3. Киев накануне образования единого Древнерусского государства
IX в. н.э. – важная эпоха в истории восточных славян, эпоха завершения процесса формирования классового общества и государства. В это время быстро развивалась частная собственность. Прогресс в области земледелия и ремесла обусловил повышение производительности труда и создал условия для развития эксплуатации человека человеком и накопления богатств в руках общественной верхушки.
Возникновение частного владения землей знаменовало собой конец старого, первобытнообщинного строя и становление нового, феодального строя. Вчерашний племенной предводитель и общинный староста постепенно становились феодалами – владельцами общинных земель. Община приобретала совершенно новое содержание и становилась орудием феодальной эксплуатации. Однако она не ликвидировалась окончательно, потому что феодалу было выгоднее иметь дело не с отдельным производителем, а с организацией, связанной круговой порукой. Кроме того, само угнетенное население было заинтересовано в сохранении своей организации, которая помогала ему отстаивать собственные интересы перед феодалами.
В этих условиях и завершился процесс превращения Киева в крупнейший торгово-ремесленный и административный центр Восточной Европы.
Сооружение древнейшего Киевского городища имело большое значение для дальнейшего развития Киева как крупного городского центра. В период раннего феодализма ремесленное и торговое население оседало под стенами возникавших именно в то время укреплений-замков. Объяснялось это, во-первых, тем, что на ранних стадиях развития ремесла и торговли, в условиях господства натурального хозяйства, ремесло и торговля были рассчитаны главным образом на удовлетворение потребностей класса феодалов.
Во-вторых, ремесленник и купец были экономически связаны с наиболее легко отчуждаемой формой собственности – товаром (в отличие, например, от крестьянина, основным богатством которого была недвижимость – земля). Поэтому ремесленное и торговое население тяготело к стенам укрепленных замков, за которыми в случае опасности оно вместе со своим имуществом могло найти защиту. Большинство городов раннесредневекового времени возникло вокруг замков, нередко становившихся центральной частью города – кремлем.
Уже в IX в. н.э. Киев стал крупнейшим ремесленно-торговым центром Восточной Европы, чему способствовало его выгодное географическое положение на перекрестке важных восточноевропейских торговых путей. Среди них важнейшим, конечно, был днепровский торговый водный путь, который связывал в одно целое всю восточноевропейскую равнину и направлялся дальше, за пределы Руси, на север и на юг. Впоследствии он стал известен под названием пути «из варяг в греки». И действительно, на севере из бассейна Днепра через водораздел, далее по Ловати, через озеро Ильмень, по Волхову, Ладожскому озеру и Неве он переходил в Балтийское море. Здесь же недалеко были волоки на запад – в бассейн Западной Двины, по которой осуществлялось сообщение с землями балтийских, летто-литовских племен, и на восток – в бассейн Волги. На юге этот путь проходил через Черное море в Крым, на Балканы, в Малую Азию и на Кавказ.
По свидетельству летописи, этим путем осуществлялись связи Руси с дальними странами: Швецией, Римом, Константинополем, Волжской Болгарией и т.д. [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 11-12]
Очень оживленными были торговые пути на восток и запад – по Десне и Припяти, скрещивавшиеся с днепровским путем именно в районе Киева. Здесь же сходились и важнейшие сухопутные пути, из которых главными были «залозный» и «соляной». Первый из них тянулся на юго-восток – через степи в район Приазовья, в будущую Тмутаракань, где около Керчи (древнерусский Корчев) существовал древний металлургический центр. Второй сухопутный путь шел на запад, в Прикарпатье, где издавна разрабатывались соляные месторождения.
В IX-X вв. Киев приобрел значение международного торгового центра. В это время он был тесно связан оживленной торговлей с Византией, Скандинавией, западнославянскими и западноевропейскими странами, Хозарией, Кавказом, арабскими странами и т. д. Через Русь, и в значительной степени через Киев, осуществлялась транзитная торговля мусульманского Востока с Западной Европой.
В Киеве найдено большое количество арабских монет IX-X вв., являющихся вещественными памятниками существования торговых связей киевских купцов с другими странами [В.Б.Антонович, Археологическая карта Киевской губернии, М., 1895, стр. 31]. Так, на Печерске было обнаружено два больших клада, насчитывавших по 2000-3000 арабских монет. Клады и отдельные арабские монеты были найдены также недалеко от Никольского монастыря, на склонах Днепра; на территории бывшей усадьбы Сикорского (ул.Большая Житомирская), на Подоле – около Иорданской церкви; на территории бывшей усадьбы Марра (ул.Фрунзе).
Топография находок арабских монет на территории Киева в общем совпадает с теми местами, где в IX в. и позднее существовали городские кварталы или окружавшие их поселения: в районе Старого города, на Подоле, на Печерске и т.д. Находки отдельных арабских монет в других районах встречаются редко; можно отметить, например, находку арабской монеты в составе клада в районе улицы Р.Люксембург (древний Клов).
Византийских монет, являющихся памятником торговых связей восточных славян с Византией, на территории древней Руси встречается меньше, чем арабских. Это объясняется тем, что Русь вывозила в Византию примерно столько же товаров, сколько ввозила. Топография находок византийских монет на территории Киева также соответствует топографии древнего города. Большинство из них было найдено на Подоле (ул.Героев Триполья, Кожемякская и др.), на Замковой горе и в Старом городе. Две монеты (одна – IX в., вторая – конца X в.) найдены в разное время на Бессарабке.
Из письменных источников известно, что торговля Руси с Византией была очень оживленной и что Русь стремилась всеми средствами сохранить свои интересы. С этой целью в X в. против Византийской империи даже организовывались походы [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 23-31, 33-39]. О торговле Руси с Византией пишут и византийские авторы, например Константин Багрянородный [Константин Багрянородный, Об управлении государством, «Известия Государственной Академии истории материальной культуры», вып. 91]. Интересно отметить, что именно Киев этот автор называет центром, через который велась торговля.
В IX в. Киев стал политическим центром одного из сильнейших государственных объединений восточных славян, непосредственно предшествовавших образованию единого древнерусского государства. Арабские писатели, описывая восточно-славянское общество IX в., упоминают о существовании у восточных славян в то время трех больших политических объединений – Славии, Куявии и Арсании (или Артании). Большинство исследователей считает, что Куявия представляла собой южную группу древнерусских племен во главе с Киевом (по-арабски Куяба) [В.В.Мавродин, Образование Древнерусского государства, Л., 1945, стр. 174-220].
В этом политическом объединении части древнерусских племен вокруг Киева можно видеть начало образования Киевской Руси. Князь полян выступал в этом процессе как собиратель южнорусских земель, постепенно распространяя свою власть на все новые и новые земли. Вместе с тем Киев приобретал все большее значение и становился крупнейшим политическим и административным центром на юге Восточной Европы, объединяющим вокруг себя все Среднее Приднепровье.
Итак, длительный и сложный процесс образования древнерусского государства, которое должно было обеспечить господство феодального класса, прошел несколько этапов. Первым из них было возникновение ряда примитивных объединений, известных как летописные племена, в действительности представлявшие собой зародыши феодальных княжеств. Образование трех больших политических объединений (Славии, Куявии, Арсании), каждое из которых охватывало уже по нескольку летописных племен, явилось вторым этапом этого процесса. На данном этапе исторического развития восточнославянского общества политическое значение Киева значительно возросло, и собственно в это время возникли условия для образования единого древнерусского государства, которое охватывало бы все восточнославянские племена.
Однако история Киева до конца IX в., то есть до захвата его Олегом, в источниках освещена слабо. В «Повести временных лет» находим легенду о стремлении хозар установить свою власть над полянами [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 16-17]. Согласно легенде, в ответ на требование хозар платить им дань поляне отправили им по мечу от дыма (хозяйства). Получив такую «дань», хозары вынуждены были отказаться от мысли о господстве над полянами. Имеются также упоминания о движении угров мимо Киева, о первом зафиксированном в источниках походе Руси на Византию, в котором принимали участие «поляне, яже ныне зовомая Русь», и о некоторых других событиях.
В 860 г. состоялся морской поход Руси на Византию. В Никоновской летописи в связи с этим походом упоминается Киев: это древнейшее датированное (хотя и неточное) упоминание о будущей столице Древней Руси [М.В.Левченко, Очерки по истории русско-византийских отношений, М., 1956, стр. 75].
К 862 г. летопись относит уничтожение династии полянских князей. Летописец связывает это событие с появлением в Новгороде варяжской династии во главе с Рюриком. Бояре Рюрика – Аскольд и Дир – с дружиной будто бы двинулись вниз по Днепру к Константинополю:
«И поидоста по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе градок. И упрошаста и реста: «Чий се градок?» Они же решa: «Была суть 3 братья, Кий, Щек, Хорив, иже сделаша градок сь, и изгибоша, и мы седим род их платяче дань козаром». Асколд же и Дир остаста в граде сем, и многи варяги совокуписта, и начаста владети польскою землею…» [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 18-19].
Эти слова летописца связаны с легендой о «призвании варягов» в 862 г., впоследствии положенной в основу антинаучной «норманской теории» происхождения Древнерусского государства. «Норманская теория» полностью опровергнута советской исторической наукой, и в связи с этим летописное утверждение, будто Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика, вызывает законные сомнения.
Другие источники (в частности, польский хронист Длугош, который пользовался древнерусскими текстами, до нас не дошедшими) прямо утверждают, что Аскольд и Дир были полянами и прямыми потомками Кия.
Аскольд и Дир княжили в Киеве до утверждения здесь новгородской династии князей – до Олега, деятельность которого положила начало объединению Руси в единое государство.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 39 – 42.