрелы есть, обстрелы будут еще довольно долго. Дальше укажу, что знаю. Но они перестали в городе быть топовой новостью. Если в первую неделю вообще что куда прилетело было основной темой разговоров харьковчан друг с другом, то теперь уже это обсуждается только в случае каких-то особо серьезных прилетов.
Харьков медленно, но последовательно возвращается к жизни. Нет, нормальной эту жизнь назвать нельзя, но это переход из режима выживания по подвалам к режиму жизнью с рисками и ограничениями. Да, естественно это касается не всех районов. Сев. Салтовка, Гертруда, Горизонт, Пятихатки, частично Жуки находятся в очень тяжелой ситуации и там все иначе. Вобще к ним не относится многое из того, что я пишу о Харькове в целом. Там по массе параметров ситуация тяжелее. Вообще на мой взгляд, пора городским властям рассматривать вопрос об активном отселении людей из части этих микрорайонов. Из некоторых домов – об обязательном отселении.
Проявляется это примерно во всем. Об открытиях магазинов я уже вчера писал. Так вот я посчитал. В радиусе 4-5 кварталов от меня количество работающих магазинов за неделю выросло в три с лишним раза. Сейчас это то ли семь, то ли восемь точек. И по слухам на днях еще 3-4 откроются. Причем в этих магазинах расширяется и нормализуется ассортимент. (Опять таки, естественно о довоенном говорить не приходится.) Планомерно открываются отделения Новой почты, чуть ли не по паре штук в день. Очень неравномерно, но расширяется количество пунктов выдачи гуманитарки.
Еще важнее общее впечатление от людей на улицах. Я сегодня поймал себя на том, что не могу сходу определить – идет человек по делам, или просто вышел подышать и пройтись. Две недели назад просто по темпу и пластике было различить очень просто. Идущие по делам очень быстро, целеустремленно и с ощущением крайней опасности куда-то шли. Сейчас идущих за покупками отличить от вышедших погулять чаще всего уже нельзя. Люди просто ходят по улицам.
При первых же звуках сирены все две недели назад хватали в охапку детей и кошек и бежали в подвал. Улицы пустели за считанные минуты. Сейчас это большинством делается уже с ленцой. Судя по динамике, скоро перестанет делаться вовсе. Я сейчас не о том, правильно это или нет, я о своих наблюдениях.
То есть заметная часть харьковчан привыкает и учится жить в таких условиях. Многие из тех, кто даже минимально расслабиться не могут, постепенно выезжают из города. Просто уже становится даже на уровне ощущений понятно, что это надолго. А к достаточно долгосрочным вещам нужно или адаптироваться, или их менять. Индивидуально поменять это можно только выехав в более спокойные места.
Теперь таки об обстрелах и прочем. Обстрелы как всегда были. Интенсивность меньше, чем последние два дня. Но к уровню предыдущих еще не вернулась. По центральным районам прилетов не было или я о них не знаю. По окраинам все то же самое: ствольная арта, РСЗО. Есть пожары, но все их довольно оперативно тушат. И их количество тоже стало ощутимо меньше.
С коммунальной чферой все остается примерно на том же уровне. И который раз повторюсь, что коммунальщики и спасатели это еще одни герои этой войны. Без их работы на высочайшем уровне, город уже не мог бы и близко функционировать на существующем уровне.
По области ситуация тоже остается плюс-минус прежней. Мои надежды на скорую деблокаду Изюма пока не подтверждаются. Город все так же в плотном кольце и завезти туда гуманитарку опять не получилось. Я бы сказал, что сейчас ситуация по области в очень многих местах намного тяжелее и сложнее, чем в самом городе. Не говоря о том, что часть населенных пунктов под временной оккупацией, и там все совсем непросто. Мне кажется, что Россия постепенно переносит на область акцент. Если в первые пару недель они таки активно пытались сунуться в Харьков и сломать его, то теперь уже начали смутно догадываться о перспективах и пытаются хотя бы в области чего-то достичь.
Харьков стоит!
Слава Украине!
Низкий поклон нашим защитникам!
Исходный текст: