Океан оказался сильнее
М.Мельник
Возвращаясь к напечатанному / [І тут, і всюди – скрізь погано]
Как уже сообщала наша газета, несколько месяцев назад более чем в 200 милях от берегов Америки затонул советский теплоход «Комсомолец Киргизии». В чем же причина аварии?
Читаю судовой журнал «Комсомольца Киргизии». Вот последняя запись, сделанная вахтенным:
«Теплоход находится на перевозке муки из порта Галифакс (Канада) в Гавану…
14 марта – шквальный ветер, 25-27 метров в секунду. Волны достигают 8-9 метров в высоту.
4 часа 45 минут – сильный удар встречной волны в борт. Судно получает опасный крен – 28 градусов, заваливается на левый борт. Капитан принимает решение перекачать топливо в запасные баки на другом борту, чтобы выправить крен. 15 часов – крен увеличивается и достигает 40 градусов. Отказал главный дизель из-за оттока масла. Теплоход потерял управление. 16 часов – вышли на частоту американской береговой охраны и попросили помощь. 17 часов 30 минут – прибыли спасательные вертолеты. Все 37 человек экипажа благополучно покинули судно».
Двадцать специалистов морского дела работали в комиссии по расследованию аварии. Еще предстоит детальный ее анализ на макете в НИИ морского флота, так как непонятно, почему судно получило такой сильный крен, ведь именно из-за него временно вышел из строя главный дизель.
Одной из версий считается смещение грузов в трюмах, причиной которого послужила некачественная «машинная погрузка» в порту Галифакс. По стандартам наших портов пакеты с мукой следует отделять прокладками – сепарациями – из досок. Это препятствует смещению груза во время шторма. В Канаде делают иначе: вместо досок используется плотная бумага, которая, естественно, не дает такого результата и качества сохранности.
Валерий Абрамович Гукасов, капитан теплохода «Комсомолец Киргизии», во время того злосчастного рейса находился в отпуске. Но вот его мнение:
– Погрузка трюмов машинным способом имеет свои минусы, потому что образуются так называемые «берлоги» – пустоты, в которые может сместиться любой груз. Этот вопрос необходимо решать. Канадцы не хотят грузить по нашим стандартам.
Особое внимание обращаю на прогноз погоды. Он сыграл не последнюю роль в аварии. К большому сожалению, предсказания синоптиков часто не совпадают с реальным положением вещей. Так, в декабре 1984 года «Комсомолец Киргизии» по пути на Кубу попал в сильный ураган, хотя синоптики обещали штиль. В том же году наше судно попало в ураган из-за ошибки в прогнозе погоды.
Рейс Галифакс – Куба теплохода «Комсомолец Киргизии» вела служба погоды Ленинградского гидрометцентра. Именно по ее показанию судно покинуло порт и ушло в море. Комиссия справедливо отметила этот факт при определении виновных в аварии лиц.
– Я руковожу судном «Скульптор Коненков», – рассказывает капитан Н.Ветришко. – И вот что необходимо отметить: наш теплоход только вышел из профилактического ремонта, который обошелся в 600 тысяч рублей, а в первом же рейсе двадцать три раза останавливался главный двигатель. Наше счастье, что не было экстремальных условий. Иначе… [1]
– А мне хотелось бы затронуть вопрос о кадрах, – включается в разговор капитан А.Виноградов. – Конечно, капитану «Комсомольца Киргизии» Хурашеву не хватило опыта борьбы со стихией, но я его не виню. Обратите внимание на подготовку к работе на судне курсантов Ленинградского высшего инженерного морского училища имени С.О.Макарова. В учебе совершенно отсутствует практика. Я начинал работать сорок лет назад. У моряков в те годы, конечно же, не хватало знаний, но была у них выучка, морская закалка. Надо бы снова ввести в курсантскую практику походы на парусных барках, а на последнем курсе давать должность штурманских учеников. Все это сделает будущих моряков более опытными.
Большинство капитанов определило гибель «Комсомольца Киргизии» как форс-мажор, то есть непредвиденные обстоятельства, повлекшие за собой аварию. Бесспорно, мореплавание всегда связано с риском, ведь не случайно район мыса Хаттерас моряки называют южным кладбищем, а место у острова Сейбл – северным. Океан не перестает напоминать о себе очередной жертвой.
Авария в Северной Атлантике – технологический и судоводительский урок для береговых подразделений, плавсостава. Урок, впрочем, не только для Балтийского пароходства, но и для Министерства морского флота в целом. Раньше, к примеру, главным бичом моряков были так называемые навигационные аварии, теперь же на смену им приходят технологические. Стоит не так, как того требует инструкция, загрузить судно, и неприятности неизбежны. Чтобы этого избежать, требуется внимательность капитанов и их помощников по грузовым операциям. Нужна и четкая работа всех береговых служб, от которых зависит обслуживание флота как в отечественных, так и в зарубежных портах.
К этому выводу пришли члены ведомственной комиссии Министерства морского флота.
Комсомольская правда, 1987 г., 28.05, № 128 (18928).
[1] А інакше ми знаємо, що би було: винен був би черговий механік. Так вчить нас досвід Чорнобиля.