Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Мужество спасателей

Капитан 3 ранга В.Пасякин, корр.«Красной звезды».

Мужество спасателей

Военнослужащие Военно-Морского Флота и Комитета государственной безопасности СССР, удостоенные государственных наград, совершили подвиг при спасении своих сограждан – пассажиров парохода «Адмирал Нахимов», потерпевшего аварию 31 августа нынешнего года.

Первыми к месту гибели «Адмирала Нахимова» подоспели моряки-пограничники. Всего через шесть минут после получения сигнала катера, которыми командуют мичманы А.Гусев и Е.Терехов, на полных оборотах устремились в указанный район. Еще через одиннадцать минут они приступили к спасению пассажиров, потерпевших кораблекрушение. Сотни людей, оказавшихся в ночном море на краю гибели, обязаны жизнью этой стремительности пограничников. Один только катер, которым командует мичман Гусев, с экипажем в несколько человек принял на борт 146 пассажиров.

Действиями катеров руководил капитан 2 ранга Г.Климов. В последующие дни, когда продолжались поиски потерпевших, он не раз выходил в море на катерах.

В числе спасателей, прибывших к месту трагедии, были и моряки Краснознаменного Черноморского флота. Условия, в которых приходилось работать на погибшем пароходе, потребовали от водолазов высочайшего мастерства, выдержки, мужества. С огромным трудом спасатели проникали во внутренние помещения лежащего на многометровой глубине судна. Большинство иллюминаторов, люков и дверей оказались закрытыми…

Профессия водолаза-спасателя часто сопряжена с опасностью. Те, кто уходил под воду, пробивались в коридоры и каюты лежащего с большим креном на правый борт «Адмирала Нахимова», рисковали собой ежечасно. Каждый спуск под воду тщательно продумывался и обеспечивался. И все же в ходе работ двое водолазов погибли.

10 октября нынешнего года «Красная звезда» рассказала о подвиге мичмана Ю.Полищука, ценою своей жизни спасшего работавшего с ним в паре капитан-лейтенанта И.Ивлева, попавшего в опасную ситуацию. Спустя некоторое время после этого случая на судах, ведущих спасательные работы, вновь был приказано приспустить флаги. Погиб мичман С.Шардаков. Выполняя сложное опасное задание внутри лежащего на дне парохода, он попал в завал и самостоятельно выбраться не смог. Несколько часов к нему на помощь пробивались страхующие водолазы. Но они опоздали.

В те дни испытаний на спасательных судах мужественно и самоотверженно вел себя все. Но особой отвагой и неутомимостью отличался начальник поисково-спасательной службы судна СС-21 капитан-лейтенант В.Величко. Девятнадцать дней кряду он бессменно руководил водолазными спусками, принимал нелегкие и ответственные решения. Под стать офицеру были опытные водолазы мичманы П.Максимец и В.Задорожный. На счету каждого – не одна тысяча часов, проведенных ранее под водой. Но те несколько десятков, которые пришлось им проработать на пароходе «Адмирал Нахимов», имеют особую цену. Сделать то, что сумели сделать они, под силу лишь людям редкого самообладания, подлинным мастерам.

«Адмирал Нахимов» лег на грунт таким образом, что наибольшую трудность представляло обследование его правого борта. Первым это удалось главному старшине А.Черкашину. Подобные сложные задания ему доверялись не раз. И чаще всего на глубину в паре с ним шел его друг главный старшина Ю.Образ. Несмотря на молодость, оба моряка имеют прочный авторитет в экипаже. Вместе они участвовали в ликвидации последствий прошлогоднего смерча в Сочи. Вместе десятки раз спускались на «Адмирал Нахимов».

Красная звезда, 1986 г., 12.12, № 285 (19172).