3. Культура Киева в XV – XVI вв.
В условиях господства иноземных захватчиков и частых нападений крымских татар Киев оставался главным экономическим и культурным центром Украины. Наряду с восстановлением древних архитектурных сооружений в городе в этот период строились деревянные жилые и хозяйственные помещения, оборонительные сооружения, церкви и монастыри. На Подоле в начале XVI в. была сооружена городская ратуша, красиво архитектурно оформленная. Правда, до наших дней не сохранилось ни одно сооружение XV-XVI вв. Однако документы свидетельствуют о том, что многие тогдашние постройки были украшены колоннами, фронтонами и пилястрами. На строительстве их работали лучшие мастера Приднепровья Достижения киевских зодчих были известны далеко за пределами города. Замки, подобные Киевскому, сооружались во второй половине XIV, на протяжении XV и XVI вв. в Каневе, Черкассах, Житомире, Виннице, Брацлаве, Чернобыле, Овруче, Белой Церкви и во многих других городах Киевщины, Брацлавщины и Волыни. В строительстве их принимали участие и киевские ремесленники.
Большого развития в это время достигло в городе художественное ремесло. Изделия из золота, серебра, меди, бронзы отличались тонкой работой. Под влиянием киевских мастеров развивалось ремесленное производство и в других городах.
Укрепление экономических, политических и культурных связей Киева с разными городами и селами положительно влияло на формирование украинского языка. Это и обусловило то, что диалект Приднепровья стал основой формирования украинского народного языка. Народный украинский язык активно влиял на формирование делового и литературного языка, что, в частности, видно на примере жалованных великокняжеских грамот, описей замков, люстраций поветов, волостей, различных судебных актов и писем того времени.
Киев был одним из выдающихся культурных центров Украины. При Софийском соборе, Киево-Печерском, Михайловском и других монастырях и церквах существовали школы, где монахи и дети зажиточных киевлян получали образование. Главной задачей этих школ было научить детей читать, писать, считать, петь в церковном хоре. Конечно, в условиях господства феодализма образование было распространено очень слабо, главным образом среди верхушки общества, и имело преимущественно церковный характер. Однако в XV-XVI вв. образование, как и вообще культура того времени, начинает приобретать светские черты, что вызывалось потребностями жизни и борьбой народных масс за свое национальное освобождение от иноземного господства. Наряду с этим в официальный книжный язык все шире проникают элементы народного украинского языка.
Киевские монастыри продолжали оставаться видными очагами просвещения. В начале XV в. в Пустынно-Никольском монастыре было написано евангелие, свидетельствующее о высоком развитии письменности в Киеве того времени. «В лето 6919 (т. е. в 1411 г.) свершися книга сия…, – указано на отдельном листе этой книги, – в нарицаемом… граде Киева в обители великого архирея… Николы повелением инока Ионы Болакирева, рукою многогрешного инока Маракия» [Н.Закревский, Описание Киева, т. II, М., 1868, стр. 745].
При Киево-Печерском монастыре в 1460-1462 гг. были составлены два новых списка «Киево-Печерского патерика». Инициатор их написания – уставщик монастыря Кассиан – человек высокообразованный для своего времени. Эти списки были размножены и распространены в других городах Украины, России и Белоруссии. В 1474 г. в Киеве жил монах из Твери, написавший произведение полурелигиозного содержания под названием «Златоструя» [«Чтения ИОНЛ», кн. II, стр. 219 – 225]. В киевских монастырях писались и хранились летописи, переписывались богослужебные и светские сочинения. В кругах киевского духовенства и богатых людей были хорошо известны такие произведения, как «Патерик», «Хождение Даниила», «Житие митрополита Петра», «Житие святых», «Слово Серапиона», «Поучение Владимира Мономаха» и многие другие.
Зажиточной части города были также известны произведения, написанные в России, а именно: «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Слово о житии и преславлении» [? мабуть, “Слово о житии и преставлении в.кн.Дмитрия” – М. Ж., 1.02.2021 р.], «Слово похвальное инока Фомы», «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и др. В 1538 г. в Киеве было переписано евангелие, сохранившееся до нашего времени. Чудесное художественное оформление его свидетельствует о высоких эстетических вкусах киевских мастеров-книжников [К. Осипов, Русский первопечатник Иван Федоров, М., 1955, стр. 48 – 54].
Создание новых произведений и переписывание известных книг с давних времен широко практиковалось в Киеве. Под влиянием Киева переписывание книг возникло в Чернигове, Луцке, Львове, Остроге и в других городах. Несмотря на то, что переписывались книги преимущественно религиозного содержания, распространение их положительно влияло на распространение письменности. При монастырях и церквах существовали библиотеки, нередко имевшие значительное количество религиозных и светских книг.
Большую прогрессивную роль в распространении книг на Украине сыграл выдающийся русский первопечатник Иван Федоров, уехавший в 1565 г. из Москвы. Сначала он поселился в Заблудове (Белоруссия), а в 1572 г. переехал во Львов. Здесь в 1574 г. он издал первую печатную книгу на Украине «Апостол», а впоследствии грамматику славянского языка.
В 1580-1581 гг. в Остроге Иван Федоров напечатал на церковнославянском языке «Библию». Деятельность Ивана Федорова имела положительное влияние на развитие печатного дела в Киеве.
Со второй половины XVI в. на Украине начала распространяться полемическая литература, направленная в значительной мере против католицизма. Среди этих произведений одно из первых мест занимает «Апокрисис», написанный в 1597 г. [«Апокрисис» был опубликован в Вильно в 1597 г.]
Автором его был церковный деятель Мартын Броневский, известный как Христофор Филарет [не так Філарет, як Філалет – М. Ж., 2002 р.] [«Русская Историческая библиотека», т. VII, «Памятники полемической литера», кн. II, СПб., 1882, стр. 1003-1820]. Он выступал противником магнатско-шляхетского угнетения и распространения католицизма на Украине, защищал православную веру, независимость украинского и белорусского народов.
В XV-XVI вв. продолжало развиваться изобразительное искусство, преимущественно религиозного содержания. Это ярко видно на росписи Киево-Печерского монастыря, отстроенного в 1470 г. после разрушения его татарами в 1416 г. Известны росписи киевскими художниками церквей и монастырей Чернигова, Житомира и других городов. Примером высокого развития изобразительного искусства того времени может служить надгробный памятник князю К.Острожскому, находившийся в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
Однако в искусство все более проникают новые жанровые мотивы – изображение окружающей жизни. Очагом художественного творчества был Киево-Печерский монастырь, где работало немало иконописцев и художников. Они рисовали иконы, художественно оформляли рукописные, а позднее печатные книги. Тематика иллюстраций довольно разнообразна. Художники не ограничивались религиозными сюжетами, а, продолжая лучшие реалистические традиции мастеров прошлого, отображали исторические события, писали портреты, бытовые сцены и т.п. Все чаще стали появляться сюжеты батальных сцен, пейзажи, изображения казаков и крестьян. Несмотря на очень ограниченный реализм этих произведений, это был значительный шаг вперед в развитии реалистического искусства.
На основе культурного наследия Киевской Руси развивалась самобытная музыкальная культура. Большое место в те времена занимали песни, связанные с трудовой деятельностью народа и его борьбой за лучшее будущее. Среди них наиболее популярными были трудовые, колядки, щедривки, веснянки, петровки, русальные, зажинковые, обжинковые, семейно-бытовые, свадебные, лирические, девичьи, песни парней, хоровые и многие другие. В условиях нападений татарских орд и социального и национального гнета в XVI в. стали распространяться новые народные музыкальные произведения – исторические думы и песни о тяжелой неволе, о борьбе против иноземных захватчиков, феодалов-крепостников, ростовщиков.
Творцами дум и песен были крестьяне, мещане, казаки – участники героических народных восстаний и походов против татарских орд и других захватчиков. В песнях и думах, распространявшихся бандуристами, воспевались свободолюбие украинского народа, живописность сел, рек и рощ. Насыщенные глубоким идейным содержанием, они отличались чудесной художественной формой. Ярким примером этого может служить созданная в XVI в. знаменитая дума о казаке Байде. В ней народ воспел отважного борца против турецко-татарских захватчиков за свободу и независимость родины. В музыкальном творчестве украинского народа Киев играл важную роль.
Взаимовлияние двух братских культур – русской и украинской – содействовало укреплению дружбы между русскими и украинцами и развертыванию их совместной борьбы за объединение в одном государстве. Культурные достижения Киева – одного из самых крупных городов Украины XV-XVI вв. – положительно влияли на развитие культуры украинского народа, на усиление освободительной борьбы против социального и национального угнетения.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 120 – 125.