Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7. Изобразительное искусство

В пореформенный период на Украине, как и во всей России, изобразительное искусство достигло высокого уровня развития. Это объяснялось общим подъемом культуры в стране в связи с отменой крепостного права, быстрым развитием капиталистических отношений, усилением революционно-демократического движения.

Развитие изобразительного искусства происходило в условиях острой борьбы двух культур – буржуазно-помещичьей и демократической, в ходе которой реалистическое искусство заняло во второй половине XIX в. ведущее место в украинской художественной культуре.

Важный вклад в реалистическое демократическое искусство внесли и художники Киева. Коллектив киевских живописцев и графиков в это время значительно вырос и насчитывал уже несколько десятков художников, среди которых наиболее известны Н.Мурашко, X.Платонов, Н.Пимоненко, С.Светославский, И.Селезнев, В.Менк, С.Костенко, В.Орловский. Творческой деятельностью названных мастеров и определялось направление развития изобразительного искусства в Киеве во второй половине XIX в.

Используя и развивая на местной почве лучшие традиции украинской и русской реалистической школы живописи, мастера Киева в [18]60-90-х годах создали много высокохудожественных произведений живописи и графики.

Наибольшего развития достигла живопись, в частности бытовой и пейзажный жанры. Среди произведений на бытовую тематику выделялись работы Н.Пимоненко, X.Платонова и С.Костенко. Преимущественно это небольшие по размеру полотна, правдиво отображающие жизнь пореформенного украинского села, народные обычаи и обряды, с глубокой симпатией рисующие образы простых людей, как, например, картина «Свадьба в Киевской губернии» (1891 г.) Пимоненко, «После базара» (1891 г.) Костенко, «Наймичка» (1886 г.) Платонова и др.

Глубокое знание народного быта, умение художников подметить и выделить типичное, создать реалистические образы сделали их близкими и понятными широким массам зрителей. Некоторые картины этих художников, в частности «Рекруты» (1893 г.), «Жертва фанатизма» (1899 г.) Пимоненко, «Мороженщик» (1892 г.), «Прачки» (1890 г.) Костенко, «Маленькая няня» (1880 г.) Платонова с большой художественной силой отображали социальное неравенство, тяжелый труд и нищету трудящихся, разоблачают религиозные предрассудки.

Н.Пимоненко. Рекруты. 1893 г.…

Н.Пимоненко. Рекруты. 1893 г. [с. 449]

Н.Мурашко. Днепр. [18]90-е годы.…

Н.Мурашко. Днепр. [18]90-е годы. [с. 450]

Чрезвычайно выразительна картина Н.Пимоненко «Рекруты», изображающая сцену прощания крестьян-новобранцев с родными на железнодорожной станции. Поникшие фигуры рекрутов, заплаканные лица родных – все говорит о том, что этих людей постигло большое горе. Призыв на военную службу в царскую армию раскрыт художником как настоящая трагедия каждой семьи, у которой забирали кормильца, обрекая ее тем самым на голодное существование.

Гневным протестом против эксплуатации детского труда, против безрадостной жизни, на которую были обречены в условиях царской России дети трудящихся, звучит полотно X.Платонова «Маленькая няня», изображающее маленькую девочку из бедной семьи, вынужденную служить нянькой.

Демократическая направленность, глубина и выразительность трактовки образов, высокий уровень мастерства, которым отличаются названные картины, характерны и для других произведений Пимоненко, Платонова и Костенко. Проникнутые глубоким сочувствием к обездоленному и угнетенному народу, они по-настоящему волновали зрителя, пробуждали его сознание. Эти произведения ярко свидетельствуют о неразрывной связи художников с жизнью, об активной, основанной на принципах материалистической эстетики, оценке явлений действительности.

Обращаясь к раскрытию социальных конфликтов, киевские мастера продолжали и развивали в украинском изобразительном искусстве лучшие традиции творчества Т.Шевченко, Л.Жемчужникова, И.Соколова, К.Трутовского и других украинских и русских художников-реалистов.

Большинство киевских художников не ограничивало свое творчество рамками одного какого-нибудь жанра. Однако говоря об успехах пейзажного жанра, прежде всего следует назвать таких художников, как С.Светославский, В.Орловский, В.Менк, Н.Мурашко, В.Галимский. В их пейзажных произведениях впервые в украинской живописи с такой силой и реализмом была отображена пленительная природа Украины. Вдохновенно воспевали они красоту бескрайних украинских степей, лесов, живописных уголков окрестностей Киева, величественные просторы Днепра.

Лучшие пейзажи: «Днепровские пороги» Светославского, «Затишье» Орловского, «Над Днепром» Мурашко, «Лес с полянкой» Менка, «Разлив Днепра» Галимского – сыграли важную роль в развитии пейзажного жанра на Украине. В них по-новому, с большим реализмом, глубиной и убедительностью, чем в предыдущие годы, решались проблемы передачи света, воздуха, глубины пространства.

Значительных успехов достиг в этот период и портретный жанр. К нему в той или иной степени обращались почти все киевские художники. Как и в предыдущие годы, в центре их внимания оставались представители различных слоев общества, однако по уровню профессионального мастерства написанные в это время произведения знаменовали собой новый, высший этап в развитии портретного жанра. Основное внимание в них уделялось передаче не только чисто внешних признаков, но и наиболее типичных черт, раскрывающих характер и внутренний мир человека.

Композиция и манера исполнения портретов были более свободны и разнообразны, чем раньше, застывшие, однообразные позы встречались реже. Лучшими произведениями этого жанра являются «Портрет кобзаря О.Вересая», «Портрет жены» И.Селезнева, «Портрет доктора Боряковского» Н.Пимоненко, «Портрет художника Н.Ге» Н.Мурашко, «Портрет девушки» Г.Дядченко. Очень интересны выполненные в это время графические произведения Н.Мурашко (портреты Т.Шевченко, Петра Могилы, пейзажи Киева, иллюстрации), свидетельствующие о живом интересе художника к жизни и быту украинского народа, его истории, о высоком профессиональном мастерстве. Творческие достижения киевских мастеров объяснялись общим оживлением художественной жизни города в пореформенный период. Начиная с [18]70-х годов в Киеве ежегодно устраивались выставки, знакомившие общественность с творческими достижениями украинских, русских и зарубежных художников [Н. И. Мурашко, Десятилетие Киевской рисовальной школы].

Особенно большой интерес вызывали выставки Товарищества передвижников, наиболее передовой группы отечественных художников во главе с такими корифеями изобразительного искусства, как И.Репин, И.Крамской, В.Суриков, И.Шишкин, В.Маковский и др. Эти выставки сыграли чрезвычайно важную роль в развитии и популяризации реалистического искусства на Украине, и в частности в Киеве. На них как художники, так и широкие слои общественности имели возможность познакомиться со многими замечательными полотнами русской реалистической школы живописи, такими как «Не ждали» И.Репина, «Неутешное горе» И.Крамского, «Меншиков в Березове» В.Сурикова, «Сосны на песке» И.Шишкина, «Украинская ночь» А.Куинджи.

Проникнутые искренней любовью к народу и родной природе произведения передвижников были смелым вызовом, прямым противопоставлением оторванному от жизни официальному дворянско-помещичьему искусству с его религиозно-мифологической тематикой и враждебным отношением к народу. Глубокая содержательность и идейность органически соединялись в них с исключительно высоким уровнем исполнения. Они не только вызывали чувство эстетического наслаждения, но и заставляли задумываться над действительностью, формировали и воспитывали вкусы.

Популяризации творчества передвижников в Киеве значительно содействовали убедительные выступления в печати представителей местной художественной школы, и в первую очередь Н.И.Мурашко [«Заря» от 9 ноября 1881 г.].

На произведениях передвижников воспитывалось не одно поколение киевских художников. В [18]80-90-х годах на выставках Товарищества передвижников появились первые картины Пимоненко («Парни», 1894 г.), Светославского («Волы на ниве», 1891 г.), Менка («Перед грозой», 1882 г.). Костенко («После базара», 1891 г.) и других художников-киевлян [Г.Бурова, О.Гапонова, В.Румянцева, Товарищество передвижных художественных выставок, М., 1952, стр. 287, 343, 405, 409].

На художественных выставках в Киеве экспонировались также произведения известных русских художников-реалистов, не принадлежавших к Товариществу передвижников, – И.Айвазовского, П.Ковалевского, Р.Судковского, М.Врубеля и др.; произведения Рембрандта, Тинторетто, Матейко, Калама и других выдающихся зарубежных мастеров из частных собраний киевских коллекционеров Терещенко, Ханенко и др. [«Пчела», 1877, № 16, стр. 256]

В 1898 г. в связи с открытием в Киеве художественного музея возникла возможность организовать доступную для широкого круга зрителей постоянную экспозицию произведений живописи, графики, скульптуры и произведений народного декоративного искусства [«Освящение и открытие Киевского художественно-промышленного музея», К., 1905].

Большое значение для развития художественной культуры в городе имело основание в 1875 г. Киевской рисовальной школы, объединившей вокруг себя многих мастеров украинского изобразительного искусства и сыгравшей важную роль в подготовке национальных художественных кадров и укреплении творческих связей между украинскими и русскими художниками.

Под руководством опытных педагогов – Н.Мурашко, Н.Пимоненко, X.Платонова, И.Селезнева и др. за годы существования школы в ней получили художественное образование многие украинские и русские художники (С.Костенко, Г.Дядченко, К.Крижицкий, А.Мурашко, И.Ижакевич, Г.Светлицкий, А.Моравов, В.Бялыницкий-Бируля). Многолетняя деятельность школы заложила прочные основы художественного образования в Киеве. В 1901 г. на базе ее было создано художественное училище [ЦГИАЛ СССР, ф. Академии художеств, оп. 14, д. 52-П].

Активное участие в художественной жизни Киева принимали известные русские мастера – М.Микешин – автор памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.), В.Васнецов и М.Нестеров, вместе с местными художниками выполнившие монументальные росписи во Владимирском соборе [«Собор св. равноапостольного князя Владимира в Киеве», К., 1898].

Н.И.Мурашко, И.Е.Репин, А.В.Прахов.…

Н.И.Мурашко, И.Е.Репин, А.В.Прахов. Фото 1880 г. [с. 451]

В.Васнецов. Князь Владимир и княгиня…

В.Васнецов. Князь Владимир и княгиня Ольга. [18]90-е годы. [с. 452]

Во время пребывания в Киеве они не ограничивали свою творческую деятельность лишь выполнением заказов по росписи собора. В.Васнецов продолжал работать над своим знаменитым полотном «Богатыри» и написал картину «Иван-царевич на сером волке» (1899 г.) и др. [Н.Моргунов, В.Васнецов, М.-Л., 1940, стр. 37] М.Нестеров создал одно из своих лучших произведений «Под благовест» (1895 г.) [С.Дурылин, М.В.Нестеров, М.-Л., 1942, стр. 37].

В [18]90-х годах в Киев приехали итальянские мастера – братья Салла (скульптор, лепщик и художник), украсившие художественный музей, помещение банка, костел, дом Городецкого и др. [«Образотворче мистецтво», 1-940, № 10, стр. 1].

М.Врубель. Девочка на фоне персидского…

М.Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г. [с. 453]

На протяжении нескольких лет в Киеве жил и работал М.Врубель, создавший здесь большинство своих лучших произведений – картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.), портреты В.Замирайло (1885 г.), Н.Пимоненко (1896 г.) и др. [А.Иванов, М.А.Врубель, «Искусство и печатное дело», 1910, № 5] В 1883-1884 гг. он возглавлял бригаду киевских художников, реставрировавших фрески XII в., открытые профессором А.Праховым в Кирилловской церкви под слоем штукатурки. В эти же годы он преподавал в Киевской рисовальной школе [«Воспоминания старого учителя», К., 1907-1910].

Тесные творческие контакты с киевскими мастерами поддерживали также И.Репин, Н.Ге, В.Поленов, Г.Мясоедов, И.Айвазовский и другие выдающиеся деятели русского изобразительного искусства, которые приезжали в Киев, интересовались художественной жизнью города и приложили немало усилий для ее активизации. С большим вниманием относились они к развитию художественного образования в Киеве, оказывали моральную и материальную поддержку рисовальной школе, помогали в организации выставок, выступали с лекциями и т.д. [Там же].

Все это сыграло важную роль в укреплении творческого содружества и взаимосвязи между русскими и украинскими художниками, в их совместной борьбе против упаднических, модернистских течений в искусстве, за реализм, идейность и народность искусства.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 447 – 454.