Одесский некрополь — страницы истории
Т.Б.Ананьева
Дивный И.В. Страницы военного некрополя Старой Одессы. Биографический справочник / Серия “Некрополи Украины”. Выпуск 2. К. : 1996. 182 с.+32 с. илл.
Каждая эпоха имеет два лица : лицо жизни и лицо смерти. Они смотрятся друг в друга и отражаются одно в другом. Не поняв одного, мы не поймем и другого.
Ю.М.Лотман [Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII – начало XIX века).- М., 1996.- С. 326]
Есть особый род памятников, значение которых понятно даже тем, кто весьма далек от проблем истории и культуры. Веками утверждалась традиция эмоционального отношения к местам, где покоятся ушедшие в мир иной. Амплитуда этих эмоций огромна, колебания достигают противоположных полюсов – от высокого почитания “отеческих гробов”, в котором “обретает сердце пищу”, до кощунственных надругательств над могилами. Многочисленные примеры и того и другого хорошо известны из истории. Могила – это как бы овеществленная память о человеке, и вполне объяснимо, что эмоции, особенно негативные, неудовлетворенные словесным воплощением, обращаются туда, где могут получить физическое подкрепление и проявление. Ритуал, разыгрываемый на грани земного и потустороннего, всегда имел особое символическое содержание и напряжение, связанное еще и с тем, что для каждого – будь то участник или зритель – он был связан с неким личным переживанием, пусть и не вполне осознанным.
К счастью, даже, на первый взгляд, совсем неподготовленное общество легко “расшифровывает” тот смысл, который скрывается за действиями, происходящими вокруг кладбищ или отдельных захоронений. В переполненных залах кинотеатров лет десять назад не было ни одного зрителя, которому не был бы понятен смысл метафоры в “Покаянии” Абуладзе. Но по этой же причине акты вандализма, хотя и имеют ассоциацию с вечно “виноватым” средневековьем, совершаются в наше время с тем же сосредоточенным упорством, что и сотни лет назад. Кроме “инициативных” одиночек и прочих “радикалов”, всегда существует более серьезная опасность. Оказывается, необязательно, чтобы государство следовало модели отношения с прошлым “весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…” Достаточно безразличия, молчаливого взирания, попустительства – и вместо надгробной плиты вы найдете следы бульдозерных гусениц : все-таки – “мы наш, мы новый мир построим”. Глядя правде в глаза, надо признать, что даже реально работающий Закон об охране памятников, какими бы санкциями он не грозил (и то и другое пока – из области фантазий), все равно остался бы наименее действенным способом борьбы с подобными явлениями. Если и есть надежда на некую силу, которая может стать барьером для варварства, то эта сила – знание. Чем больше знают историю, связь фактов, явлений, имен, чем больше видят в этом смысла, тем больше понимают, любят, уважают, тем чаще вспышки гнева сменяются сочувствием и прощением. За этой кажущейся просветительской утопией стоит механизм, с помощью которого человечество все-таки веками спасалось от самого себя.
Каждый новый труд, посвященный некрополям, – это новая надежда на то, что общество перестанет попирать свое прошлое, память о нем, перестанет раскачивать лодку, плывущую по реке Лете. В этом смысле новая книжка из серии “Некрополи Украины”, посвященная военному некрополю старой Одессы, обречена на признание.
Небольшая по объему книжка является научным изданием. Собственно “Справочнику-некрополю” предшествует введение, знакомящее с историей Одесского военного некрополя, структурой издания, параметрами статей. Есть сведения из военной истории Одессы, Одесского военного округа, отдельных частей, формировавшихся или расквартированных в Одессе. Научно-справочный аппарат включает алфавитный указатель лиц, список использованных источников и литературы; приложение содержит восемь таблиц, которые знакомят с эволюцией воинских чинов и званий от петровской Табели о рангах 1722 г. до перемен 1884 г., иерархией российских орденов второй половины XIX в., составом войск Одесского военного округа в 1913 г. и др. Около восьми десятков иллюстраций (да простят издатели – вопреки плохому качеству печати) доносят облик эпохи, запечатленный в лицах величественных военных мужей, планах и видах некрополя, газетных некрологах.
Автор разработал свой формуляр биографической статьи, ориентированный на специфику темы : наряду с датами рождения и смерти помещены сведения о причине смерти (обстоятельства, медицинский диагноз), воинское звание, дефиниция, исходя из военных заслуг. Биографические данные ограничены этапами военной карьеры, в редких случаях – сообщено об общественной деятельности, других выдающихся заслугах. Указано вероисповедание, место погребения. В ряде случаев приведены данные о родственных связях, родословии. Ценнейшим материалом являются собранные автором и точно воспроизведенные эпитафии.
“Справочник-некрополь” включает 300 статей, охватывает лиц, имевших генеральские и штаб-офицерские (не ниже майора, с 1884 г.- подполковника, в казачьих войсках – войскового старшины) чины армии, пограничной стражи и полиции. Среди них представители рода Разумовских, Строгановых, Стороженко, знаменитые де Рибас и де Ланжерон, М.С.Воронцов и брат Пушкина Лев Сергеевич. Эти имена много говорят каждому, кто интересуется историей. Но едва ли не более ценными являются сведения о безвестных или малоизвестных людях, биографии которых вряд ли можно найти в общедоступных справочниках.
Те замечания, которые будут высказаны ниже, – отклик на призыв автора к читателям : во-первых, он отмечает, что как одна из первых работ в данной области исследований, книжка “во многом, прежде всего в отношении формы подачи фактического материала, носит характер экперимента. Многое из предложенного нами, по-видимому, в дальнейшем будет изменяться, корректироваться, уточняться”. Во-вторых, порадовав читателей сообщением, что выпуск Одесского военного некрополя будет продолжен, он убедительно объяснил целесообразность отзывов, дополнений, критических замечаний.
Итак, первое – хотелось бы больше истории именно некрополя, формирования мемориальной территории, ее особенностей в сравнении с другими некрополями (других городов, гражданскими и т.д.). Есть статьи о лицах, имевших непосредственное отношение к главной теме книжки, например, Владимир Николаевич Шереметьев (с. 152-153) состоял помощником попечителя над Одесским военным кладбищем; хорошо было бы найти место в предисловии для более детального рассказа о человеке и о самой службе, ее организации. Известно, какое значение традиционно придавалось церемонии проводов в последний путь. Изучение не только древних обществ, но и культуры нового времени невозможно без изучения семантики похоронного обряда [его описания можно встретить в литературе мемуарного жанра, все больше исследований специально рассматривают данный вопрос. См. наприм. : Описание погребения блаженной памяти императора Николая I с присовокуплением исторического очерка погребения царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. Спб.,1856; Chroscicki J. Pompa funebris… Warszava, 1974; Николаев С.И. Рыцарская идея в похоронном обряде петровской эпохи // Из истории русской культуры. Т. III (XVII – начало XVIII века).- М., 1996.- С. 584-594, и др.]. Заинтересованный читатель вправе ожидать хотя бы сжатых сведений по этому поводу в книге о некрополе.
На наш взгляд, целесообразно было бы еще более упорядочить информацию в статьях. Целый ряд позиций содержат подобные повторы в дефинициях и биографической части :
“ЖУРАВСКИЙ Алексей Викторович…
- полковник, участник Гражданской войны.
Принимал участие в Гражданской войне…” (с.61)
В то же время некоторые моменты нуждаются в более полных формулировках. Не велика экономия, когда вместо фамилии и инициалов указано “брат № 21”. Бог весть, почему режет слух, когда номер позиции становится номером человека, но лишний раз убеждаешься, что на именах лучше не экономить.
Вряд ли имело смысл вводить новые сокращения вместо общепринятых и устоявшихся : главноком-ий (главнокомандующий) – вместо главком, зав-ий (заведующий) – вместо зав., нач-к (начальник) – вместо нач., пред-ль (председатель) – вместо пред.; неискушенному читателю нелегко догадаться, что “блн” – это батальон, а “бтр” – батарея.
В книжке главным образом речь идет о том времени, когда вероисповедание человека имело для него не последнее значение. По-видимому, указывать его надо рядом с датами жизни, титулом, чином, т.е. в первых, а не последних строках.
Для Воронцова, Строганова, Урусова, некоторых других персон – можно было бы привлечь в качестве источников родословники, как это сделано, например, для Александра Николаевича Стороженко.
Определение жанра издания как биографического справочника вполне логично привело к построению его в алфавитном порядке фамилий, независимо от места погребения. Но было бы удобно для читателя, заинтересовавшегося историей именно некрополя, иметь под рукой указатель погребений по кладбищам.
Работая с материалами не гражданского, а именно военного некрополя, автор естественно использует понятия и термины, характеризующие прохождение военной службы, переформирования воинских частей и учебных заведений. И тут можно было бы высказать несколько пожеланий. Например, в названиях полков нужно отслеживать их точную нумерацию, с учетом переименований. Так, в 1907 г. драгунские полки были переименованы в гусарские, поменяв и нумерацию, в частности, 3-й драгунский Ингерманландский полк, в котором служил А.С.Авалов (первая позиция справочника), стал 10-м гусарским Ингерманландским. С 1882 г. Оренбургская Неплюевская военная гимназия, в которой служил М.Е.Дерюгин (70-я позиция справочника) была преобразована в кадетский корпус, и фактически Неплюев находился на одной должности инспектора классов в том же учебном заведении с 1877 по 1891 г. Подобные детали в большинстве случаев могут пройти мимо внимания, но хотелось бы, чтобы такие издания удовлетворили и “капризных” специалистов по военной истории.
Нет сомнения, что эта ценная, интересная работа должна быть продолжена. Как и нет сомнения, что ее перспективы зависят от того, насколько общество готово к мыслям о вечном. Впрочем, автор Одесского некрополя подал и плохой пример, как бы убеждая соотечественников : не беспокойтесь, сограждане, продолжайте земную суету, все равно найдется неисправимый энтузиаст, который опять докажет, что и в наше время “только один в поле и воин”.
Надійшла до редакції 13.03.1998 р.
Джерело : Археометрія та охорона історико-культурної спадщини, 1998 р., вип. 2, с. 106 – 108.