Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3. Эпоха меди-бронзы
и ранний железный век

Неолитическим периодом закончился ранний этап истории первобытного общества, известный под общим названием каменного века. На смену ему пришла новая эпоха, характерной особенностью которой было появление и широкое распространение древнейших металлических изделий, изготовленных из меди и ее сплава с оловом – бронзы. Именно поэтому она получила в науке название эпохи меди-бронзы. Время ее для территории Среднего Приднепровья определяется периодом с III до начала I тысячелетия до н.э. Эта эпоха характеризовалась быстрым развитием скотоводства в степных районах и земледелия в лесостепных. Население лесных районов продолжало заниматься рыболовством и охотой.

Из меди и бронзы изготовляли топоры, мотыги, наконечники стрел, кинжалы и различные украшения. Скотоводческие племена использовали медь и бронзу главным образом для изготовления оружия, а земледельческие – орудий, с помощью которых они обрабатывали землю и собирали урожай.

Однако медь и бронза по своим качествам (мягкость меди и хрупкость бронзы) не могли полностью заменить камень, особенно кремень, в связи с чем много орудий из кремня и других пород камня продолжало существовать наряду с изделиями из меди и бронзы вплоть до появления железа.

Количество и плотность древнего населения в эпоху меди-бронзы в Среднем Приднепровье, в сравнении с неолитическим периодом, значительно возросли. Об этом свидетельствует большое число памятников материальной культуры – остатков поселений и могильников. Большее число таких памятников в Среднем Приднепровье, в частности на территории Киева, оставили древнейшие земледельческо-скотоводческие племена, известные под названием трипольских [Название происходит от с.Триполья Кагарлыкского района Киевской области, где в 90-х годах XIX в. В.В.Хвойка открыл остатки поселений этих племен]. Время их существования приходится на III – начало II тысячелетия до н.э., то есть ранний и средний периоды эпохи меди-бронзы.

Земледелие у трипольских племен было еще очень примитивным – мотыжным, которое, вероятно, во многом носило характер простого огородничества. Земля обрабатывалась каменными и костяными мотыгами. Трипольские племена выращивали пшеницу, ячмень и просо. Урожай собирали с помощью кремневых серпов в костяных и деревянных оправах, а также длинных ножевидных пластин. Зерно хранилось в больших глиняных сосудах и в специальных ямах, устраиваемых в жилищах или хозяйственных помещениях – кладовых. Мололи зерно вручную на каменных зернотерках.

Значительную роль в хозяйственной жизни трипольских племен играло скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, коз и свиней, а на позднем этапе существования трипольской культуры – также и лошадей.

Большое значение в их хозяйстве имели собирательство, охота и рыболовство.

Трипольские племена вели интенсивный обмен с населением районов Среднего Подунавья, Балкан и Восточного Средиземноморья, откуда получали орудия труда и оружие из меди и бронзы.

Высокого совершенства достигли племена трипольской культуры в изготовлении глиняной посуды. Хотя сосуды, как и раньше, изготовлялись еще вручную, без гончарного круга, но обжигались они уже в специальных печах-горнах. Поверхность большинства глиняных сосудов украшалась разноцветной росписью или углубленными линиями в виде спиралей, кругов и других геометрических фигур. Иногда на этих сосудах красками рисовались фигуры животных и людей. Все эти изображения имели определенное значение в религиозных представлениях трипольцев. Привлекают внимание также многочисленные глиняные изображения людей (преимущественно женщин) и животных – так называемые статуэтки. Глиняные изображения женщин, имея, несомненно, культовое назначение, свидетельствовали о господствующем положении женщины в общественной жизни трипольских племен. Это объяснялось важной ролью ее труда в хозяйственной жизни, связанной с мотыжным земледелием и собирательством, которые полностью находились в руках женщин. Эта ступень в истории первобытного общества, начавшаяся еще в эпоху позднего палеолита, называется материнским родовым строем, или матриархатом. Лишь в конце II тысячелетия до н.э., в связи с развитием скотоводческого хозяйства, решающая роль в котором принадлежала мужчинам, у трипольских племен произошел переход к патриархальной организации общества, то есть к отцовскому родовому строю.

Жили трипольцы преимущественно в наземных жилищах, представляющих собой строения с деревянными стенами, оплетенными лозой и обмазанными глиной. Реже встречались углубленные в землю жилища типа полуземлянок с наземными деревянными конструкциями.

Наземные жилища имели пол из толстого слоя обожженной глины, защищавший жилище от сырости. Эти глинобитные полы, хорошо сохранившиеся во многих трипольских поселениях, дают представление о размерах жилищ, их внутренней планировке и устройстве, а также о планировке поселений в целом. Жилища эти иногда были довольно значительными по своим размерам (до 200 кв. м) и разделялись внутри на несколько помещений с глинобитными печами. Каждое такое помещение занимала отдельная семья, а несколько родственных семей занимали все жилище.

Поселения трипольцев состояли иногда из нескольких десятков и даже сотен жилищ и принадлежали, очевидно, отдельным крупным родовым общинам или небольшим племенам. Жилища чаще всего располагались по кругу (или нескольким кругам), близко одно к другому. В центральной части поселения находилась большая, огражденная жилищами площадь, которая использовалась в качестве загона для скота, принадлежавшего всей общине.

Поселения трипольцев обычно располагались группами и, как правило, на возвышенных местах вдоль рек или древних оврагов, по дну которых протекала вода.

Остатки поселений трипольских племен часто встречаются в лесостепной зоне Правобережья Украинской ССР – от Днепра до Карпат. Много их и на территории Среднего Приднепровья, в частности в районе Киева, а также в Кагарлыкском, Васильковском, Белоцерковском, Бориспольском и Козелецком районах Киевской и Черниговской областей. На территории собственно Киева они известны на высоком правом берегу Днепра – над Подолом (в районе Татарки), на Сырце, на горах Замковой и Старокиевской, на ул. Большой Подвальной, по Крепостному переулку (где теперь Окружной Дом офицеров), на Соломенке, в Голосееве, Корчеватом, Китаеве, на Борщаговке и других пунктах [Т.С.Пассек, Периодизация трипольских поселений, «МИА СССР», 1949, № 10].

В послевоенные годы на левом берегу Днепра обнаружены родовые могильники племен трипольской культуры, захоронения в которых выполнены в обряде трупосожжений. Они находятся недалеко от с.Софиевки Бориспольского района, возле Красного Хутора в Дарнице и около с.Чернина Киево-Святошинского района. Все эти могильники относятся к концу истории трипольских племен и датируются концом III и началом II тысячелетия до н.э.

Одно из позднетрипольских поселений на территории Киева открыто в конце XIX в., на высоком правом берегу долины Днепра – над Подолом – в бывшей усадьбе художника С.И.Светославского (теперь ул.Фрунзе, 81). Здесь были раскопаны остатки 12 полуземляночных жилищ в виде прямоугольных или немного округленных углублений длиной от 3 до 5 м, шириной от 2 до 2,5 м и глубиной до 0,75-1,5 м. Вход в такое жилище обычно находился на более узкой его стороне и был устроен в виде ступенек, вырезанных в земле. На противоположной от входа стороне находилась вырезанная в земле печь с округлым сводом и дымоходом, выведенным в виде трубы, также вырезанной в земле. Иногда вместо печей на полу устраивались открытые очаги на специальных круглых возвышениях из глины. Наземная часть стен жилищ состояла из деревянных кольев, оплетенных лозой и обмазанных глиной. Кровля поддерживалась наземными частями стен и несколькими деревянными столбами, вкопанными в пол.

Разнообразные вещественные находки на площади поселения и в углубленных частях жилищ дают возможность представить характер хозяйства и быт их обитателей. В частности, большое количество костей домашних животных (крупного рогатого скота, коз и лошадей) свидетельствует о значительной роли скотоводства в хозяйстве обитателей поселения. Находки каменных зернотерок говорят о занятии их земледелием, костей диких животных и рыб – охотой и рыболовством, раковин речных моллюсков и желудей дуба – собирательством, многочисленных глиняных пряслиц (грузил от примитивных ткацких станков) – о знакомстве с ткачеством (изготовление тканей из волокон диких растений и шерсти).

Довольно многочисленны находки орудий труда из камня (топоры, мотыги, кремневые ножи и наконечники стрел), а также из кости и рога животных (мотыги, проколки, шилья). Особенно много найдено лепной глиняной посуды разнообразных форм и размеров – горшков, мисок и т.д., поверхность которой нередко украшена черной и коричневой красками или углубленными линиями разнообразных геометрических узоров.

Отдельные жилища состояли из двух углублений, выкопанных рядом и соединенных между собой переходом.

Каменный топор в роговой оправе из…

Каменный топор в роговой оправе из позднетрипольского поселения на улице Фрунзе. [с. 23]

Изделия из глины, камня и меди из…

Изделия из глины, камня и меди из могильника в Красном Хуторе. [с. 26]

На тех же высотах над Подолом находилось и другое позднетрипольское поселение, аналогичное описанному. Особенно интересным среди остатков был гончарный горн в одном из жилищ, заполненный разнообразными глиняными сосудами, поставленными в него для обжига, но почему-то потом не извлеченными оттуда [В.В.Хвойка, Каменный век Среднего Приднепровья, «Труды XI археологического съезда», т. I, M., 1901]. Трипольские поселения на территории Киева относятся к концу существования трипольской культуры.

Многочисленные трипольские поселения к югу от Киева (в Кагарлыкском и других районах) относятся к более раннему времени и отличаются от киевских тем, что жилища в большинстве из них были наземными. До наших дней сохранились здесь остатки полов жилищ в виде толстых вымосток из обожженной глины, известных под названием площадок. Преобладающую роль в хозяйстве этих поселений играло земледелие, в то время как в хозяйстве киевских поселений преобладало уже скотоводство. На территории отдельных поселений к югу от Киева найдены также медные топоры и глиняные формы для их отливки.

В 1951 г. был исследован позднетрипольский могильник возле Красного Хутора в Дарницком районе Киева, расположенный на краю песчаной террасы левого берега Днепра. Погребальным обрядом в этом могильнике было трупосожжение. Останки умерших, сожженных на открытом огне, в большинстве случаев были помещены в глиняные сосуды – урны, которые затем были закопаны в песок. В ряде же случаев останки в виде небольших скоплений пережженных костей закапывались в небольшие углубления – ямы без глиняных урн. В погребениях найдены каменные и металлические предметы и оружие – медные и каменные шлифованные и просверленные топоры, наконечники стрел, а также украшения из медных бусинок [Обычай класть умершим вещи, которыми они пользовались при жизни, был связан с представлением первобытных людей о загробном мире, в котором эти вещи были так же нужны, как и на земле]. Сожжение трупов проводилось за могильником, а в нем находились лишь зола и остатки обгорелых костей. Всего в могильнике обнаружено около 200 погребений, сосредоточенных на небольшой прямоугольной площади (70 кв.м). На этой площади, вероятно, размещалась постройка для погребений, остатки которой не сохранились до наших дней. Наличие в могильнике большого количества оружия свидетельствует о том, что он принадлежал какому-то крупному родовому коллективу трипольцев-скотоводов, которые вели обмен со степными скотоводческими племенами южных районов территории Украины, откуда и получали оружие [М.Л.Макаревич, В.М.Даниленко, Червонохутірський могильник мідного віку з трупоспаленням, «Археологічні пам’ятки УРСР», т. VI, К., 1956].

Поздний период эпохи меди-бронзы (середина II – начало I тысячелетия до н.э.) в Среднем Приднепровье и на территории Киева представлен также остатками поселений с находками глиняной посуды, украшенной отпечатками шнура, шлифованных и просверленных топоров и изделий из бронзы. Большая часть поселений этого периода в районе Киева находилась на песчаных дюнах или небольших возвышенностях в пойме на левом берегу Днепра, от с.Староселья на севере до с.Кийлова – на юге, а также на высотах правого берега – от Киева до Канева. На территории города поселения позднего периода эпохи меди-бронзы с находками известны на Замковой горе (лепная глиняная посуда), на Подоле (бронзовые браслеты), на Старокиевской горе (бронзовый топор), на Борщаговке и на Трухановом острове (глиняная посуда).

В начале первого тысячелетия до н.э. (VIII в.) в Восточной Европе произошел переход от эпохи меди-бронзы к раннему железному веку, продолжавшемуся до первых веков н.э. Распространение нового металла – железа способствовало быстрому экономическому развитию общества, особенно земледелия и ремесла. Примитивные, но прочные каменные орудия, которых не могли заменить ни медные, ни бронзовые, в короткое время были окончательно вытеснены железными.

Железные орудия труда были решающим фактором, способствовавшим переходу населения Среднего Приднепровья к высокоразвитому пахотному (плужному) земледелию с применением в качестве тягловой силы домашних животных. Это объяснялось тем, что только железные орудия, и прежде всего железный топор, позволили освободить от лесов под посевы значительные площади земли. В этот же период появились плуг и соха с железными наконечниками, а также много других орудий земледельческого и ремесленного производства.

В результате дальнейшего экономического и культурного развития древних племен на территории Среднего Приднепровья в начале железного века здесь возник большой этнический массив оседлого земледельческо-скотоводческого населения, оставившего после себя многочисленные следы обитания в виде остатков укрепленных городищ, неукрепленных поселений, курганных погребений и могильников, которые нередко встречаются в ближайших окрестностях Киева.

Оседлое земледельческо-скотоводческое население VIII-III вв. до н.э. в своем общественном развитии находилось на этапе разложения первобытнообщинных отношений и выделения родо-племенной знати. Вследствие имущественного расслоения общества и накопления значительных богатств в руках родо-племенной знати последняя постепенно превращалась в имущую, социальную знать – в эксплуататорский класс. Об этом свидетельствуют большие курганные насыпи над погребениями знати наряду с большим количеством бедных погребений с небольшими насыпями, встречающиеся как в окрестностях Киева, так и во всех других районах Среднего Приднепровья.

К числу богатых погребений племенной знати местных земледельческо-скотоводческих племен раннего железного века в районе Киева относится большой курган VI в. до н.э. возле с.Глевахи, Васильковского района (25 км на юго-запад от Киева), раскопанный в 1950 г. В нем под земляной насыпью, диаметром 64 и высотой 8 м, находилась большая прямоугольная погребальная камера, перекрытая плоской крышей из нескольких рядов обтесанных круглых бревен, поддерживавшейся толстыми столбами – колоннами. Пол и стены камеры были обшиты толстыми и широкими досками.

В кургане был погребен один из вождей земледельческо-скотоводческого племени. В погребении найдено много глиняных сосудов, украшенных полосами из накладных фигурных золотых пластинок, железное оружие, украшения из золота и разноцветных камней [О.І.Тереножкін, Курган біля с.Глеваха, «Археологія», т. IX, К., 1954].

Примером укрепленного поселения VI-III в. до н.э. может служить большое городище возле с.Хотова Киево-Святошинского района, к югу от Киева. Городище площадью около 30 га было окружено высоким земляным валом и широким глубоким рвом, остатки которых сохранились до наших дней. Его площадь была достаточна не только для проживания значительной группы людей, но и для выпаса и защиты стад домашних животных во время нападения или осады [Є.Ф.Покровська, Хотівське городище, «Археологічні пам’ятки УРСР», т. IV, К., 1952].

Находки в курганах и на городищах многочисленных орудий труда и оружия из железа, разнообразной глиняной посуды, пряслиц и других предметов свидетельствуют о том, что местное ремесленное производство – гончарное, железодобывающее, железообрабатывающее, ювелирное, ткацкое, обработка кож, деревообрабатывающее и др. – было в это время уже довольно высоко развитым.

Античный светильник IV– III в. до н.е., найденный на горе Киселевке. [с. 27]

В окрестностях Киева в послевоенные годы обнаружены также неукрепленные поселения местных племен VI – IV вв. до н.э. На них раскопаны остатки небольших полуземляночных жилищ и найдено значительное количество различных предметов из железа и бронзы, глиняной посуды и костей домашних и диких животных. Расположение этих поселений вблизи рек свидетельствует о том, что их обитатели занимались скотоводством, используя в качестве пастбищ и мест заготовки кормов пойменные луга в широких долинах Днепра и Десны. Поселения этого типа известны теперь у с.Подгорцы Кагарлыкского района, в с.Погребах Бориспольского района, а также на территории самого Киева – в Красном Хуторе на левом берегу Днепра [В.Н.Даниленко, Памятники ранней поры железного века в южной части Полесья УССР, «Доклады VI научной конференции Института археологии», К., 1953]. Отдельные находки характерной для них глиняной посуды и глиняных пряслиц встречались при раскопках на горах Замковой и Старокиевской [Г.М.Шовкопляс, Археологічні пам’ятки гори Киселівки в Києві, «Праці Київського державного історичного музею», вип. І, К., 1958].

Во всех поселениях и в курганах местных земледельческо-скотоводческих племен Среднего Приднепровья встречается много привозных вещей, полученных путем обмена со степными племенами Северного Причерноморья, главным образом с кочевыми скотоводческими племенами, известными под названием скифов. Характерными скифскими предметами, часто встречающимися в Среднем Приднепровье, являются трехгранные бронзовые наконечники стрел, железные мечи, золотые и бронзовые украшения с изображениями различных животных, а также украшения для конской сбруи. Много таких предметов, особенно трехгранных бронзовых наконечников стрел и мечей, а также местной глиняной посуды того времени найдено и в различных пунктах территории Киева, в частности, на Приорке, Подоле, Старокиевской горе, в усадьбе Софийского собора, на территории Киево-Печерской лавры, на Лысой горе, в Никольской слободке, а также в ближайших окрестностях Киева – Выгуровщине, Жулянах, Мышеловке и др. Все эти находки дают основание утверждать, что территория Киева в раннем железном веке была достаточно густо заселена местными земледельческо-скотоводческими племенами, поддерживавшими оживленные обменные и торговые связи не только со скифскими степными племенами, но и греческими городами-колониями Северного Причерноморья. Об этом свидетельствуют находки в Киеве греческих предметов – коринфской монеты V в. до н.э. в Феофании, светильника IV-III вв. до н.э. на Замковой горе и др.

Значительная часть местных земледельческо-скотоводческих племен Среднего Приднепровья, по мнению многих советских ученых, уже в раннем железном веке была славянской по своей этнической принадлежности. Их можно считать непосредственными предшественниками и предками исторических древних восточных славян рубежа первых веков н.э., известных под названием племен зарубинецко-корчеватовской культуры. Начиная с рубежа нашей эры их как славян уже упоминают и античные авторы.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 20 – 28.