Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Борьба трудящихся Киева за выполнение четвертого пятилетнего плана
(1946 – 1950 гг.)

В результате героических усилий доблестной Советской Армии и всего советского народа Великая Отечественная война была завершена всемирно-исторической победой над немецким фашизмом.

Окончив войну, народы Союза ССР вступили в новый, мирный период своего развития. Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед советскими людьми задачу скорейшего восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. Эта задача была четко определена принятым Верховным Советом Союза ССР (1946 г.) планом четвертой пятилетки. Пятилетним планом предусматривалось восстановить потерпевшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а в дальнейшем превзойти этот уровень в значительных размерах.

Четвертый пятилетний план предусматривал: во-первых, увеличение по сравнению с довоенным временем выпуска валовой продукции всей промышленности почти в 1,5 раза [«Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», К., 1946, стр. 11], причем прежде всего необходимо было обеспечить восстановление и быстрое развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта как основы всего народного хозяйства; во-вторых, восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства в освобожденных районах и значительный подъем его по всей стране; в-третьих, развитие промышленности, выпускающей продукцию для удовлетворения нужд трудящихся, и создание в стране обилия предметов потребления; в-четвертых, обеспечение дальнейшего технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства.

Перед промышленностью Украины четвертый пятилетний план поставил задачу превзойти довоенный уровень производства продукции на 15% [Н.А.Вознесенский, Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Доклад на Первой Сессии Верховного Совета СССР 15 марта 1946 г., стр. 14]; предусматривалась всесторонняя механизация производственных процессов, которая должна была обеспечить быстрый рост производительности труда.

Вместе с трудящимися крупнейших промышленных центров страны – Москвы, Ленинграда и др., – используя их огромный опыт, активно боролись за выполнение пятилетнего плана киевляне. На всех решающих участках восстановления и развития народного хозяйства Киева были коммунисты. Под руководством горкома КП(б)У и районных комитетов партии они организовали всех трудящихся на досрочное выполнение государственных планов.

Обсудив задачи городской партийной организации в связи с пятилетним планом, Киевский городской комитет КП(б)У 24 апреля 1946 г. наметил мероприятия по усилению агитационно-пропагандистской работы, направленной на разъяснение трудящимся пятилетнего плана и мобилизацию их на выполнение и перевыполнение его.

На всех предприятиях города были проведены открытые партийные собрания, на которых обсуждались конкретные планы развития промышленности, транспорта и строительства в новой пятилетке.

Большой толчок всенародному трудовому подъему дали постановление ЦК ВКП(б) от 18 мая 1946 г. об организации социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана и соответствующее постановление ЦК КП(б)У от 23 мая 1946 г. На собраниях трудящихся принимались решения включиться во всесоюзное социалистическое соревнование, брались повышенные обязательства, направленные на перевыполнение государственных планов выпуска продукции высокого качества, на освоение новых изделий, на повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

В результате проведенной партийными организациями массово-политической работы, широкого развертывания социалистического соревнования промышленность города в 1946 г. выполнила годовой план на 108,7% [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, он. 3, д. 941, л. 18]; повысилась производительность труда. Лучшие производственники выполняли по две-три дневные нормы в смену. Развернулась борьба за перевыполнение месячных, квартальных и годовых планов каждым рабочим, цехом, предприятием.

В послевоенный период социалистическое соревнование обогатилось новыми формами, новыми патриотическими начинаниями. Рабочие брали индивидуальные обязательства по досрочному выполнению годовых планов и пятилетки в целом.

В ответ на патриотический призыв ленинградцев о выполнении пятилетки в четыре года и досрочном завершении плана 1947 г. трудящиеся Киева обязались годовой план выполнить к 30-й годовщине Октября и закончить пятилетку в 1949 г. На всех предприятиях развернулось социалистическое соревнование между участками, бригадами, цехами. Соревнование стало более конкретным. Рабочие брали обязательства в 1947 г. выполнить две-три годовые нормы. Все это дало блестящие результаты. Свыше 9 тыс. рабочих города выполнили по две, три, четыре и даже пять годовых норм [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 22]. На заводах и фабриках Киева широко применялись передовые методы труда, внедренные на различных предприятиях Советского Союза по почину технолога Иванова, мастера Российского, бригадира Матросова. Это способствовало выполнению государственных планов, росту производительности труда.

Делегация Украинской ССР на Парижской…

Делегация Украинской ССР на Парижской мирной конференции (1946 г.). [с. 556]

Сборка электроизмерительной аппаратуры…

Сборка электроизмерительной аппаратуры на заводе «Точэлектроприбор». [с. 557]

Одним из важнейших источников повышения производительности труда является усовершенствование технологического процесса, рационализация производства. Большая работа в этом отношении была проведена и в Киеве. Коллектив завода «Точэлектроприбор» внедрил ряд усовершенствований, в частности перевел на конвейер сборку электроприборов. Впервые не только в Советском Союзе, но и во всем мире производство точных лабораторных приборов было поставлено на конвейер. Внедрение этого предложения дало большой экономический эффект, производительность труда на заводе выросла в 8 раз [Архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 28].

Большое значение для выполнения и перевыполнения хозяйственных планов имела борьба за режим экономии. Ряд предприятии не только отказался от государственной дотации, но даже сэкономил немало средств. Примером этого является работа завода «Арсенал». Арсенальцы взяли на себя повышенные обязательства и вызвали на соревнование рабочих других заводов. В ходе соревнования из месяца в месяц возрастали темпы производства. Коллектив «Арсенала» восстановил разрушенное предприятие, систематически перевыполнял производственные задания.

Рабочие завода «Арсенал» по-настоящему боролись за повышение производительности труда путем рационализации производства, мобилизации внутренних резервов. Только за последние два месяца 1947 г. от рабочих поступило 1027 рационализаторских предложений, внедрение которых дало государству свыше 2,5 млн. руб. экономии [там же, л. 116]. К 30-й годовщине Октября 500 производственников выполнили годовые планы, 250 человек завершили по две, три, четыре нормы. Среди передовиков были депутат Верховного Совета УССР Г.Я.Царик, рабочие С.М.Опанасенко, В.Г.Селюгин и др. [там же, д. 986, л. 14]

Г.Я.Царик. [с. 558]

Г.Я.Царик. [с. 558]

Передовой токарь завода «Ленинская…

Передовой токарь завода «Ленинская кузница», участник январского восстания 1918 г. А.Г.Чайковский (1948 г.). [с. 560]

Активное участие в соревновании принимали комсомольцы завода возглавившие поход молодежи за подъем производства и показавшие высокие образцы труда. 274 комсомольца к 1 ноября 1947 г. выполнили свои годовые задания; 54 комсомольца выполнили по две годовые нормы, а 16-пятилетний план [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 940, л. 110]. Комсомолец Е.М.Мигенев выполнил задание на 700% [там же, д. 986, л. 14].

В течение года арсенальцы 10 раз завоевывали первые места в социалистическом соревновании, в том числе трижды второе место и переходящее Красное знамя.

Опыт «Арсенала» был широко использован всеми предприятиями города, в частности коллективом завода «Ленинская кузница». Здесь провели партийные активы и хозяйственно-технические конференции по использованию внутренних резервов, освоению новой техники и внедрению новой технологии. Начался серийный выпуск буксирных пароходов. Эти достижения представляли собой результат большого творческого труда всего коллектива завода.

Широко развернулось социалистическое соревнование и на заводе «Красный экскаватор», который завершил годовое задание досрочно – к 20 ноября и выпустил сверх плана 59 экскаваторов [там же, д. 941, л. 162]. Завод добился больших успехов, изготовив опытный образец мощного экскаватора для ирригационных работ. Себестоимость снизилась на 11,7%, а по основной продукции – на 22,3%, что дало экономии 2354 тыс. руб. [там же, л. 132]

Успешно работали в 1947 г. и другие предприятия Киева. В частности, промысловая кооперация города, снизив себестоимость продукции, дала потребителям различных изделий на 200 млн. руб.

Трудовой подъем охватил рабочих всех отраслей промышленности Киева. Выполняя государственные планы, электростанции города в 1947 г. превысили довоенное производство электроэнергии на 34%, предприятия транспорта добились 95% производства от уровня 1940 г. Около 50 предприятий Киева достигли довоенного уровня производства.

Ведущие отрасли промышленности Киева – машинострение и металлообработка достигли 85% довоенного уровня. Производительность труда в промышленности города уже в 1947 г. составляла 96,6% довоенной [там же, л. 26]. В социалистическом соревновании трудящихся Киева активное участие принимали комсомольцы и молодёжь города. Из 9200 членов ЛКСМУ, работавших на производстве, 8000 выполнили задание 1947 г. к 7 ноября, а 54 комсомольца к этой дате завершили пятилетний план. Среди них – лучшие комсомольцы слесарь михаил Лысенко и шлифовальшик Николай Михайлов, формовщики Владимир Науменко, Галина Бондрикова и др. За достигнутые успехи 16 первичных комсомольских организаций предприятий и 614 комсомольцев и несоюзной молодёжи были награждены почётными грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМУ, 11 первичных комсомольських организаций и 64 комсомольца занесены в областную Книгу почёта [Архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 940, л. 114].

Успешное выполнение трудящимися Советской страны планов восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства обеспечило рост выпуска товаров широкого потребления и продовольствия, что создало возможность перейти к открытой торговле по единым государственным ценам. 14 декабря 1947 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О проведении денежной реформы и упразднении карточек на продовольственные и промышленные товары».

Это способствовало повышению материального благосостояния трудящихся, дальнейшему восстановлению и развитию народного хозяйства, укреплению могущества Советского государства.

В декабре 1947 г., впервые после Отечественной войны, состоялись выборы в Киевский городской Совет депутатов трудящихся. Киевляне проявили высокий патриотизм, продемонстрировали свою преданность Коммунистической партии. Об этом свидетельствует активность трудящихся города во время выборов, их голосование за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных.

В выборах депутатов в городской Совет приняло участие 99,99% от общего количества зарегистрированных избирателей. За кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало 99,95% от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании.

Среди избранных 844 депутатов городского Совета было 452 члена партии, 392 беспартийных, 322 женщины. В числе депутатов были рабочие, инженеры, ученые, служащие, представители разных национальностей.

Первая сессия Киевского городского Совета депутатов трудящихся, состоявшаяся в начале января 1948 г., большое внимание уделила строительству и ремонту жилищ, улучшению работы городского транспорта, благоустройству города.

Сессия обязала исполнительный комитет принять все меры к тому, чтобы в 1948 г. уложить 60 км дворовой сети и газифицировать 20 тыс. квартир, построить не менее 11 км трамвайных линий, ввести в действие новые троллейбусные линии. В решении сессии были намечены конкретные мероприятия по улучшению водоснабжения, организации торговли, дорожного строительства, электроосвещения, озеленения города и др.

Сессия образовала 13 постоянных комиссий городского Совета: бюджетную, здравоохранения, народного образования, коммунальную, жилищную, социального обеспечения, промышленности, торговли, культурно-просветительную, строительную, транспорта и связи, благоустройства города и сельскохозяйственную. Был избран новый состав исполнительного комитета городского Совета.

В 1948 г. перед трудящимися Киева встали новые важные задачи по расширению производства, массовому внедрению опыта передовых предприятий страны.

В целях дальнейшей мобилизации рабочих на использование внутренних ресурсов и обеспечения выполнения планов городской комитет КП(б)У 8 января 1948 г. провел совещание руководящих работников предприятий с участием передовых производственников. На этом совещании был широко освещен опыт ведущих заводов города – «Ленинской кузницы» и «Арсенала». В течение 1948 г. на пленумах и бюро городского комитета партии, на совещаниях секретарей первичных парторганизаций и директоров предприятий систематически обсуждались вопросы социалистического соревнования в промышленности города, изучался и обобщался лучший опыт передовых коллективов. Созывались городские и районные совещания передовиков производства. В 1948 г. развернулось социалистическое соревнование между районами и предприятиями, между цехами и отдельными рабочими за рентабельность работы предприятий и сверхплановые накопления. Распространилось движение за звание лучшего мастера своей специальности. Ежемесячно городской комитет КП(б)У и исполком городского Совета депутатов трудящихся подводили итоги социалистического соревнования между коллективами и присуждали победителям переходящее Красное знамя.

Для ознакомления общественности Киева с достижениями передовиков производства в 1948 г. были установлены районные и общегородская доски показателей социалистического соревнования, на которые заносились передовые предприятия и районы.

Эти мероприятия помогли добиться новых успехов. Ряд заводских коллективов Киева освоил и наладил выпуск новых видов продукции – револьверных станков, точных измерительных приборов, машин и аппаратов для химической, металлургической, пищевой и других отраслей промышленности. За три года послевоенной пятилетки промышленность города превзошла довоенный уровень выпуска продукции на 42,4%, в том числе машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность – на 57%, электропромышленность -- на 60%, легкая промышленность – на 82%. Предприятий, достигших довоенного уровня, в 1948 г. насчитывалось свыше 100, среди них завод «Транссигнал» и многие другие.

За 1946-1948 гг. производство металлорежущих станков в городе увеличилось в 3,3 раза, производство мотоциклов – в 3 раза, шелковых тканей – в 2,8 раза. Это свидетельствует о высоких темпах восстановления и развития промышленности Киева.

Главный инженер завода «Ленинская…

Главный инженер завода «Ленинская кузница» А.И.Астафьев и Н.А.Российский (1949 г.). [с. 561]

Передовой токарь завода «Красный…

Передовой токарь завода «Красный экскаватор» В.К.Семинский обучает молодых рабочих скоростным методам резания металла (1949 г.). [с. 562]

В ходе социалистического соревнования, которое в 1948 г. охватило 92,5% всех тружеников Киева, выросли новаторы производства, известные всей стране. Среди них – главный инженер, со временем директор завода «Ленинская кузница» А.И.Астафьев, который предложил новый метод секционной сборки корпусов судов, за что был удостоен Государственной премии, токарь завода «Красный экскаватор» В.К.Семинский, который внедрил скоростную резку металла и внес коренные изменения в технологию обработки многих деталей серийного и массового производства. Внедрение 37 его предложений в 1948 и 1949 гг. дало экономию в 294 тыс. руб. Скоростной метод резания позволил Семинскому поднять выработку до 500-550% в месяц и уже в 1946 г. выполнить свой личный пятилетний план [В.К.Семинский, Скоростное резание металлов, К., 1951, стр. 6-9], Знатный токарь изучал новейшую литературу, передавал свой опыт молодым рабочим завода, читал лекции по отдельным разделам курса технологии машиностроения для студентов старших курсов Киевского ордена Ленина политехнического института. В этом ярко проявилась неразрывная, все укрепляющаяся связь теории с практикой, науки с производством.

За новаторство в отрасли скоростной обработки металлов В.К.Семинский в 1950 г. был удостоен Государственной премии.

Трудящиеся Киева с большим энтузиазмом подхватили патриотический призыв коллективов 35 фабрик и заводов Москвы о развертывании социалистического соревнования за рентабельную работу предприятий и сверхплановые накопления. На всех предприятиях Киева был проведен общий смотр состояния технологии производства, механизации трудоемких процессов и организации труда. В результате этого было сэкономлено много дополнительных средств. Завод «Красный экскаватор» к 21 августа 1948 г. закончил годовую программу и в 2 раза увеличил выпуск продукции по сравнению с 1947 г.; за 11 месяцев 1948 г. было сэкономлено 3,5 млн. руб. Производительность труда на заводе за это время повысилась на 62%, а себестоимость снизилась на 21,6% [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 943, л. 22].

На заводе «Точэлектроприбор» новаторы производства – конструкторы М.Ф.Огоренин, И.К.Ходаев и другие создали 34 типа новых измерительных приборов высокого качества. Новаторы завода предложили технологический процесс, который усовершенствовал поточный метод сборки приборов высокой точности, повысил производительность труда и выпуск приборов в 3 раза, работу могли выполнять сборщики более низкой квалификации.

В результате этого коллектив завода досрочно завершил план 1948 г. и дал государству 9 млн.руб. накоплений, из них 5,5 млн. руб. сверх плана [там же, л 202].

Еще большие задачи встали перед киевлянами в 1949 г. Это был решающий год пятилетки, когда необходимо было не только полностью закончить восстановление всей промышленности города, но и превзойти довоенный уровень производства. В 1949 г. объем производства промышленности Киева составлял 103,3% по сравнению с 1940 г., а машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность превысили довоенный уровень на 29,4%. Уже в октябре 1949 г. вся промышленность города достигла 104% среднемесячного уровня производства, запланированного на 1950 г. Были достигнуты большие успехи в повышении производительности труда, которая к концу 1949 г. выросла на 15% по сравнению с 1948 г. и превысила довоенный уровень на 27% [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 7, д. 3, 57-58].

Эти достижения являлись результатом повседневной помощи в развитии промышленности со стороны Центрального Комитета партии, Советского правительства, большой организаторской работы Киевской городской партийной организации, трудового энтузиазма киевлян. В 1949 г. на заводах и фабриках был проведен общественный смотр организации производства, месячники по выявлению внутренних резервов и сбору рационализаторских предложений. Далее распространялось движение за звание лучшего мастера, в котором участвовало 10 тыс. трудящихся; 580 бригад и 42 цеха завоевали звание стахановских; около 6 тыс. передовиков заводов и фабрик выполнили свои пятилетние планы [там же, л. 60].

Как и прежде в социалистическом соревновании активное участие принимали комсомольцы и молодежь Киева. 10 480 комсомольцев с начала пятилетки выполнили по пять – семь годовых норм, 600 комсомольско-молодежных бригад завоевали звание бригад отличного качества [архив Киевского обкома КП Украины, ф 1, оп. 7, д. 3, л. 93].

В завершающем году пятилетки трудящиеся Киева с еще большей энергией работали на стройках и у станков. В результате развернутого социалистического соревнования производительность труда уже в первом полугодии 1950 г. выросла на 7,9%, на 34% превысив уровень довоенного 1940 г. [там же, л. 102]; свыше 125 предприятий выполнили пятилетку в августе 1950 г. [там же, л. 9], в числе которых были передовые заводы: судоремонтный и судостроительный, «Красный экскаватор», «Точэлектроприбор», «Красный резинщик» и др.

В ходе борьбы за выполнение четвертой пятилетки тысячи киевлян – участников социалистического соревнования намного превысили свои пятилетние планы. В промышленности, на стройках и транспорте свыше 19 тыс. рабочих выполнили от 5 до 23 годовых норм. Среди передовиков, кроме уже упоминавшегося токаря-скоростника завода «Красный экскаватор» В.К.Семинского, выполнившего за пятилетку 23 годовых задания, были слесарь-сборщик завода «Точэлектроприбор» С.Ф.Цехмистренко, токарь завода «Арсенал» Г.Я.Царик и др., которые за пятилетку завершили по 18 годовых норм.

Партийная организация города, возглавляя социалистическое соревнование, организовала взаимопроверку выполнения социалистических обязательств предприятиями. В ходе взаимопроверок коллективы фабрик и заводов пересматривали и брали на себя повышенные обязательства по экономии сырья, материалов, электроэнергии.

Результатом этого явился переход от индивидуальных стахановских методов труда к организации стахановских бригад, участков и цехов.

Примером активной борьбы за внедрение нового метода социалистического соревнования был коллектив завода «Арсенал», который первым в городе проявил инициативу в организации социалистического соревнования за завоевание всеми бригадами, цехами и заводом в целом звания коллектива стахановского труда.

Организаторами трудового подъема были лучшие люди завода – коммунисты. Уже в июле 1950 г. на «Арсенале» насчитывалось 37 стахановских бригад, а некоторые цеха стали стахановскими. К концу 1950 г. звание стахановских завоевало значительное количество цехов, участков и бригад, в которых все рабочие выполняли задания.

В первых рядах борцов за перевыполнение плана заводом шли коммунисты и комсомольцы. За пятилетку слесарь-сборщик Ф.Ф.Барчук выполнил 14,5 годовой нормы, токарь-инструментальщик П.Ф.Пархомчук – 14 норм.

Высокие образцы трудового энтузиазма показывали беспартийные кадровые рабочие завода – участники Январского восстания 1918 г. Так, слесарь С.М.Опанасенко выполнил 23 годовых задания, слесарь В.О.Скрынский – 16 годовых норм. От них не отставала молодежь. Комсомольцы О.П.Топчин и В.Д.Тремко выполнили более чем по 12 годовых заданий [архив Киевского обкома КП Украины, материалы XII Киевской городской партийной конференции].

Самоотверженный труд коллектива «Арсенала» дал большой экономический эффект. Годовой план по валовой продукции предприятие выполнило досрочно.

Почин арсенальцев подхватили все предприятия Киева. На заводах и фабриках города широко применялись новые методы труда передовиков производства Советского Союза, в первую очередь Москвы. Так, на швейной фабрике им.Смирнова-Ласточкина был подхвачен почин Александра Чутких, который обязался выпускать продукцию только отличного качества. Применяя его метод, коллектив фабрики в 1950 г. к 7 ноября выполнил годовой план по валовой продукции на 105,4%. За семь месяцев этого года швейники выпустили 93,8% продукции первым сортом вместо 86,5% по плану; сверхплановая экономия за счет повышения сортности продукции составляла 21 тыс.руб. [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 7, д. 57, л. 89] Соревнуясь за отличное качество продукции по методу А.Чутких, бригада Т.Толстой в первом полугодии 1950 г. выполнила программу на 108%. Выпуск изделий первого сорта достиг 98,5% при плане 87,1%. Только одна эта бригада от повышения сортности сэкономила 18 899 руб. [там же, л. 90]

Рабочие фабрики им.Смирнова-Ласточкина с большим подъемом включились в движение за комплексную экономию, зачинателями которого были Л.Корабельникова и П.Кузнецов. Уже со второго квартала 1950 г. коллективы цехов развернули соревнование за выпуск продукции за счет сэкономленных материалов. Было сэкономлено ниток на 1 тыс. единиц различных швейных изделий. Кроме того, ежемесячно все швейные цеха полтора-два дня работали на сэкономленном сырье.

Передовые методы труда в 1950 г. применялись на всех предприятиях города, и это помогло успешно выполнить задания четвертой пятилетки.

Пятилетний план 1946-1950 гг. предусматривал развитие в больших масштабах газовой промышленности. Одним из важнейших объектов пятилетки было сооружение газопровода Дашава-Киев и газификация столицы Украины.

В одной из теплиц новой овощной…

В одной из теплиц новой овощной фабрики (1949 г.). [с. 563]

Прокладка газопровода (1949 г.).…

Прокладка газопровода (1949 г.). [с. 567]

Еще в 1940 г. по предложению Н.С.Хрущева был поднят вопрос об использовании в народнохозяйственных целях природного прикарпатского газа. В начале 1941 г. Академия наук Украинской ССР начала изучение возможности эксплуатации этого ценного топлива и проектно-изыскательские работы по газификации. Но война и временная оккупация Украины прервали эту большую работу.

В декабре 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о газификации Киева. С 1946 г. газификация столицы Украины стала практической задачей киевлян.

Постановление о газификации города было проявлением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о благосостоянии трудящихся Киева, об удовлетворении их постоянно растущих материальных и культурных нужд. Кроме того, газификация дала высокий экономический эффект в промышленности: было высвобождено большое количество рабочей силы, которая использовалась на заготовке топлива для города, и много подвижного состава железнодорожного транспорта. В результате газификации уже на первых порах ежедневно высвобождалось 27 паровозов, 77 цистерн, 547 вагонов для других народнохозяйственных нужд. Только в 1950 г. в Киеве в результате замены угля и другого топлива газом было сэкономлено 118 млн. руб., так как газ в 6 раз дешевле угля [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 418, л. 8]. Газификация столицы стала первоочередной задачей всех партийных, советских и хозяйственных организаций города.

Прокладка газовой сети и другие работы по газификации превратились в общенародное дело.

Киевская партийная и комсомольская организации отправили на строительство городской газовой сети коммунистов и комсомольцев, которые стали организаторами социалистического соревнования среди коллектива газификаторов. В 1947 г. Киевский обком партии откомандировал на работу по газификации города 125 коммунистов, горком ЛКСМУ мобилизовал 1 тыс. комсомольцев на строительство газовой сети и изготовление газовой аппаратуры на заводах.

На строительстве газопровода Дашава – Киев рабочие, инженеры и техники показывали образцы труда, дав слово уже в 1948 г. дать Киеву газ. В 1947 г. 2 тыс. строителей газопровода выполняли нормы на 150-200%. Знатный производственник Г.В.Макуха взял обязательство завершить пятилетку по сварке труб за 3 года. Свое слово он сдержал с честью: за шесть месяцев 1947 г. выполнил 2,5 годовой нормы [там же, д. 941, л. 114]. В целом производительность труда на строительстве в этом году возросла до 202,7%.

На строительстве газопровода самоотверженно работали свыше 100 тыс. киевлян. Они вырыли 71 км траншей для дворовой и уличной сети, отработали более чем 200 тыс. человеко-дней. Из общего количества 720 тыс. куб. м земляных работ за 1946-1947 гг. свыше 40% выполнили киевляне. Особенно отличились на этой работе трудящиеся Радянского и Железнодорожного районов.

Большую производственную помощь строителям газопровода Дашава – Киев оказали рабочие заводов «Арсенал», «Ленинская кузница», «Большевик» и др. Газификаторам помогали 30 комплексных бригад общей численностью в 250 человек, а также 45 сварщиков. Киевские заводы снабжали строительство инструментами и оборудованием.

В 1948 г. строители газопровода встретились с большими трудностями. Не хватало специальных труб для прокладки, что угрожало срывом графика работ и могло привести к невыполнению плана. Газификаторы обратились к рабочим Ждановского завода им.Ленина, изготовлявшим трубы. В ответ ждановцы выпустили сверх плана 12 тыс. труб и этим обеспечили потребности газификаторов Киева [там же д. 943, л. 46].

Благодаря большому трудовому подъему среди строителей газопровода Дашава – Киев, трудящихся ряда областей Украины и Киева партийная организация города под непосредственным руководством ЦК КП Украины и лично Н. С. Хрущёва добилась в короткие сроки завершения строительства первой очереди газопровода. 17 ноября 1948 г. столица Украины получила первый газ. Его потребителями стали заводы «Ленинская кузница», «Большевик», хлебозавод № 8, ТЭЦ-3 и др. С этого времени количество потребителей газа с каждым годом увеличивалось. К декабрю 1948 г. было газифицировано 19 тыс. квартир, 2 электростанции и 19 предприятий. В 1949 г. газом уже пользовались многие промышленные предприятия и население всех районов города. К концу пятилетки в Киеве было газифицировано 60 тыс. квартир, 62 промышленных предприятия, 129 коммунально-бытовых учреждений и 44 школы [Архив Киевского обкома КП Украины, материалы 12 Киевской городской партийной конференции].

В годы четвертой пятилетки большие задачи стояли перед строителями Они должны были в кратчайший срок отремонтировать поврежденные во время войны дома, отстроить разрушенные и построить новые красивые дома. Совет Министров Союза ССР отпускал огромные средства на восстановление столицы Советской Украины. Только лишь в 1946-1947 гг. на жилищное строительство Киева было ассигновано 300 млн.руб.

Под руководством партийных организаций среди рабочих-строителей развернулось соревнование за выполнение и перевыполнение планов, повышение уровня механизации строительных работ, улучшение качества строительства и снижение себестоимости. На субботниках и воскресниках десятки тысяч киевлян восстанавливали родной город.

В результате самоотверженной работы строителей уже в 1947 г. в почти полностью разрушенном Дарницком районе Киева был восстановлен городок железнодорожников, жилая площадь которого на 400% превысила довоенную, а также сдано в эксплуатацию много других заводских жилых домов. 2800 домов построили индивидуальным порядком жители района [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 353].

И.М.Рахманин. [с. 568]

И.М.Рахманин. [с. 568]

Один из новых корпусов дома отдыха им.…

Один из новых корпусов дома отдыха им. 30-летия Советской Украины в Пуще-Водице. [с. 571]

В борьбе за быстрейший ввод в эксплуатацию новых домов на Дарницком строительном участке ценную инициативу проявил каменщик И.М.Рахманин. Он по-новому расставил рабочих, правильно распределил работу между каждым членом бригады. В результате уже весной 1945 г. бригада Рахманина в составе трех человек за 8-часовой рабочий день укладывала 6 тыс. вместо 1,5 тыс. кирпичей [«Высокопроизводительный метод кирпичной кладки И.М.Рахманина», М., 1951, стр. 6]. Вскоре бригада при помощи инженеров строительства дополнительно усовершенствовала организацию процесса кладки кирпича, что дало возможность за 8 часов укладывать 12 500 шт. После дальнейшей рационализации труда и создания «шестерки» тов.Рахманин со своей бригадой 31 июля 1945 г. уложил за смену 30 150 шт. кирпича. Организация «девятки» дала возможность достичь новых успехов. Став на стахановскую вахту в честь выборов в Верховный Совет СССР, тов.Рахманин со своей бригадой в составе 17 «троек» уложили за смену свыше 154 тыс. кирпичей [там же, стр. 7, 11, 14]. Только за пять вахт бригада Рахманина сэкономила в 1947 г. 5820 человеко-дней Эта экономия дала возможность построить дом площадью 634 кв. м [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 937, л. 25]

Метод Рахманина был распространен в годы четвертой пятилетки среди всех строителей города. На стройках создавались специальные школы, в которых каменщики одного или нескольких объектов в нерабочее время обучались у Рахманина методам его труда. Примеру знатного каменщика последовали штукатуры, столяры, слесари. Уже в 1946 г. насчитывалось 500 последователей Рахманина, выполнявших в смену от пяти до десяти норм.

Последователи Рахманина появились во многих городах Советского Союза. Брянский каменщик тов.Бранфилов, работая «семеркой», довел кладку до 4 тыс.кирпичей в смену на одного рабочего. Каменщик Московско-Киевской железной дороги тов.Пузырев распространил рахманинский метод на кладку шлакоблоков. Обмен передовым опытом проводился между киевлянами и волгоградцами. В этом проявилось творческое содружество украинских рабочих с русскими, взаимная помощь республик и областей в восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства.

Постоянно совершенствуя свой метод, Рахманин за четвертую пятилетку выполнил 26,5 годовой нормы. За новаторские приемы работы он был в 1950 г. удостоен Государственной премии. Внедренный им метод поточно-конвейерной кладки стен позволил повысить темпы и резко сократить сроки работ при меньшем количестве рабочих. Это видно из такого примера. На ст.Дарница методом поточно-конвейерного строительства за 40 дней было построено 20 одноэтажных домов поселка локомотивных бригад. В каждом из этих домов Рахманин со своей бригадой за два дня полностью заканчивал кладку фундамента и стен.

В 1948 г. в строительстве была внедрена комплексная механизация, что дало возможность при закладке фундамента двум рабочим укладывать в смену 50 куб. м бетона. Без механизмов надо было иметь рабочих в 10 раз больше. Благодаря использованию техники строители Киева выполняли по две и более норм, причем заработная плата их возросла до 50-60 руб. в день [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 943, л 30].

Строительные коллективы города в 1948 г. выполнили план ввода в эксплуатацию жилых домов на 101%, дав жителям столицы 120 тыс. кв. м жилой площади, что в 2 раза превысило объем работ 1947 г.

В 1949 г. новое жилищное строительство в городе получило еще более широкий размах. Под руководством горкома КП(б)У и первичных партийных организаций развернулось социалистическое соревнование среди строителей за внедрение в практику строительства строгой технологической дисциплины, поточно-конвейерных методов и комплексной механизации на каждом участке. Во исполнение указаний XVI съезда КП(б)У об увеличении жилой площади в городе к участию в строительстве жилья были также привлечены все промышленные предприятия и министерства.

В результате строительные организации достигли в 1949 г. новых успехов. Так, строительный трест № 26, применив конструкции из тонкостенной керамики, выполнил годовой план на 136,5% и сэкономил 1,3 млн. руб. Строительный трест № 3 МВД УССР установил 12,5 тыс. кв. м гипсоблочных перегородок, сэкономив 1162 куб. м деловой древесины. Годовую программу по строительно-монтажным работам и по строительству жилищ трест перевыполнил. С марта и до конца 1949 г. коллектив этой организации держал переходящее Красное знамя исполкома горсовета и горкома КП(б)У [там же, д. 3, л. 73-74]. Внедрение рационализаторских предложений и стахановская работа обеспечили здесь рост производительности труда на 27% по сравнению с 1948 г. Строительные организации Киева, все шире внедряя скоростные методы строительства, механизируя трудоемкие процессы, в 1950 г. успешно выполнили социалистические обязательства последнего года пятилетки. Они возвели 133,5 тыс. кв. м жилой площади, что на 15 тыс. кв. м превышало обязательства. Жилье получили 3 тыс. семей трудящихся, около 5 тыс. рабочих-одиночек получили жилье в общежитиях.

Среди 30-тысячного коллектива строителей столицы было большое количество передовиков, выполнивших по 10-12 годовых норм, в том числе штукатур тов.Кротов, каменщик тов.Мартыненко и др.

В 1950 г. строители «Киевжилстроя», развернув соревнование за улучшение организации производственных процессов и массовую механизацию, достигли значительных успехов. При строительстве дома №25 на Крещатике и на других участках этой строительной организации были применены поточно-конвейерные методы труда. Все рабочие выполняли производственные задания. Коллектив треста «Киевжилстрой» выполнил план по производительности труда на 121%, что на 15,8% превысило показатели 1949 г. Лучшими производственниками треста были паркетчик коммунист М.П.Шомин, плотник тов.Близнюк, штукатур тов.Кочубей, выполнившие за пятилетку по десять норм. В 1950 г. «Киевжилстрой» вышел в число передовых строительных организаций города [архив Киевского обкома КП Украины, материалы XII Киевской городской партийной конференции].

В решении задач четвертого пятилетнего плана почетную роль сыграли научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, которые оказывали промышленности значительную помощь, содействовали внедрению на киевских заводах и фабриках новейших достижений науки. За выдающиеся успехи по внедрению научных достижений в промышленность и сельское хозяйство на протяжении пятилетки 37 действительных членов, членов-корреспондентов и научных сотрудников АН УССР были удостоены Государственной премии, из них только за 1950 г. около 20 человек.

Особенно большую помощь предприятиям Киева оказывал Институт электросварки им.Е.О.Патона. Научные достижения этого института внедрялись на многих предприятиях страны. В области электросварки научные сотрудники института далеко опередили заграницу. Скорость электросварки металла толщиной 10-12 см увеличилась в 1948 г. по сравнению с 1946 г. в 8 раз. Сотрудники института изобрели аппарат для поточной сварки труб из листовой стали, что дало возможность в большом количестве выпускать дефицитные трубы для строительства газо- и нефтепроводов и сэкономило много государственных средств.

Во многом помог промышленности города Институт черной металлургии АН УССР. Изобретения академика М.М.Доброхотова по улучшению качества сталей широко внедрялись на заводах «Большевик», им.Лепсе. Благодаря разработанному институтом методу защиты труб от коррозии строители газопровода Дашава – Киев получили возможность продлить срок сохранения оборудования газопровода в земле до 20-25 лет [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 3, д. 943, л. 236].

Значительную помощь заводам города оказал коллектив Киевского ордена Ленина политехнического института. Свыше 5 тыс. рабочих с производства прослушали здесь лекции по вопросам улучшения технологических процессов. На заводе «Большевик», где медленно внедрялась скоростная обработка металлов, сотрудники института подготовили 14 инструкторов по скоростным методам работы. В результате этого 80% деталей было переведено на скоростную обработку. В 1950 г. на заводе работало 150 скоростников [Архив Киевского обкома КП Украины, материалы 12 Киевской городской партийной конференции].

При помощи научных сотрудников политехнического института на заводе «Ленинская кузница» были внедрены прогрессивные методы сварки корпусов судов, расширено применение скоростной обработки металлов и проведен ряд других мероприятий, позволивших значительно увеличить выпуск продукции и повысить производительность труда.

Объединенные усилия работников науки и производства вызвали к жизни новые формы социалистического труда. Научные сотрудники заключали договоры на социалистическое соревнование не только с предприятиями, но и с отдельными передовыми рабочими по совместной разработке производственных процессов.

Благодаря самоотверженному труду трудящихся столицы Советской Украины, повседневной помощи ЦК ВКП(б), Советского правительства, всех народов Советского Союза, в четвертой пятилетке промышленность Киева не только была восстановлена в довоенных размерах, но и в 1,5 раза превысила уровень 1940 г.

Вся промышленность города план 1950 г. выполнила досрочно – 11 декабря. Трудящиеся Киева дали сверх плана продукции на 395,7 млн. руб.

В 1950 г. промышленное производство города возросло по сравнению с 1949 г. в общем на 28,5%. По сравнению с довоенным временем прирост продукции в 1950 г. составлял 32,3% [архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп 3, д. 941, л 27]

В четвертой пятилетке промышленность Киева была восстановлена на новой технической основе. Промышленные предприятия получили значительно больше оборудования, чем они имели до войны, особенно автоматической аппаратуры.

На машиностроительных заводах количество станков-автоматов уже в 1947 г. составляло 362% по сравнению с довоенным. В местной кооперативной промышленности, где до войны совсем не было автоматов, к началу 1948 г. насчитывалось 130 станков-автоматов [там же, д. 58, л. 67].

За годы четвертой пятилетки в Киеве были построены новые заводы, освоены новые виды продукции: совершенные экскаваторы, автопогрузчики, машины для уборки сахарной свеклы, сложные тракторопогрузчики, мотоциклы, металлообрабатывающие станки, машины и аппараты для химической, судостроительной, металлургической промышленности и др.

Многоковшовые экскаваторы производства…

Многоковшовые экскаваторы производства завода «Красный экскаватор» (1951 г.). [с. 572]

Сборочный конвейер мотоциклетного…

Сборочный конвейер мотоциклетного завода. [с. 573]

Ведущей отраслью промышленности все прочнее становились точное машиностроение и металлообработка, расширялось транспортное машиностроение. В Киеве был построен крупный мотоциклетный завод, многие предприятия были реконструированы на новой технической основе. Полностью возобновил свою работу первый на Украине трамвайный завод им.Дзержинского, выпускающий продукцию для многих городов республики.

Значительного развития достигло точное приборостроение. Завод «Точэлектроприбор» завершил пятилетку 28 декабря 1949 г. и по сравнению с 1940 г. увеличил выпуск продукции в 7 раз, что освободило страну от импорта многих важных приборов. Продукцию завода начали отправлять в страны народной демократии. Только в 1950 г. экспорт продукции завода составлял более чем полмиллиона руб. [архив Киевского обкома КП Украины, ф 1, on. 3, д. 58, л. 67] Предприятия точного машиностроения начали выпуск аппаратуры для пищевой промышленности, лабораторного и медицинского оборудования.

В четвертой пятилетке в Киеве создана электротехническая промышленность, снабжающая электроаппаратурой весь Советский Союз.

В 1946-1950 гг. в Киеве дальнейшее широкое развитие получила легкая промышленность: обувная, трикотажная и др. Налажено производство всех видов одежды. На основе высшей техники восстановлены предприятия пищевой промышленности: кондитерская, макаронная и табачная фабрики, мясокомбинат и др. Развиты деревообрабатывающая промышленность, производство мебели. Возросла полиграфическая промышленность. Построена фабрика цветной печати, реконструирована книжно-журнальная фабрика.

Еще в 1944 г. Н.С.Хрущев, который работал в то время Первым секретарем ЦК КП Украины, Киевского обкома и горкома КП Украины, поставил задачу создать в Киеве заводы строительных материалов. Такие предприятия должны были использовать местное сырьё – высококачественные глины, гипс и изготовлять нужные детали, которые заменили бы лесоматериалы высшего качества. В годы четвёртой пятилетки эта задача была успешно выполнена. В Киеве выросла новая строительная индустрия. Уже в 1948 г. были введены в эксплуатацию заводы: шлакоблоков, цементный, гипсовых блоков, минеральной шерсти, гипсовых досок и облицовочной керамики. Применение этих строительных материалов на стройках Киева дало возмождность сэкономить в 1949 г. около 9 млн. руб. и свыше 4 тыс. куб. м леса, а также высвободило 40 тыс. человеко-дней для других работ [Архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 7, д. 3, л. 71].

В транспортном хозяйстве города также произошли значительные изменения. Увеличилось количество троллейбусных и трамвайных линий.

В 1946-1950 гг. проведены значительные работы по реконструкции Киева, направленные на создание наиболее благоприятных условий для жизни и труда населения города.

Широко осуществлялось жилищное строительство на Красноармейской улице, Брест-Литовском шоссе и других магистралях города. Особое внимание уделялось застройке главной магистрали Киева – Крещатика, начавшееся в 1949 г. Для этого была создана специальная строительная организация «Крещатикстрой».


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 554 – 574.