Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Каменный век

Наиболее ранней эпохой в истории развития человеческого общества был древний каменный век, или палеолит (от греческих слов «палайос» – древний и «литос» – камень), продолжавшийся несколько сот тысячелетий Он характеризовался существованием каменных орудий труда и господством присваивающих форм хозяйственной деятельности – собирательством и охотой на животных. Конец древнего каменного века, так называемый поздний палеолит, совпадает с концом ледникового периода и датируется временем около 40-15 тыс. лет тому назад.

Для позднего палеолита были характерны достаточно высокий уровень развития первобытной техники обработки камня при изготовлении орудий труда, применение для их изготовления новых материалов – кости и рога животных, дальнейшее совершенствование охотничьего хозяйства, появление относительной оседлости и долговременных жилищ и поселений, возникновение первобытных верований и искусства. Этот период ознаменовался завершением процесса формирования современного физического типа человека, возникновением родовой организации и окончательным становлением древнейшей в истории человечества социально-экономической формации – первобытнообщинного строя.

Остатки поселений позднего палеолита на территории Украины довольно многочисленны. Известны они и в Среднем Приднепровье, в том числе на территории Киева. Остатки одного из таких поселений на Украине, известного под названием Кирилловской стоянки, были обнаружены на бывшей Кирилловской улице (теперь ул.Фрунзе) на Подоле и изучены известным киевским учёным-археологом В.В.Хвойкой. В результате археологических раскопок, продолжавшихся в течение 90-х годов прошлого [19] века, был собран большой и разнообразный материал, позволяющий осветить хозяйство и быт древнейших обитателей территории Киева

Во время раскопок, в частности, было установлено двукратное обитание на стоянке древних групп первобытных людей. После каждого периода ее заселения остался отдельный слой различных находок – так называемый культурный слой [Культурным слоем в археологической науке называется слой земли, в котором находятся предметы, изготовленные человеком или связанные с его деятельностью]. Эти слои залегали на различной глубине от современной ровной поверхности высокого правого берега долины Днепра. Нижний из них, более древний, находился на глубине около 22 м, а верхний – 14 м.

Нижний культурный слой состоял из многих скоплений костей древних животных – мамонта и шерстистого носорога, углубленных очагов, заполненных костными и древесными углем и золой, а также различных изделий из кремня и костей животных. Все эти находки располагались на стоянке в определенном, четко выдержанном порядке на местах ее древних хозяйственных и бытовых комплексов, являясь их остатками.

На стоянке, в частности, были обнаружены остатки целого ряда небольших наземных жилищ в виде округлых и овальных в плане скоплений крупных костей животных, входивших в их конструкцию. Жилища эти в свое время имели вид конических шалашевидных построек, близких к чумам – жилищам народов Крайнего Севера в недавнем прошлом. Они были сооружены из деревянных жердей и покрыты шкурами животных. Снаружи для прочности и утепления стены жилищ были обставлены крупными костями животных, в частности черепами мамонта и частично присыпаны землей. На месте таких разрушенных жилищ в культурном слое сохранились скопления этих костей, обнаруженные при раскопках стоянки.

Кирилловская стоянка, представленная нижним культурным слоем, была родовым поселением охотников на мамонтов и других древних животных, большие стада которых встречались в то время на территории Среднего Приднепровья, в том числе и на территории Киева. Охота, являясь основным источником существования первобытного человека, дополнялась собиранием съедобных кореньев, плодов, ягод, а также случайной рыбной ловлей.

Охота на таких крупных животных, как мамонт и носорог, требовала объединения усилий значительного количества людей, обитавших на стоянке. Она носила характер облавы. Зимой животных загоняли в глубокий снег, а летом в топкие места в долинах рек, где они, увязнув, становились сравнительно легкой добычей охотников, вооруженных деревянными копьями с обожженными концами или кремневыми и костяными наконечниками. Нередко животных загоняли к глубоким обрывистым оврагам или высоким берегам рек, падая с которых они разбивались. Мясо убитых животных шло в пищу, из шкур изготовлялась одежда. Из прочных костей животных первобытные люди изготовляли орудия труда, самые крупные из них использовались как строительный материал, а богатые жиром – в качестве топлива.

Обитатели Кирилловской стоянки широко пользовались огнем. Он обогревал жилища в холодное время года, на нем запекали мясо и приготовляли горячую пищу, огонь также защищал стоянку от нападения диких зверей.

Во время раскопок нижнего культурного слоя были собраны кости 70 мамонтов, а также много костей других животных. В действительности число мамонтов, убитых охотниками стоянки, безусловно, было значительно большим. Многие кости не сохранились.

Среди находок значительное место занимали изделия из кремня – сырьевой материал, заготовки и законченные орудия труда, в частности резцы, применявшиеся для обработки дерева, кости и рога, ножевидные пластинки и скребки для разделывания туш убитых животных и др. [См. В.В.Хвойка, Каменный век Среднего Приднепровья, «Труды XI археологического съезда», т. I, М., 1901; П.И.Борисковский, Кирилловская палеолитическая стоянка, «Материалы и исследования по археологии СССР» (дальше – «МИА СССР»), 1941, № 2].

Место раскопок палеолитической…

Место раскопок палеолитической Кирилловской стоянки. 90-ые годы XIX в. [с. 14]

Кремневые изделия с неолитической…

Кремневые изделия с неолитической стоянки возле Никольской слободки. [с. 19]

В позднем палеолите возникли древнейшие религиозные представления и верования Не зная законов развития природы, не понимая ее явлений, первобытные люди обожествляли молнию, ветер, огонь и другие силы природы, считая их какими-то сверхъестественными. «Бессилие дикаря в борьбе с природой, – писал В.И.Ленин, – порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п.» [В.И.Ленин, Соч., т. 10, стр. 65]

Важнейшими формами религиозных представлений и верований первобытных людей были тотемизм, магия и анимизм.

[Сущность тотемизма заключалась в представлении, будто каждая родовая группа людей имела общего предка в виде животного или растения, которого она считала своим родоначальником и покровителем Такие животные или растения и были тотемом для рода (слово «тотем» на языке одного из племен северо-американских индейцев обозначает «его род») Тотем был объектом культового поклонения для всех членов рода, в честь его устраивались празднества с различными обрядами и жертвоприношениями.

В основе магии лежала вера первобытных людей в то, что при помощи различных заклинаний и обрядов можно влиять на ход событий в окружающем мире (облегчить борьбу с врагом, наслав на него болезнь или смерть, обеспечить удачу во время охоты и т д).

Первобытные люди верили также в то, что у людей, животных, растений и даже неживых предметов есть двойники – души, населяющие окружающий мир и влияющие на их жизнь. Такое религиозное верование получило название анимизма (от латинского слова «анима» – душа). На основе анимизма возник и распространился в первобытном обществе культ загробной жизни и почитания умерших].

Эти религиозные представления и верования в позднем палеолите находили свое отражение в произведениях первобытного искусства – скульптуре, резьбе по кости, рисунках на стенах пещер и др. На Кирилловской стоянке при раскопках было обнаружено несколько обломков бивней мамонта с нанесенными на их поверхность линейными узорами, выполненными острыми кремневыми инструментами. Особенно интересным является сложное и до настоящего времени окончательно не разгаданное линейное изображение на бивне мамонта, в котором часть исследователей считает возможным усмотреть изображение головы птицы, панциря черепахи и даже лодки и речных волн. Однако в представлении жителей стоянки изображенная на бивне загадочная теперь сцена имела вполне определенный смысл и значение. Графическое изображение из Кирилловской стоянки является одним из лучших произведений древнейшего изобразительного искусства.

Кирилловская стоянка находилась у подножья небольшого мыса высокого правого берега Днепра, защищавшего ее от холодных ветров, которые дули в то время из более северных областей Восточной Европы. После того как люди оставили стоянку, она постепенно заносилась землей, намываемой с крутого берега. Именно поэтому остатки стоянки оказались на столь значительной глубине от современной поверхности.

Нижний культурный слой Кирилловской стоянки является свидетельством древнейшего обитания людей на территории Киева и всего Среднего Приднепровья. Он может быть датирован временем около 20 тыс. лет тому назад.

Остатки другой позднепалеолитической стоянки на территории Киева были обнаружены в устье древнего Протасова оврага, между Батыевой и Байковой горами, во время строительства железнодорожной товарной станции в конце XIX в. Кости древних животных, главным образом мамонта, обработанные кремнем, костные угли и зола на месте очагов находились на глубине 16 м от современной поверхности [См. Н.И.Криштафович, О геологическом исследовании палеолитических стоянок в Европейской России летом 1904 г., «Древности» («Труды Московского археологического общества»), т. XXI, М., 1907]. По своему характеру эта стоянка была очень близкой к Кирилловской стоянке на Подоле. Остатки позднепалеолитических стоянок в виде находок костей мамонта, обработанных кремнем, и костных углей известны также и в других районах территории Киева, в частности на ул. Большой Подвальной и на Караваевых дачах, где они обнаружены в последние годы.

Остатки таких же стоянок известны теперь и вблизи Киева по обоим берегам Днепра. Остатки одной из них – Добраничевской стоянки находятся на левом берегу р.Супоя (левый приток Днепра) в 20 км к востоку от г. Переяслава-Хмельницкого Киевской области. В 1953 г. здесь были раскопаны остатки небольшого наземного жилища, в конструкцию которого входили вертикально вкопанные в землю крупные кости мамонтов, яма-кладовая, заполненная костями мамонта, и углубленный в землю очаг, заполненный обожженными костями и костным углем. Кроме многих изделий из кремня и кости, разнообразных орудий труда и бытовых предметов, на стоянке был найден также янтарь, россыпи которого встречаются на правом берегу Днепра в районе Киева. Обитатели стоянки, вероятно, не раз посещали этот район во время своих охотничьих походов [См. И.Г.Шовкопляс, Добраничевская палеолитическая стоянка, «Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР» (дальше – «КСИИМК АН СССР»), вып. 59, М., 1956].

Фастовская стоянка, раскопанная в 1954 г., находится в юго-западной части г. Фастова Киевской области. Ее культурный слой состоял из нескольких крупных скоплений костного угля и золы на месте древних очагов, скоплений обработанных кремней на местах изготовления орудий труда и значительного количества костей древних животных. Обитатели стоянки жили на ней недолго; вероятно, это было сезонное стойбище охотников на мамонтов и диких лошадей, водившихся тогда в этом районе Среднего Приднепровья [И. Г. Шовкопляс Фастовская позднепалеолитическая стоянка. КСИИМК АН ССР, вып. 65, М., 1956].

Стоянки позднего палеолита на территории Киева и вокруг него свидетельствуют о том, что территория Среднего Приднепровья была заселена первобытным человеком очень давно, вскоре после отступления ледника из этого района Восточной Европы.

К концу ледникового периода заметные изменения произошли и в характере поверхности территории Киева. Высота плато на правом берегу долины Днепра и его склонов после отложения на них довольно мощного слоя лесса значительно возросла по отношению к уровню реки. Вместе с тем началось интенсивное размывание этих склонов атмосферными осадками, в результате чего образовались большие овраги, многие из которых сохранились до наших дней. Именно в это время возник овраг, тянувшийся от нынешней Бессарабки до Днепра, впоследствии известный под названием Крещатой долины, по дну которой проходит современная центральная магистраль Киева – Крещатик. Он имел несколько боковых ответвлений, по которым теперь проходят улицы Ленина, Свердлова, переулок Шевченко, улицы Калинина, Парижской коммуны и Челюскинцев – по его правой стороне и улицы Карла Маркса, Октябрьской революции, Кирова – по левой.

Большинство оврагов было углублено до уровня плотных глин, по поверхности которых проходил горизонт грунтовых вод. Благодаря этому овраги быстро заросли лесами, чередовавшимися с заболоченными участками. Последние в некоторых районах Киева сохранялись почти до середины XIX в., как, например, Козье болото на месте нынешней площади Калинина.

С конца позднего палеолита начались значительные изменения в климате, растительном и животном мире Среднего Приднепровья. Большую часть его поверхности постепенно заняли леса, заселенные современными видами животных. Климатические условия приблизились к современным.

Новые природно-географические условия вызвали определенные изменения и в характере хозяйства, устройстве стоянок и жилищ первобытных людей. Наступил новый период каменного века, известный в науке под названиями эпипалеолита (греческая частица «эпи» обозначает «после», «конец») и мезолита (от греческих слов «мезос» – средний и «литос» – камень). Характерные для позднего палеолита довольно долговременные стоянки охотников на мамонтов, северных оленей, диких лошадей и других стадных животных с остатками зимних жилищ и огромными скоплениями костей исчезли. Вместо них появились небольшие кратковременные стойбища подвижных групп людей, занимавшихся охотой на современных нестадных животных и птиц, а также рыболовством, значение которого в их жизни все более и более возрастало. Новые формы хозяйственной деятельности первобытных людей обусловили появление и новых, характерных для эпипалеолита более совершенных орудий труда. Одним из них становится лук со стрелами, служивший человеку в течение последующих исторических эпох.

На всех поселениях – стоянках того времени, кроме обычных позднепалеолитических кремневых орудий и наконечников стрел, встречаются также орудия небольших размеров, известные под названием микролитов (от греческого слова «микрос» – малый). Они изготавливались преимущественно из дополнительно обработанных обломков небольших ножевидных пластинок и имели четко выраженные геометрические очертания, из-за чего и получили название «геометрических». Наиболее распространенными были микролиты в виде треугольников, трапеций и сегментов, применявшиеся в качестве вкладышей (лезвий для составных орудий – костяных и деревянных гарпунов, наконечников копий, больших ножей и др.). Многие из этих мелких кремневых изделий использовались и как наконечники для стрел, часть которых изготавливалась также из кости.

Для большинства дошедших до наших дней остатков эпипалеолитических стоянок характерны небольшие скопления мелких предметов – расщепленных кремней, обломков костей животных, залегавших в виде округлых пятен, образовавшихся вокруг небольших кратковременных очагов на местах временных (сезонных) поселений подвижных групп охотников и рыболовов. Остатками типичной ранней эпипалеолитической стоянки является верхний культурный слой Кирилловской стоянки в Киеве. В нем уже не оказалось больших скоплений костей животных и угля, характерных для нижнего культурного слоя стоянки. Среди встречающихся костей животных не было костей таких животных позднего палеолита, как мамонт и шерстистый носорог. Их место заняли медведь, волк и другие современные виды животных [В.В.Хвойка, Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена, К., 1913]. Время обитания людей эпипалеолита на Кирилловской стоянке – около 15-13 тыс. лет тому назад.

В поисках дичи и богатых рыбой участков рек люди часто меняли места стоянок, оставляя на них следы своего обитания в виде небольших очагов, орудий труда из кремня и незначительного количества костей животных и рыб. В конце эпипалеолита (около 10-8 тыс. лет тому назад) подобные временные, вероятно, сезонные стоянки располагались преимущественно на песчаных дюнах и боровых (надпойменных) террасах речных долин, пригодных для охоты и рыболовства. Одна из таких кратковременных стоянок на территории Киева находилась к северу от Подола, у Днепровской водозаборной станции. Она располагалась на краю песчаной террасы правого берега Днепра. Ее остатки в виде скоплений изделий из кремня были сосредоточены вокруг довольно большого по размерам очага, бывшего, повидимому, центром охотничье-рыбацкого лагеря на протяжении одного или нескольких охотничье-рыболовных сезонов [Д.Я.Телегин, Мезолитические стоянки в окрестностях Киева, «КСИИМК АН СССР», вып. 65, М., 1956]. Эпипалеолит сменился новым историческим периодом.

Новый каменный век, или неолит (от греческих слов «неос» – новый и «литос» – камень), продолжавшийся с VIII по IV тысячелетие до н.э., характеризовался высоким развитием охоты и особенно рыболовства, в котором начали широко применяться деревянные лодки, рыболовные сети и крючки. Для обработки дерева употреблялись специально изготовленные рубящие каменные орудия – топоры, вначале обитые, а в конце неолита и шлифованные.

В неолитический период появилась и широко распространилась глиняная посуда, изготовлявшаяся вручную и обжигавшаяся на кострах.

Одновременно с дальнейшим развитием рыболовства и охоты возникли и древнейшие воспроизводящие формы хозяйственной деятельности – скотоводство и земледелие. Охотясь на животных, древний охотник изучал их повадки и поведение. Это стало основой приручения, а со временем и разведения отдельных видов животных. Так на базе охотничьего хозяйства возникло древнейшее скотоводство.

Земледелие же зародилось из собирательства. Люди замечали, что одни и те же растения ежегодно вырастают на тех же самых местах. Это натолкнуло на мысль о выращивании их возле поселений. Путем ежегодных повторных посевов отдельные растения из диких видов постепенно были превращены в культурные.

В области общественной жизни людей неолитический период характеризовался завершением процесса формирования племен.

Неолитические стоянки подобно стоянкам конца эпипалеолита располагались преимущественно на песчаных дюнах и низких террасах речных долин, удобных для рыболовства. В Среднем Приднепровье, в том числе на территории Киева и его окрестностей, таких стоянок было очень много. Большинство их встречается в широкой долине Днепра по правому и левому его берегам [Н.Ф.Беляшевский, Следы пребывания первобытного человека на берегах Днепра – вблизи г. Киева, «Труды VIII археологического съезда», т. III, M., 1897]. На территории города их остатки известны, в частности, на Приорке, Оболони (р. Почайна), возле Никольской слободки, на Лысой горе, Соломенке и в Совках, а в его окрестностях – около сел Староселья, Выгуровщины, Вишенек, Гнедина, Кийлова – на левом берегу и сел Вышгорода, Пирогова, Козина – на правом. В ходе изучения этих стоянок собрано большое количество изделий из кремня – ножевидных пластин, скребков и наконечников стрел, каменных топоров, костей диких и домашних животных, много обломков глиняной посуды. Нередко встречались также остатки очагов, вокруг которых в свое время располагались легкие шатрообразные жилища.

Лучше других изучена стоянка возле Никольской слободки, исследованная в 1949 г. Изделия из кремня и обломки лепной глиняной посуды в ее культурном слое залегали в отложениях речного песка на глубине около метра от современной поверхности. Глиняные сосуды значительных размеров (до 40– 50 см высоты) использовались преимущественно для хранения пищевых припасов. Среди кремневых орудий встречались инструменты для обработки кости и дерева, а также наконечники стрел [В. М. Даниленко, Дослідження неолітичних пам’яток в районі Києва в 1949 р., «Археологічні пам’ятки УРСР», т. VI, К., 1956].

Возможно, к концу неолитического периода относится также первоначальное заселение естественно возникших пещер по правому берегу Днепра. Во время археологических исследований в некоторых из этих пещер, по Смородинскому спуску на Куреневке, были найдены кремневые ножи, наконечники стрел, каменные молотки, глиняная посуда, остатки очагов, выложенных камнем, расколотые кости животных, раковины речных моллюсков и кости рыб [В.Б.Антонович, Археологические находки и раскопки в Киеве и в Киевской губернии в течение 1879 г., «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца» (дальше – ЧИОНЛ), кн. 1, К., 1879]. Они свидетельствуют о заселении пещер первобытными людьми, занимавшимися рыболовством и примитивным животноводством. Для пастбищ использовались широкие пойменные луга в долине Днепра.

Древние естественные пещеры известны также и в ряде других районов Киева, например, на территории музея-заповедника Киево-Печерской лавры, на Зверинце (теперь территория Ботанического сада Академии наук УССР), на Лысой горе, а также к северу и югу от Киева по правому берегу Днепра – от Межигорья на севере до Трахтемирова (возле г. Ржищева) на юге [Входы в пещеры в пределах города теперь засыпаны с целью безопасности и предупреждения обвалов. Часть лаврских пещер была использована для устройства подземных церквей и погребальных склепов, которые существуют и в наши дни].

О знакомстве населения Среднего Приднепровья с примитивным земледелием в неолитический период свидетельствуют отпечатки зерен культурных растений на глиняных сосудах. На одном из обломков лепного глиняного сосуда из неолитической стоянки возле с.Чапаевки (Виты-Литовской), к югу от Киева, отчетливо сохранился отпечаток зерна культурного ячменя, который выращивался ее обитателями [Д.Я.Телегин, Отпечатки зерен ячменя на неолитических сосудах, «Природа», 1956, № 5]. Возникнув в неолитический период, воспроизводящие формы хозяйства – скотоводство и земледелие на территории Среднего Приднепровья, как и в других районах Украины, достигли высокого уровня развития в последующую историческую эпоху, известную под названием эпохи меди-бронзы.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 13 – 20.