Кто же виноват в катастрофе?
А.Кривопалов. (Соб.корр.«Известий»). Лондон
Здесь продолжается публичное разбирательство катастрофы британского парома «Геральд оф фри энтерпрайз», который затонул около восьми недель назад у бельгийского порта Зебрюгге.
«Моей первой мыслью было – двери на носу. Осенило – я ведь не закрыл их. Знал, что не проверял, закрыты ли они. Просто понадеялся, что это сделает кто-нибудь другой…» – так описал причину катастрофы Марк Стенли, помощник боцмана. Его спросили:
– Контроль за ними входил в ваши обязанности?
– Да, сэр, – таков был ответ.
– Вас ведь никто не освобождал от их исполнения в тот вечер?
– Именно так.
– Вы спали в своей каюте и пропустили момент отплытия?
– Да.
Перед специальной комиссией, возглавляемой королевским судьей (так было и после трагедии «Титаника»), поставлена нелегкая задача: изучить все обстоятельства, назвать виновных. Среди тех, кто первым дал показания, был капитан Д.Льюри. Сейчас выясняется, что он будто бы предупреждал хозяев компании «Таунсенд Торесен», которой принадлежит паром, об его конструктивных дефектах [1]. Но на этот рапорт никто якобы не обратил внимания.
За катастрофой у Зебрюгге, унесшей почти двести человеческих жизней, стоят «человеческая ошибка» и «отсутствие должного порядка». Таково мнение юриста Дэвида Стила, уполномоченного британским министром транспорта вести это дело. Сейчас уже считается доказанным, что «Геральд оф фри энтерпрайз» отчалил из бельгийского порта с открытыми воротами на носу судна, через которые в трюмное отделение и хлынула вода.
На сей раз никто не удосужился проверить, выполнены ли были соответствующие инструкции. Никакой должной сигнализацией не был обеспечен и капитанский мостик. Д.Льюри дал команду об отправлении, полагая, что все сделано, как положено, и двери герметически задраены.
Д.Стил, как сообщается, располагает документами, свидетельствующими о том, что на протяжении ряда лет копились сигналы о проблемах «Геральда». Но их, подобно рапорту капитана, клали под сукно: на все изменения хозяевам нужно раскошеливаться, а они, судя по всему, этого не хотели делать.
Уполномоченный министра транспорта уверен: если бы судно находилось в открытом море, оно унесло бы жизни практически всех пассажиров и членов команды (на борту в тот роковой вечер находилось свыше 550 человек). «Геральду», затонувшему на мелководье и легшему поэтому боком на песчаное дно, в этом смысле еще «повезло».
Работа специальной комиссии в Лондоне продолжается.
Известия, 1987 г., 4.05, № 124 (21931).
[1] А ось у клятих імперіалістів катастрофи відбуваються через конструктивні недоліки. Хоча і «авось» (не знаю, як це по-англійськи) теж має місце.