Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Два взгляда на Чернобыль

М.Деримов

Из блокнота журналиста

Часть 1. Встреча с мужеством: «Конечно же, мы знали об опасности…» Эксперты излагают факты и выводы. Фотография в «Гетеборгс-постен»: жители Здвижевки оскорблены. Заблуждение корреспондента «Майнити».

В течение первой декады июня Киев и Киевскую область посетили 40 представителей зарубежных средств массовой информации, аккредитованных в Москве. Они побывали в Чернобыле и на Чернобыльской АЭС, в городе Припяти и вахтовом поселке Зеленый Мыс, посетили Здвижевку – одно из новых сел, где живут люди, эвакуированные из 30-километровой зоны, встретились с рядом крупных специалистов, работающих на различных направлениях ликвидации последствий чернобыльской аварии. Вместе с иностранными журналистами в этих поездках был специальный корреспондент «Правды Украины».

В областном управлении пожарной охраны осматриваем выставку, рассказывающую о различных этапах борьбы с чернобыльской бедой. Глубокое волнение вызывают эти экспонаты. Фотографии и документы свидетельствуют о героизме пожарных, которые в трагическую ночь 26 апреля 1986 года первыми вступили в бой с вышедшей из-под контроля энергией атома; о колоссальной работе по обузданию взбунтовавшегося реактора и дезактивации местности, проведенной тысячами мужественных людей; об огромной помощи государства эвакуированному из опасной зоны населению; о самоотверженной работе талантливых ученых, в кратчайшие сроки решивших множество сложнейших проблем; об участии всей страны в устранении последствий аварии; о солидарности, проявленной международной общественностью в час постигшего нас испытания.

Среди множества вопросов, которые зарубежные журналисты задали потом Герою Советского Союза подполковнику Л.П.Телятникову и бывшему комсоргу пожарных Припяти капитану В.Ф.Мельникову, мое внимание привлек такой:

– Знали ли вы в то время о смертельной опасности, которой подвергались?

Вопрос с подтекстом: дескать, может то было просто неведение, а не высшее проявление мужества?

Л.П.Телятников отвечает с присущей ему сдержанностью:

– Люди знали, какой опасности подвергались, но работали самоотверженно. Именно поэтому нам удалось совладать с экстремальной ситуацией.

Ответ В.Ф.Мельникова более эмоционален:

– Конечно же, мы знали об опасности! Раньше мы нередко задумывались о том, откуда у героев Великой Отечественной брались душевные силы, чтобы грудью закрывать амбразуры вражеских дотов, идти на таран, не сдаваться под пытками в застенках гестапо… А теперь опыт Чернобыля свидетельствует, что и наше поколение способно в грозный час действовать столь же мужественно [1].

Следующий этап поездки зарубежных журналистов – встреча с заместителем председателя Киевского облисполкома К.Т.Фурсовым и компетентными экспертами – заместителем директора Всесоюзного научного центра радиационной медицины АМН СССР О.А.Пятаком, директором Института клинической радиологии профессором В.Г.Бебешко, начальником Украинского центра радиационного контроля О.В.Серебряковым и другими специалистами. Они излагают факты, приводят тщательно проверенные цифры, основательно аргументируют, в частности, вывод об отсутствии опасности генетический отклонений в будущем (большинство этих данных уже неоднократно приводилось в нашей прессе).

В моем блокноте зафиксирован, между прочим, такой диалог.

О.В.Серебряков. Мы регулярно исследуем воду на полный изотопный состав, взяли сотни проб, и не было ни одной пробы, которая превышала бы допустимую международными нормами концентрацию.

Корреспондент западногерманского журнала «Штерн» М.Дедерикс. Какие были самые высокие уровни загрязнения воды?

О.В.Серебряков. Повторяю: не было ни одной пробы, которая превышала бы… [2]

Марио Рене Дедерикс уже был в Киеве в августе прошлого года, а затем опубликовал в «Штерн» репортаж, в котором приводил явно завышенные, почерпнутые из сомнительных источников «данные» о загрязнении воды, ила, продуктов, пугал западногерманского читателя устрашающими прогнозами. То было время, когда окончательно рухнул лживый миф западной пропаганды о «трупах на улицах Киева», о «тысячах погибших в результате чернобыльской катастрофы», и публикацию г-на Дедерикса нельзя было расценить иначе, как попытку гальванизировать этот миф, так сказать, в иной ипостаси. Когда пару месяцев назад он снова прибыл в Киев и нанес визит в редакцию «Правды Украины», мы обратили его внимание на дезинформационный характер приведенных им «фактов»…

И вот теперь, когда Марио Дедерикс снова в Киеве, я спрашиваю его, удовлетворен ли он информацией, полученной от экспертов.

– Нет, не удовлетворен. Мало нового…

То есть ничего такого, что подтверждало бы опубликованные в «Штерн» домыслы.

Иначе ответил на тот же вопрос корреспондент югославского журнала «Илустрована политика» Мирко Боич:

– Мы получили заслуживающую доверия информацию от компетентных лиц. Она полностью соответствует тому, что мы видели вчера в Чернобыле (этот журналист из той группы, которая побывала в зоне АЭС накануне. – М.Д.).

Село Здвижевка Бородянского района, куда в начале мая прошлого года были эвакуированы жители села Залесье Чернобыльского района и где в кратчайшие сроки, еще до наступления осени, для них были построены 250 добротных домов. Наш автобус останавливается возле детской площадки. Здесь много ребятишек. Корреспонденты принимаются их снимать…

Детский городок поражает красотой и функциональной целесообразностью. На его ажурных сооружениях читаю надпись: «Студенты-архитекторы КИСИ – детям». Таких своеобразных «визитных карточек» немало на домах Здвижевки: ведь их строили коллективы различных предприятий и учреждений Киева. «Многие наши люди плакали, когда принимали от киевлян этот дар – прекрасное новое село», – рассказывает корреспондентам председатель сельсовета А.Г.Черненко.

Участники журналистского «десанта» рассыпались по улице, расспрашивают прохожих об их житье-бытье. Кого бы об этом ни спросили – все довольны жильем, полученной от государства крупной компенсацией.

Вместе с Гао Феньи из китайской «Гуанмин жибао» и Уильямом Итоном из американской «Лос-Анджелес таймс» прошу разрешения зайти в один из домов. Здесь живут пенсионеры Ольга Антоновна и Кузьма Кузьмич Ильченко.

Они тоже довольны жильем, компенсацией.

– И местные жители нас очень хорошо приняли, – говорит Ольга Антоновна. – Они для нас теперь как родные.

– Останетесь здесь и тогда, когда можно будет вернуться в ваше село?

– Нет, вернемся домой.

– Почему?

– Тянет в родные места. Там родители наши похоронены, там и нам надо быть. Дома все-таки лучше…

– Вот вы американец, – обращается Кузьма Кузьмич к г-ну Итону. – Помню американцев, встречался с ними в Берлине, когда победили Гитлера. Хорошие то были хлопцы. Вы им обязательно передайте, что надо жить в мире. Войны допустить нельзя.

Гости хотели сфотографировать хозяев дома, но натолкнулись на отказ.

– Тут уже были зимой шведские журналисты, – объясняет Кузьма Кузьмич. – Сфотографировали одного соседа. На нем добрый был костюм. Потом получили их газету, смотрим – а он как бы в лохмотьях. Не фото, а карикатура. Нет, не надо нас фотографировать [3].

Встретив на улице председателя сельсовета, спрашиваю его об удивительном случае со снимком в шведской газете. Анатолий Григорьевич молча достает из кармана газету «Гетеборгс-постен» и показывает ее. На первой странице – большое фото Здвижевки. Но как она снята! С задворков. На переднем плане крупно – отхожие места, а за ними невыразительно теснятся дома… [4]

Спрашиваю оказавшегося рядом корреспондента «Штерн», как он оценивает такую «работу» коллег из «Гетеборгс-постен».

– Ничего плохого в этом не вижу, – говорит Марио Дедерикс. – Дело в том, что иначе нельзя было снять панораму населенного пункта.

– А люди у нас обиделись, – возражает Анатолий Григорьевич. – Они оскорблены, таким изображением своего села.

Вспоминаю, что наш фотокорреспондент П.Приходько неоднократно снимал Здвижевку. Снимал, конечно, отнюдь не с задворков – и неплохие получились панорамные снимки. Один из них, кстати, был предоставлен г-ну Дедериксу по его просьбе, высказанной при посещении нашей редакции. За полчаса до этого разговора он сообщил мне, что фото «не подошло для «Штерн». Не потому ли, что в нем нет той злопыхательской «клубнички», которая налицо в « Гетеборгс-постен»?

По дороге из Бородянского района в Киев беседую с Аймо Руусуненом из финской «Кансан уутисет» и Масаси Эгавой из японской «Майнити». Оба еще вчера побывали в Чернобыле и сегодня вечером возвращаются в Москву.

А.Руусунен. Я удовлетворен этой поездкой. Видел собственными глазами, как много сделано и делается для того, чтобы вернуть к нормальной жизни район Чернобыля. Особенно сильное впечатление на меня произвела забота государства о людях, эвакуированных из 30-километровой зоны. В час испытания ярко проявился ваш гуманизм. Никакого сравнения с капиталистическим миром, где люди, пострадавшие от стихийных бедствий или крупных аварий на производстве, теряют все, наталкиваются на бесчеловечное равнодушие власть имущих.

М.Эгава. В Чернобыле и других местах я видел впечатляющие результаты огромной работы. Вы преодолели беду. В селе я видел, как позаботились об эвакуированных людях. Это хорошо. Но есть и минус. Ведь у людей, оказавшихся в этом селе, не было выбора – куда ехать.

Объясняю г-ну Эгаве, что насчет «отсутствия свободы выбора» он ошибается, что напрасно он не спросил об этом у людей в Здвижевке. Уж они бы рассказали ему, какие у них имелись возможности уехать в другие места, не теряя, естественно, права на помощь и компенсацию. Объясняю, что они просто предпочитают жить вместе, в своем коллективе…

А г-н Эгава вежливо кивает и недоверчиво улыбается… Что и говорить – упорно цепляются коллеги из буржуазной прессы за расхожие антисоветские стереотипы, за мнимые наши «минусы» (не о подлинных, конечно, речь!). И держат их в уме, как аксиомы, не требующие доказательства, а то и пускаются во все тяжкие, не брезгуя и подтасовкой фактов, пытаясь найти «подтверждение» замшелого пропагандистского стереотипа.

О фотографии из «Гетеборгс-постен» и заблуждении г-на Эгавы я не раз вспоминал на следующий день, когда мы с зарубежными коллегами поехали в Чернобыль.

Правда Украины, 1987 г., 11.06, № 134 (13702)

[1] Варто час від часу висаджувати ядерні реактори, щоб пересвідчитись, що всі вказані якості – на місці.

[2] Здавалось би, назви число – і зловорожий західнобуржуазний наклепник відпаде сам собою. Але ні, такий спосіб – не для нас.

[3] «А потом при красном свете / представало в чёрном цвете / всё, что знаем мы и любим, / чем гордится коллектив».

[4] «Дом на улице Нагорной / стал общественной уборной; / наш родной Центральный рынок / стал похож на грязный склад; / искажённый микроплёнкой, / ГУМ стал маленькой избёнкой…»