Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

5. Строительство и архитектура
современного Киева

В годы временной немецко-фашистской оккупации захватчики причинили Киеву громадный ущерб. Они разрушили и сожгли много домов, промышленных предприятий и архитектурных памятников мирового значения. В частности, гитлеровцы взорвали выдающийся памятник древнерусской архитектуры – Успенский собор Киево-Печерской лавры; большинство старинных корпусов лавры было сожжено или разрушено.

Советские люди, возвращавшиеся в Киев после его освобождения, видели ужасную картину разрушений Крещатика, прилегающих улиц и многих других районов города. Разрушенные, черные от пожаров «коробки» жилых и культурно-просветительных зданий, поврежденные зеленые массивы, изуродованные трамвайные и троллейбусные вагоны – вот что оставили после себя фашистские вандалы.

Вся страна, весь советский народ с любовью помогали восстанавливать столицу Советской Украины. Сюда прибывали архитекторы и строители из Москвы и Ленинграда, Урала и Средней Азии, Сибири и Кавказа. Со всех концов Советского Союза в Киев шли эшелоны со строительными машинами, цементом, металлом и лесоматериалами. Восстановление Киева получило большой размах.

После освобождения города в широких размерах производилось восстановление жилых и общественных зданий. Было восстановлено здание Верховного Совета УССР, областных организаций, Киевского государственного университета и много других. Наряду с этим реставрировались поврежденные во время войны выдающиеся памятники архитектуры (корпуса Киево-Печерской лавры, Софийский собор, здание бывшей академии на Подоле и др.).

Особенно остро в этот период стоял вопрос о жилищном строительстве. После освобождения города от фашистской оккупации в Киеве насчитывалось свыше 43 процентов сожженных и разрушенных жилых домов. Необходимо было срочно обеспечить жильем возвращающееся из эвакуации население, демобилизованных воинов и тех из жителей, которые ютились в землянках. Это заставило широко перейти на малоэтажное и индивидуальное строительство, которое можно было осуществить в короткие сроки.

Вместе с тем развернулись подготовительные работы для решения кардинальных проблем восстановления города.

В 1946-1947 гг. был разработан генеральный проект планировки Киева с перспективой на 15-20 лет, предусматривавший значительную реконструкцию улиц, городских площадей, расширение зоны зеленых насаждений, улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения.

Генеральный план был одобрен правительством в 1949 г. и явился основой застройки и благоустройства города. В процессе восстановления и расширения города в генеральный план вносились и вносятся поправки. Однако основная идея плана сохраняется и практически осуществляется.

Брест-Литовское шоссе. [с. 643]

Брест-Литовское шоссе. [с. 643]

Вид с вертолета на Зеленый театр и…

Вид с вертолета на Зеленый театр и пешеходный мост через Днепр. [с. 649]

Одной из важных проблем реконструкции современных городов является проблема организации транспортных магистралей. Старая планировка Киева имела большие недостатки в организации внутригородского транспорта. Почти все части города соединялись между собой через центральные магистрали. Транзитное движение также проходило через центр, что очень загружало Крещатик и прилегающие улицы. При разработке планов крупных городов проблема внутригородского транспорта наиболее рационально решается путем создания радиально-кольцевой системы улиц, как это сделано, например, в Москве.

Исторически сложившаяся схема расположения Киева, вытянувшегося вдоль Днепра, а также гористый рельеф местности очень усложняли составление генерального плана. В результате большой работы проектировщики нашли решение, приближающее эту сложную и своеобразную планировку города к радиально-кольцевой системе. Было намечено проложить большую кольцевую магистраль, которая прошла бы частично по старым улицам, а также по новым, застроенным сейчас. Это уже почти законченное магистральное кольцо пролегает через Подол, Сырец, пересекает Брест-Литовское шоссе возле завода «Большевик» и идет на Караваевы Дачи. Затем большой и широкий путепровод пересекает железнодорожную линию, и в районе Первомайского жилого массива кольцевая магистраль соединяется с новым бульваром Ленина, а далее через Совские пруды и Совскую улицу выходит к проспекту Дружбы народов, ведущему к Набережному шоссе, замыкающему кольцо на Подоле.

Кроме этой магистрали, прокладывается также внутреннее кольцо вокруг центральной части города в направлении: площадь им.Ленинского комсомола – Большая Житомирская улица – Львовская площадь – ул.Воровского – ул.Жадановского – ул.Федорова. Пересекая Красноармейскую улицу, трасса пойдет далее в направлении на будущую Печерскую площадь, а оттуда по ул.Кирова кольцо замкнется на площади им.Ленинского комсомола.

Реконструкция ряда других улиц создаст радиальные направления. В единую магистраль, идущую с севера на юг, объединяются улицы Большая Житомирская, Артема, Дорогожицкая; трасса Брест-Литовского шоссе и бульвара Шевченко продолжена на Печерск, где в условиях исключительно сложного рельефа уже проложена предусмотренная магистраль – бульвар Леси Украинки. Новая схема улиц улучшает связь отдельных районов между собой и с центром города.

Генеральный план предусматривает значительное расширение строительства жилищ, школ, спортивных сооружений, магазинов и предприятий бытового обслуживания.

В связи с тем, что речной порт расположен почти в центре города, приходится массовые грузы, направляющиеся к нему из города, и грузы, прибывающие по реке, перевозить автотранспортом через центральные улицы. Кроме того, грузовой порт загрязняет воды Днепра, особенно район городского пляжа. По новому плану создается грузовой порт на левом берегу Днепра вниз по течению реки [«Строительство и реконструкция городов, 1945-1957», М., 1958, стр. 162].

В процессе осуществления нового генерального плана застройки города особое внимание уделялось реконструкции центра, и в первую очередь Крещатика. Это вызвано особым положением основной магистрали Киева, которая исторически образовалась в виде звена, связывавшего Старый город, Печерск и Подол. В результате разрушений Крещатика и прилегающих улиц город был как бы «рассечен» на несколько частей, причем больше всего пострадала центральная часть с ее большими магазинами, культурными учреждениями, крупными жилыми и общественными зданиями.

Восстановление Крещатика было настолько важным делом, что составление генерального плана города фактически началось с создания проекта реконструкции этой магистрали.

Еще во время жестоких боев с врагом правительство Советской Украины по инициативе Н.С.Хрущева объявило всесоюзный конкурс на составление проекта застройки Крещатика; в этом конкурсе приняли участие лучшие архитекторы Киева, Москвы, Ленинграда, Харькова. В начале 1945 г. в Музее русского искусства была организована выставка проектов застройки центральной магистрали. Десятки тысяч жителей осмотрели проекты и внесли в книгу отзывов свои предложения, в частности о строительстве пешеходного моста на Труханов остров, о строительстве метрополитена в Киеве, об установке эскалаторов в некоторых местах и др. Многие из этих предложений были приняты и сейчас уже осуществлены или осуществляются.

Конкурс дал ряд вариантов очень интересных и оригинальных решений застройки Крещатика, на основании которых осуществлялась дальнейшая разработка проекта [А.Власов, Проект застройки Крещатика. Некоторые итоги конкурса, «Архитектура и строительство», 1946, № 1]. Окончательный вариант застройки Крещатика был выполнен творческим коллективом в составе архитекторов А.В.Власова, А.В.Добровольского, В.Д.Елизарова, А.И.Заварова, А.И.Малиновского и Б.И.Приймака.

В проекте планировки нового Крещатика был учтен большой опыт советского градостроительства, что помогло найти оригинальные, новаторские решения. Хаотичная, разномасштабная застройка старого Крещатика, сложившаяся на протяжении длительного периода, не могла быть повторена в наше время, когда ансамбль улицы создавался быстро, по единому замыслу. В послевоенный период намного возросло значение центральной магистрали в связи с увеличением интенсивности движения транспорта и сооружением здесь больших жилых и общественных зданий.

В наше время Крещатик играет роль народного форума, выполняя функции центральной городской площади, где происходят грандиозные митинги, демонстрации, а также массовые гулянья киевлян в дни общенародных праздников. В процессе реконструкции ширина Крещатика, достигавшая ранее 34-44 м, в 1945-1946 гг. была увеличена в 2 раза. Кроме того, вдоль улицы на естественной террасе был проложен широкий зеленый бульвар перед жилыми домами с левой, нечетной стороны, от ул.К.Маркса до Бессарабской площади. Эта зеленая полоса, где поставлены скамьи для отдыха, придает Крещатику особенную прелесть [А.В.Добровольский, Б.И.Приймак, Ю.С.Асеев, Архитектура столицы Советской Украины, в кн.: «Зодчество Украины», К., 1954, стр. 96].

Проезжая часть улицы обсажена деревьями – липами, каштанами, рябиной. Обращено также внимание на озеленение внутренних дворов, примыкающих к магистрали. Здесь созданы уютные внутриквартальные скверы и детские площадки.

Крещатик представляет собой естественную долину. Архитекторы прошлого не учитывали этой особенности магистрали и застраивали ее сплошь, в виде коридора, уделяя внимание только оформлению фасадов домов, выходивших непосредственно на улицу. Все дома на возвышенности, которые хорошо просматривались со стороны Крещатика, не имели требуемого архитектурного оформления и выглядели как серые хаотические нагромождения.

Принятый план дает принципиально новое архитектурно-планировочное и пространственное решение Крещатика. Здания со стороны нечетных номеров (левая сторона) размещены отдельными объемами, между которыми сделаны разрывы в виде открытых благоустроенных дворов и проходов. На этой стороне находятся главным образом жилые дома с кинотеатрами и магазинами в первых этажах. Здесь же, в разрывах между двумя домами, построено здание самого большого в городе ресторана, где на первом этаже находится наземный вестибюль станции метрополитена «Крещатик».

На противоположной стороне сооружены здания городского Совета, Министерства культуры, телецентра и Дом связи.

Ось Крещатика представляет собой плавную кривую линию, и это позволило архитекторам придать улице исключительную живописность. Во время движения по магистрали открываются интересные архитектурные картины – башни, арки, террасы и лестницы.

Архитектурное лицо Крещатика создают многоэтажные жилые и общественные здания. Первые этажи их облицованы естественным камнем красного цвета, что художественно подчеркивает прочное основание сооружений. Стены верхних этажей одеты светлой керамикой, придающей сооружениям легкость и праздничную торжественность. Единство цветового решения помогло архитектурно объединить отдельные сооружения, создать целостное восприятие всей магистрали.

Крещатик берет свое начало с площади Ленинского комсомола, которая значительно расширилась и приобрела новый масштаб, по сравнению с застройкой довоенного периода. Рядом с новым зданием Отделения общественных наук Академии наук Украинской ССР в 1963 г. по проекту В.Елизарова, Н.Чмутиной и Я.Красного закончилось строительство гостиницы «Интурист». Центральный основной 12-этажный объем здания завершается плоской крышей – террасой, откуда открывается вид на великолепные заднепровские просторы.

Простой и вместе с тем выразительный образ сооружения построен на контрасте узких полос стен, облицованных светлой керамикой с застекленным нижним объемом, выдвинутым из плоскости фасада.

Большой перестройке подверглась площадь Калинина, где была разобрана «коробка» разрушенного фашистами здания бывшей городской Думы.

После войны здесь выросло несколько новых жилых и административных зданий. На высоком холме над площадью (на другой стороне Крещатика) в окружении зелени выделяется Октябрьский Дворец культуры, реконструированный в 1957 г. из помещения бывшего института благородных девиц. Дворец имеет большой зал на 2180 мест. Кроме концертов, в нем проходят также республиканские съезды, конференции, фестивали и другие массово-политические мероприятия.

Авторы проекта Дворца культуры архитекторы А.Заваров, А.Черкасский и Г.Кульчицкий увязали подходы к зданию с окружающими Крещатик улицами, для чего были построены лестницы и пандусы [А.И.Черкасский, Октябрьский Дворец культуры в г. Киеве. «Сборник сообщений «Киевпроекта», 1958, № 3, стр. 3].

Архитектурный акцент холмов, возвышающихся над площадью Калинина, создает новое высотное 16-этажное здание гостиницы «Москва» на верхней террасе, имеющее 423 номера, ресторан и помещения для культурно-бытового обслуживания.

Здание, построенное по проекту архитекторов А.Добровольского, Б.Приймака, В.Созанского, А.Милецкого, А.Косенко и инженеров-конструкторов Н.Печенова, Л.Линовича, представляет собою высотную композицию в виде трех симметрично размещенных объемов с центральной возвышенной частью, на верху которой расположено летнее кафе и видовая площадка.

В формах классики решено архитекторами Л.Катковым и Я.Красным здание консерватории на левой стороне Крещатика. «Коробка» сожженной фашистами гостиницы «Континенталь» по улице К.Маркса использована при строительстве для аудиторий и музыкальных классов, а со стороны Крещатика достроен зал на 750 мест с хорошо оборудованной сценой. Это молодежный театр, где выступают студенты консерватории, театрального института, хореографического училища.

Одним из значительных сооружений правой стороны Крещатика является 10-этажное здание городского Совета, построенное по проекту архитекторов А.Власова, А.Заварова и А.Малиновского.

Важным композиционным центром в ансамбле Крещатика является комплекс трех жилых домов против ул.Ленина, сооруженных по проекту архитекторов А.Добровольского, А.Малиновского и П.Петрушенко. В центре, на высоком холме, возвышается 14-этажный дом, который завершает собой перспективу ул.Ленина. В нем размещен кинотеатр «Дружба» с двумя залами. Красивые лестницы и террасы создают эффектный подход к этому зданию.

Крещатик является важнейшей артерией городского сообщения с интенсивным транспортным движением. Для удобства пешеходов и их безопасности в 1962 г. открыты подземные переходы на площади Ленинского комсомола и на пересечении Крещатика с ул.Ленина.

В результате напряженного, настойчивого труда восстановлена центральная магистраль Киева – широкая, красивая, зеленая улица с большими жилыми домами, магазинами, величественными сооружениями общественного и государственного назначения, которая, занимая центральное положение в плане, создает новое архитектурное лицо послевоенной столицы Украины.

Продолжением Крещатика является Красноармейская улица, которая за железнодорожным полотном переходит в новый широкий проспект 40-летия Октября, идущий вдоль Голосеевского леса в направлении к республиканской Выставке передового опыта в народном хозяйстве Украинской ССР. Это обуславливает объем и характер застройки улицы. Здесь сооружаются многоэтажные жилые и административные дома, которые полностью изменят ее вид.

В довоенный период на Красноармейской улице по проекту архитектора М.Гречины было начато строительство большого комплекса центрального стадиона, раскинувшегося на территории в 53 га, которое было завершено после войны.

К услугам спортсменов здесь имеется большое футбольное поле, центральное спортивное ядро с 400-метровой беговой дорожкой и секторами для прыжков. При стадионе есть павильоны физкультуры и спорта, а также зимний бассейн для плавания.

Центральный стадион рассчитан на 50 тыс. мест. Его архитектурно-планировочная композиция разработана с учетом рельефа местности, имеющего парковый характер.

Колоннада, обращенная в сторону Красноармейской улицы, светлый тон штукатурки фасадов центрального ядра стадиона, литая металлическая решетка ограды с красивым узором производят приятное впечатление.

В 1957-1958 гг. проведены значительные работы по благоустройству территории стадиона, устройству новых спортивных площадок, разбивке новых аллей и сооружению лестниц, соединяющих разные уровни этой живописной местности. Рядом со стадионом в 1961 г. сооружен Дворец спорта, большая крытая спортивная арена на 10 тыс. мест, по проекту архитекторов М.Гречины, А.Заварова и инженера В.Репяха. Арену зала можно превращать по желанию в искусственный ледяной каток для балета на льду, либо для соревнований по хоккею. Она также может быть трансформирована для проведения соревнований по волейболу, баскетболу, теннису и другим видам спорта. Внутреннее помещение Дворца спорта используется для проведения театрализованных постановок, массовых выступлений и торжественных заседаний [М.И.Гречина, Комплекс сооружений республиканского стадиона им.Н.С.Хрущева в г.Киеве (объект строительства 1957-1958 гг.), «Сборник сообщений «Киевпроекта», 1958, № 1-2, стр. 11-17].

В числе крупных сооружений послевоенного периода на Красноармейской улице следует упомянуть трехзальный кинотеатр «Киев», дом № 50/52, построенный по проекту А.Добровольского и дом № 16 (против кинотеатра «Киев»), сооруженный в 1951 г. впервые в Киеве из крупных панелей за 62 рабочих дня.

На месте старых одно- и двухэтажных мещанских домов второй половины XIX века, характерных для этого района, вырос жилой дом на углу пересечения с улицей Димитрова, построенный по проекту архитекторов Г.Головко и А.Косенко.

В соответствии с генеральным планом на Красноармейской улице, в последние годы продолжается строительство крупных многоэтажных жилых домов.

Современный район города, расположенный за железнодорожным полотном на юг от Красноармейской улицы, с крупными фабриками, многоэтажными домами, бульварами и скверами мало напоминает старый поселок Демеевку, возникший во второй половине прошлого столетия, когда была проложена железная дорога Москва – Курск – Киев. Этот район сейчас интенсивно застраивается. На проспекте 40-летия Октября, там, где конечная остановка троллейбусного маршрута № 1, в 1961 г. закончено строительство из сборных железобетонных конструкций и крупных стеклопанелей большого автовокзала с залами, удобными помещениями для обслуживания пассажиров и с гостиницей для транзитных пассажиров, выполненное по проекту архитекторов А.Милецкого, И.Мельник и Э.Бельского.

Автовокзал. [с. 656]

Автовокзал. [с. 656]

Мост им.Е.О.Патона. [с. 657]

Мост им.Е.О.Патона. [с. 657]

Трехэтажное здание автовокзала выгодно отличается современными новаторскими архитектурными формами, большими застекленными плоскостями стен, легким железобетонным козырьком, перекрывающим перрон с тыльной стороны. Своеобразно решено внутреннее пространство здания с удобным вестибюлем, просторным светлым залом ожидания, широкими лестницами и настенными мозаичными декоративными изображениями, выполненными художниками Д.Рыбачук и В.Мельниченко.

Вдоль проспекта выросли новые жилые многоэтажные дома. В связи с этим район Выставки передового опыта в народном хозяйстве Украинской ССР, которая несколько лет тому назад была далеко за городом, теперь превратился в близкую окраину Киева.

Открытая в 1958 году выставка представляет собой целостный архитектурный комплекс, состоящий из легких живописных павильонов, выставочных площадок, густых зеленых массивов, искусственных озер, которые раскинулись на площади в 300 га.

Вход на выставку оформлен в виде пропилеи, с двумя многоколонными портиками, облицованными светлым естественным камнем. От входа проложена широкая аллея, которая ведет к центральной площади, где возвышается главный павильон с башней, увенчанной позолоченным шпилем, который далеко виден при подъезде к городу.

Для облицовки наружных стен павильонов был использован крымский известняк светлых теплых тонов, который хорошо поддается обработке и в 2 раза дешевле, чем керамические плиты. Этот материал был использован в свое время при сооружении одного из лучших дореволюционных зданий Киева, где сейчас помещается Музей В.И.Ленина.

В оформлении отдельных павильонов широко использована майолика. Из нее выполнены барельефы и национальные орнаменты на павильоне животноводства, некоторые фонтаны, а также архитектурные детали в павильоне зерна и масличных культур.

Широкое применение в строительстве получили пластмассы, в частности оргстекло, из которого сделана девятиметровая фигура девушки со снопом, возвышающаяся над павильоном зерна и масличных культур, скульптура Мичурина в фруктовом саду и др.

Однако, давая объективную оценку архитектуры павильонов выставки, нельзя не сказать и о их существенных недостатках. Многие сооружения имеют банальную архитектурную трактовку. Отсутствие новаторских художественных идей подменяется иногда шаблонными архаичными композициями, ненужной помпезностью, допущением излишеств в виде декоративных колонн, большого количества скульптурных, лепных и живописных украшений. Архитекторы не использовали благоприятных возможностей, заложенных в новых конструкциях, строительных и отделочных материалах, которые были представлены в их распоряжение. Более выгодно отличается строительный павильон и некоторые экспозиционные хозяйственные помещения.

В павильоне и на специально устроенных площадках развернута экспозиция новейших механизмов, а также изделий, выпускаемых промышленностью. Здесь экспонируются макеты и действующие сельскохозяйственные сооружения животноводческих ферм, крупных технически оборудованных складов, механизированных мастерских, электростанций, мельниц и др. На территории выставки построены по типовым проектам жилые дома колхозников, образцовая столовая, детские ясли, Дом культуры, кинотеатр, больница и другие культурно-бытовые помещения.

За главным павильоном начинается зона отдыха. Здесь раскинулся роскошный розариум, построен фонтан «Сноп», открыт ресторан. Центральная аллея ведет в лесопарк и дальше – к Зеленому театру.

Над проектированием и строительством выставки работал большой коллектив архитекторов и инженеров «Гипрограда», Академии строительства и архитектуры и других организаций. Выставка утопает в бесконечном море зелени, среди которой есть растения и деревья, характерные для разных зон республики.

Выставка передового опыта в народном хозяйстве Украинской ССР пользуется огромной популярностью. Не только со всех концов Украины, но и из других Советских республик приезжают тысячи людей, чтобы познакомиться с достижениями трудящихся Украинской ССР в развитии народного хозяйства, использовать их опыт. На выставке побывали многочисленные делегации из братских социалистических, а также из многих капиталистических стран.

В послевоенное время продолжалось интенсивное развитие Октябрьского района города – вдоль Брест-Литовского шоссе и Железнодорожного района – вдоль Воздухофлотского шоссе.

Для реконструкции этих районов столицы немаловажное значение имела новая организация внутригородского транспорта в связи с большим движением вдоль Брест-Литовского шоссе, соединяющего центр города со значительным промышленным районом и с важной внегородской магистралью. Особенное напряжение было на перекрестке этой магистрали с Воздухофлотским шоссе. Там всегда образовывались транспортные «пробки». В 1958 г. был построен красивый и удобный путепровод из сборного железобетона, что создало условия для свободного потока транспорта.

Планом реконструкции города предусмотрены дальнейшие работы по застройке и благоустройству Брест-Литовского шоссе. Здесь сооружены многоэтажные дома, из числа которых выделяются здания между площадью Победы и Воздухофлотским шоссе, облицованные светлой керамикой и многоцветными орнаментальными украшениями на парапетах.

В 1962 г. на проспекте был построен по типовому проекту новый широкоэкранный кинотеатр им.Довженко.

Вдоль магистрали создается три архитектурно-композиционных центра, важнейшим из которых является площадь Победы. После реконструкции она будет крупнейшей площадью города. С нее были сняты трамвайные пути и по-новому организовано транспортное движение. Архитектурный вид площади Победы сильно изменится. Здесь построен новый цирк на 2100 мест. Его купол, перекрывающий зал для зрителей, возвышается над окружающей застройкой. Цирк оборудован новейшей техникой. В нем имеется опускной манеж и рампада для водных пантомим. На площади строят универмаг и другие крупные сооружения. В центре площади намечено соорудить величественный монумент Воссоединения и разбить сквер с клумбами и фонтанами.

Застройка Брест-Литовского шоссе постепенно соединила Киев с бывшим пригородом Святошино. Из значительных сооружений послевоенного периода здесь следует назвать институт гидротехники и гидрологии АН УССР (архитекторы Г.Головко и П.Петрушенко), новый корпус Медицинского института (архитекторы Л.Юровский и В.Кухаренко), обширный комплекс полиграфического комбината и т.д.

В 1953 г. в Октябрьском районе, в молодом Сырецком парке, была открыта детская железная дорога протяженностью 3 км, с рядом искусственных сооружений, 100-метровым мостом и бетонной трубой. Железная дорога имеет три станции, путевое разветвление и стрелочные посты. В районе детской железной дороги значительно расширилась зона зеленых насаждений, соединяющаяся с Сырецким лесопарком.

Очень украсил Брест-Литовское шоссе новый парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола, разбитый в районе хутора Нивки. Тут оборудованы аттракционы и построен широкоэкранный Зеленый кинотеатр. После войны здесь еще была далекая окраина города, превратившаяся позже в район индивидуальной застройки. В 1958 г. развернулось строительство нового жилого массива, который уже теперь преобразил эту часть города.

Недалеко от Нивок в 1962 г. открыт для посетителей еще один значительный зеленый оазис – Парк имени XXII съезда партии, занимающий территорию в 45 га, т.е. почти вдвое больше, чем Пушкинский парк. Здесь хорошо сочетаются декоративные деревья с плодовыми, живописные группы елей, дуба и бука сменяются спокойной гладью озера. В недалеком будущем этот парк будет соединен ажурным мостом с соседним парком им.Ленинского комсомола.

Много новых жилых домов появилось также в районе Воздухофлотского шоссе. В этом районе оборудованы продуктовые и промтоварные магазины, построены кинотеатр и ряд домов общественного назначения. Здесь же находится стадион КВО – один из лучших районных стадионов города. Среди новых сооружений следует отметить открытый в 1955 г. наибольший в Европе плавательный бассейн размером 50:25 м (авторы архитектор Ф.Полищук и инженер Б.Ческий). Вдоль Воздухофлотского шоссе строятся новые здания механического, энергетического и электромеханического техникумов. Здесь также построены новые корпуса студенческих общежитии. Значительно помолодел и похорошел в послевоенные годы один из старейших районов города – Печерский. Вниз по течению Днепра за железнодорожным мостом, на так называемой Нижней Теличке, вырос мощный комбинат современной строительной индустрии, который поставляет стройкам Киева крупные панели, детали сборного бетона, изоляционные и облицовочные плиты, пергамин, руберойд и другие материалы.

Путепровод на пересечении…

Путепровод на пересечении Брест-Литовского и Воздухофлотского шоссе. [с. 652]

Набережная Днепра. [с. 653]

Набережная Днепра. [с. 653]

Широкие и удобные асфальтированные дороги пересекают Печерск. Автострада, проходящая по Набережной, связывает Подол с мостом им.Патона. Застроено так называемое Саперное поле, и широкий бульвар Дружбы народов соединяет мост им.Патона с Красноармейской улицей, составляя часть кольцевой магистрали.

На пустырях Зверинца создан новый рабочий поселок. Его дома вместе с постройками Бастионной и ряда новых улиц образуют хороший благоустроенный район.

Быстрыми темпами на Печерске разбит и проложен от Бессарабки бульвар им.Леси Украинки шириной 60 м, который является как бы продолжением бульвара Шевченко до Суворовского училища.

Для улучшения связи Печерска с железнодорожным вокзалом проложена трамвайная линия по Кловскому спуску и ул.Мечникова. Сейчас на прежних пустырях созданы благоустроенные улицы, застроенные новыми жилыми домами. Здесь открываются детские учреждения, магазины, столовые, библиотеки и др.

Подол, в прошлом запущенная, неблагоустроенная часть города, значительно преобразился в послевоенный период; здесь выросли жилые дома, школы и новые предприятия.

Из новостроек последних лет на Подоле следует назвать речной вокзал на Почтовой площади, вступивший в эксплуатацию в 1962 г. построенный по проекту архитекторов В.Гопкало, В.Ладного и С.Слуцкого. Рельеф набережной определил особенность здания, которое со стороны реки имеет четыре этажа, а со стороны площади – два. Здание рассчитано на одновременное пребывание в нем 550 пассажиров, здесь размещены залы ожидания, кассовый зал, почта – телеграф, комнаты матери и ребенка, камеры хранения ручного багажа и другие подсобные помещения.

После окончания навигации залы ожидания трансформируются в кинозал на 180 мест и ресторан. Интересно решено художниками Э.Котковым, В.Ламахом и И.Литовченко внутреннее оформление интерьеров. Применяя майолику, цветную штукатурку и технику сграффито [сграффито – способ декоративной обработки плоскости путем предварительного нанесения нескольких красочных слоев и последующего соскабливания в определенных местах красочного слоя для получения изображения], они создали в одном из залов ожидания художественные декоративные панно в виде сюиты из истории Киева: «Из варяг в греки», «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», «Установление Советской власти на Украине». В другом зале дано оформление на тему: «Днепр индустриальный» и «Днепр – отдых». Здание завершается легкой башней со шпилем, на котором установлен флюгер в виде позолоченной каравеллы.

Уголок Пущи-Водицы весной. [с. 654]

Уголок Пущи-Водицы весной. [с. 654]

В зоопарке. [с. 655]

В зоопарке. [с. 655]

Значительно реконструированы также улицы и площади древнего Верхнего города, ныне Шевченковского района, где выросли новые здания, улицы покрылись асфальтом, расширены площади зеленых насаждений. Неузнаваемо изменилась Львовская площадь, на которой до 1958 г. был Сенной базар. Вблизи от площади, на ул.Воровского, построен самый большой на Украине крытый рынок, оборудованный по последнему слову техники (архитектор С.Фридлин). Здесь в несколько раз больше торговых мест, чем в старом Бессарабском рынке. Сооружение привлекает простой, выразительной архитектурой и четкой, рациональной инженерной схемой общего решения. Сильное впечатление производит центральный зал главного корпуса длиной 100 м и шириной 34 м, перекрытый легкими металлическими арками, на которые опирается стеклобетонный потолок, образуя оригинальный гигантский «фонарь» для дневного освещения рынка.

Одной из наиболее разрушенных во время войны частей города была Дарница – крупный индустриальный район Киева. За последние годы Дарница значительно выросла, расширилась. На месте пустырей и развалин восстановлены вагоноремонтный, резинорегенераторный, фанерный заводы, мясокомбинат, паровозное депо, комбинат декоративных тканей и др.

Одновременно с восстановлением промышленных предприятий широко развернулось новое жилищное строительство. Здесь выросли поселки шелкового комбината, вагоноремонтного завода и др. Новые 5-этажные дома возвышаются на улицах Строителей, Кооперативной, Котовского и др. Застраивается крупнейшая в городе Ленинградская площадь и завершается строительство фронта домов вдоль автострады, соединяющей эту площадь с мостом им.Патона.

В ближайшие годы в Дарнице возникнет несколько жилых массивов, часть из которых подойдет непосредственно к Днепру.

Как и все киевляне, жители района пользуются водопроводом, электричеством, газом. В Дарнице построены магазины, комбинат бытового обслуживания, прачечная, школы, детские сады, ясли, стадион и т.д.

Новый вокзал, клуб железнодорожников и клуб вагоноремонтного завода украшают Дарницу.

В этом районе предусмотрены значительные работы по озеленению Здесь заложен парк им.300-летия воссоединения Украины с Россией площадью в 40 га. Вокруг заводов и жилых домов поднимутся зеленые защитные полосы

Жилищное строительство, как и сооружение культурно-бытовых учреждений, осуществляется с учетом максимального удовлетворения возрастающих материальных и культурных запросов советских людей. Дарница будет одним из наиболее благоустроенных районов столицы.

В годы временной оккупации Киева немецко-фашистскими захватчиками сильно пострадали зеленые насаждения – парки, сады и скверы. В одном только Ботаническом саду Киевского государственного университета во время войны были вырублены сотни деревьев ценных пород

С переходом к мирной жизни в Киеве началось восстановление и расширение зоны зеленых массивов. В разных районах города разбито 40 новых скверов Озеленено свыше 300 га пустырей, склонов и оврагов

Одновременно с озеленением днепровских склонов построена живописная междупарковая магистраль, соединяющая центр города с Аскольдовой могилой. Вдоль магистрали на склонах Днепра сооружены различные аттракционы и летние рестораны, а также Зеленый театр на 4100 мест.

Для строительства Зеленого театра использована старинная крепостная подпорная стена и естественный склон местности, образующий амфитеатр. Зелень склонов и открытый простор неба создают прекрасные, неповторимые естественные «декорации» для театральных представлений и концертов.

В целях лучшего использования благоприятных природных условий для отдыха трудящихся города было решено устроить большой гидропарк на Трухановом острове. В гидропарке созданы новые пляжи, водные станции, построены буфеты и ресторан, намечено сооружение Дома отдыха и других помещений для обслуживания отдыхающих. Связь с островом осуществляется по новому красивому пешеходному мосту. Парк является единственным в стране, где удачно сочетаются водные поверхности, луга, зеленые насаждения и прекрасные пляжи, создающие исключительно благоприятные условия для отдыха.

На строительстве гидропарка много поработала молодежь, руками которой расчищена местность и высажено 120 тыс. деревьев.

В 1957 г., накануне 40-летия Октября, был открыт парк Вечной Славы героям Великой Отечественной войны (архитекторы – А.Милецкий, В.Бакланов и Л.Новиков). Украинский народ свято чтит верных сынов Советской отчизны, отдавших свою жизнь в борьбе за народное счастье, за честь, свободу и независимость нашей Родины. Парк, где похоронены воины Советской Армии, раскинулся над Днепром между Лаврским заповедником и вновь сооружаемым архитектурным комплексом Дворца пионеров. Архитектурным центром парка является 26-метровый величественный обелиск. У его подножия – могила Неизвестного солдата; на ней в обрамлении бронзового венка установлен факел с вечно пылающим огнем. С обеих сторон центрального входа погребены останки героев; на гранитных плитах написаны их имена.

Одним из крупнейших парковых массивов Киева является Ботанический сад АН УССР, площадью в 180 га, раскинувшийся на живописных склонах Днепра к югу от города. В нем произрастают деревья и кустарники, завезенные почти со всех стран мира. Растительность воссоздает уголки Украины, Кавказа, Урала, Сибири, Средней Азии, Алтая и других районов нашей страны.

Киев справедливо считается городом-садом. На каждого жителя сейчас приходится свыше 16 кв. м зеленых насаждений. По генеральному плану реконструкции города эта цифра увеличится до 36. Разбиваются новые скверы и парки, значительно расширяются старые.

В послевоенные годы город украсился новыми памятниками и монументами в честь выдающихся деятелей Советского государства.

В 1946 г., в день Советской Конституции [5 грудня], на бульваре Шевченко против Бессарабской площади был торжественно открыт памятник организатору Коммунистической партии, основателю Советского государства- Владимиру Ильичу Ленину. Скульптура В.И.Ленина из красного гранита выполнена известным советским художником С.Д.Меркуровым, постамент – архитекторами А.В.Власовым и В.Д.Елизаровым. Великий вождь изображен в момент, когда он обращается к народу с речью.

С левой стороны на памятнике золотыми буквами написаны такие близкие каждому гражданину ленинские слова: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи»; справа – гениальная мысль вождя трудящихся: «Никогда не победят тот народ, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем познали, ощутили и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть – власть трудящихся, что отстаивают это дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всем, что создано человеческим трудом».

Значительными художественными качествами отличается памятник Н.Ф.Ватутину, открытый на его могиле в Советском парке в январе 1948 г., в день 30-летия Советской Украины. Скульптору Е.Вучетичу удалось создать яркий образ советского полководца, с чьим именем тесно связана героическая борьба Советской Армии и освобождение Киева. На памятнике надпись: «Генералу Ватутину от украинского народа».

В 1954 г., в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией, был открыт памятник Н.А.Щорсу. Бронзовая статуя легендарного героя гражданской войны на коне выполнена скульпторами М.Лысенко, Н.Суходолом и В.Бородаем.

Памятник установлен на высоком гранитном пьедестале на пересечении ул.Коминтерна и бульвара Шевченко.

Советский народ свято чтит выдающихся деятелей культуры. В 1956 г. в сквере возле театра им. Франко открыт памятник великому украинскому писателю-революционеру Ивану Франко. Бронзовый бюст писателя удачно выполнен скульпторами А.Белостоцким и А.Супруном. Франко как бы глубоко задумался над судьбой своего народа, энергично сжатая левая рука писателя подчеркивает внутреннюю силу и непреклонность в борьбе за счастье народа.

Какими чертами характеризуется общая архитектура послевоенного Киева, какова тенденция дальнейшего развития города?

За последние годы столица Украины территориально значительно расширилась. На месте пустырей и развалин построены новые красивые благоустроенные дома. Архитекторы и планировщики, учитывая особенности киевского пейзажа с характерным рельефом и большим количеством зелени, создавали новые ансамбли, отличающиеся живописностью и своеобразием.

В черту города в последние годы включена территория пригородных сел Никольская Борщаговка, Беличи и др.

В связи с расширением территории и образованием новых районов происходит процесс децентрализации в размещении культурных и хозяйственно-бытовых заведений, учитывая необходимость создания минимальных радиусов обслуживания населения. Здания районных Советов депутатов трудящихся, клубы, универмаги, специализированные магазины размещаются в центре районов. Школы, ясли, детские сады и физкультурные площадки создаются непосредственно в жилых кварталах.

Как отмечалось, наибольшее внимание уделялось строительству новых жилых домов. О темпах жилищного строительства в Киеве в послевоенный период свидетельствует тот факт, что в 1952 г. жилой площади в городе уже было больше, чем до войны. За 15 лет после освобождения города восстановлено и сооружено 2500 тыс. квадратных метров жилой площади.

Наиболее характерным в застройке Киева в 1950-1955 гг. являлось размещение жилых домов в центральных районах – либо на отдельных свободных участках, либо на месте снесенных старых строений. В основном сооружались 8-14-этажные дома. Им часто придавали помпезный, несвойственный жилым домам вид, используя большое количество украшений (башен, колонн, арок, террас, лепных украшений, карнизов). Стены жилых домов облицовывали дорогостоящей керамикой и гранитом. Все это сильно удорожало строительство и снижало его темпы. В то же время авторы проектов не уделяли должного внимания созданию необходимых бытовых удобств для жителей, квартиры имели неудачную планировку, плохое оборудование.

4 ноября 1955 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором вскрыты недостатки и ошибки в застройке.

В развитие этого постановления ЦК КП Украины и Совет Министров УССР приняли решение, в котором отметили, что указанные недостатки есть и в архитектурно-строительной практике Украинской ССР, и особенно в Киеве; указывалось, например, что при застройке Крещатика и прилегающих к нему улиц допущены большие излишества в украшении фасадов.

Партия и правительство сориентировали архитекторов и строителей на создание удобного и дешевого жилья для трудящихся с использованием всех достижений строительной техники. Это сказалось и на творческой практике киевских архитекторов.

Жилые дома, как правило, теперь строятся из кирпичных блоков и крупных панелей без штукатурки. В проектах последнего времени основное внимание уделяется планировке квартир – созданию дополнительных удобств, оборудованию комнат со встроенными в стену шкафами, более рациональному размещению кухонь, прихожих. Ликвидация излишеств в архитектуре и широкое использование типовых проектов содействуют более эффективному применению мощной техники. А это удешевляет строительство и позволяет наращивать темпы, что является необходимым условием осуществления большой программы реконструкции Киева.

Проектировщики стали больше внимания уделять вопросам экономики строительства. Оказалось целесообразным сооружать жилища крупными массивами на свободных территориях. Это позволяет внедрить поточный метод строительства, более широко применять механизацию.

Первый жилой массив был заложен 12 июля 1956 г. на Чоколовке (ныне Первомайский массив). Он был опытной площадкой, на которой испытывались новые методы строительства, проверялось качество проектов. На Первомайском массиве построено 190 жилых зданий с площадью квартир в 350 тыс. кв. м. Для обслуживания населения там сооружается 7 двухкомплектных школ, 19 детских садов и яслей, несколько отдельных зданий магазинов и культурно-бытовых учреждений. В 1962 г. открылся кинотеатр «Спутник», оборудованный новейшей аппаратурой.

Жилой массив Отрадный на 521 тыс. кв. м жилой площади является в настоящее время одним из крупнейших. В центре его – медицинский городок на 1200 человек с 5-этажным главным корпусом и с прилегающими клиниками: детской, неврологической, травматологической, поликлиникой с грязелечебницей, отдельным лабораторным корпусом и т.д.

Уже заселено большинство жилых домов на массивах Нивки, Сырецкий, на проспекте 40-летия Октября, в Дарнице и в других районах города. Преимущество сооружения жилых домов на больших массивах состоит еще и в том, что при их застройке осуществляется единая структура обслуживания населения. Одновременно с жилищами строятся детские сады, школы, магазины. Каждый массив представляет собой микрорайон города, где имеются все необходимые заведения для удовлетворения бытовых и культурных нужд населения. Планировка улиц и проездов вокруг микрорайонов осуществляется таким образом, чтобы пути транзитного транспорта не проходили через жилой массив.

В ближайшие годы развернется строительство на массивах: Батыево-Александровский, поселок Пирогово, Беличи, Святошино и Ветряные горы.

Особенно много жилья будет построено на левом берегу Днепра. Два новых массива вырастут к северу и югу от Броварского шоссе.

Значительно расширится Новая Дарница, а на Воскресенской слободке – новом микрорайоне – киевляне получат 260 тыс. кв. м жилой площади.

На берегу Днепра по обе стороны от моста Патона разместятся два жилых района – Русановский массив и Кухмистерская слободка, которые будут связаны новой набережной. Город здесь непосредственно свяжется с рекой. Русановский массив опоясан каналом, в зеркале которого будут отражаться архитектурные сооружения. На набережной будут построены кафе, рестораны, разбиты парки. На берегу озера Тельбин на Кухмистерской слободке будет разбит новый парк.

Темпы строительства жилья в Киеве с каждым годом будут нарастать.

По семилетнему плану в Киеве предусмотрено построить 4 млн. 200 тыс. кв. м жилой площади. Напомним, что за предыдущее семилетие, с 1952 по 1958 г., в столице сооружено около 1,5 млн. кв. м жилья. Следовательно, темпы жилищного строительства увеличатся приблизительно в 2,5 раза. Жилой фонд города к началу семилетки составлял 5,5 млн. кв. м. Таким образом, за семь лет вырастет почти еще один Киев.

Успехи жилищного строительства в Киеве были подготовлены переходом на индустриальные рельсы, быстрым развитием крупноблочного и крупнопанельного домостроения, широким использованием новых материалов, конструкций и деталей, внедрением передовых методов возведения зданий.

На протяжении 1960-1961 гг. в системе Главкиевстроя организовано три домостроительных комбината, которые уже в 1961 г. сдали в эксплуатацию 78 домов площадью 160 тыс. кв. м. Одной из главных задач жилищного строительства в Киеве является улучшение качества работ. Хорошим примером в этом отношении является инициатива 9-го управления треста «Киевстрой №2», который начал выдавать новоселам гарантийные паспорта на каждую квартиру [В.Дрозденко, Столица Украины строится. Журн. «Строительство и архитектура», 1962, № 5 (89), стр. 1-2].

В последние годы особенно большую роль играет метрополитен, связывающий различные районы города.

Трасса строительства метрополитена первой очереди длиной 9 км проходит от завода «Большевик» через вокзал, Крещатик до платформы на правом берегу Днепра, а дальше, после сооружения нового моста, на левый берег Днепра – в Дарницкий район.

В 1960 г. накануне 43-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции открылись двери первых пяти станций Киевского метрополитена – «Вокзальная», «Университет», «Крещатик», «Арсенальная» и «Днепр». Авторы проектов стремились отразить глубокое идейное содержание – увековечить героические подвиги украинского народа, связанные с историей Киева, запечатлеть в художественных образах вдохновенный труд строителей коммунизма. Для более глубокого раскрытия тематики станций широко использован синтез архитектуры и изобразительных искусств. Это позволило ярче передать идейное содержание и композиционный замысел каждого из подземных и наземных сооружений метро.

Станция «Вокзальная» является своего рода воротами в столицу Советской Украины. Наземный вестибюль станции (архитекторы А.Добровольский и И.Масленкин) расположен весьма удобно, являясь пристройкой к железнодорожному вокзалу пригородного сообщения. Подземная станция (авторы – архитекторы тт.Е.Катонин, В.Ежов, В.Скугарев, М.Шамсадинов и художник А.Мызин) украшена медальонами с изображением сцен из истории Украины, начиная с Киевской Руси и до наших дней.

В живописном окружении Ботанического сада расположен наземный вестибюль станции «Университет». Подземный зал станции имеет хорошие пропорции (авторы – архитекторы Г.Головко, Т.Елигулашвили, С.Иванова, А.Семенюк, М.Сыркин, О.Лозинский) [автором проекта наземного павильона является также архитектор Г.Дзбановский]. Пилоны облицованы закарпатским розовым мрамором.

Классическая основа композиции сооружения хорошо дополняется национальным украинским орнаментом. В круглых нишах на пилонах установлены бюсты выдающихся деятелей науки и культуры – М.Ломоносова, Г.Сковороды, Д.Менделеева, Т.Шевченко, А.Пушкина, И.Франко, М.Горького и А.Богомольца. На торцовом стенде станции находится скульптура В.И.Ленина.

Памятник А.С.Пушкину. [с. 658]

Памятник А.С.Пушкину. [с. 658]

Новые дома на бульваре Шевченко.…

Новые дома на бульваре Шевченко. [с. 660]

На центральной улице Киева – Крещатике выстроено здание, где размещается крупнейший в городе ресторан, а в первом этаже – наземный вестибюль станции метро «Крещатик» (архитекторы А.Добровольский, В.Созанский и С.Юрьев). Его архитектурные формы лаконичны и современны. В композиции фасада использован контраст больших застекленных плоскостей со стенами, облицованными светло-кремовой керамической плиткой. Наземный зал вестибюля красив своей простотой. Через ряд стеклянных дверей, образующих сплошную прозрачную стену, раскрывается панорама Крещатика. Круглый, перекрытый куполом эскалаторный зал имеет эффектное оформление в виде разноцветной мозаики. Замечательны керамические панно на пилонах подземного зала станции «Крещатик», в которых использованы мотивы украинского народного растительного орнамента. Архитектура станции (авторы – архитекторы Г.Гранаткин, А.Добровольский, В.Елизаров, Н.Коломиец, С.Крушинский, Ю.Кисличенко, И.Масленков) отвечает своему основному назначению, а национальный колорит, создающий национальный характер оформления, вполне созвучен нашему времени.

Станция «Арсенальная» (архитекторы Г.Гранаткин, С.Крушинский и Н.Щукина) находится на месте героических боев арсенальцев за победу революции. Ее торцовая стена украшена барельефом, изображающим это историческое событие.

Украсила набережную станция метрополитена «Днепр», выполненная из железобетона и стекла (архитекторы Г.Гранаткин, А.Игнащенко, П.Красницкий, С.Крушинский и художник С.Павловский). Поезда здесь выходят из подземных туннелей и останавливаются на платформах, расположенных над автострадой.

Продолжением линии метрополитена является мост через Днепр, который свяжет Дарницу с другими районами Киева. Со стороны станции «Вокзальная», линия метро уже в недалеком будущем пройдет к политехническому институту и заводу «Большевик».

Станция метро «Университет»

Станция метро «Университет». [с. 661]

Дальнейший рост города вызовет насущную потребность развития метрополитена. В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование строительства второй очереди метрополитена, согласно которому линия метро от завода «Большевик» будет продлена в сторону массива Отрадный и Никольской Борщаговки. Вторая линия метро свяжет площадь Шевченко и Куреневку с Красной площадью, Крещатиком, Красноармейской улицей до Теремков [Н.Побегайло, Перспектива развития городского транспорта, Журн. «Строительство и архитектура», 1962, № 5]. Новые станции метрополитена создадут исключительные удобства населению, а его подземная архитектура явится новой достопримечательностью столицы Украины.

Архитектуру считают каменной летописью народа. Это особенно касается старинных городов, где не стираются окончательно наслоения разных эпох. Они остаются в виде проспектов, улиц, площадей, памятников, созданных предыдущими поколениями.

Киев вписал славные страницы в историю русского и украинского народов. С ним связаны рост могущества Киевской Руси, борьба украинского народа за свое социальное и национальное- освобождение, за строительство социализма и коммунизма.

Киев славится историческими памятниками – свидетелями героического прошлого нашей Родины. Но если посмотреть на современный Киев, то можно увидеть, что наиболее яркие страницы «каменной летописи» были написаны за годы Советской власти.

Современный советский Киев – это город широких асфальтированных улиц и площадей, с государственными и общественными учреждениями, с научно-исследовательскими и учебными институтами, школами, театрами, клубами, стадионами и другими сооружениями, которые призваны всесторонне удовлетворять все возрастающие запросы народа.

Новые здания, жилые массивы, парки и скверы, возникшие в годы Советской власти, органически вошли в окружающую историческую застройку и являются основой новых архитектурных ансамблей улиц и площадей. Киев продолжает расти и застраиваться. Каждый новый жилой дом, школа, детский сад или столовая приносят радость и счастье сотням, тысячам семей тружеников столицы, строящих свое коммунистическое будущее.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 641 – 662.