Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Длинная и сложная, как жизнь…

Михаил Слабошпицкий

Роман, как известно, наиболее универсальный и мощнейший жанр литературы.

Не случайно же сказано в его адрес столько восхищенных и благодарных слов. Сказали их (и говорят сегодня) и писатели, и читатели.

Роман органически вмещает в себя и семейную хронику в контексте эпохи, и самые тихие голоса из глубины далеких веков, и биографии индивидов и целых народов, и политические страсти, и криминальные, и эпохальные баталии и амурные стрелы из будуаров… — одним словом, всю загадку и неповторимость, комизм и трагизм нашего существования под солнцем, в этом мире (и не только в этом, потому что роман сотворил тысячи других миров).

Роман вбирает в себя все интеллектуальные, духовные, творческие, этические искания человечества, все правила, нормы, обычаи и суеверия; он вдохновляет, утешает, развлекает, предоставляет пищу уму (а иногда и, к сожалению, оглупляет).

Владимира Пасько больше всего интересует в романе его способность реагировать на события и художественно кристаллизировать предопределенные ими психологические явления. Он ищет себя на грани политического романа и романа-диспута. Такая привлекательная для автора контаминация дает богатые возможности для размышлений и дискуссии о том, что со всеми нами происходит. О том, в чем виноват кто-то, а в чем мы сами. О том, в чем нам надеяться на кого-то, а в чем только на себя. О том, насколько национально полноценными могут быть украинцы, и о наших духовных резервах. А еще: чего и кого нам на Вкраине ждать?

Одним словом, очень конкретные, жгуче актуальные и в то же время давние украинские вопросы.

Собственно, всё произведение Владимира Пасько — это вопрос и вопрос. К себе. К нам. К миру. К прошлому. К современному. И даже к будущему.

Конечно, есть здесь и ответы. Но вопросов намного больше. Потому что литература прежде всего живет вопросами. И каждый из нас отвечает на них уж как может, как кому дано. Кое-кто вообще не отвечает и даже не пытается этого делать, он просто их не слышит, поскольку ведет сугубо вегетативное существование, даже ничуть не подозревая, что есть в мире те тяжелые и непростые вопросы, на которые крайне нужно давать ответ. И от их неведения и молчания мир не рушится, разве что больше зла становится в нем.

Герой автора генерал Шеремет выясняет для себя и доминанты своей духовной родословной, и приоритеты бытия нации. Словно документальные киноленты, снова и снова пересматривает он свою жизнь, встречи с разными людьми, всматривается в их лица и вслушивается в их слова.

Пусть его личные истины — только его личные, и они не претендуют на универсальность. Но они важны не только для него, но и для нас. Потому что в них — драгоценный урок. Урок приблизительно такого содержания: чтобы выстоять в себе и выстоять государству, мы должны сделать большие душевные усилия. А еще — напрячь ум, что умножит силу духа на интеллектуальную энергию. Как это мы увидели на примере самого Шеремета.

Кое-кто из тех, кто лично знает автора романа, может увидеть в образе Шеремета авторское альтер эго. Возможно, даже частично будет прав. Так как каждый писатель (даже если он не хочет этого признавать), создавая литературное полотно, непременно выписывает в нем ландшафт своей души, одаривает персонажей эпизодами своей биографии. В конце концов, в конечном итоге это не так уж и важно.

Важно, что из всего этого получается. Становится ли личный опыт автора интересным для читателя. Идет ли автор, выражаясь известными словами Поля Элюара, от горизонта одиночки к горизонту всего человечества. То есть, личное становится поводом для весомых обобщений, которые впитали в себя главнейшие приметы эпохи. «Долгий и сложный, как жизнь, разговор Шеремета» не был монологом в пустоту. Он перерастает в полилог. Шеремет очертил самые болезненные моменты таких тем, как время и мы. История и личность. Индивид и общество.

«Пора истины» идейно и сюжетно родственна с предыдущим романом Владимира Пасько «Время прощения», который увидел мир в 2001 году. Прослеживается определенная связь и с романом «Ночь забытых песен» 1999 года. Там мы познакомились — и с автором, и с персонажем.

Владимир Пасько — человек, который многое видел и пережил на своем веку, неоднократно становился перед необходимостью Выбора.

Он — писатель, которому есть что сказать.

Поэтому читатель может ожидать от него многого.

И «Пора истины» подтверждает, что Владимир Пасько оправдывает такие надежды.