1. Промышленность города
Воссоединение Правобережной Украины с Россией было знаменательным событием для Киева конца XVIII и начала XIX в. Из пограничного города Киев с 1797 г. превратился в центр вновь созданной Киевской губернии. Это благоприятно сказалось на экономическом и культурном развитии города. Дальнейших успехов достигли ремесла, расширилась торговля. Однако, несмотря на это, Киев того времени оставался прежде всего административным центром, губернским городом. Для укрепления позиций царской администрации на Правобережье вскоре было создано Киевское генерал-губернаторство, охватывавшее три губернии Юго-Западного края – Киевскую, Подольскую и Волынскую – и имевшее особые полномочия. Этот акт не был случайным. Засилье польских феодальных элементов на решающих участках экономической, общественной и культурной жизни края обусловило проведение здесь в особенно жестких формах политики «обрусения края», что вело в конечном счете к усилению социального и национального гнета трудящихся.
Отечественная война 1812 г. привела к временному сужению масштабов торговой и ремесленной деятельности в Киеве. После ее окончания началось интенсивное экономическое развитие города. Подавив восстание декабристов и польское восстание 1830 г., в связи с внешнеполитическими обстоятельствами царское правительство еще более укрепило военно-административный аппарат в Киеве, увеличило количество войск, расположенных на Украине, и в частности в Киеве.
В 1830-1832 гг. из Могилева в Киев была переведена главная квартира 1-й армии, а затем начались большие работы по сооружению Киевской крепости. Возросло значение города и как центра гражданской администрации Юго-Западного края. Длительное время учебные заведения Киевской губернии входили в состав Виленского учебного округа. После подавления польского восстания, в 1832 г., был создан Киевский учебный округ, который охватывал Киевскую, Волынскую, Подольскую, Черниговскую и Полтавскую губернии. Эти мероприятия свидетельствуют о большом внимании, уделяемом царским правительством Киеву как административному, военному и культурному центру Юго-Западного края.
Площадь города в первой четверти XIX в. по тогдашним подсчетам составляла 4836 десятин; он простирался неширокой полосой от 2,5 до 5 верст вдоль Днепра и с северо-запада на юго-восток почти на 16 верст [М.Берлинский, Краткое описание Киева, содержащее историческую перечень сего города, также показание достопамятностей и древностей оного, СПб., 1820, стр. 121-122]. Город того времени делился на административные части: Печерск (нагорная часть, в которую также входила территория Киево-Печерской лавры, старая крепость), Старый Киев (одна из наиболее древних частей города, в которую, кроме того, включались расположенные в оврагах селения ремесленников), Подол и Плоская слобода.
На протяжении первой половины XIX в. в состав города вошли большие пригороды – Куреневка, Приорка, урочище Сырец и др. [Н.Закревский, Описание Киева, т. II, стр. 724]
Строительство новой крепости и связанная с этим перепланировка Печерска, застройка старых районов и создание новых обусловили выделение в составе города еще двух административных частей: Дворцовой (кварталы Липок, где жила аристократия) и Лыбедской (или «Новое строение»), охватывавшей долину р.Лыбеди, куда переселяли жителей Печерска, усадьбы которых были отобраны под сооружения новой крепости.
Точных данных о численности населения Киева в начале XIX в. нет. Одни исследователи считают, что в 1796-1800 гг. здесь проживало около 19 тыс. человек, другие – до 30 тыс. [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., К., 1904, стр. 79] Большинство исследователей утверждает, что в 1811-1817 гг. в Киеве насчитывалось свыше 23 тыс. жителей [М.Берлинский, Краткое описание Киева, стр. 125-126; А.Г.Рашин, Население России за 100 лет (1811-1913), М., 1956, стр. 93].
За первые двадцать лет XIX в. прирост населения города был сравнительно небольшим. Последующие годы характеризуются быстрым ростом численности жителей, которых в 1840 г. насчитывалось 44 683 [«Месяцеслов на 1841 год», СПб., 1841, стр. 93]. Ко времени крестьянской реформы в городе проживало 65 тыс. человек [Д.Т., Обзор г. Киева и план его с описанием, К., 1860, стр. 11], а двумя годами позже, в 1863 г. – 68,4 тыс. [А.Г.Рашин, Население России за 100 лет, стр. 93] Увеличение населения происходило в основном за счет притока людей из сел, а также дворян и купцов. Подавляющее большинство киевлян составляли мещане. С развитием капитализма социальный состав населения города изменился. Значительно возрос удельный вес рабочих, выделилась торгово-промышленная буржуазия.
Киев был тесно связан с сельским хозяйством. Многие его жители, особенно на Куреневке, Приорке и других окраинах, занимались огородничеством, садоводством и ягодничеством.
Расселение жителей по территории города имело свою специфику.
В наиболее заселенной тогда части города – на Подоле проживали мещане и купцы, в прибрежной полосе сосредоточивались рабочие и ремесленники (гончары, дегтяри, кожемяки и др.). Застроен был Подол, как и почти весь город, хатами из лозового плетения, обмазанного глиной [«Из исторических записок Иоанна-Альберта Эренстрема», «Русская старина», 1893, № 79, стр. 9]. Подольская знать жила в просторных деревянных и кирпичных домах, часть которых в перестроенном виде сохранилась до наших дней. Из них можно назвать помещение 20-й средней школы по ул.Зелинского, 10 (бывший дом члена магистрата Сухоты), на перекрестке улиц Жданова и Андреевской (бывший дом купца Балабухи), по ул. Зелинского, 5 (бывший дом богача Стрельбицкого) и др.
Из наиболее крупных сооружений на Подоле выделялось двухэтажное кирпичное здание магистрата, находившейся в районе нынешней Контрактовой площади; оно имело высокую башню, на которой были установлены выкованные из меди барельефные изображения Петра I и архангела Михаила. В течение последующих лет Подол обогатился несколькими интересными в архитектурном отношении сооружениями: гостиным двором, фонтаном, известным под названием «Фонтан Самсона», и др.
Характерная черта градостроительства первой половины XIX в.- проведение в довольно широких масштабах планировочных работ. После пожара в 1811 г. на Подоле вместо кривых и узких улочек и переулков были распланированы прямые и широкие улицы параллельно и перпендикулярно берегу Днепра, значительно была расширена площадь, где раньше находилось здание магистрата.
С открытием пароходства и увеличением в связи с этим перевозок по Днепру усилилась застройка прилегающей к берегу части Подола. Одновременно с сооружением складов на Подоле, Трухановом острове и Слободке строились убогие хатки и бараки, где ютились рабочие.
На Печерске в начале XIX в. было свыше тысячи жилых домов. В 1805-1809 гг. здесь сооружено трехэтажное здание Присутственных мест. В [18]50-х годах на Печерске селились в основном чины военного ведомства, монахи Киево-Печерской лавры и других монастырей. Начиная с [18]30-х годов и до 1852 г. на Печерске под личным наблюдением царя Николая I, приезжавшего в Киев много раз, ускоренно возводилась большая крепость. Во время ее сооружения были снесены многие частные дома и усадьбы и даже церковные строения. В результате этого Печерск изменил свой внешний вид. Писатель Н.С.Лесков в рассказе «Печерские антики» писал, что Печерск того времени хотя был построен и без определенного плана, но очень живописно. И вот по приказу генерал-губернатора Бибикова все это было уничтожено.
«Жаль мне тоже, – писал Н.С.Лесков, – живописных надбережных хаток, которые лепились по обрывам над днепровской кручей: они придавали прекрасному киевскому пейзажу особенно теплый характер и служили жилищем для большого числа бедняков… Жаль превосходнейшей аллеи рослых и стройных тополей, которая вырублена уже при Анненкове для устройства на ее месте нынешнего увеселительного балагана с его дрянными развлечениями. Но всего более жаль тихих куртин верхнего сада…» [Н.С.Лесков, Собрание сочинений, т. 7, М., 1958, стр. 135].
Работы по сооружению крепости проводились за счет государства, однако легли тяжелым бременем и на жителей Киева.
В эти годы на частных домах появились так называемые «бибиковские доски» с суровой надписью «На слом в таком-то году». Их обитателям велено было переселиться с Печерска на склоны р.Лыбеди. Во время строительства укреплений в 1833 г. среди других был сломан по ул.Резницкой, 8 также дом, принадлежавший вдове комиссионера 10-го класса Анне Ивановой. Вдове отвели участок для застройки в районе р.Лыбеди. После того как она построила дом на новом месте, выяснилось, что и здесь должны быть приведены планировочные работы, вдова вынуждена была во второй раз переносить строение на другой участок [ЦГИАЛ СССР, ф. Департамента хозяйственных дел главного управления путей сообщения и общественных строений, оп. 2, 1843, д. 609]. Подобная участь постигла многих киевлян.
Для лучшей связи новой крепости с причалами на Днепре по оврагу, вдоль которого тянулась дорога с Печерска на Подол, в 1834-1848 гг. была проложена Александровская улица (теперь ул.Кирова). Расширилась также территория Печерской части города за счет присоединения к ней Зверинца и др.
Лучше застроенной была Дворцовая часть города. Здесь, среди зеленых насаждений, возвышались кирпичные и деревянные особняки буржуазии и аристократии, Царский и Кловский дворцы, здание Института благородных девиц, дома генерал-губернатора, государственного банка и др.
В Старом Киеве жили преимущественно мещане и высшее чиновничество В середине XIX в. центральная часть города была значительно реконструирована. Планировочные работы и строительство ряда общественных и казенных зданий изменили внешний вид центральных кварталов. Здесь, между колокольнями Софийского собора и Михайловского монастыря, в 1857 г. окончено строительство нового здания Присутственных мест. Началась застройка Крещатика, на котором уже возвышалось здание Дворянского собрания, хотя перед ним была еще трясина. Сооружено несколько зданий, в частности двухэтажное, принадлежавшее художнику М.И.Гудовскому (между нынешними улицами Малой Житомирской и Парижской Коммуны) [в этом здании в 1859 г. некоторое время жил Т.Г.Шевченко. Здесь же помещалась первая в Киеве фотография. Здание сохранилось до наших дней].
Плоскую слободу заселяли преимущественно огородники, садоводы и мелкие ремесленники.
Новую часть города – Лыбедскую заселяли мещане, студенты и преподаватели университета, а в наиболее низменной части долины р.Лыбеди селились рабочие возникавших здесь предприятий. Застраивались также район Бессарабки и окраины – Шулявка, Куреневка, Приорка. На Соломенке в это время было сооружено большое здание кадетского корпуса.
Как видим, планировочные работы, проведенные в первой половине XIX в., не затронули районов, в которых жили рабочие, ремесленники, мелкие служащие и торговцы.
Рост Киева как военно-административного центра и оживление торговли благоприятствовали развитию ремесла и промышленности. В одном из описаний Киева начала XIX в. говорилось: «Мещане и разночинцы снискивают себе пропитание разными ремеслами. Из заводов здесь есть кожевенные, свечные, салотопные, колокольные, литейные, кирпичные, а из фабрик – шляпная и затрапезной пестряди» [«Новейшая география Российской империи», М., 1819, стр. 481]. В городе насчитывалось немало водяных мельниц, винокурен, стекольных заводов и других мелких предприятий. Кроме лаврской и академической типографий, в 1800 г. в Киеве существовала типография и при губернском управлении для печатания «указов и экземпляров с нужных дел на русском и польском языках» [В.Д. Печатное дело в Малороссии в начале XIX ст., «Киевская старина», 1900, № 9, стр. 85].
Кроме частных, были также магистратские, казенные и монастырские предприятия. Так, Межигорская фаянсовая фабрика с 1798 г. принадлежала магистрату. К ней было приписано 370 крестьян, 4000 десятин леса и 31 десятина земли [«Обозрение Киева в отношении к древностям», К., 1847, стр. 85]. После пожара в 1810 г. фабрика была передана Межигорскому монастырю, от которого в 1822 г. перешла в ведение императорского кабинета. Самым большим промышленным предприятием города являлся военный завод «Арсенал», открытый еще во второй половине XVIII в.
Всего в 1845 г. в Киеве насчитывалось 79 предприятий с 820 рабочими, выпускавшими продукции на 737,6 тыс. руб. серебром в год.
Развитие промышленности в Киеве ускорилось в середине XIX в., когда в России и на Украине происходил процесс перемещения рабочей силы из земледелия в промышленность. Положительное влияние на рост промышленности оказывало развитие пароходного сообщения и строительство шоссе, улучшившие условия торговли с Приднепровьем, особенно с Левобережьем, и благоприятствовавшие развертыванию посреднической торговой деятельности в Киеве. Все это обусловило возникновение новых отраслей промышленности, в частности металлообрабатывающей, на предприятиях которой, кроме изделий из меди, железа и чугуна, изготовлялись паровые машины. Возникло несколько новых заводов, в том числе Дегтяревых, Доната, Липковского и К° на Зверинце [«Двадцатипятилетие Киевской биржи, 1869 – 1894», К., 1895, стр. 151].
Создавались также предприятия по производству стекла, одежды, кожи и обуви. В середине XIX в. в городе существовали уже капиталистические предприятия, находившиеся преимущественно в руках местных и русских купцов. Накануне реформы 1861 г. промышленность Киева производила продукции на 2,3 млн. руб. [Б. О. Черный, Материалы по рабочему вопросу в промышленности г. Киева, К., 1919, стр. 19] В городе преобладали предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Из предприятий пищевой промышленности следует отметить паровую и вальцовую мельницу «Товарищества Киевской торговой мукомольной мельницы», построенную в 1854 г. Мед и пиво производили два предприятия: одно из них принадлежало лавре, второе – немецкой подданной X. Марр [В. Г. Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, К., 1887, стр. 173 – 174].
Промышленное производство того времени базировалось на использовании ручного труда и примитивной техники. Рабочий день длился 13-15 час. Так, на заводах кожевенном (купца Серебряникова) и металлообрабатывающем (купцов Дегтяревых) рабочих принуждали работать летом с четырех часов утра до восьми часов вечера, а зимой – с шести часов утра до девяти часов вечера. На стеариновом заводе купца Финке рабочие работали с шести часов утра до семи часов вечера [«Статистическое описание Киевской губернии», ч. III, СПб., 1852, стр. 166, 184, 265], а на Межигорской фаянсовой фабрике рабочий день длился с пяти часов утра до восьми часов вечера [«Статистическое описание Киевской губернии», ч. III, СПб., 1852, стр. 211].
Несмотря на большую продолжительность рабочего дня, рабочие получали мизерную заработную плату, которая в [18]40-х годах составляла на кирпичном заводе Эйсмана от 2 до 4 руб. в месяц, на хозяйских харчах, на заводе Серебряникова – от 4 до 11 руб., на заводе Финке – от 3 руб. 25 коп. до 6 руб; такую же низкую плату получали рабочие и других заводов. Заработной платы часто не хватало даже на пропитание, так как цены на продукты постоянно росли. Только за период с 1853 по 1856 г. стоимость ржаной муки повысилась более чем в два раза, крупы гречневой, мяса, растительного масла и других продуктов в полтора раза [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 202-203].
Широко развитым было в городе кустарно-ремесленное производство. Здесь насчитывалось 6048 ремесленников и 200 извозчиков [ЦГИАЛ СССР, ф. Департамента хозяйственных дел главного управления путей сообщения и общественных строений, оп. 2, 1856, д. 578, л. 143]. Как видим, в кустарно-ремесленном производстве было занято людей больше, чем в промышленности. Среди ремесленников встречалось немало пришлых из русских губерний, особенно каменщиков, печников, плотников. Много в городе было пекарей, портных, сапожников, шорников, кузнецов, медников. Большое распространение приобрело производство часов, ювелирное и переплетное дело. Немало предпринимателей-ремесленников пользовались наемным трудом. Жизненные условия рабочих были чрезвычайно тяжелыми.
Почти половина промышленной продукции Киева сбывалась за пределами города. Так, стеариновых свечей в течение года вывозилось на 15 тыс. руб., а изделия Межигорской фаянсовой фабрики экспортировались даже в Париж. С воссоединением Правобережной и Южной Украины и открытием в 1794 г. одесского порта создались более благоприятные условия для сбыта хлеба, особенно пшеницы, а также экспорта спирта и сахара. Значение Киева во внешней торговле России возросло. Город в середине XIX в. стал значительным центром посреднической межрайонной торговли.
Правительственные органы поощряли развитие торговли. Так, в 1797 г. из Дубно в Киев была переведена Контрактовая ярмарка, происходившая ежегодно в январе на Подоле. Это название она получила потому, что здесь заключались соглашения – контракты на куплю-продажу разнообразной сельскохозяйственной продукции, имений и т.д. На ярмарку съезжалось 5-7 тыс. помещиков и купцов из многих местностей России и из-за границы (из Австрии, Пруссии, Франции, Англии и других стран). Банковские обороты по контрактам в 1836-1837 гг. составляли в среднем 1,3 млн. руб. серебром в год, а в период 1845-1849 гг. – 1,6 млн. руб. [К.Г.Воблый, Очерки из истории русско-украинской свеклосахарной промышленности, т. I, вып. 1, К., 1928, стр. 55]
Значительные торговые связи, особенно во время контрактов, поддерживались между киевскими купцами и петербургскими, московскими и иностранными фирмами. В первой половине XIX в. в условиях господства в России феодально-крепостнических отношений экономические связи Киева ограничивались в основном ближайшими районами Юго-Западного края; по мере развития капиталистических отношений еще до реформы 1861 г. они распространились до Москвы, Петербурга, Одессы и других городов.
Правительство поощряло переезд купцов из российских губерний в Киев на постоянное место жительства. По указу от 8 марта 1835 г., купцы, прибывшие из российских губерний при соблюдении известных условий, освобождались на три года от налогов, а это благоприятствовало развитию торговли в Киеве и увеличению ее удельного веса в общероссийском торговом обороте.
В торговле Киева важное значение имели сельскохозяйственные продукты: хлеб, сало, сено, а также лес, спирт и сахар. Среди товаров, привозимых из центральных районов России, преобладали текстильные и железные.
Хотя с давних времен киевский рынок был известен по торговле хлебом, однако уже в [18]40-х годах появился другой важный продукт – сахар, в торговле которым Киев приобрел всероссийское значение. В довольно больших размерах велась торговля вином. В 50-х годах в Киеве за год продавалось около 145 тыс. бутылок крымских и свыше 75 тыс. бутылок вин иностранных марок.
В городе имелось много постоянных торговых заведений, количество которых быстро росло. Так, если в 1817 г. в Киеве насчитывалось 147 каменных лавок и 214 деревянных [М. Берлинский, Краткое описание Киева, стр. 125], то в середине XIX в.– уже насчитывалось 187 каменных и 607 деревянных лавок. Кроме того, существовало 59 шинков и 21 винный погреб, а также три гостинных двора [В. С. Иконников, Киев в 1654– 1855 гг., стр. 63, 80]. Были еще палатки, открывавшиеся во время Контрактовой и других ярмарок. Бойкая торговля в розницу, преимущественно продуктами сельского хозяйства, происходила на восьми площадях-базарах.
Развитие промышленности и торговли обусловило появление кредитных заведений. Правда, Киевская контора ассигнационного банка была открыта еще в 1781 г., однако ее деятельность ограничивалась лишь обменом ассигнаций, кредитных операций она не производила. В 1788 г. эта контора вместе с другими подобными учреждениями на Украине была закрыта. Денежные вклады принимал Приказ общественного поощрения [призрения]. В 1816 г. вклады его достигали 907 640 руб. ассигнациями, 42 140 руб. серебром и 4340 червонцами. Приказ предоставлял займы дворянам под залог каменных, а с 1821 г. и деревянных зданий. С 1825 г. займы начали выдавать под залог домов также лицам и других сословий.
Первый общественный банк под названием «Общественная комиссия» был основан в конце XVIII в. Средства его состояли из капитала, выделенного магистратом, и вкладов клиентуры. Банк выдавал займы купцам и мещанам – собственникам домов. За 1817-1827 гг. в банк поступило вкладов 306 910 руб. и представлено займов 198 973 руб. Позже из-за растрат и злоупотреблений банк прекратил свое существование [И.Каманин, Последние годы самоуправления Киева по Магдебургскому праву, стр. 168-169].
Настоящие банковские операции начались только после открытия в городе в феврале 1840 г. конторы Государственного коммерческого банка, которая должна была способствовать развитию промышленности и сельского хозяйства Юго-Западного края [«Полное собрание законов Российской империи» (дальше – «ПСЗ»), т. XIV, отд. I, СПб., 1839, № 12269]. Контора принимала вклады, предоставляла займы клиентуре под залог товаров и производила дисконт векселей. Займы разрешалось предоставлять помещикам Киевщины, Подолии и Волыни на срок от трех до шести и даже девяти месяцев под залог сельскохозяйственной продукции: хлеба, льна, пеньки, шерсти и под залог заселенных имений [«Библиотека коммерческих знаний», отд. IV, т. I, СПб., 1840, стр. 159-162]. Контора проводила и другие операции, в частности переводила и сберегала деньги в виде процентных вложений. Активные операции ее в 1851 г. достигли таких размеров: выдано займов 174772 руб., востребовано и получено 189577 руб., сальдо 14805. Размер вкладов достиг 10 113 тыс. руб. и составлял 5,6% всей суммы вкладов коммерческого банка России [Е.И.Ламанский, Исторический очерк денежного обращения в России с 1650 по 1817 гг., «Сборник статистических сведений о России», кн. II, СПб., 1834, стр. 273]. С целью укрепления денежной и кредитной системы и усиления торговых оборотов в стране в 1860 г. вместо Государственного коммерческого банка был создан Государственный банк.
В [18]40-х годах в Киеве были также открыты конторы по страхованию имущества от огня и по страхованию прибылей и капиталов.
Административное, военное, торговое и промышленное значение Киева обусловило развитие транспорта. В отношении объема перевозок грузов следует отметить, что кроме товаров, ввозимых в город для обеспечения нужд населения и армии, в Киев ежегодно поступало много товаров на Контрактовую ярмарку, а из города вывозились изделия промышленности и ремесленного производства.
Увеличение транспортных потоков и интересы укрепления обороны города требовали улучшения переправ через Днепр. В связи с этим в 1848 г. началось строительство Цепного моста, закончившееся в 1853 г. Цепной мост значительно улучшил связь Киева со всей страной, особенно с Левобережьем – Полтавской и Черниговской губерниями.
Связь между Киевом и Петербургом и другими важными центрами страны осуществлялась конной почтой. Для местных и общегосударственных нужд в городе и на его окраинах почтовое и военное ведомства держали много лошадей и волов. Почту, являвшуюся тогда довольно прибыльным делом, на началах подряда в начале XIX в. содержал член магистрата купец Киселевский. Из Киева в Петербург почта доставлялась за десять дней [А.Мердер, Из архивов Юго-Западного края, «Киевская старина», 1904, т. 84, стр. 49].
В 1828 г. между Киевом и Петербургом через Житомир была введена экстрапочта, что ускорило доставку почты из Киева в Петербург почти в два раза. В 1835 г. Киселевский с разрешения высшей администрации основал «Контору первоначального заведения дилижансов и транспортов». Дважды в неделю в Петербург и Москву отправлялись дилижансы. Стоимость проезда одного человека до Петербурга в первом классе составляла 213 руб., во втором – 90, до Москвы – соответственно 125 и 75 руб. [«Месяцеслов на 1841 год», стр. 63, 210]. Если принять во внимание, что средний чиновник получал тогда в месяц 15-20 руб. серебром, станет ясным, что стоимость проезда в дилижансе была очень высокой. За проезд из Москвы в Петербург в почтовой карете брали 20 руб. серебром, то есть около 3 коп. за версту, а в дилижансе, даже во втором классе, – более чем 7 коп. за версту.
Дальнейшее развитие производительных сил страны вызвало необходимость технической реконструкции днепровского водного транспорта. В 1823 г. на Днепре появился первый пароход; он был построен близ с.Мошны, Черкасского уезда, Киевской губернии. Наряду с отдельными владельцами пароходов – генералом Мальцевым, помещиком Пусловским и др., в 1835 г. появилась акционерная компания, имевшая несколько пароходов, которая наряду с другими грузами перевозила камень для строительства Киевской крепости и шоссе Киев – Чернигов.
В 1858 г. было создано акционерное «Общество пароходства по Днепру», перевозившее пассажиров и грузы по Днепру, Припяти, Десне и Березине.
Объем перевозок по Днепру можно представить по тому, что в 1845 г. через Киев проехало пароходами свыше 108 тыс. транзитных пассажиров. Только в Киеве речное судоходство обслуживалось несколькими десятками тысяч постоянных и сезонных рабочих.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 247 – 258.