Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

6. Строительство и архитектура города

За годы Советской власти Киев вырос в большой экономический, политический и культурный центр, что отразилось на его благоустройстве и общей архитектуре.

Старые промышленные предприятия Киева были реконструированы. На месте небольших мастерских и заводов выросли крупные предприятия, оборудованные по последнему слову техники.

Коренным образом изменился Южно-русский машиностроительный завод и другие предприятия.

В 1928-1929 гг. на Подоле, в конце Кирилловской улицы, на территории бывшей ярмарочной площади, была построена 4-я обувная фабрика. Главный корпус, построенный из железобетона и стекла, представляет собой сооружение в духе распространенного в то время стиля конструктивизма. Территория фабрики была хорошо благоустроена и озеленена.

По проекту киевского архитектора В.Н.Рыкова в 1928 г. на Брест-Литовском шоссе была сооружена кинофабрика, в то время одна из самых больших в Европе. На территории свыше 30 га расположились производственные и служебные корпуса. Озелененная территория фабрики превратилась в сплошной сад.

А.В.Луначарский в журнале «Наши достижения», редактором которого был А.М.Горький, дал высокую оценку архитектуре и планированию кинофабрики. Обходя фабрику, писал он, «ежеминутно восхищаешься соединением простоты и изящества, целесообразности и мощи, достигнутыми почти сплошь новыми приемами, изобретенными, так сказать, специально для данного здания» [«Наши достижения», 1929, № 1, стр. 77].

Серьезное значение для подъема коммунального хозяйства Киева имели построенные в годы первой пятилетки крупные для того времени электростанции: КРЭС – на Оболони, в конце Киевской гавани, и ТЭЦ – возле вокзала.

Тогда же развернулось строительство общественных и жилых домов. Прежде всего были достроены те объекты, строительство которых началось еще в дореволюционное время.

Государственная публичная библиотека…

Государственная публичная библиотека АН УССР. [с. 248]

Дом жилкооператива «Пищевик» (1924…

Дом жилкооператива «Пищевик» (1924 г.). [с. 250]

В 1927 г. по проекту архитектора П.Ф.Алешина было закончено строительство здания научно-исследовательских институтов Академии наук УССР (угол ул.Ленина и Владимирской). По проекту архитектора В.А.Осьмака в 1929 г. достроено здание публичной библиотеки АН УССР, начатое еще в 1914 году.

Одним из наиболее выразительных архитектурных сооружений является бывший дом Губернского земства на Владимирской ул., 33, решенный в формах стиля ренессанс. Строительство этого здания, начатое в 1913 г. по проекту академика архитектуры В.А.Щуко, было окончено в 1928 г.

Во время первой мировой войны на Печерске началось строительство большого клубного здания, которое было завершено в 1931 г. для Дома Красной Армии (ныне Дом офицеров Советской Армии).

В этот период восстанавливались также строения, разрушенные в годы революции и гражданской войны: жилой дом на 40 квартир по ул.Ленина, 32 (1925 г.), бывший Кловский дворец, построенный в XVIII ст., по ул. Чекистов, 5 (1931 г.) и др. Одновременно развертывалось новое жилищное строительство за счет государственных ассигнований и, главным образом, за счет средств жилищной кооперации.

В жилищном строительстве Киева в первое десятилетие Советской власти преобладали главным образом небольшие малоэтажные дома. Начиная с 1929 г. этажность новых жилых домов и жилая площадь их значительно возрастают. Средняя этажность каждого из нововыстроенных домов составляла: в 1927-1928 гг. 2 – с площадью 360 кв. м, в 1929 – соответственно 2,2 и 550 кв. м, в 1930 – 3,4 и 1400 кв. м и в 1931 г. – 4,2 и 2500 кв. м.

Таким образом, уже в 1931 г. преобладающим типом строительства являлся многоэтажный многоквартирный жилой дом [«Київ та його приміська смуга. Статистично-економічний довідник 1932 року», К., 1932, стр. 62]. На Красноармейской улице, 84, в 1924 г. был сооружен дом жилкооператива «Пищевик» на 52 квартиры. В 1930 г. построены жилые дома: на углу Спасской улицы и Воскресенского переулка – на 28 квартир, на углу Тургеневской и Павловской улиц – на 80 квартир. Удобные квартиры получили рабочие и служащие в доме, построенном в 1931 г. жилкооперативом «Арсеналец», по улице Кирова, 7/9.

Наряду с многоэтажным жилстроительством продолжалось и одноэтажное строительство на резервных территориях. На бывших городских окраинах в Дарнице, на Соломенке и в других быстро вырастали новые рабочие поселки, застроенные одно- и двухэтажными домами. Территория поселков благоустраивалась и озеленялась.

Новое жилье советского человека уже на этом этапе имело ряд особенностей, которые отличали его от дореволюционного «доходного дома». В строительстве жилья применялись секции отдельных двух- и трехкомнатных квартир с кухней, ванной и санузлом.

Вместе с жилищным строительством в Киеве сооружались здания для учебных и научных учреждений. Интересным по своему архитектурному решению является школа, построенная на рабочей окраине Шулявке, в проектировании которой принимали участие известные советские архитекторы Щусев, Алешин, Осьмак и Рыков. Школа рассчитана на 840 учеников; она имеет столовую, кинозал на 200 человек и актовый зал на 500 человек.

В 1932 г. были построены школы ФЗО – на заводе «Большевик» (на 750 учеников), Краснознаменном (на 280 учеников) и на заводе «Ленинская кузница» (на 700 учеников).

Поселок железнодорожников в Дарнице.…

Поселок железнодорожников в Дарнице. [с. 251]

Один из учебных корпусов…

Один из учебных корпусов сельскохозяйственной академии в Голосеево. [с. 252]

Годы первой пятилетки представляли собой период широкого строительства в Киеве зданий для высших учебных заведений: институтов энергетики, химической технологии, сахарной промышленности и комплекс сельскохозяйственных институтов в Голосеево: институт механизации и электрификации сельского хозяйства, зоотехнический, лесоинженерный и агрономический. Кроме того, сооружено ряд зданий для научно-исследовательских институтов: микробиологии, строительных материалов и др. [«Будови соціалістичного Киева. 1917-1932», Видання Київської міськради, 1932, стр. 103, 105 и др.]

Советская архитектура в первые 15 лет еще не имела единства стиля. В этот период наряду с конструктивизмом, модернизмом и эклектикой, проявившимися в архитектуре ряда жилых домов, были также искания национальных украинских форм. Последнее особенно характерно для творчества архитектора Д.Дяченко, который проектировал в Голосеево помещения сельскохозяйственных институтов. Эти сооружения решены им в стиле украинского барокко. Форма композиции, пропорции и членение фасадов, обработка проемов окон и дверей, фронтоны и др. детали заимствованы из архитектурного наследства Украины XVII-XVIII вв. Такое некритическое использование национального наследства и перенесение форм прошлого, часто церковных сооружений, в новое строительство было подвергнуто в свое время справедливой критике со стороны общественности.

Особенно распространился в этот период конструктивизм, в котором часто проявлялась недооценка художественной стороны в архитектуре. На фасадах жилых домов по ул. Кирова, 7/9, Доме врача по ул. Большой Житомирской, 17 и др. не было карнизов, стены были плоскими, отсутствовала отделка декоративными лепными деталями. Однако в этом стиле были заложены и здоровые начала – отказ от архаических форм, художественное осмысливание конструктивных элементов здания (плоскость стены, оконные проемы и т.д.). В духе конструктивизма построен клуб по ул. Розы Люксембург (сейчас театр юного зрителя), клуб завода «Большевик», помещение ныне перестроенного кинотеатра по ул. Константиновской (сейчас широкоэкранный кинотеатр), клуб пищевиков на Контрактовой площади и др.

В простых плоскостных формах сооружено было здание Госучреждений, где теперь открыт ресторан «Столичный». В этом же стиле решен и киевский вокзал, построенный в 1932 г. Впервые вопрос о строительстве в городе нового вокзала возник еще в 1880 г., но к его сооружению приступили только в 1912 г. В начале первой мировой войны строительство было прекращено. В 1928 г. в результате конкурса был одобрен проект архитектора А. М. Вербицкого. Проект предусматривал пропуск за сутки 36 тыс. пассажиров дальнего и 4 тыс. ближнего следования. Площадь залов для пассажиров составляла 3000 кв. м [«Будови соціалістичного Києва. 1917 – 1932», стр. 95].

Здание было решено симметрично, оно замыкает собой ул.Коминтерна. Центральный вестибюль, внешне подчеркнутый большой застекленной плоскостью стены, завершается фронтоном, который придает сооружению некоторые черты украинского барокко. Внутреннее решение вокзала рациональное и удобное.

Особенно быстро начал развиваться Киев с 1934 г., после перенесения сюда столицы республики. В годы второй и третьей пятилеток здесь продолжалось большое промышленное строительство. В этот период были построены станкостроительный завод, вагоноремонтный завод, тонкосуконный комбинат, завод искусственного волокна и другие предприятия. Параллельно развертывалось жилищное и культурное строительство.

В связи с перенесением в Киев столицы республики сооружались крупные здания для различных ведомств и центральных учреждений. Новое строительство вызвало необходимость разработать генеральный план реконструкции города.

Генеральный план реконструкции Киева, рассчитанный на 10-20 лет, был составлен под руководством архитектора П.П.Хаустова. В нем учитывалось политическое, административное и культурное значение города как столицы республики, а также дальнейшее развитие промышленности, жилищного и культурного строительства, результатом чего являлось значительное расширение городской территории. Много принципиальных положений этого плана было использовано в послевоенный период, когда разрабатывали генеральный проект восстановления Киева. Наиболее благоприятные в гигиеническом отношении части города – Лукьяновка и Печерско-Зверинецкий район – были отведены под жилищное строительство.

В районе Телички предусматривалось строительство портовых сооружений и промышленных предприятий, которые потребляют много воды, и подвоз сырья и топлива осуществляют водным путем. Резервные территории для расширения промышленности выделялись на юго-западе города в районе Демеевки и на северо-западе – в районе бывшей Шулявки и Куреневки.

За Днепром, восточнее моста, начал быстро застраиваться новый мощный промышленный район – Дарница. До революции это был плохо благоустроенный дачный и рабочий поселок, где даже не было электрического освещения.

Намечалось освоение новых городских территорий в южном направлении – в сторону Мышеловки и Корчеватого, а также в восточном направлении – по Броварскому и Дарницкому шоссе.

В северной части города границы определялись рубежами обширной низины, так называемой Оболони, которая заливается, Пущеводицкого леса; в западной – болотистой низиной за Святошино вплоть до Борщаговского моста.

Благодаря перепланировке улиц Киева создавалась удобная связь между отдельными районами города; движение городского транспорта предусматривалось организовать с учетом разгрузки центра столицы.

Большое внимание в генеральном плане уделялось озеленению города. Планировалось озеленение склонов Днепра, а также реконструкция всех парков и рощ. Внешний зеленый пояс города, который состоит из больших лесных массивов Пуща-Водица, Святошино, Голосеево и Дарница, преобразовывался в пояс культурных лесопарков, предназначенных для отдыха трудящихся.

Характерным в планировке дореволюционного Киева была недооценка роли Днепра как одного из наиболее важных факторов внешнего благоустройства и архитектурного раскрытия прекрасных природных условий города. Река была в буквальном смысле слова отрезана от города разными причалами, складами, мастерскими и строениями. Город также будто «отвернулся» от реки; его строения были как правило обращены в сторону Днепра тыльной частью. Отсутствие благоустроенной набережной приводило к быстрому разрушению склонов вследствие оползней. Связь вдоль реки была затруднена, поскольку здесь проходила узкая, плохо мощенная дорога и одноколейная трамвайная линия.

Очень важным элементом реконструкции Киева было сооружение гранитной набережной, которая выполняла функции подпорной стены и давала возможность проложить широкую автомагистраль вдоль Днепра. Перед началом работ по сооружению набережной среди киевских архитекторов был проведен конкурс, в итоге которого был одобрен проект архитектора В.А.Осьмака. В 1938 г. гранитная набережная длиной 3 км была в основном закончена.

Особенность набережной в Киеве, в отличие от набережных других городов, в том, что на всем ее протяжении благодаря широкой платформе основания стены создается возможность непосредственного доступа к воде.

Очень ценным в плане реконструкции города было предложение о строительстве на Трухановом острове грандиозного гидропарка для отдыха трудящихся.

Старый Киев не имел ни одной городской площади, достаточно пригодной для проведения массовых общегородских митингов и демонстраций. В процессе работ по реконструкции города возник вопрос о создании центральной городской Правительственной площади. Потребность в ней возросла еще больше с переездом в Киев правительства республики.

Место для Правительственной площади (теперь Советская площадь) избрали в центре старой «Горы» на территории бывшего Михайловского монастыря, откуда открывается величественная панорама Заднепровья. Архитектурное решение площади было найдено в результате проведения четырех туров конкурса, в которых принимали участие виднейшие советские архитекторы.

После заключительного тура был принят проект проф.Лангбарда, предусматривавший сооружение на самой бровке днепровских склонов двух одинаковых зданий – ЦК КП(б)У и СНК УССР, которые располагались бы полукругом на площади, обращенные фасадом в сторону города. Между основными зданиями проектировалось установить величественный монумент В.И.Ленину, который должен был стать в определенной степени организующей основой всего ансамбля и придать силуэту комплекса красивый вид как со стороны города так и со стороны Днепра.

Из намеченного ансамбля Правительственной площади было сооружено только одно здание (теперь здание областных организаций). Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз помешало застройке площади. Огромное по масштабам здание видно со многих пунктов города. Его главный фасад обращен в сторону заново созданной площади. Отсюда здание имеет глубокий просторный открытый двор, отделенный колоннадою коринфского ордера. Колонны поддерживают антаблемент и высокий парапет, на котором дано лепное изображение флагов и герба республики. Сооружение со скучным силуэтом и шаблонными архитектурными формами не способствовало украшению города и выделяется разве что своими огромными размерами.

При осуществлении первоочередных мероприятий по застройке города осваивалась прежде всего центральная территория, насыщенная капитальным жилищным фондом и различным коммунальным оборудованием. Этот принцип предусматривал постепенное расширение реконструкции центра и переход к освоению территорий периферии, что давало возможность полностью использовать существующие фонды коммунального хозяйства и удешевить работы. В большинстве случаев реконструкция сводилась только к некоторому расширению сети водопровода, канализации и т.д. Уже на первом этапе реконструкции города предусматривалось завершить архитектурное оформление центральных площадей и магистралей, где небольшие, малоэтажные дома заменялись новыми, многоэтажными строениями, сооруженными в соответствии с требованиями советской архитектуры [Проф. П.П.Хаустов, Будівництво 1938 року і планування Киева. «Архітектура Радянської України», К., 1938, № 4-5, стр. 6-10].

В генеральном плане реконструкции города значительное место отводилось Крещатику. С целью разгрузки этой центральной магистрали от автотранспорта предусматривалось вывести Пушкинскую улицу на площадь Калинина. В этот период реконструированы были не сохранившиеся до нашего времени Дом обороны, здание Радиоцентра, вход в пассаж, пятиэтажный дом на площади Калинина и др. Наиболее значительным зданием на Крещатике был Центральный универмаг, сооруженный по проекту Д.Ф.Фридмана и Л.Я.Мецаяна. Трасса Крещатика и прилегающие к нему площади были заасфальтированы. Трамвайную линию заменили троллейбусной линией.

Новое строительство получило широкий размах на Печерске, в районе так называемых Липок. Здесь осуществлялось строительство административных зданий Совнаркома УССР, Верховного Совета УССР, а также зданий для жилья и культурно-массового назначения.

С 1934 г. в архитектуре Киева начался отход от конструктивизма, и в архитектуре наметилась ориентация на использование форм классической архитектуры; здания стали завершать большими карнизами, стены расчленялись пилястрами, в большом количестве появляются колонны и лепные украшения.

Поиски стиля советской архитектуры в этот период базировались на глубоком изучении образцов новой, а также классической архитектуры, на применении достижений современной архитектурно-строительной техники. Однако механическое и некритическое отношение к классическому наследию часто проявлялось в эклектике и сухом стилизаторстве.

Наиболее значительными и интересными сооружениями, возведенными в Киеве в те годы, были здания Совнаркома УССР, Верховного Совета УССР и ЦК КП(б)У. Правительственные и административные здания Советского государства призваны отражать силу и величие советского народа, действительно демократический характер его государственной власти. Искание монументальных форм для правительственных и административных зданий представляло сложное и ответственное задание.

Здание Совнаркома было сооружено в 1938 г. по проекту выдающегося советского зодчего И.А.Фомина в соавторстве с архитектором П.В.Абросимовым. Объемы решены в виде двух параллельных семиэтажных корпусов, связанных между собой огромным десятиэтажным вогнутым корпусом, обращенным главным фасадом на ул.Кирова.

Здание Совнаркома построено из кирпича и оштукатурено, за исключением цокольной части, облицованной природным камнем. Изготовлением капителей и баз колонн из чугуна автор как бы отдает дань архитектурным традициям Киева, в которых чугунное литье играет большую роль. Вспомним, например, пьедестал памятника Владимиру, капители и базы колонн университета и др.

К значительному сооружению этого времени принадлежит и здание Верховного Совета УССР, построенное в 1939 г. по проекту архитектора В.И.Заболотного. Высокие архитектурные качества этого сооружения признаны общественностью. Правительство присудило автору проекта в 1940 году Государственную премию первой степени. Здание сооружено на углу ул.Кирова и площади Верховного Совета, в непосредственном соседстве с бывшим царским дворцом, среди пышной зелени Первомайского и Советского парков. Оно замыкает собой перспективу ул.К.Либкнехта. Спокойный силуэт сооружения завершается застекленным куполом для естественного освещения зала заседаний. Главный вход оформлен стройным шестиколонным портиком высотой в три этажа с антаблементом и высоким парапетом, украшенным со всех четырех фасадов лепными изображениями флагов и Государственного герба республики.

Среди положительных качеств следует также отметить художественное решение внутренних помещений здания. Здесь умело использованы штукатурка и гипс, различные виды природного и искусственного мрамора, ценные породы дерева, никелированный металл, медь, бронза, инкрустация, кожа, цветное высококачественное стекло, зеркальное стекло, хрусталь и высококачественная покраска.

[Вестибюль Верховної ради УРСР]

[Вестибюль Верховної ради УРСР]

Плафон «Цветущая Украина» вестибюля…

Плафон «Цветущая Украина» вестибюля здания Верховного Совета УССР [с. 256-257]

Плафон «Цветущая Украина» вестибюля…

Плафон «Цветущая Украина» вестибюля здания Верховного Совета УССР [с. 256-257]

Плафон «Цветущая Украина» вестибюля…

Плафон «Цветущая Украина» вестибюля здания Верховного Совета УССР [с. 256-257]

Удачен по идейному и художественному замыслу плафон главного вестибюля, выполненный ленинградскими художниками отцом и сыном Щербаковыми. Тема плафона «Цветущая Украина» отображена ярко, красочно, с высоким профессиональным мастерством.

Одновременно с сооружением здания Верховного Совета была реконструирована площадь перед ним, где установлен памятник на братской могиле героев Великой Октябрьской социалистической революции.

Из других значительных сооружений довоенного периода следует отметить здание Центрального Комитета Коммунистической партии Украины по ул.Орджоникидзе, надстройку на здании Госбанка, талантливо выполненную архитекторами Кобелевым и Рыковым, реконструированное здание театра русской драмы.

Для открытого в 1939 г. филиала Центрального музея В.И.Ленина было использовано и частично достроено здание на Владимирской улице, 57, спроектированное архитектором П.Ф.Алешиным еще в 1911 г. для педагогического музея. Архитектурная отделка помещений музея характеризуется высоким качеством, монументальностью и красотой.

Сооружение зданий высших учебных заведений, которое особенно широко проводилось в Киеве в годы первой пятилетки, осуществлялось и в последующие годы. Рост Киевского университета вызвал необходимость расширить учебные площади для размещения новых факультетов. В первую очередь рядом с основным корпусом соорудили по проекту В.А.Осьмака корпус гуманитарных наук. Этим был завершен один из самых интересных ансамблей столицы, центром которого является старое здание университета.

Архитектурное оформление университета с развитой колоннадой центрального входа подсказывало строго симметричное решение двух размещенных слева и справа зданий. При таких обстоятельствах архитектор В.А.Осьмак в проекте гуманитарного корпуса повторил архитектуру здания библиотеки Академии наук, выдержанную в формах классицизма.

В новом корпусе имеется ряд аудиторий на 250, 200 и 150 слушателей, специальные кабинеты и библиотека на 25 тыс. томов. Простая и логичная композиция строения, просторный вестибюль, высокие светлые помещения и широкие лестницы создают парадность и торжественность внутреннего архитектурного вида здания.

В этот период в Киеве построен также большой комплекс зданий института пищевой промышленности и здание бывшей торговой академии (теперь инженерно-строительный институт) на бульваре Шевченко.

Начиная с 1935 г. в городе широкий размах приобрело школьное строительство. Сооружение школ на 880 мест каждая проводилось по типовым проектам. Рациональное планирование школ сочеталось с поисками таких архитектурно-художественных форм, которые б радовали своим внешним видом молодое поколение, прививали б любовь к своей школе. Вместе с тем архитектура зданий школ должна быть скромной по своим формам, ибо здесь у людей начинаются действительные познания жизни, тут они получают образование и готовятся к серьезной трудовой деятельности. Такие черты архитектуры зданий советских школ, как соединение торжественности и приветливости с простотой и строгостью, хорошо переданы в построенной в 1936 г. школе на ул.Богомольца, 3 (51-я средняя школа).

Крещатик (1940 г.). [с. 255]

Крещатик (1940 г.). [с. 255]

25-я средняя школа. [с. 259]

25-я средняя школа. [с. 259]

Развитие школьного строительства вызвало поиски рациональных конструктивных схем и типов конструкций, которые дали б возможность удешевить и ускорить его. В 1939 г. в Киеве впервые была построена скоростным методом 25-я школа на углу улиц Владимирской и Героев революции. Она размещается около выдающегося памятника архитектуры – Андреевской церкви. Школа решена в простых модернизованных формах, с использованием мотивов классики.

Наряду с возведением общественных зданий в довоенный период в Киеве продолжалось и строительство жилья. В этот период построены целые кварталы на Печерске, вдоль Брест-Литовского шоссе и в других районах города.

Начиная с 1934 года в жилищном строительстве в нашей стране наметились значительные изменения. Усовершенствование типа советского массового жилища происходило одновременно с поисками новых форм и композиционных приемов, способных отобразить характерные черты архитектурно-художественного вида жилых сооружений.

При проектировании жилых зданий проявлялось стремление отойти от мрачного серого стандарта, утвердившегося в предыдущий период. С этого времени улучшилось внутреннее планирование квартир. Обращено было внимание на благоустройство жилых районов, на сооружение в них культурно-бытовых помещений, а также детских яслей, садов, школ и др.

Становление нового архитектурного стиля происходило в сложной борьбе, в процессе которой были не только успехи, но и неудачи. Некоторые жилые здания, построенные в этот период в Киеве, носят на себе следы плохого архитектурного вкуса и абстрактного формотворчества. Это особенно заметно на жилом здании завода «Арсенал» на ул.Январского восстания. Угол этого здания решен невыразительно, башня непропорциональна к объему всего здания.

Примером удачной архитектуры жилищ этого периода является здание на бульваре Шевченко, 58, сооруженное по проекту архитектора А.M.Смыка. В нем творчески использованы традиции древнерусского зодчества в виде соединения полос розовой штукатурки и кирпича в отделке первого этажа. Хорошо найдены мотивы орнаментальной отделки входов и майоликовые вставки на верхних этажах.

Жилые дома в Дарнице (1937 г.).…

Жилые дома в Дарнице (1937 г.). [с. 260]

Жилой дом на Пироговской улице.…

Жилой дом на Пироговской улице. [с. 261]

Большое семиэтажное здание на Пироговской улице, сооруженное по проекту архитектора Г.В.Шлаконева, занимает почти всю четную сторону этой улицы. Дом имеет удобные двух- и трехкомнатные квартиры со всеми удобствами. Чтобы избежать однотонности в застройке, архитектор предусмотрел со стороны улицы большой открытый двор. Формы здания, карнизы, отделка окон, рустовка первого этажа и центральная арка не отличаются оригинальностью и навеяны стилем ренессанс. В 1937 г. на Брест-Литовском шоссе было сооружено жилое здание на 40 двух- и трехкомнатных квартир. Авторы проекта А.В.Добровольский и М.М.Ручко уделили много внимания созданию удобств для жильцов. Двухкомнатные квартиры имеют по 45 кв. м жилой площади, а трехкомнатные – 54 кв. м. В каждой квартире есть хорошие передние, просторные комнаты, балконы и лоджии. Все комнаты выходят, как правило, на главный фасад, а кухни и другие вспомогательные помещения – во двор. Кирпичное здание в пять этажей снаружи оштукатурено. Авторы отказались от мелких деталей и оперировали крупным членением, подчеркивая композиционное единство и определенную монолитность всего сооружения.

О размахе жилищного строительства в Киеве свидетельствует тот факт, что в этот период ежегодно вводилось в эксплуатацию 50 тыс. кв. м жилой площади. За двадцать лет предвоенного развития с 1920 по 1940 г. в Киеве было построено 1600 новых крупных жилых домов. Общая жилая площадь в городе достигла более 4.3 миллиона квадратных метром [О. Давидов Росте і квітне соціалістичний Київ. К., 1961, стр. 13].

Однако, несмотря на достижения в жилищном строительстве, темпы роста жилой площади в городе продолжали еще отставать от возраставших потребностей населения, что приводило в ряде случаев к покомнатному заселению – две и три семьи в одну квартиру. Решение жилищной проблемы занимало большое место в деятельности партийных и советских органов в предвоенный период.

В процессе социалистической реконструкции советских городов большое значение придавалось озеленению. Сады, парки и скверы способствуют оздоровлению города, украшают его и создают благоприятные условия для отдыха. За годы Советской власти в Киеве появились новые скверы на улицах Артема, Фрунзе, Чкалова, Чапаева, на Петропавловской площади, а также бульвар на Совской улице. В 1934 г. созданы бульвары на Верхнем и Нижнем валу, скверы на Контрактовой площади. В эти годы на месте старого кладбища был благоустроен и расширен парк на Аскольдовой могиле.

В 1936 г. заложен самый большой в республике ботанический сад Академии наук, который раскинулся за Печерским районом на территории в 200 га.

Огромное строительство в столице Украинской ССР в годы третьей пятилетки было приостановлено в 1941 г. вероломным нападением гитлеровской Германии на Советский Союз.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 247 – 262.