Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Советский столичный Киев

Марченко И.М.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории украинского народа, явилась величайшим поворотным пунктом в исторических судьбах Киева. Сразу после гражданской войны начинается в Киеве огромная созидательная работа партийных и советских организаций – сначала по восстановлению, а затем и по кор-енной реконструкции города.

Основой хозяйственной жизни нового социалистического Киева должна была стать и действительно стала промышленность. Уже в восстановительный период, а тем более за годы первой сталинской пятилетки, прежде всего были во много раз расширены и полностью переоборудованы те небольшие машиностроительные и металлообрабатывающие заводы, которые достались в наследство от дореволюционного времени. Тогда же создался целый ряд сравнительно крупных производственных единиц путем слияния полукустарных мелких предприятий или вообще на базе концентрации ремесла (столь распространенного тогда в Киеве), главным образом по линии производства предметов широкого потребления. Многие созданные таким путем предприятия освоили новые виды продукции и начали работать на широкий рынок всей страны, потеряв свой прежний сугубо местный характер. Главное внимание уделяется новому строительству: сооружается ' много новых предприятий, в том числе такие крупные, как обувная фабрика, деревообделочный комбинат, швейная и трикотажная фабрики, первая очередь районной электростанции и т. д.

За первую сталинскую пятилетку киевская промышленность освоила выпуск более двухсот новых изделий, часть которых была новой для всего СССР и заменила импорт (особенно в области машиностроения и металлообрабатывающей промышленности); число индустриальных рабочих увеличилось втрое, а количество валовой продукции – в 4-5 раз. Проводятся большие работы по переустройству железнодорожного узла и речного порта, строится новый большой пассажирский вокзал. Строятся здания для Академии наук УССР и Института пищевой промышленности им. Микояна и ряд других общественных зданий и жилых домов. Много внимания уделяется внутригородскому транспорту и благоустройству города и в первую очередь его окраин, не имевших в дореволюционное время водопровода, канализации и даже электрического освещения.

Особенно большой размах принимает строительство социалистического Киева, начиная с 1934 г., когда украинской столицей снова стал Киев – этот «естественно-географический центр» Украины, как это было сформулировано в решении XII съезда Коммунистической партии (большевиков) Украины.

Не говоря уже об исторических традициях, ни Харьков, лежащий на крайнем востоке, ни Одесса, расположенная на крайнем юге, ни другие крупнейшие города Украины не обладают таким центральным положением в отношении территории Украины, как Киев, который является ядром основного, исторически наиболее рано сложившегося массива украинского населения. Это центральное положение Киева приобретает особенно глубокий смысл с воссоединением в недавние годы всех украинских земель в единой советской Украинской республике. Киев лежит теперь далеко от наших западных государственных границ, в настоящем центре Украинской ССР.

Здесь идет речь о центральности положения Киева, понимаемой не столько геометрически, сколько в естественно- и историко-географическом смысле, а также и в экономико-географическом отношении, ибо Киев лежит на стыке ряда основных экономических районов Украины.

Перенесение столицы Украины из Харькова в Киев было осуществлено в результате уже достигнутого значительного укрепления украинской государственности. Возвращение украинской столицы из Харькова в Киев – в старинный исторический центр Украины, означало дальнейший этап национально-культурного строительства на Украине. Это крупнейшее событие в жизни Украины оказало огромное влияние на дальнейшее развитие строительства Киева, которым теперь непосредственно руководит Центральный комитет Коммунистической партии (большевиков) Украины и украинское правительство.

Индустриализация Киева пошла еще более быстрыми темпами. Резко поднялась вверх кривая роста населения, за несколько лет число жителей увеличилось более чем на 200 тыс. человек, достигнув по переписи 1939 г. около 850 тыс. человек. Громадные средства были ассигнованы на улучшение коммунального хозяйства и вообще на благоустройство города. Широко развернулось строительство жилых домов, а также зданий для общественных, культурных и административных учреждений. За 1934-1938 гг. в промышленное, жилищно-коммунальное и культурное строительство Киева было вложено 1,3 млрд. рублей. Начал проводиться в жизнь генеральный план реконструкции украинской столицы, на который партия и советское правительство обращают постоянное внимание.

Этот замечательный расцвет Киева был прерван в памятную ночь на 22 июня 1941 г., когда без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз и подвергла внезапной бомбардировке ряд крупных городов, в том числе и Киев. Осенью 1941 г., после кровопролитных боев, Киев был оставлен нашими войсками.

За два года оккупации города немецко-фашистскими захватчиками было в той или иной степени разрушено более 800 промышленных предприятий города, снята большая часть трамвайных путей, взорваны железнодорожные мосты через Днепр, разрушено, сожжено и взорвано более 6 тыс. жилых домов – более 1/4 части жилого фонда города и около тысячи зданий культурных и административных учреждений, в том числе: главные исторические здания Печерской Лавры, главный корпус Киевского университета с его прекрасными музеями и лабораториями, старейшая публичная библиотека города, консерватория, театр Красной Армии и т. д. [подробнее о Киеве во время оккупации см. сборник “Киев”, 1948 г.] Из Софийского собора немецкие оккупанты вывезли 14 фресок XII века – редчайший мирового значения памятник средневековой живописи, и многие другие замечательные музейные ценности; более 4 млн. книг было изъято ими из киевских книгохранилищ. Многие культурные учреждения были превращены в конюшни и гаражи, разрушены памятники деятелям культуры и уничтожены ценные собрания образцов украинского народного творчества (вышивки, посуда, резьба по дереву и т. д.). Всего, по неполным данным, Киеву было нанесено убытков более чем на 10 млрд. рублей.

Самым злодейским преступлением, которое никогда не может быть забыто и прощено фашистским извергам, было убийство ими 195 тыс. мирных жителей города. Бабий Яр (на северной окраине Киева), где десятками тысяч расстреливались киевляне, в том числе женщины, дети и старики, навеки вошел в историю как акт беспримерной жестокости и человеконенавистничества. Ни в одном из наших крупных городов не было в результате немецкой оккупации столь огромных жертв среди мирного населения, как в Киеве. Кроме того, более 100 тыс. киевлян было угнано на немецкую каторгу. Накануне войны в Киеве проживало 850 тыс. жителей, а к осени 1943 г. в нем не насчитывалось и 200 тыс. жителей.

С первых дней оккупации киевляне под руководством разветвленной подпольной партийной организации активно действовали в тылу врага. Вокруг Киева и в самом городе было 53 отряда народных мстителей. Не одна тысяча людей была вооружена киевлянами и послана в партизанские отряды, действовавшие в Киевском районе; диверсии против оккупантов стали в Киеве повседневным явлением. В письме от 27 декабря 1943 г. к т. Хрущеву Никите Сергеевичу (тогда секретарю Центрального Комитета КП(б)У) собрание партийного актива Киева писало следующее:

«Наш родной Киев более тысячи лет стоит среди широких украинских полей неприступной крепостью на высоком берегу полноводного Днепра. Никогда не склонял он головы перед многочисленными врагами, не колебался он и в самые тяжелые дни немецкой оккупации. Не сломили его волю к борьбе, не пошатнули его верность союзу советских народов ни гитлеровские варвары, ни их прихвостни – подлые украинские националисты».

В цепи крупных побед Советской Армии одной из самых замечательных является форсирование Днепра – самой большой из рек, которую пришлось преодолевать нашим войскам на временно оккупированной советской территории. А на Днепре Киевская операция была самой трудной и вместе с тем самой блестящей. Правый берег Днепра в районе Киева высокий и крутой, переправляться через реку здесь приходилось под непрерывным ураганным огнем гитлеровцев, окопавшихся на днепровских обрывах.

[Именно в таких условиях создавался так называемый Букринско-Григоровский плацдарм на правом берегу Днепра, в 35- 40 км к югу от Киева. В прорыве вражеского фронта на этом участке участвовало несколько тысяч орудий разных калиоров. К северу же от Киева место для форсирования Днепра было выбрано сравнительно далеко, там, где правый берег резко снижается. Поэтому нашим войскам пришлось переправляться и через Десну, и через Днепр, а также через Ирпень – уже на правом берегу. Мощным наступлением наших войск с юга и севера, в обход киевской группировке немцев, и была завершена эпопея освобождения Киева к 26-й годовщине Великой Октябрьской революции. Особенностью Киевской операции был короткий сильный удар, задуманный и осуществленный с целью спасти от полного уничтожения население и сам город с его историческими ценностями.]

Если бои за Днепр занимают, пожалуй, центральное место в героической битве нашей армии за освобождение Украины, то Киев оказался важнейшим узлом в этой освободительной борьбе. В приказе командующему Первым Украинским фронтом генералу армии Ватутину в связи с освобождением Киева Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин писал: «Со взятием Киева нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм на правом берегу Днепра, имеющий важное значение для изгнания немцев из правобережной Украины» [Правда, 7 ноября 1943 г.].

Немецко-фашистские захватчики нанесли Киеву очень большой ущерб. С большим воодушевлением вся Украина и весь советский народ восстанавливают прекрасную столицу украинского народа.

Современный Киев – это прежде всего столичный, административно-политический и культурный центр. Если, однако, иметь в виду не только роль Киева в жизни Украины и всей нашей Родины, но и профессиональную структуру населения самого города, то на первом месте здесь стоит промышленность. Киевская промышленность есть создание советской эпохи и составляет новую важную сторону в жизни современного Киева. За годы советской власти Киев обогатился больше чем сотней новых или целиком реконструированных промышленных предприятий. Промышленность Киева после перенесения сюда столицы в 1934 г. по темпам своего роста значительно обгоняет и общесоюзную, и украинскую. Один только прирост государственной промышленности Киева за 1937 г. был вдвое больше, чем вся продукция цензовой промышленности Киева в 1913 г. Накануне Великой Отечественной войны выпуск промышленной продукции уже был в 24 раза больше, чем в 1912/13 г. (по всей Украине – больше в 11 раз).

Ныне заводы и фабрики Киева уже восстановили свои разрушенные здания и получили эвакуированное на восток оборудование. Многие заводы строятся и оборудуются совершенно заново. После Великой Отечественной войны построен ряд новьгх предприятий; киевские заводы и фабрики выпускают сейчас много новых для довоенного Киева видов промышленной продукции (мотоциклы, сложные оптические приборы, фотоаппараты, газовую и пароводяную аппаратуру и т. д.). О темпах роста киевской промышленности в послевоенные годы свидетельствуют такие данные: за 1948 г. ее валовая продукция увеличилась на 26%, за 1949 г. – на 33%, причем производство-станков, паровых машин, электроизмерительных приборов, искусственного волокна и ряда других изделий почти удвоилось в течение одного только 1949 г. В конце послевоенной сталинской пятилетки киевские промышленные предприятия союзного подчинения дают намного больше продукции, чем давали в предвоенные годы.

Бурное развитие киевской промышленности в социалистическую эпоху объясняется рядом особо благоприятных условий.

Лишь в условиях планового социалистического хозяйства стало возможным использовать все преимущества положения Киева на путях между Промышленным центром и правобережной Украиной и на магистралях, связывающих между собой основные экономические районы самой Украины. Бурный рост в результате сталинских пятилеток южноукраинской угольно-металлургической базы и превращение Днепра с постройкой Днепрогэса в сквозной судоходный путь означает в совокупности весьма значительное улучшение экономико-географического положения Киева, который теперь связывается со всем югом Украины дешевым водным путем.

Немалое значение имело наличие в Киеве огромного количества квалифицированных рабочих из числа бывших ремесленников и кустарей как самого города, так и окружающих его многочисленных мелких городов.

Большую роль играет также наличие в Киеве, как в культурно-политическом центре Украины, значительных кадров научно-технических работников, что является решающим для ряда отраслей точного машиностроения и химии и некоторых других производств.

Вместе с тем рост киевской промышленности есть выражение политики равномерного размещения производительных сил, политики усиленного развития промышленности в аграрном районе, каким было Правобережье в прошлом. Наконец важно также и то, что лесостепная Украина, благодаря большой густоте своего населения, является для Киева немаловажным рынком потребления многих его промышленных изделий, а также и источником снабжения киевской промышленности некоторыми видами сырья – в первую очередь сельскохозяйственного.

Все это, а также крупные размеры самого города и напластования прошлого определили большое разнообразие отраслей промышленности Киева. Ведущую роль в ней играет металлопромышленность, которая до Великой Отечественной войны составляла по основным фондам половину. Второе и третье место занимают легкая и пищевая промышленность. Эти три группы отраслей составляют примерно от 3/4 до 4/5 государственной промышленности Киева, определяя собой его лицо в качестве промышленного центра. Из остальных отраслей отметим полиграфию, химическую, а также силикатную и лесопильно-деревообрабатывающую, производство кинофильмов, наглядных пособий и прочие отрасли «культурной промышленности».

Во всех этих отраслях получают особое развитие производства, требукмгие приложения высококвалифицированного труда. Для промышленности Киева характерны именно такие предприятия, в которых важна точность и высокая техническая культура или художественность отделки выпускаемых ими изделий. Такое направление значительной части киевской промышленности связано также с концентрацией в Киеве, специалистов самых различных областей производства: ученых, инженеров, художников, знатоков народных художественных промыслов.

Киев – второй после Харькова на Украине центр машиностроения и металлообработки и едва ли не первый в этом отношении город среди городов всей днепровской системы [теперь на второе место после Харькова по развитию машиностроения может претендовать, кроме Киева, также и Днепропетровск с его новым автомобильным заводом – детищем послевоенной пятилетки]. Его металлопромышленность отличается большим разнообразием производств средней металлоемкости и сложности с известным уклоном в сторону точной технологии. От Харькова с его электротехникой, тракторостроением и другими металлоемкими видами тяжелого машиностроения Киев отличается также и тем, что у него относительно не так много машиностроительных заводов-гигантов с типичной для них конвейерной системой производства.

При всем своем разнообразии, металлопромышленность Киева имеет известную специализацию. В первую очередь она обслуживает нужды транспорта. В качестве крупного железнодорожного узла Киев еще в дореволюционное время имел сравнительно крупные паровозо- и вагоноремонтные мастерские, которые после революции были коренным образом реконструированы. В годы сталинских пятилеток построен новый крупный завод транспортного машиностроения (в Дарнице), а также создано производство различного оборудования (средства сигнализации и т. д.) для железнодорожных станций всего Советского Союза. Целиком реконструированный в советскую эпоху завод «Ленинская кузница» вместе с судоверфью имени Сталина – одно из крупнейших в Союзе предприятий речного судостроения. Его пароходы можно встретить и на Днепре, и на Амуре, и на Балхаше; в настоящее время этот завод освоил строительство быстроходных судов для Дунайского бассейна. В Киеве имеется единственный на Украине трамвайный завод. Уже после Отечественной войны построен большой мотоциклетный завод, продукция которого расходится по всей стране.

Второй характерной чертой металлопромышленности Киева является специфическое для него производственное машиностроение – производство машин и оборудования для ряда отраслей химической, легкой, (кожевенной, дубильно-экстрактовой, швейной и текстильной) и пищевой (сахарной, винокуренной, мукомольной, хлебопекарной) промышленности. После Великой Отечественной войны в Киеве возникло и полиграфическое машиностроение. Сильно пострадавший от немецких оккупантов и ныне восстановленный, завод «Большевик» представляет собой яркий пример того, как небольшое плохо оборудованное предприятие дореволюционного времени было превращено киевскими большевиками в крупнейший современный «завод заводов». Сейчас, как и до Великой Отечественной войны – это одно из самых крупных и ведущий предприятий химического машиностроения Советского Союза До Отечественной войны продукцией этого завода были оснащены донецкие и березниковские химические заводы ряд предприятий синтетического каучука и более 20 сахарных заводов.

Особенно сильно развиты в Киеве производство приборов и аппаратов для пищевой промышленности, производство точных весов, а также лабораторного и медицинского (в том числе рентгеновского) оборудования. Киевский завод «Ренток» – крупнейший на Украине – выпускает теперь новые сложнейшие рентгеновские установки.

Для энергетического хозяйства в Киеве производится в больших количествах всевозможный кабель, а также котельное оборудование. Имеется и слаботочная промышленность (в частности, производство радиоаппаратуры), которая сейчас расширяется; вскоре после войны начато строительство завода электродов и электроприборов.

В конце [19]30-х годов был построен Киевский станкостроительный завод имени Горького. Это свидетельствовало о зрелости киевской металлопромышленности в целом.

Киев является важнейшим в пределах Украины центром легкой промышленности; по обуви и трикотажу он давал до войны от 40 до 50%, а по всей легкой промышленности 20-25% украинского производства [в Киеве имеется большая группа предприятий, связанных с обувной промышленностью: кожевенный и резино-регенераторный заводы, картонная и колодочная фабрики, производство обувных машин и самых различных вспомогательных материалов].

В Киеве также широко представлены все виды производства одежды (готовое платье, белье, головные уборы, меховые изделия и т. д.). До войны в Киеве был создан единственный на Украине сложный комплекс текстильных производств (тонкосуконный комбинат, производство и обработка искусственного волокна и шелка), на восстановление и развитие которых после войны обращено особое внимание [в настоящее время в Киеве осваивается (впервые на Украине) выпуск таких дорогах шелковых изделий, как крепдешин и т. д.].

Основные отрасли легкой промышленности Киева представлены весьма крупными предприятиями (на них занято нередко по нескольку тысяч человек). Значительное место в легкой промышленности Киева занимает также производство украинских вышивок, лент, тесьмы и различной галантереи.

Наряду с Одессой и Харьковом, Киев – один из основных центров пищевкусовой промышленности Украины. Здесь развиты такие отрасли, как кондитерская, консервная, мясная, мукомольная, табачная, ликерно-водочная и др.

Из отраслей химической промышленности в Киеве значительно развиты тонкая химия (производство реактивов, фармацевтических и фотохимических изделий и т. д.), лесохимия.

Большое развитие получила в Киеве, как в культурно-политическом центре Украины, полиграфическая промышленность, включая самые сложные и тонкие ее виды. Здесь печатаются массовыми тиражами книги, газеты и журналы на украинском, русском и на других языках. За послевоенные годы восстановлены большая типография «Радянська Україна» и 4-я книжная фабрика, построена фабрика цветной печати. Заканчивается восстановление большой книжно-журнальной фабрики. Киевская кинофабрика- самая крупная на Украине. В Киеве было освоено производство духовых музыкальных инструментов, создано крупное производство клавишных инструментов. В значительных количествах изготовляются различные наглядные пособия.

Киев вместе с его ближайшими соседями по Днепру образует самый крупный район лесопиления на Украине; здесь производятся мебель, паркет и всевозможные изделия из дерева.

Говоря о силикатно-керамической промышленности Киева, нельзя не упомянуть о его кирпичных заводах, расположенных вдоль долин Днепра и Лыбеди, где неглубоко от дневной поверхности залегает знаменитая киевская спондиловая глина. Киевский кирпич имеет красивый светложелтый цвет и отличается большой прочностью. Из него выстроен почти весь город, в том числе самые старинные и массивные его здания. В связи с огромными восстановительными работами в городе сооружены большие предприятия строительной промышленности [гипсовый комбинат, завод сухой штукатурки, гранитно-полировальная фабрика, завод теплоизоляционных материалов из минеральной шерсти, производство кровельных материалов и предметов внутренней отделки (линолеума) .и т. д.], предназначенные, в частности, для выпуска некоторых новых видов строительных материалов, которыми Киев вносит немало ценного в отечественную технику. После войны коренным образом перестроена керамическая и кирпичная промышленность, дающая уже сейчас блоки для огнестойких перекрытий. Выделываются специальные керамические плиты и детали для облицовки новых зданий.

Благодаря особому вниманию партии и правительства, строительная индустрия Киева за послевоенные годы резко возросла и обеспечила тем самым возможность вести новое городское строительство на высоком техническом и художественном уровне.

Современный индустриальный Киев имеет и новую энергетическую базу – построены районная электрическая станция и теплоэлектроцентраль, работавшие на угольном штыбе из Донбасса. Теперь они перешли на прикарпатский газ, что имеет первостепенное значение для всей экономики Киева. Газ подается по газопроводу Дашава – Киев, законченному строительством в 1949 г. Переход с угля на газ – на более дешевое и удобное топливо – является новым, весьма значительным стимулом к развитию киевской промышленности, потребности которой не только в электрической, но и в тепловой энергии будут удовлетворяться в большей части за счет газа. Газ играет, кроме того, огромную роль в благоустройстве быта киевлян: тысячи и тысячи жилых зданий уже газифицированы в результате сталинской заботы об улучшении бытовых условий советских людей. Весь Киев будет полностью газифицирован.

Единство столь разнообразной по своему отраслевому составу киевской промышленности заключается в том, что в большинстве своем эти промышленные отрасли ориентируются на выгодность транспсртно-географического положения Киева, на наличие здесь научно-технических и квалифицированных рабочих кадров, на прилегающий к нему крупный рынок потребления промышленных изделий – густо населенную украинскую лесостепь.

В Киеве нет какой-либо одной отрасли, которая резко доминировала бы по масштабу производства и подчиняла бы себе десятки предприятий других отраслей; поэтому целостность киевской промышленности не проявляется так ясно в межотраслевых ее связях, как, например, в Ярославле, где автомобилестроение подчиняет себе и химию (синтетический каучук, краски, резина и асбест), и текстиль (технические ткани), и много других отраслей.

Производственные связи между киевскими предприятиями развиты не так сильно. Они имеют место главным образом между производствами, представляющими собой последовательную переработку одного и того же сырья от полуфабриката до готового продукта: например, между кожевенной и обувной промышленностью; между лесопилением и мебельным производством; между мукомольем, хлебопечением, кондитерской и макаронной промышленностью; отчасти между текстильной, швейной и трикотажной промышленностью. Кроме того, у ряда отраслей имеются связи с химической промышленностью. Под киевскую промышленность – легкую, пищевую, деревообрабатывающую и прочую, уже подведена или подводится местная машиностроительная база. Почти все отрасли промышленности связаны так или иначе с местной металлопромышленностью, от которой получают машины и прочее оборудование. Металлопромышленность, в свою очередь, получает от других отраслей ряд вспомогательных материалов, например, древесину для речного судостроения и для ремонта железнодорожных вагонов.

Созданный по воле партии новый промышленный Киев имеет весьма разветвленные связи с промышленностью Украины и всей нашей великой Родины. Наиболее тесно и всесторонне промышленность Киева связана с Правобережьем, Полесьем и с Левобережьем – с одной стороны, и с южной угольно-металлургической базой – с другой. Такие важные отрасли промышленности Правобережья,Левобережья и Полесья, как пищевая (особенно сахарная, затем винокуренная, мукомольная), кожевенная, обувная, швейная и чулочная имеют многообразные связи с киевской промышленностью, особенно с металлической, снабжающей их оборудованием.

Это же касается таких специфических для Полесья отраслей промышленности, как лесопильно-деревообрабатывающая, фарфоро-фаянсовая, добыча нерудных ископаемых. Так, например, фарфоро-фаянсовая промышленность Полесья получает в Киеве оборудование для заводов и карьеров, разные химикалии и краски. В Киеве же находятся Научно-исследовательский институт керамики, экспериментальный керамический завод и фабрика художественной керамики, призванные способствовать реконструкции и, в частности, улучшению художественных качеств полесской фарфоро-фаянсовой промышленности [после Великой Отечественной войны в Киеве, впервые на Украине, освоено производство хрусталя и художественных изделий из него, что, несомненно, окажет влияние на украинскую стекольную промышленность, особенно на промышленность Полесья].

Из этого видно, что Киев выступает для промышленности Полесья, районов правобережной и левобережной лесостепи Украины в роли научного, технического и организующего центра.

Иной характер носят связи Киева с южным угольно-металлургическим районом, который, наряду с Промышленным центром и Ленинградом, играл и играет большую роль в индустриальном развитии украинской столицы. С юга и юго-востока в Киев идут главным образом уголь и металл, продукты химической промышленности, некоторые виды тяжелого машинного оборудования; в обратном направлении преимущественно – аппараты, приборы, машины (особенно для химической, пищевой и легкой промышленности), кабель для врубовых машин, а также изделия легкой и пищевой промышленности. Киевские заводы и фабрики из южного металла делают для Правобережья машины и оборудование, а из сельскохозяйственного сырья Правобережья – разнообразные предметы широкого потребления для горно-промышленного Юга. Это одно из проявлений вновь созданных или сильно расширившихся в социалистическую .эпоху межрайонных связей внутри Украины.

Хотя западные украинские земли воссоединены с советской Украиной лишь совсем недавно, Киев, однако, уже имеет с ними оживленные экономические связи. С западными областями Киев связан железными дорогами, автогужевыми путями и рекой Припятью. Сооружение газопровода Дашава – Киев – яркий пример вое крепнущей хозяйственной связи Киевского района с украинским Прикарпатьем. Кроме газа, Киев из западных областей получает лес, нефть, гипс и другие строительные материалы. В свою очередь создающаяся в западных областях промышленность получает из Киева техническое оснащение и помощь кадрами. Киев, например, шефствует над промышленными стройками Львова.

Киевская промышленность имеет также обширные и сложные связи с рядом других районов СССР, особенно с Промышленным центром и верхним Поднепровьем (БССР, Смоленская область, Брянский район).

Обширные связи киевской промышленности осуществляются через посредство киевского транспортного узла, одного из важнейших транспортных узлов Украины и западной половины европейской части Союза вообще. К Днепру в Киеве подходят широко раскрытым углом с востока и с запада два мощных веера железнодорожных линий, соединяющих Москву с Львовом, Черновцами, Кишиневом, а также с Одессой и нижним Дунаем (Измаильская область), а Донбасс и Харьков – со Львовом, Ковелем, Брестом, и вообще с западными областями Украины и, отчасти, Белоруссии.

С воссоединением всех украинских земель значение киевского узла возросло в еще большей степени. Необходимо подчеркнуть, что именно через Киев лежит выход с востока и северо-востока на весьма густую сеть железных дорог правобережной лесостепи, западных областей Украины, а также и Молдавии. Через Киев лежит кратчайший и важнейший выход из Левобережья и Донбасса в направлении правобережных лесостепных и полесских районов Украины. Если киевский железнодорожный узел и не является единственным выходом из Правобережья в пределы РСФСР (особенно к Промышленному центру) и в Белоруссию, то он, во всяком случае, едва ли не самый важный по сравнению с выходами через Черкассы – Бахмач и тем более через Овруч – Калинковичи. Транзитные перевозки через киевский узел перед Великой Отечественной войной превышали прибытие и отправление Киева, взятые вместе. В послевоенные годы перевозки киевского железнодорожного узла, непрерывно растут, в 1949 г. перевозка грузов была на 16% больше, чем в 1948 г.

По количеству пассажиров дальнего следования Киев уступает только Москве и Ленинграду. В местном пассажирском движении Киева преобладают области, лежащие к западу от него, особенно густо населенная лесостепь. На левом берегу Днепра, уже в 100-150 км на восток от Киева, начинает сказываться сила притяжения Харькова. Даже в пригородном сообщении Киев пока что намного больше обращен лицом к Правобережью, чем к Левобережью, хотя в советские годы Киев все больше «вторгается» в левобережное Заднепровье и все теснее с ним связывается.

Киев – главный ключевой порт Днепровской системы водных путей. С восстановлением плотины и шлюзов на Днепрогэсе, Киев вновь имеет водную связь с Херсоном, т. е. прямой выход к Черному морю.

Киев – наиболее крупный пассажирский порт на Днепре; он связан прямыми рейсами со всеми важными днепровскими гаванями, а также с Черниговом и Новгородом-Северским на Десне, с Гомелем на Соже, а с 1940 г. (после воссоединения украинских и белорусских земель) – и с Пинском на Припяти.

Грузооборот и пассажирооборот киевского порта в несколько раз уступают перевозкам железнодорожного узла, однако экономическое значение связей по воде достаточно велико, ибо по Днепру и его притокам Киев дешевым путем' получает громоздкие массовые грузы: минерально-строительные материалы (камень, кирпич, песок), лесоматериалы (одна треть днепровских плотов направляется обычно в Киев), каменный уголь, поток которого в несколько сот тысяч тонн из западного Донбасса с перегрузкой на воду в Днепропетровске стал возможным лишь после шлюзования Днепра в связи с постройкой Днепрогэса. Работа киевского речного порта все увеличивается – в 1949 г. его грузооборот был на 81 % больше, чем в 1948 г. Киев является важнейшим на Украине узлом шоссейных дорог, связывающих украинскую столицу со всеми основными районами республики, а также с Москвой и другими городами.

Киевский аэропорт имеет постоянные линии не только во все областные центры Украины, но и в Москву, Ленинград, Минск, Ригу, Кишинев, на курорты Крыма и Северного Кавказа.

Своеобразие Киева как экономического центра состоит в том, что он опирается в своем развитии на непосредственно прилегающий к нему (особенно е юго-запада) мощный и богатый возможностями экономический район и пользуется вместе с тем выгодами своего положения на скрещении весьма значительных и все более крепнущих межрайонных связей.

Административно-политическое значение Киева за последние годы резко возросло в связи с воссоединением всех украинских земель в единую Украинскую союзную республику. В память об их воссоединении, 30 октября 1949 г. (в день десятилетия вступления западно-украинских областей в состав Советского Союза) был заложен в Киеве (на Галицкой площади) большой памятник. Это торжество состоялось в присутствии представителей Закарпатья и Донбасса, Львова и Харькова и всех других областей и городов единой украинской державы.

С организацией Министерства иностранных дел Украины (октябрь 1944 г.) Киев стал важным центром и для внешних сношений Украины. Голос киевлян – представителей украинского народа, не раз мощно звучал на ассамблеях Объединенных наций и на других международных конференциях. Прокурор Украины Руденко представлял Советский Союз на Нюренбергском процессе.

Киев – важная опора для культурных и экономических связей со славянскими братскими народами ряда соседних демократических республик, а также и с соседними дружественными нам народами Венгрии и Румынии. За последние годы Киев не раз посещали многочисленные иностранные делегации (например, делегация польских крестьян и т. д.). В Киеве находится правление Всеукраинского общества культурной связи с заграницей. Киев поддерживает связи с украинскими прогрессивными организациями за рубежом.

По количеству населения Киев не очень резко превосходит такие города Украины, как Одесса, Львов, Днепропетровск и Сталине, не говоря уже о Харькове. В каждом из них имеются хозяйственные организации (главные управления, тресты и т. д.) общеукраинского масштаба, все эти города – довольно крупные культурные центры. На Киев приходится лишь около 3% населения Украины, тогда как в большинстве наших союзных республик столицы концентрируют в себе гораздо больший процент населения (в отдельных случаях до 30%).

С ролью Киева как столицы Украины – страны, представляющей собой замечательный по разнообразию и по цельности народнохозяйственный комплекс, – теснейшим образом связано обилие в нем культурных учреждений. В Киеве сосредоточен очень большой отряд украинской интеллигенции, это – город ученых, писателей, артистов и музыкантов, архитекторов и художников, врачей, педагогов и многих других деятелей культуры.

Влияние Киева как средоточия наук и искусства чувствуется во всей Украине – в самых отдаленных ее уголках, да и не только на Украине, но и далеко за ее пределами.

Далеко в прошлое уходят корни Киева как культурного центра. Истоки культурного творчества русского, украинского и белорусского народов находятся прежде всего в Киеве. Именно он служил как бы первоначальным горнилом, в котором выковывалась замечательная самобытная культура восточных славян. Здесь вместе с переводом церковных христианских «ниг идет дальнейшее развитие древнерусской письменности и русского литературного языка. Киев хранит не только замечательные памятники древнерусского зодчества этого периода, но и сокровища древнеславянской письменности: свитки древних книг и летописей.

После присоединения к Московскому государству восстанавливаются прежние культурные связи Киева с Москвой и другими древними русскими городами, причем эти связи значительно расширяются и углубляются. В московской Славяно-греко-латинской академии (где заканчивал свое обучение и великий Ломоносов) в XVII векепреподавали воспитанники киевского «Коллегиума» – позже называвшегося Киевской академией. С XVI века Киев становится важным очагом складывавшейся в тяжелых условиях украинской культуры. В первой половине XIX века одновременно с ростом административного значения Киева и с развитием его торгово-финансовой деятельности, здесь возникает ряд крупных научных и культурных учреждений: университет, астрономическая обсерватория, театр, некоторые ученые и просветительные общества.

Среди последних отметим имевшее характер тайной политической организации известное Кирилло-Мефодиевское общество (1846-1847 гг.), во главе левого крыла которого стоял подлинный демократ и великий поэт украинского народа Тарас Шевченко. Внутри общества Шевченко вел борьбу против буржуазного либерализма Костомарова и Кулиша; за свою революционную деятельность он был отдан в солдаты и сослан из Киева на 10 лет. Украинское прогрессивное культурное движение всячески преследовалось царскими властями.

Хотя дореволюционный Киев насчитывал сравнительно с другими крупными городами тогдашней Украины немало различного рода учебных заведений, большая часть которых возникла в конце XIX и начале XX века, однако широкие массы населения доступа в них не имели. В дореволюционном Киеве было около 40% неграмотных; большая часть детей школьного возраста оставалась вне школы, не говоря уже о том, что украинских школ совсем не существовало.

Невиданный раньше расцвет украинской культуры – науки, литературы, музыки, театра, живописи – находит свое блестящее и совершенное выражение в новом, социалистическом Киеве с его многотысячной армией замечательных мастеров науки и искусства. Партия и правительство уделяют особое внимание развитию Киева как культурного центра, играющего исключительно большую роль в формировании новой, социалистической украинской культуры.

Еще в самые первые годы советской власти в Киеве создается Академия наук Украинской ССР, имеющая теперь в своем составе свыше 30 крупных научно-исследовательских институтов.

Нельзя не отметить, что многочисленные попытки организовать в дореволюционном Киеве хотя бы какое-либо подобие Украинской академии не имели никакого успеха. Среди научно-исследовательских учреждений нынешней Академии наук Украинской ССР выделяется большая группа институтов, целью которых является изучение и всемерное развитие украинской культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. Весьма значительное место занимают здесь медицинские науки (исследования покойного президента академии А.А.Богомольца о продлении жизни, работы акад. А.В.Палладина и др.), физико-математические и технические (работы лауреатов Сталинской премии академиков Е.О.Патона, М.А.Лаврентьева, Н.Н.Боголюбова и др.), естественные (исследования мичуринцев-лысенковцев – П.А.Власюк и др.) и социально-экономические науки, особенно те их области, которые связаны с изучением природы, хозяйства и культуры Украины. Библиотека Академии наук Украинской ССР насчитывала до Великой Отечественной войны более 5 миллионов томов. Гитлеровцы увезли многие ценнейшие ее собрания. Теперь она вновь сильно пополнена и превращена в Публичную библиотеку УССР.

Кроме Академии наук УССР в Киеве имеется Академия архитектуры Украины и большое количество других научных институтов и учреждений (прежде всего по линии сельского хозяйства, пищевой, легкой и строительной промышленности), многие из которых имеют всесоюзное значение.

Выдающееся место принадлежит Киеву и как центру высших учебных заведений, которых здесь насчитывается почти два с половиной десятка. Киев – прежде всего кузница кадров для культурного фронта – деятелей украинской социалистической культуры. Кадры эти готовятся в университете с десятком его факультетов (после войны организован ряд новых факультетов: экономический, философский и международных отношений – единственный на Украине), в консерватории, в педагогическом, медицинском, художественном и театральном институтах. Кроме того, здесь имеется ряд высших учебных заведений, дающих кадры технической интеллигенции для машиностроения, металлургии, горного дела и энергетического хозяйства, для пищевой (сахарной, спиртовой, крахмало-паточной), кожевенно-обувной, керамической и других характерных для Украины отраслей промышленности. Среди многочисленных в Киеве технических вузов выделяется Политехнический институт, который после Великой Отечественной войны пополнился новыми факультетами (горным, инженерно-педагогическим и другими). Сельскохозяйственные институты образуют целый городок в живописной местности Голосеевского леса.

Киев – город высокой театральной культуры. На весь Советский Союз прославились замечательные мастера Украинского орденоносного театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Особо выделяются киевские драматические театры – украинский (им. Ив. Франко) и русский (им. Леси Украинки). В Киеве жили классики украинского театра – Саксаганский, Садовский, Заньковенкая.

Украинский народ, как известно, весьма музыкален, и Киев является выразителем его высокой музыкальной одаренности. Почти всю свою жизнь провел в Киеве неутомимый собиратель украинского музыкального фольклора, замечательный украинский композитор Н.В.Лысенко. Здесь он создал свои широко известные оперы («Наталка-Полтавка», «Тарас Бульба» и др.). В Киеве также протекала деятельность Н.Д.Леонтовича – другого выдающегося украинского композитора. Кроме начавшей работать в советские годы консерватории, в Киеве теперь более десяти музыкальных учреждений. В Киеве работают крупнейшие советские украинские композиторы – Л.Н.Ревуцкий, Г.Г.Веревка, А.Штогаренко и др. Здесь же пишут свои картины лучшие художники Украины – М.И.Хмелько, В.И.Касьян, А.А.Шовкуненко и другие.

Киев – важнейший очаг украинской литературы. И ее корифей – Тарас Шевченко, и ее классики – М.М.Коцюбинский и Леся Украинка связаны в своем творчестве с Киевом. В Киеве живут и творят такие выдающиеся украинские писатели нашего времени, как А.Е.Корнейчук, П.Г.Тычина, М.Ф.Рыльский, Н.П.Бажан и многие другие. Киев воспитал не один десяток современных крупных поэтов и прозаиков Украины.

Среди многочисленных в Киеве музеев исключительно большой исторический интерес представляет Софийский заповедник и большой «Музейный городок» (84 историко-архитектурных памятника), созданный на базе Киево-Печерской лавры; в городке имеются ценнейшие собрания старинных тканей, различной утвари, оружия и т. д. На территории лавры (в церкви Спас на Берестове) был похоронен в 1157 г. Юрий Долгорукий – основатель Москвы. В честь 800-летия Москвы трудящиеся Киева воздвигли в 1948 г. над местом его погребения саркофаг из черного гранита, выполненный в древнерусском стиле. Из других музеев надо отметить недавно восстановленный и сильно расширенный Музей Шевченко, Музей украинского народного творчества (около 60 тысяч экспонатов – вышивки, ковры, посуда и т. д.), Музей русского искусства и замечательную выставку партизанского движения на Украине. Совершенно особое место занимает Музей В.И.Ленина, играющий видную роль в развитии политического сознания масс.

В Киеве очень много исторических памятников; одни из них относятся к эпохе Киевской Руси, другие – совсем недавнего времени. В киевских памятниках запечатлена по существу вся славная история украинского народа. Они являются свидетелями многовековой совместной борьбы народов Украины и России. Органическая связь между украинской и русской культурой особенно рельефно, прямо-таки вещественно выступает в Киеве. На глубоком историческом фоне здесь особенно ярко выглядят преимущества нашего нового, социалистического строя.

Живописный берег Днепра Здание Совета Министров УССР Стадион
Живописный берег Днепра Здание Совета Министров УССР Стадион
Киево-Печерская лавра Площадь имени И.В.Сталина Киевский театр оперы и балета
Киево-Печерская лавра Площадь имени И.В.Сталина [нині – Європейська] Киевский театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко — крупнейший очаг украинского оперного искусства. В 1919 году здесь происходили заседания Всеукраинского съезда советов. Слева улица Ленина, открывающаяся в сторону Крещатика.
Здание Академии наук Музей В.И.Ленина Киевский университет им. Т.Г.Шевченко
Здание Академии наук Музей В.И.Ленина Киевский университет им. Т.Г.Шевченко