2. Возникновение города Киева
Город Киев возник в результате постепенного превращения описанных поселений в поселение городского типа. Этот процесс был сложным и длительным. Рассматривать его следует в связи с общим вопросом об образовании древнерусских городов в Среднем Приднепровье.
Возникновение городов, то есть крупных торгово-ремесленных, административных и культурных центров, неразрывно связано с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства, с разложением первобытнообщинных отношений и образованием классового общества.
Отделение ремесла от земледелия у восточнославянских племен, населявших Среднее Приднепровье, уже в первой половине I тысячелетия н.э. происходило довольно активно. В то время существовали по крайней мере три отрасли ремесленного производства: добыча и обработка железа, гончарство и ювелирное дело, достигшие сравнительно высокой ступени развития. Археологам известен целый ряд мастерских – железообрабатывающих, гончарных, ювелирных, продукция которых распространялась на значительной территории.
С отделением ремесла от земледелия и появлением специалистов-ремесленников, занятых производством какого-либо одного вида продукции, предназначенной для продажи, возникла более или менее постоянная внутренняя торговля.
В первые столетия нашей эры в восточнославянском обществе создались необходимые условия для начала процесса возникновения городов как крупных торгово-ремесленных центров. Постепенно торгово-ремесленное население, отделявшееся от основной массы земледельцев, начало концентрироваться в местах, где скрещивались торговые пути, вблизи месторождений полезных ископаемых и т.д. Такие поселения постепенно утрачивали сельскохозяйственный характер, расширялись и, наконец, превращались в настоящие города со всеми характерными для них признаками: соответственным социально-экономическим составом населения, административной организацией, городским благоустройством и т.д. С развитием классовой структуры общества, с возникновением государства с его наиболее характерным признаком – территориальным принципом организации населения – города становились местом пребывания представителей политической власти, приобретая значение административных центров. У восточных славян этот процесс завершился в конце I тысячелетия н.э.
Именно таким был и путь древнего Киева.
Поселения, существовавшие на территории современного города в начале нашей эры, еще не могли считаться поселениями городского типа. Это были обычные села, жители которых занимались преимущественно земледелием. Однако в некоторых из них, например в поселениях Старокиевской горы, Замковой горы и Подола, уже в первой половине I тысячелетия н.э. начал концентрироваться ремесленный и торговый люд. Находки здесь римских монет свидетельствуют о том, что жители их занимались торговлей и что процесс превращения этих поселений в торгово-ремесленный центр начался уже в это время.
В древнерусских летописях сохранилась легенда, которая является древнейшим воспоминанием самих восточных славян о возникновении столицы их государства. Это легенда об основании Киева тремя братьями, стоявшими во главе племени полян [«Повесть временных лет», ч. 1, М.-Л., 1950, стр. 12 – 13]. Летопись упоминает о ряде древнерусских племен, которые в то время были уже не племенами в собственном смысле слова, а довольно большими межплеменными объединениями. Такими объединениями являлись ильменские словене, жившие на севере, в районе озера Ильмень, кривичи – в верхнем течении Днепра и Западной Двины, вятичи – на верхней Оке, дреговичи и древляне – в Припятском Полесье, северяне – по Десне и левым притокам Днепра, поляне – в лесостепном Правобережье. Эти племена стояли на различных ступенях исторического развития. В то время как у одних были еще очень сильны пережитки родовых отношений (у вятичей, радимичей и северян), другие достигли более высокого уровня социально-экономических отношений и в середине I тысячелетия н.э. уже переходили к классовому обществу. Одной из наиболее развитых групп восточнославянских племен были поляне.
В летописном своде, созданном в Киеве в начале XII в. и известном под названием «Повести временных лет», повествуется о том, что у полян, которые жили на Среднем Днепре, «владеюще кождо родом своим», были три брата – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Согласно легенде, Кий жил на горе, где позднее, во времена летописца, существовал Боричев спуск; Щек – на второй горе, звавшейся вследствие этого Щекавицей, а Хорив – на третьей горе, получившей название Хоревицы. Позднее три брата построили «град во имя брата своего старейшаго и нарекоша имя ему Киев» [«Повесть временных лет», ч. І, М.-Л., 1950, стр. 13].
В данной легенде есть определенное рациональное зерно. Это прежде всего упоминание о трех киевских горах, связанных с именами братьев – основателей Киева. Такие горы действительно существуют: первая, связанная с именем Кия, – это Старокиевская гора; вторая гора – Щекавица – также имеется в Киеве и сохранила до наших дней свое древнее название; наконец, третья гора, на которой, согласно легенде, жил третий брат, – Хоревица – отождествляется с Замковой горой, получившей все три современные названия не ранее XV-XVII вв. Таким образом, в легенде нашел отражение исторический факт – существование на территории будущего Киева нескольких древних поселений, каждое из которых по своему названию связано с именем одного из трех братьев – легендарных основателей Киева. Эти горы расположены непосредственно одна за другой: за Старокиевской горой, отделенной от нее Кожемякским оврагом, возвышается Замковая гора – Хоревица, а еще дальше, отделенная Глубочицкой долиной, – Щекавица. Поселения, существовавшие на этих горах, вместе с расположенным под ними Подолом и были основой будущего города Киева.
Трудно сказать, жили ли в действительности Кий, Щек и Хорив, или это фигуры легендарные, которые лишь олицетворяют неизвестных вождей, стоявших во главе названных поселений. Однако одного из них – Кия есть основания считать личностью исторической.
Остается выяснить, что именно имел в виду летописец, говоря о построении тремя братьями «града во имя старшего брата» (Киева града).
Ведь нельзя же считать, что город, которому впоследствии суждено было стать столицей самого большого в эпоху средневековья государства Восточной Европы, мог быть построен по воле нескольких конкретных лиц.
Значение древнерусского слова «город» (град) неравнозначно его сегодняшнему содержанию. Если теперь оно обозначает крупный промышленный, административный и культурный центр, то значение древнерусского слова «город» было совсем иным. Этимологически оно связано со словом «городить», то есть «огораживать», «укреплять». Следовательно, «город» в древнерусских документах – это укрепленное поселение, замок. Таким образом, в летописи идет речь о сооружении древнейшего Киевского укрепления, замка, который со временем превратился в укрепленный центр (кремль или детинец) города Киева.
Археологические факты полностью подтверждают и эту часть летописного повествования. Они свидетельствуют о том, что на Старокиевской горе, где-то накануне образования Киевского государства, во второй половине или даже в середине I тысячелетия н.э., действительно было сооружено древнейшее Киевское городище. Оно являлось местом пребывания киевских князей вплоть до княжения Владимира Святославича (980-1015 гг.), а в дальнейшем стало частью Киевского кремля.
В 1908-1909 гг. во время раскопок фундаментов Десятинной церкви, построенной в южной части Старокиевской горы, русский археолог Д.В.Милеев обнаружил ров, находившийся северо-западнее церкви, т.е. между ней и обрывом Кожемякского оврага. Позднее археологом Т.Н.Мовчанивским было установлено, что этот ров отделял северо-западную часть Старокиевской горы от ее основной части [М.К.Каргер, К вопросу о Киеве в VIII-IX вв., «КСИИМК АН СССР», вып. 6, 1940, стр. 61-66]. Он начинался на севере у самого края горы – над обрывом к нынешнему Андреевскому спуску и тянулся на юг и запад до противоположного ее края. Ров представлял собой часть укреплений древнейшего городища, которое занимало маленький по площади (не более 200 м длиной) участок северо-западной части Старокиевской горы.
Этот ров был засыпан в X в. перед сооружением Десятинной церкви. В земле, заполнявшей его, найдено много вещей XI-XIII вв. (в том числе и клад драгоценных вещей), а также остатки полуземлянки и ювелирной мастерской. Таким образом, в XI в. рва уже не существовало; на его месте были городские усадьбы. На дне рва найдено несколько обломков лепной посуды, относящейся ко времени более раннему, чем IX в. Эти обломки попали в ров еще до того, как он был засыпан.
Описанное городище и было тем «градом Киевом», построение которого «Повесть временных лет» приписывает трем братьям – Кию, Щеку и Хориву.
Кем же могли быть летописный Кий и его легендарные братья? Автор «Повести временных лет» добросовестно заносит на страницы летописи все сведения, которые ему посчастливилось собрать. По одной из версий, Кий был перевозчиком на Днепре (откуда и выражение «идти на перевоз на Киев»). Однако эта версия кажется автору «Повести временных лет» маловероятной: «Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозник был…», и тут же он аргументирует свой взгляд относительно утверждений «несведущих» – если бы Кий был обыкновенным перевозчиком, то не ходил бы в Царьград:
«Но се Кий княжаше в роде своем, приходившю ему ко царю, якоже сказають, яко велику честь принял от царя, при котором приходив цари. Идущю же ему вспять, приде к Дунаеви, и възлюби место, и сруби градок мал, и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близ живущии; еже и доныне наречюють дунайци городище Киевец. Киеви же пришедшю в свой град Киев, ту живот свой сконча; и брат его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту скончашася» [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 13].
Следовательно, по мнению летописца, Кий был князем, а новопостроенный «град» – княжеской резиденцией.
Советские исследователи считают, что летописные сведения о Кие отражают исторические события эпохи так называемых Балканских войн VI – VII вв., когда древнеславянские племена выступали то противниками, то союзниками Византии, а древнеславянские князья и военачальники вступали в непосредственные взаимоотношения с византийской администрацией [Б.А.Рыбаков, Начало Русского государства, «Вестник Московского университета», 1955, № 4-5, стр. 57-77].
Таким образом, в летописной легенде о построении Киева тремя братьями содержится больше исторической реальности, чем это может показаться на первый взгляд. Основное содержание ее – упоминания о существовании трех поселений, предшествовавших собственно Киеву, и о сооружении древнейшего Киевского замка полянским князем. С той поры Киев стал политическим центром полянской земли, или Полянского княжества: «И по сих братьи держати почаша род их княженье в полях (полян)»,- отмечает летописец.
Когда же произошло это важное в истории Киева событие? К сожалению, летописи не содержат точных указаний на это: легенда о трех братьях – основателях Киева помещена в недатированной части «Повести временных лет». Однако вариант легенды о построении Киева (Куара) в стране полян (палуни) находим в армянской хронике VII-VIII вв. Естественно, что событие, нашедшее отражение в легенде, не могло произойти позднее этой даты.
На это же указывают и некоторые летописные сведения. Изложив легенду об основании Киева, летописец называет ряд других событий, которые произошли после этого и о времени которых имеются более или менее точные сведения. К таким событиям относятся первое появление белых угров при византийском императоре Ираклии (около 640 г.) и движение тюркских болгар в Подунавье в середине VII в. н.э. Следовательно, и эти факты указывают на то, что сооружение Киевского городища не может быть отнесено ко времени позднее середины VII в. [Б.А.Рыбаков, Начало Русского государства, «Вестник Московского университета», 1955, № 4-5, стр. 65]
С наибольшей вероятностью это событие можно датировать концом VI – началом VII в. Летописец сообщает об основателе Киева, старшем брате Кие, довольно обстоятельные и вполне реальные сведения (о приеме его при дворе византийского императора, где ему была оказана большая честь, о попытке построить «городок в понизовье Дуная» и т.п.). Первое появление славян на территории Византии относится к годам правления Юстиниана I (527-565 гг. н.э.); о непосредственных связях славян с империей в более раннее время сведений не имеется. Таким образом, Кий мог быть принят императором только в VI или в начале VII в.
Тогда славянские князья и военачальники часто вступали во взаимоотношения с византийской администрацией. Немало упоминаний об этом находим в произведениях византийских писателей того времени – Прокопия, Агафия и др. В частности, интересными являются сведения об анте (восточном славянине) Хильбудии, претендовавшем на пост военачальника в провинции Фракии [Прокопий из Кесарии, О войнах с готами, М., 1950, стр. 294-298]. Близ Константинополя обнаружена надгробная надпись, в которой упоминается «Хильбудии, сын Самбатаса» [Б.А.Рыбаков, Начало Русского государства, «Вестник Московского университета», 1955, № 4-5, стр. 63].
Следует отметить, что Самбатас – название Киева, которое приводит Константин Багрянородный в произведении «Об управлении государством»: «Все они (челны русов. – Ред.) спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самбатас» [Константин Багрянородный, Об управлении государством, гл. 9, «Известия Государственной Академии истории материальной культуры», вып. 91, М.-Л., 1934]. Возможно, эта надпись, датируемая 559 г., является первым древнейшим письменным упоминанием о Киеве.
Несмотря на это, не подлежит сомнению, что деятельность Кия относится именно ко второй половине VI – первой половине VII в. н.э., и, следовательно, именно этим временем должно датироваться сооружение древнейшего Киевского городища.
Построение в VI-VII вв. н.э. на территории Старокиевской горы древнейшего Киевского городища – замка Полянского князя – было важным фактором в истории возникновения города Киева. Оно свидетельствовало о быстром разложении и ликвидации первобытнообщинного строя в восточнославянском обществе, зарождении и усилении в нем феодальных отношений.
Новопостроенное городище представляло собой большой двор, служивший местом пребывания полянского князя и его окружения. Двор имел укрепления как естественные, так и возведенные жителями. С трех сторон городище было защищено крутыми склонами и обрывами, юго-восточная сторона его, не имевшая естественной защиты, была укреплена рвом и валом. Ров имел глубину около 3 м (дно его находилось на расстоянии около 5-6 м от современного уровня поверхности). Стенки его спускались книзу под углом в 45°. На уровне древней поверхности склон рва со стороны городища переходил непосредственно во внешний склон вала.
В центральной части городища раскопано интересное сооружение культового назначения, характеризующее верования древних славян до образования Киевской Руси. Это так называемое киевское языческое капище [В.В.Хвойка, Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена, стр. 66]. Оно представляло собой возвышение из песчаника эллиптической формы (длиной 4,2 и шириной 3,5 м) с четырьмя четырехугольными выступами, ориентированными по странам света. Вокруг сооружения был пол из глины. С западной стороны этого сооружения находился массивный столб из обожженной глины, вокруг которого обнаружено большое количество костей и черепов домашних животных. Археологи считают, что это сооружение является остатками древнего святилища, в котором происходили жертвоприношения языческим богам.
К югу и востоку от городища, за валом и рвом, отделявшими его территорию от остальной части Старокиевской горы, было расположено большое кладбище, где на протяжении нескольких столетий производились захоронения [Л.А.Голубева, Киевский некрополь, «МИА СССР», 1949, № 11, стр. 101-118]. Это кладбище имело очень большие размеры: оно занимало не только свободную от застройки территорию Старокиевской горы, но тянулось далеко на юг и восток. Теперь основная часть его уничтожена кварталами города, однако еще в 70-е годы XIX в. здесь было заметно много курганных насыпей.
Немало погребений, исследованных на территории Старого Киева, отличались своим богатством. Некоторые из них принадлежали представителям военной (феодальной) группы населения. Это так называемые дружинные погребения, в которых дружинников хоронили вместе с оружием и конем, а иногда и с женщиной-рабыней. Такие погребения нередко отличаются и характером похоронного сооружения (захоронения в деревянных склепах, срубах), еще раз подтверждая, что древнейшее Киевское городище было местом пребывания феодально-дружинной верхушки древнерусского общества.
Древнейшее Киевское городище господствовало над расположенными вокруг другими поселениями (на Замковой горе, Щекавице, Подоле и т.д.), позднее также вошедшими в состав г.Киева.
Верхний город, или Киевский детинец, соединялся с Подолом дорогой, которая называлась Боричев спуск. Согласно летописным сведениям, Боричев спуск начинался от древнейшего городища в том месте, где теперь начинается Андреевский спуск, и тянулся вдоль склона в сторону Подола до нынешней Почтовой площади, где в древности находилась гавань [Д. I. Бліфельд, До питания про Боричів узвіз стародавнього Киева, «Археологія», т. II, К., 1948, стр. 130 – 144].
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 33 – 39.