Основные черты планировки и внешнего облика Киева
Марченко И.М.
Современный Киев представляет собой редкое по своей красоте сочетание почти миллионного города (850 тыс. в 1939 г.) и величественной реки.
Наиболее населенная часть Киева, расположенная на правом высоком берегу и на примыкающей к нему на севере низкой террасе Подола, тянется вдоль Днепра с северо-запада на юго-восток на целых 20 км. Но город не прижимается к реке узкой полоской, а расширяется от реки в глубь плато на 6 и даже 10 км, особенно в частях центральной и северо-западной. На низменном левом берегу, где раскинулась внушительная по своим размерам пойма, границы города отступают еще дальше от реки.
Широко раскинувшись на обоих берегах Днепра и включив в пределы городской черты весьма большие лесные массивы, а также днепровские луга, Киев занимает теперь площадь в 600 кв. км, т. е. большую, чем, скажем, территория Парижа.
В обширных рамках городской черты Киева четко выделяется основной массив городской застройки, заключенный между Днепром и Лыбедью. За этими реками имеются отдельные, довольно значительные застроенные участки, но сомкнутого фронта они уже не образуют, местами же это лишь «брызги» Киева, как большого города.
Лыбедь в ряде мест обрывает сплошной фронт городской застройки главным образом потому, что по долине этой реки проложена железная дорога, затрудняющая сообщение с залыбедской частью города, которая к тому же сильно изрезана оврагами. Здесь необходимо отметить Сталинку (бывшую Демиевку), которая расположена вдоль большой дороги в западном направлении и почти срослась с основной городской территорией.
Днепр, разъединяющий правобережную и левобережную части города своим довольно широким основным руслом и своей еще более широкой поймой, испещренной протоками и старицами, до 1917 г. служил административной границей, разграничивая Киевскую и Черниговскую губернии.
До революции на левом берегу – на «черниговской стороне» не было почти никакой промышленности, никаких очагов городской жизни, так что Днепр во всех отношениях был рубежом города. Только в советские годы, когда Киев переступает за Днепр, в левобережной заднепровской части города вырастает промышленность (транспортное и прочее машиностроение, текстильные производства, мясокомбинат и т. д.). Промышленность размещается в районе Дарницы на надпойменной террасе, где грунтовые воды не так близки к поверхности, как на террасе пойменной. Развитие промышленности в Дарнице знаменует все растущие связи Киева с Левобережьем и с Донбассом. К началу Великой Отечественной войны леса левого берега все более и более уступали место строениям и улицам. Связь между обоими берегами Днепра осуществляется по двум железнодорожным мостам, составляющим важное звено Киевского железнодорожного узла, и по двум мостам для городского транспорта. Из этих четырех мостов пока что еще не восстановлен окончательно только один цепной, служивший для трамвайного и автогужевого движения.
И в пределах густо заселенной городской территории, между Днепром и Лыбедью, имеющей форму неправильного четырехугольника (8-10 км с севера на юг и 4-5 км с запада на восток) имеются большие различия в густоте застройки, обусловленные особыми историческими условиями. Дело в том, что Киев не разрастался вокруг одного центра, а сложился из трех городских ячеек, возникших еще на заре его исторического бытия и слившихся воедино лишь в начале XIX века.
Этими историческими очагами развития Киева были: 1) резиденция киевских князей на наружном крае Старо-Киевской возвышенности – киевский Кремль; 2) прилегающее к нему внизу, у Днепра, торгово-ремесленноепоселение (т. е. «Гора» и «Подол») и наконец 3) Печерск – поселение вокруг Киево-Печерской лавры.
Роль каждого из этих трех как бы отдельных городов в разное время была различной – «центр тяжести» Киева в целом не раз перемещался. В эпоху Киевской Руси он был в районе Кремля. После разгрома Киева Батыем и в период длительного литовско-польского господства главный жизненный нерв города находился на Подоле-Позднее, с возрастанием политической роли Киево-Печерской лавры и со строительством военных укреплений на Печерске, в жизни города на протяжении XVIII и начала XIX века доминирует Печерск. Именно в это время начинает застраиваться полоса между Лаврой и Старо-Киевской горой (царский дворец в так называемых «Липках» и другие строения).
Наметившееся срастание происходит по плану, которым «осчастливил» Киев Николай I. По этому плану, в связи с возведением новой большой крепости на Печерске, отсюда было выселено гражданское население и была установлена обширная запретная для строительства зона («эспланада»), благодаря чему город лишился своих лучших наиболее возвышенных и сухих земель, красиво расположенных у Днепра. Эти местности и до сих пор еще остаются менее застроенными и реже населенными. Вместо роста на юг, вдоль живописного высокого берега Днепра, город был решительно повернут на запад и северо-запад в сторону Лыбеди; началась усиленная застройка прилыбедских склонов Старо-Киевской возвышенности.
В результате Печерская часть города, большая по площади, заселена по крайней мере в 4-5 раз слабее, чем Старо-Киевская часть города.
Так как Киев на протяжении веков разрастался не вокруг одного, а вокруг нескольких центров, то, в отличие от других древнерусских городов, он не имеет черт радиально-кольцевой планировки. Его планировочным центром не стал древний киевский Кремль: он рано был разрушен и не имел с середины XII века какого-либо административно-политического значения. Кремля фактически теперь нет, от него осталось лишь одно, хотя и весьма крупное, сооружение – отдельно стоящий Софийский собор. Также не сделалась, по указанным выше причинам, ядром города и Печерская лавра.
Роль центра в широком смысле этого слова играет в Киеве Крещатик – своеобразная улица, возникшая лишь в XIX веке; с обезлюдением Печерска, его Московская улица начала с 40-х годов этого века уступать Крещатику свое значение главной улицы города.
Кроме того, известным препятствием для образования радиально-кольцевой планировки в Киеве служил его сильно расчлененный рельеф, частое чередование отдельных небольших возвышенных площадок и глубоких между ними долин – провалов. На территории города имеется около 50 оврагов, многие из них засыпаны и даже превращены в улицы, другие (особенно на окраине) существуют и поныне. В связи со всем этим в Киеве немало «горбатых» улиц и сравнительно немного правильных кварталов. Только на Подоле и в Прилыбедской части города имеет место прямоугольная планировка, что объясняется не только более спокойным рельефом, но и более поздней застройкой (на Подоле – после сильного пожара в начале XIX века).
Крутые склоны, многочисленные «спуски» и «съезды», круто поднятые переулки затрудняют развитие внутригородского транспорта. Не случайно в дореволюционной России конка была заменена трамваем с электрической тягой впервые именно в Киеве (1891 г.). В советские годы не только сильно расширяется трамвайная сеть (особенно на окраинах), но одновременно широко вводится троллейбусное и автобусное сообщение; по сравнению с довоенным временем протяженность троллейбусных линий увеличилась после Великой Отечественной войны более чем в 3 раза.
Этот же рельеф с его относительными превышениями в 100 м, с его максимальными высотами у самого Днепра придает городу вместе с зеленью киевских парков и садов исключительную живописность и входит органической частью в его внешний облик.
Следовательно, в плане Киева в том виде, в каком он сложился в капиталистическую эпоху – в результате стихийного развития, – сравнительно мало единства. Такие значительные районы города, как Печерск, Подол, Сталинка, не говоря уже о районах более отдаленных, еще недостаточно связаны в транспортном отношении с центром города и друг с другом. Отдельные части города до известной степени представляли собою как бы местные самостоятельные планировочные системы, которые связаны друг с другом лишь основными городскими магистралями (Крещатик – улица Красноармейская, Брест-Литовское шоссе – бульвар Шевченко и другие), проходящими по долинам или по местам с менее крутыми уклонами.
Генеральный план реконструкции Киева начал осуществляться еще до Великой Отечественной войны; после ужасных разрушений, причиненных фашистами, выполнение предначертаний плана теперь всячески форсируется. Суть этого плана в том, чтобы коренным образом ликвидировать недостатки планировки города [о генплане Киева см. в сборнике «Київ» (1948) статью А.Власова, действительного члена Академии архитектуры СССР и Академии архитектуры УССР].
Развертывается большое строительство на Печерске. Здесь создаются городские ансамбли, открывающиеся в сторону Днепра, уже заложен грандиозный (площадью в 200 га) ботанический сад Академии наук УССР, где будет представлена не только вся флора Украины и СССР, но и растительность всех материков и всех климатических зон земного шара. Застройкой Наводницкой магистрали и Новой Печорской улицы будет создан новый прекрасный район города на возвышенных южных территориях. Намечается большое расширение города и на северо-запад, в сторону Святошино и вдоль Житомирского шоссе, а на левом берегу – в районе Дарницы.
Главной заботой послевоенных лет является, конечно, жилищное строительство. К концу 1949 г. восстановлено более 200 больших жилых зданий; киевляне получили более 600 тыс. кв. метров жилой площади. Если в 1948 г. резко преобладало восстановление разрушенных помещений, то строительная программа 1949 г. уже более чем наполовину состояла из нового строительства. При этом новое жилищное строительство, в виде многоэтажных домов, концентрируется на таких главнейших городских магистралях, как Крещатик, Красноармейская, бульвар Шевченко и Брест-Литовское шоссе, на новых печерсюих магистралях и т. д.
Большое внимание уделяется усилению транспортных связей между отдельными частями города и особенно с левым берегом, что является весьма острой проблемой.
Радикально улучшается связь уличной сети города с автомобильными дорогами, подходящими к нему из различных районов Украины, путем улучшения имеющихся радиусов и создания новых. Борщаговская улица превращается в радиус, связывающий Киев с западом. Печерск обогащается новой магистралью – продолжением бульвара Шевченко от площади Крытого рынка к югу в район Телички.
Все эти реконструктивные работы по устройству радиальных -направлений резко улучшают как внутреннюю планировку города, так и его междугородние связи. Одновременно создаются новые кольцевые направления, трассируемые в большинстве случаев по имеющимся городским проездам. Кроме двух внутренних колец, создается также внешнее кольцо.
Нарялу с жилищным и транспортным строительством многое делается для того, чтобы киевляне могли возможно лучше и полнее исгользо'вать замечательные природные удобства своего города.
На Трухановом острове, расположенном как раз против центральной части города, создается большой гидропарк и расширяются прекрасные пляжи, тянущиеся по берегам острова на многие километры. В больших масштабах развертывается озеленение города, который и теперь занимает по обилию зелени одно из первых мест среди больших городов Советского Союза и всего мира. Укрепляются склоны высокого правого берега Днепра, и ведутся работы по' расширению и благоустройству тянущейся вдоль него полосы садов и парков- этой жемчужины Киева. После войны специальным решением Совета Министров УССР создается на приднепровских склонах центральный парк города. За последние годы здесь построены новью парковые дороги, произведены большие озеленительные работы, сооружен Зеленый театр на 4 000 мест.
Принимаются меры к сохранению украшающих город каштанов, которыми обсажены многие киевские улицы и скверы, закладываются новые каштановые аллеи. За послевоенные годы Киев обогатился посадками около 750 тыс. деревьев и до миллиона кустов. Украшению города способствуют многочисленные цветники, в 1949 г. на его улицах, скверах и в парках было высажено более 7 млн. цветов.
Решительное улучшение внутригородского транспорта и проводимая в послевоенной сталинской пятилетке электрификация пригородных железных дорог значительно усилят связь Киева с окрестными лесами, которые занимают только в пределах нынешней городской черты около 20 тыс. га (т. е. треть территории города) и примыкают к нему почти сплошным кольцом с северо-запада, запада, а та-кже с востока и юго-востока, со значительным разрывом лишь на юго-западе. На своих окраинах Киев разрастается путем массового строительства жилых домов, большей частью одно- или двухквартирных. На окраинах города (особенно в Святошино, Нивках, Сырце, на Багриновой горе и т. д.) построено за послевоенные годы около тысячи индивидуальных домов и возникло много новых благоустроенных поселков.
Лесистые пригороды Киева с обилием сухих, здоровых участков (песчаных на севере, суглинистых на юге), ценность которых увеличивается наличием вблизи их пляжей по Днепру и его притокам, являются едва ли не крупнейшим на всей Украине районом домов отдыха и санаториев.
Осушительные работы, проводимые после Отечественной войны в пойме реки Ирпеня, позволяют намного увеличить снабжение Киева и прилегающих к нему оздоровительных учреждений овощами, ягодами, молочными и другими свежими высококачественными продуктами.
Осушение поймы Ирпеня улучшит также почвенно-климатические и санитарные условия значительной части киевской пригородной зоны. Количество мест на прилегающих к Киеву курортах в ближайшем будущем увеличивается более чем вдвое – с 7 тысяч до 15 тысяч.
Курортное значение окрестностей Киева определяется и мягкостью киевского климата. Лету – наиболее продолжительному здесь времени года, обильному солнцем и достаточно теплому (в среднем +18,9°), противостоит сравнительно короткая зима, умеренно холодная (в среднем -4,8°), с частыми оттепелями и вместе с тем довольно снежная.
Солнца много весной, а также осенью, особенно ранней, с ее замечательно устойчивой погодой. Киев – один из самых солнечных городов европейской части СССР: в среднем за год он имеет 1 713 часов солнечного сияния.
Совершенно особое место в плане реконструкции Киева занимает Крещатик, превращенный фашистскими вандалами в руины. На Крещатике и в прилегающих к нему частях других улиц немцами было разрушено и повреждено более 350 зданий. Выходящий к высокому обрывистому берегу Днепра и расположенный посредине наиболее населенной части города, Крещатик, как центральная и едва ли не единственная значительная магистраль без подъемов и спусков в центральном районе Киева, является наиболее оживленной улицей города, улицей демонстраций, народных гуляний и празднеств.
Летом, когда киевляне проводят много времени под открытым небом, значение Крещатика как места прогулок особенно велико. Прекрасен Крещатик в теплый летний вечер. Народ заполняет всю улицу, он устремляется к Днепру, к паркам на его обрывистых берегах. Крещатик был улицей главных магазинов, ресторанов, «афе, кино, театров, клубов. Вместе с тем на самом Крещатике и на вливающихся в него улицах было немало правительственных учреждений.
В послевоенные годы очень много сделано и делается для восстановления и реконструкции Крещатика. Он значительно расширен (до 52 метров, вместо 38). Его проезжая часть уже приведена в образцовый порядок. Решено застраивать спускающиеся к Крещатику с севера и юга склоны возвышенностей не так тесно, как раньше, с тем, чтобы использовать их живописный пейзаж. Будут возведены монументальные здания и памятники, которые должны отразить величие нашей социалистической эпохи и лицо Киева как столичного города Советской Украины.
Новая застройка Крещатика рассматривается как единый городской ансамбль. На господствующих высотах разместятся высотные здания, задача которых – обогатить архитектурный силуэт столицы. Так, против площади Калинина, вдоль Институтской улицы уже закончены вчерне работы по созданию террасообразного городского сквера, который подведет к 20-этажному зданию новой гостиницы. На Крещатике уже строятся многоэтажные жилые дома, снабженные всеми удобствами, здания административного значения, телевизионного центра и почтамта; первые этажи отводятся для устройза комфортабельных магазинов, кафе, ателье.
Крещатик получит выход непосредственно к Днепру благодаря созданию новой аллеи. Для удобства сообщения высокого обрывистого берега с набережной будет сооружен огромный эскалатор, рассчитанный на обслуживание киевлян, направляющихся на Труханов остров. Большое внимание уделяется реконструкции площади имени Сталина, расположенной между Крещатиком и крутыми обрывами к Днепру.
С этих обрывов взору внезапно открывается панорама реки: ее широкое главное русло и песчаные отмели, зеленый ковер ее поймы с блестками днепровских стариц, леса, дымчатой стеной закрывающие горизонт. Сущность архитектурного облика Киева и всего того, что можно назвать киевским пейзажем, постигается лучше всего именно здесь, на стыке большой реки и массива каменных строений центральной части города, рассеченной примерно посредине широким Крещатиком.
Отсюда и с днепровских круч, лежащих немного севернее, например с прекрасной Владимирской горки, виден как на ладони Подол с его правильными кварталами, гаванью, многочисленными заводами и фабриками. Несколько в стороне от нынешнего центра Подола находится здание бывшей Киевской Академии, помещение бывшей бурсы и главная церковь Братского монастыря, построенная в конце XVII века и являющаяся одним из лучших памятников господствовавшего тогда в Киеве стиля, так называемого «украинского барокко». За Подолом узкой полосой тянется Куреневка, получившая свое название от бывших здесь сторожевых куреней казаков, и Приорка, где в советские годы получила значительное развитие промышленность – легкая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов. Вся нижняя часть города замыкается с севера курортной местностью – Пуще-водицким лесом.
По своей площади (16 тысяч га) Пущеводицкий лес является одним из самых крупных городских лесопарков во всем мире.
Поражает вид на нижнюю часть города, особенно на Подол, вечером: тысячи огней, магистрали, сходящиеся к Красной площади, в центре которой стоит здание «Киевэнерго» – бывший Дом контрактов, высокие заводскиетрубы, огни районной электростанции, большие пассажирские пароходы в гавани. Все это оконтуривается с востока Днепром, а с запада – темными полосками зелени на склонах прилегающего амфитеатром плато. Когда же с Подола ночью смотришь на высокий и холмистый берег Днепра, то электрические огни над холмами как бы сливаются со звездным небом.
На этих господствующих над Подолом холмах находился древний киевский Кремль – Владимиров город, затем намного больший Ярославов город, о размерах которого до некоторой степени свидетельствует имеющаяся ныне на его месте довольно большая площадь. На ее обрыве к долине Днепра, на изолированном холме, воздвигнута в середине XVIII века знаменитым Растрелли Андреевская церковь, изумляющая своей легкостью и тончайшей скульптурной отделкой, Рядом с ней высится новое полукруглое, далеко видное из-за Днепра здание с большой интересной колоннадой, в котором! до войны помещался Центральный комитет Коммунистической партии большевиков Украины, а в настоящее время размещены Центральный Комитет ленинского комсомола Украины, областной и городской комитеты партии.
Это здание, расположенное недалеко от того места, где некогда стояли дворцы Ольги и Владимира, положило начало одной из новых площадей Киева. На другом конце площади, в глубине Старо-Киевской возвышенности, стоит собор св. Софии (начат строительством в 1037 г.) – крупнейшее сооружение, оставшееся от Ярославова города. Софийский собор, построенный в честь победы Ярослава над печенегами, является одним из лучших памятников древнерусского зодчества. Его мозаика и фресковая роспись датируются XI веком и представляют собою ценнейший источник для изучения культуры Киевской Руси. Находящийся на полпути между собором св. Софии и новым: зданием партийных организаций памятник Богдану Хмельницкому – на скале бронзовый всадник с булавой, устремленной к северу, в сторону Москвы – символизирует наиболее важную в дореволюционной истории Украины веху – присоединение Украины к России.
На запад от Софийского собора и прилегающих к нему «Золотых ворот» – единственного остатка крепостной стены древнего города – Старо-Киевская возвышенность спускается уступами к Лыбеди. На этих уступах размещаются светло-желтые здания Академии наук Украинской ССР (самое большое из них закончено строительством в 1927 г.) и университет – красное массивное здание с портиком из 8 колонн в центре, едва ли не лучшее среди сооружений первой половины XIX века в Киеве. Рядом в небольшом сквере – монументальный памятник, сооруженный в 1939 г.: на высоком постаменте из красного гранита сюит во весь рост Тарас Шевченко, обращенный лицом в сторону университета, который носит ныне его имя. Здесь же медицинский и педагогический институты,а также университетский ботанический сад; в этом районе намечается строительство нового большого университетского городка.
Прорезывающий этот район высших учебных заведений и научных учреждений бульвар Шевченко – наиболее озелененная уличная магистраль города: между двумя рядами высоких тополей, увековеченных в свое время Пушкиным («Тополь киевских высот…»), тянется дорога, почти сплошь усаженная цветами. У выхода бульвара к Крещатику стоит памятник В.И.Ленину. Вместо изуродованных фашистами зданий здесь будет создан новый мощный архитектурный ансамбль, а бульвар будет продолжен за Крещатик в направлении Печерска.
Иной вид у Печерской стороны. Улица Кирова, ведущая к центру Печерска, идет вдоль парков и садов, которыми увенчана самая величественная в Киеве часть высокого крутого берега Днепра. На откосах этого берега параллельно улице Кирова, уже после войны проложена парковая автомобильная дорога, соединяющая площадь Сталина с Аскольдовой могилой, где, по летописным данным, был погребен в 882 г. киевский князь Аскольд; в парке вокруг могилы находятся святыни нашей историй – могилы воинов, погибших смертью храбрых в боях за освобождение Киева от немецко-фашистских полчищ.
Новая, причудливо вьющаяся по склонам дорога, – одна из красивейших во всем городе, от нее раскрывается прекрасный вид: по одну сторону крутые высоты, сплошь увитые густой зеленью, по другую – Днепр и уходящие вдаль открытые пространства Заднепровья. Наверху, в Советском парке, выходящем к улице Кирова, среди богатых цветников воздвигнут памятник генералу армии М.Ф.Ватутину- командующему Первым Украинским фронтом, войска которого освободили Киев (6 ноября 1943 г.).
На другую сторону улицы Кирова выходят Липки, где выросли замечательные кварталы новых красивых жилых домов по улицам Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Михайличенко и др.; это один из наиболее тихих и очень изящных районов в центре города. Здесь же высокое, облицованное гранитом и лабрадоритом новое монументальное здание Совета министров Украины. Наискось против вето стоит новое, сравнительно небольшое, прекрасное своей торжественной простотой здание Верховного Совета УССР, увенчанное куполом, на котором высоко в воздухе приподнят красно-лазурный стяг – государственный флаг Украины. Оба здания вместе – важный центр правительственных учреждений столичного Киева.
За Липками далее на юг тянется арсенал, стены которого изрешечены пулями – память о сллвных боях ареенальцев – киевских пролетариев – с контрреволюционерами в январе 1918 г. Арсеналом начинается старый Печерск и примыкающий к нему Зверинец, – очень мало затронутый крупной городской застройкой район. Печерск и Зверинец подвергаются коренной реконструкции. На Печереке местами лежит еще печать прошлого – района бывших военных укреплений (казармы, военные склады, валы и остатки крепостных стен с окружающими их траншеями) и монастырских владений. Среди последних особое место занимает Киево-Печерская лавра, основное и старейшее здание которой – Успенский собор, построенный в 1075 – 1089 гг. и расписанный в конце XIX в. Верещагиным, был варварски взорван гитлеровцами. Построенная в 1731 – 1745 тт. колокольня Лавры, которую не без основания называют «белокаменным чудом», имеет высоту около 100 м; с нее открываются изумительные виды не только на весь город, но и на самые отдаленные его окрестности.
Киев, взятый в целом, не является городом громоздких заводских корпусов, для него не характерен густой лес фабрично-заводских труб, подавляющих своей мощностью. Многочисленные его фабрики и заводы как бы теряются среди. жилых кварталов, скверов, парков и окружающих лесов. Для Киева также не типичны сплошные, громоздкие горизонтальные уличные блоки, которые, быть может, неплохо выглядят в равнинных городах. Дома в Киеве «стремятся» ввысь; в связи со сложностью рельефа каждый квартал, если не каждый отдельный большой дом, по-особому расположен и архитектурно оформлен.
В Киеве многое одето в гранит: и набережные Днепра, созданные в социалистическую эпоху, и лестницы в домах, к бесчисленные крутые спуски на улицах; немало и зданий, целиком или частью облицованных гранитом. Гранит разных оттенков, как и лабрадорит (турчинский светлый и головинский темный – оба из близкой отсюда Житомирской области), придает киевским зданиям монументальность, но не создает впечатления тяжести; местный же светло-желтый кирпич делает город как бы праздничным.
На киевских высотах всегда радуют глаз широкие горизонты; из окна трамвайного вагона или в просвет между двумя домами вдруг да и раскроется далекое Заднепровье или залыбедская сторона. Днепр придает Киеву ощущение дали, а воздуху особую свежесть и прозрачность.
Киев – город многих красок. И потому, что он лежит как бы одновременно и Полесье, и в Лесостепи, и в широкой долине Днепра, и по разнообразию каменной своей одежды, носящей следы самых различных эпох, и по сложности состава населения, которое тянется сюда со всей Украины, – Киев действительно на редкость красочный, неповторимый город. Как благодатна природа Украины и богат талантами ее народ, как величественны дела нашей социалистической эпохи, так полнокровен и великолепен советский Киев!
С претворением же в жизнь великого плана работ по восстановлению и дальнейшему развитию юрода, он станет еще красивее, еще .величественнее. То, что уже сделано за годы после Великой Отечественной войны, убедительно показывает, что в Киеве происжодит не простое восстановление, а творческая всесторонняя реконетрувджя.
В Киеве есть обаяние седой старины, которая дорога не только украинскому, но и русскому и белорусскому народам, как память об обшей колыбели их государственности. Для украинского народа Киев – летопись всей его славной истории, всей истории его родной земли. Отдаленное, уходящее в глубь веков прошлое в Киеве отнюдь не подавляет; былое не выступает здесь в виде развалин и почерневших от времени камней.
Над всем в Киеве господствует величие сталинской эпохи, ее вдохновенный шзидательный труд, молодость воссоединенной Украины, уверенно идущей в семье братских республик Советского Союза вперед, к коммунизму.
Золотые ворота