Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Социально-экономическое развитие
и городское управление Киева

Воссоединение Украины с Россией, подготовленное всем ходом жизни, обусловило общность дальнейшего развития двух братских народов. Украинские земли, освободившись из-под власти шляхетской Польши, которая тормозила развитие их производительных сил, вошли в состав Русского централизованного государства. Для Украины, освобожденной от польско-шляхетского гнета, создавались несравненно более благоприятные условия социально-экономического развития. Воссоединение Украины с Россией оказало благотворное влияние на дальнейшее развитие Киева как экономического и культурного центра украинских земель. Сразу же после воссоединения начались восстановление и застройка города – главным образом Подола, сильно разрушенного литовско-польским войском в июле – августе 1651 г. Павел Алеппский, проезжавший через Киев в 1654 г., так описывает его внешний облик:

«Мы ехали среди бесчисленных садов… дома в этом городе великолепны, высоки и построены из бревен, выстроганных изнутри и снаружи. При каждом доме… имеется большой сад» [П.Алеппский, Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 2, стр. 42, 75].

Во второй половине XVII в. рост Киева совершался путем расширения и застройки каждой из трех его частей. В связи с размещением русского гарнизона в Верхнем городе для него были построены «солдатские и стрелецкие избы». Здесь заселялись Стрелецкая и Рейтарская слободы, впоследствии одноименные улицы [эти улицы существуют и теперь]. Кроме того, в Верхнем городе были построены «государевы дворы» для бояр и царской администрации.

После воссоединения Верхний город начал играть роль административного и военного центра Киева, в то время как Подол оставался торгово-ремесленной частью города. От Подола продолжала застраиваться дорога в направлении к Кирилловскому монастырю. Здесь возникла впоследствии Кирилловская улица (теперь ул.Фрунзе) – главная магистраль, связывающая в настоящее время Подол с Куреневкой и Приоркой. Расширялся также Печерск, застраивался «Печерский городок». Особенно быстро увеличивалась территория городка и росло население Печерска после сооружения здесь в [16]70-х годах укреплений. В документах того времени есть упоминания, что перед «Печерским городком» появился посад, «а на посаде живут Печерского монастыря и иных монастырей подданные, которые, от воинских людей из деревень и из сел збежав, поселились» [«Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей», отд. III, К., 1874, стр. 102].

Герб города Киева. XVII в. [с. 159]

Герб города Киева. XVII в. [с. 159]

Печать братства киевских цехов. XVII…

Печать братства киевских цехов. XVII в. [с. 162]

Русское правительство уделяло большое внимание Киеву, имевшему важное административное и стратегическое значение. Малороссийский приказ в Москве присылал распоряжения киевским воеводам, приказывая им принимать меры «по охранению града Киева» [«Книги разрядные», т. II, СПб., 1855, стр. 1171].

Прибыв в Киев, русские воеводы после осмотра «киевских крепостей» доносили 27 февраля 1654 г. царю о состоянии и планах их восстановления. Неудачное стратегическое расположение Замковой горы с полуразрушенными замковыми укреплениями заставили воевод высоко оценить удачное местоположение древнего «Города Ярослава» и использовать его оборонительные сооружения XI в. для постройки новых укреплений [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 386-387]. Работы решено было начать немедленно. Однако воеводам пришлось преодолеть упорное сопротивление киевского митрополита (противника воссоединения) Сильвестра Косова, протестовавшего против постройки укреплений на территории Софийской слободки, которая принадлежала киевской митрополии [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 387].

Размах и темпы строительных работ были неслыханные. Воеводы в марте сообщали в Москву, что стройка производится «всеми людми, днем и ночью» [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 395]. Быстрое окончание работ по возведению укреплений (1654-1655 гг.) вокруг Верхнего города, протяженность их в границах валов XI в. свидетельствуют о том, что сохранившиеся земляные валы были использованы русскими воеводами при строительстве «острога» [М.К.Каргер, Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города, т. І, М.-Л., 1958, стр. 261]. Укрепления, которые всегда поддерживались в порядке и ремонтировались, служили надежной защитой города в течение второй половины XVII в.

Павел Алеппский писал, что таких усовершенствованных укреплений, как в Киеве, он не видел даже в России [П.Алеппский, Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 2, стр. 74]. В [16]80-х годах вокруг Верхнего города проходил ров с высоким земляным валом, имевшим в отдельных местах более 20 м высоты. Вал заканчивался деревянной оградой («острогом») с деревянными проезжими башнями и подъемными мостами через ров. Кроме больших ворот, имелись также небольшие калитки [«Роспись Киеву 1682 г.», «ЧОИДР», кн. 2, М., 1858, стр. 70].

Количество ворот и их названия не были постоянными и часто менялись. План Киева, составленный подполковником Ушаковым, наглядно показывает те изменения, которые произошли во внешнем виде города в смысле его роста после воссоединения Украины с Россией. Значительно расширились, украсились новыми зданиями все три его составные части. Обращает внимание то, что оборонительные сооружения были построены вокруг каждого из городков, чего раньше не было [План Киева, составленный в 1695 г., К., 1893, стр. 3-5].

Во время своего пребывания в 1654 г. в Киеве Павел Алеппский видел действующие часы на Печерске. Он описывает замечательные «большие железные часы» на деревянной колокольне Печерского монастыря, «возвещающие каждую четверть часа». Другие часы находились на каменной колокольне и отбивали определенное число ударов «в железную доску» через каждый час. Кроме этих часов, Алеппский видел также устройство (круг) для часов солнечных, однако о них он почти не говорит [П.Алеппский, Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 2, стр. 54].

Одним из тяжелых последствий освободительной войны было уменьшение населения в Киеве и на Киевщине. Много людей погибло от чумы, свирепствовавшей в городе в 1652 г. По свидетельству современника, в Печерском монастыре во время эпидемии чумы из 500 человек осталось в живых только 200 [П.Алеппский, Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 2, стр. 44].

Отрицательно влияли на заселение Киева во второй половине XVII в. нападения на Правобережье татар и турок, в результате чего многие города и местечки совершенно опустели.

По данным переписных книг видно, что в 1666 г. мещанских дворов в Киеве было 684. По другим данным, в 1682 г. на Подоле и в Кожемякской слободе насчитывалось 635 дворов [«Роспись Киеву 1682 г.», стр. 70; «Переписні книги 1666 року», К., 1933, стр. 323]. Если допустить, что в среднем на двор приходилось по шесть человек, то следует сделать вывод, что здесь жило около 4 тыс. мещан. Сведений о Верхнем городе и Печерске за эти годы нет.

Необходимо также принять во внимание, что в переписные книги не были вписаны украинская шляхта, духовенство, плебейские группы населения – загородники, халупники и др. Кроме того, в Киеве находился значительный русский гарнизон, насчитывавший в 1661 г. около 5 тыс. человек, а в 1665 г. – 1955 стрельцов, рейтаров, пушкарей и т.д. [«Акты ЮиЗР», т. у, стр. 235].

По сведениям 1687 г. в Верхнем городе насчитывалось 425 «дворов жилых», то есть свыше двух с половиной тысяч жителей.

Сопоставляя эти документальные данные, можно считать, что в 60- 70-х годах XVII в. в Киеве жило около 10, а в 80-90-х годах 14-15 тыс. человек, не считая солдат гарнизона.

Социальный состав населения после освободительной войны изменился. Прежде всего не стало польской шляхты и католического духовенства. Основной группой населения оставались мещане. Кроме мещан, большой вес приобрели казаки, поселившиеся в городе после освободительной войны. Возросло количество посполитых, в том числе монастырских. В связи с реорганизацией Киевского полка образовалась отдельная Киевская сотня [С.Шамрай, Київська сотня на гетьманщині в XVII-XVIII ст., «Київські збірники. Збірник перший», стр. 160]; в городе поселилась казацкая старшина, имевшая в Киеве и его окрестностях свои земли и подданных [Там же, стр. 164].

По-прежнему богатым и влиятельным было высшее киевское духовенство. Используя борьбу старшинских группировок, оно захватывало имения шляхтичей, свободные земли, выпрашивало у гетмана и царя привилегии на владение селами и, наконец, прибрало к своим рукам почти всю землю Киевской сотни [Там же, стр. 161].

Национальный состав киевского населения в основном не изменился. Однако значительно увеличилось число русских, преимущественно за счет русского гарнизона и членов их семей, служащих, ремесленников, приезжих торговцев.

Во второй половине XVII в. Киев принадлежал к числу городов с развитым ремеслом и торговлей. Ремесленники по-прежнему объединялись в цехи, во главе которых стояли цехмистры. Должность цехмистра формально являлась выборной, однако в большинстве случаев ее занимали зажиточные ремесленники, при этом, очевидно, настолько были распространены злоупотребления, что даже в царской грамоте отмечалось: «Цехмистровства чтоб никто не присвоял себе». Правовое положение цеховых ремесленников и их привилегии определялись грамотой 1654 г. [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 618].

Печать магистрата. 1671 г. [с. 166]

Печать магистрата. 1671 г. [с. 166]

Здание ратуши. Конец XVI в.…

Здание ратуши. Конец XVI в. Реконструкция. [с. 168]

Ремесленники освобождались от подати, взимавшейся с лиц, которые занимались сельским хозяйством. Предполагалось обязательным для вступления ремесленников в цехи «прежде записатися», чтобы внецеховые ремесленники не имели возможности «мастерством кормитися» [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 618]. Русским ремесленникам, незначительное число которых поселялось в городе, разрешалось работать, не вступая в цех [«Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией», т. IV, СПб., 1842, стр. 220-221]. По-прежнему ремесленники входили в четыре цеха – портняжный, скорняжный, кузнечный и сапожный, некоторое время сохранявшие положение привилегированных цехов, что подтверждается жалованной грамотой магистрата в 1677 г. [«Дополнения к актам историческим, относящимся к России», т. VII, СПб., 1859, стр. 161-163].

Кроме этих основных, были также цехи музыкантов и бондарей. В бондарский цех входили «всякого топорного дела мастера» – байдачники, столяры, сницеры. Однако здесь уже наблюдалась значительная дифференциация ремесленных специальностей.

Новым явлением в положении цехов после воссоединения было исчезновение многочисленных юрисдикций – подчинений замку, бискупу, магистрату. Польско-шляхетское правительство поддерживало эту разобщенность цехов с целью их ослабления. Теперь же все цехи перешли в ведение магистрата.

Деление ремесленников на четыре основных цеха постепенно теряло свою силу, цехи дробились. Если во второй половине XVII в. их было 11, то в XVIII в. – уже 15 [М.Карачківський, Київські цехи, «Київські збірники. Збірник перший», стр. 149].

Среди киевских ремесленников существовала значительная дифференциация. Наряду с зажиточными ремесленниками имелась многочисленная группа «подсоседков», работавших у своих дворовладельцев. Так, скорняк имел два «подсоседка», а плотник и прасол – одного. У кузнеца «подсоседком» был колесник. В то время в Киеве насчитывалось немало ремесленных специальностей, связанных с изготовлением продуктов потребления (например, мясники, мельники, хлебники, калашники, пивовары, пекари, масленники, винокуры, гречаники и др.). [В.О.Романовский, Развитие городов Левобережной Украины, «Воссоединение Украины с Россией», Сб. статей, М., 1954, стр. 400-401].

Ремесленники, как видно из их жалобы царю в 1665 г., терпели всевозможные притеснения; интересы их ущемлялись казацкой старшиной, зажиточными казаками, а также магистратом. Они обременялись постоями, выполняли бесплатную работу на воевод, полковников, отбывали тяжелую подводную повинность, их земли и промыслы захватывали казацкая старшина и воевода.

Кроме ремесленников, принадлежавших к киевскому мещанству, в городе жило немало ремесленников-стрельцов, входивших в состав русского гарнизона. Они ремонтировали и строили крепости и городские укрепления.

Нередко киевские ремесленники также выполняли работы по обслуживанию гарнизона. Шесть специалистов-слесарей делали «государево ружье: корабины и пистоли». «Киевский житель пушечный мастер» Иван Степанов в течение трех месяцев отливал пушки [готовая пушка весила 100 пудов и была длиной в полторы сажени (свыше трех метров)].

Из промышленных предприятий того времени в Киеве имелись воскобойный завод, броварня, винокурни, солодовни и гута для производства стекла, принадлежавшая Выдубицкому монастырю [«Переписні книги 1666 року», стр. 324-325; I.П.Крип’якевич, Богдан Хмельницький, К., 1954, стр. 304]. За броварню магистрат выплачивал в царскую казну 600 руб. ежегодной аренды. Винокурни и солодовни принадлежали мещанам. Производство напитков – водки, пива, меда, составлявшее монополию мещан с XVI в., было закреплено за магистратом царской грамотой в 1654 г.; в 1663 г. это снова подтвердил универсал гетмана Брюховецкого [«Переписні книги 1666 року», стр. 324; М.Тищенко, Боротьба київських козаків з магістратом за право шинкувати горілкою, «Праці комісії для виучування історії західноруського та українського права», вип. 2, К., 1926, стр. 200].

Наиболее распространенным промыслом был водочный. Эту выгодную отрасль производства еще с XVI в. пытались захватить монастыри, имевшие свои шинки [«Архив ЮЗР», ч. І, т. VI, стр. 459, 465, 468], а также старшина и зажиточные казаки. Киевские мещане не раз жаловались, что «своевольники» казаки гонят водку и торгуют ею.

Значительно развилось мельничное дело. Только по данным переписных книг 1666 г. в Киеве насчитывалось 17 мельниц, из которых шесть принадлежало мещанам, а остальные монастырям [«Переписні книги 1666 року», стр. 323-325; І.П.Крип'якевич, Богдан Хмельницький, стр. 102]. К этому следует добавить, что в книги не записывались казацкие мельницы, так как казаки, подобно старшине, обычно налогов не платили. Следовательно, общее количество мельниц было значительно большим. Мельницы строились на Днепре и на реках Кудрявце, Сырце и Лыбеди.

Широкое распространение получил также прасольский, или чумацкий, промысел, которым занимались в основном зажиточные мещане. По переписи 1666 г. в Киеве насчитывалось 23 прасола [«Переписні книги 1666 року», стр. 316-323], однако фактически их было значительно больше, поскольку в это число не вошли прасолы-казаки.

Для потребностей гарнизона в Киеве было налажено «гранатное дело» и производство пороха, о чем свидетельствуют закупки у мещан смолы и селитры [«Расходная книга Киевской приказной избы 1675-1676», «ЧИОНЛ», отд. II, кн. II, К., 1896, стр. 10]. Расширение ремесла и рост промыслов содействовали оживлению торговли и вообще, дальнейшему развитию производительных сил.

К сожалению, невозможно точно определить количество купцов во второй половине XVII в., однако можно допустить, что богатого и среднего купечества насчитывалось приблизительно не меньше 100 человек. Среди них была небольшая (шесть человек) группа мелких торговцев, разносивших или развозивших товар по селам. Они назывались бродячими купцами, коробочниками, или просто коробочками [«Переписні книги 1666 року», стр. 315, 320, 321].

Торговцами были также прасолы, или чумаки. Направляясь из Киева за солью, они везли с собой для продажи различные товары. Название «прасол» в переписи не отражает его социального положения. Так назывались не только самостоятельные мелкие возчики, но и крупные предприниматели, владевшие несколькими парами лошадей или волов и эксплуатировавшие батраков [«Переписні книги 1666 року», стр. 316-323].

Торговлей в Киеве занимались, конкурируя с киевлянами-купцами, также русские купцы и стрельцы. В ответ на жалобу купцов-киевлян в 1669 г. русским купцам было запрещено торговать на Подоле; таким образом, место торговли их ограничивалось Верхним городом. В городе по-прежнему происходили ежегодно две ярмарки.

Большую торговлю вели монастыри. По словам иностранца Флетчера, монахи – самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами [И.М.Кулишер, Очерк истории русской торговли, Пг., 1923, стр. 155] [Флетчер відвідав Москву за царя Івана Грізного, в Києві не бував]. Они открывали шинки, устраивали ярмарки. Самыми большими из них были ярмарки при Киево-Печерском монастыре.

В Киеве происходила постоянная торговля во всех трех частях города: на Подоле, в Верхнем городе и на Печерске. Подол, как и в первой половине XVII в., являлся центром торгово-ремесленной жизни Киева. Отстроенные после пожара 1651 г. лавки и ряды сдавались магистратом в аренду мещанам. «Пошлину» с продовольственных товаров и, «с питья…, с лавок, и торгу» мещане платили в казну [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 655; «Переписні книги 1666 року», стр. 324].

В Верхнем городе, где находился «государев кружечной двор», перепродавались водка, вино, пиво, мед, предварительно покупаемые у мещан и казаков главою этого двора. Деньги на «винную покупку» он получал из царской казны.

Самыми богатыми киевскими купцами, которые вели большую торговлю, в частности с Россией, в то время были Иван Тетеревский, Петр Котович, Василий Мезенский, Федор Иванов, Андрей Зосимович, райца Гаврилов, Афанасий Дмитриев и др.

Правовое положение купечества определялось царской грамотой, выданной Киеву по ходатайству посольства во главе с войтом Богданом Сомковичем в мае – июне 1654 г. Грамота освобождала купцов от уплаты пошлины за торговлю в пределах Украины. Начиная же с пограничного города Путивля, они обязаны были платить пошлину [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 615, 619]. По-прежнему через Киев проходила транзитная торговля России со странами Ближнего Востока и Европы.

Жалованной царской грамотой 1654 г. Киеву было подтверждено давнее право иметь «склад всяких купецких приезжих товаров». Город был центральным складом днепровского бассейна и местом привоза заграничных, в частности восточных, товаров – пряностей, фруктов и др.

Во второй половине XVII в. Киев являлся рынком сбыта даже для уральской соли, в частности из Соли Камской. Соль доставлялась с Урала водными путями по рекам Чусовой, Каме, но преимущественно в половодье через верховья Волги и Днепра в Смоленск, откуда суда с солью спускались по Днепру в «украинские малороссийские городы», в том числе и в Киев [Н.В.Устюгов, Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII веке, М., 1957, стр. 310, 314-315].

В 1665 г. современник отмечал, что в Киеве бывали купцы из Львова, Белой Церкви и других городов [«Акты ЮиЗР», т. V, стр 252-253]. В 1689 г. в Киев приезжали купцы из Москвы и Калуги [Б.Б.Кафенгауз, Экономические связи Украины с Россией в конце XVII – начале XVIII столетия, «Воссоединение Украины с Россией», сб. статей, М., 1954, стр. 422]. Киев экспортировал сельскохозяйственные продукты в Польшу, вел торговлю со странами Западной Европы и Востока.

Наиболее оживленная торговля Киева происходила с городами России, особенно с пограничными, и прежде всего с Путивлем [«Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы», т. I, стр. 16]. В Москве бывали из Киева как купцы-одиночки, так и целые партии их. В 1665 г., например, киевский райца Гаврилов «приволокся к Москве» [«Воссоединение Украины с Россией. Сборник документов и материалов», т. 1, стр. 49] с текстильными товарами. А в 1693-1694 гг. в книге московской таможни зарегистрировано пять партий купцов, прибывших из Киева с товарами. Они продали на 5102 руб. товаров, среди которых были воск, селитра, стеклянная посуда, овчины, товары иноземного происхождения: восточные (шелк, хлопчатобумажные ткани, крымские и турецкие кумачи) и западные (швабское сукно, скатерти польские, зеркала, ножи) [Б.Б.Кафенгауз, Экономические связи Украины с Россией, стр. 423-425].

Киевские купцы являлись участниками известных русских ярмарок: Макарьевской (возле Нижнего Новгорода) и Свенской (под Брянском). Так, участник Свенской ярмарки купец-киевлянин Афанасий Дмитриев привез в Москву для продажи большое количество драгоценных камней – жемчугов, рубинов (яхонтов) и др. для ювелирных изделий и оружие в ценной оправе.

Значительную статью привоза в Москву из Киева составляли книги. Это были преимущественно издания Киево-Печерской, Острожской и Львовской типографий. В московской таможне за 1693-1694 гг. отмечена партия книг, привезенных киевским жителем Григорием Прокофьевым.

Вместе с другими товарами (орехами, гарусными поясами и др.), которые ценились недорого, книги были проданы за 488,5 руб. [Б.Б.Кафенгауз, Экономические связи Украины с Россией, стр. 425].

Воссоединение Украины с Россией освободило Киев от тяжелых ограничений и притеснений польско-шляхетского режима. Благотворное влияние на развитие города оказали также изменения, имевшие место в экономике России в середине XVII в. Там складывался единый общероссийский рынок [См. В.И.Ленин, Соч., т 1, стр. 137], с которым связывался и Киев.

После включения Киева в состав Русского государства он стал одним из крупнейших административно-политических центров не только Украины, но и России, сохранив при этом особенности административного устройства. Теперь в городе существовало три системы управления: городское самоуправление на основе магдебургского права; сотенное, казацкое, или гетманское управление и воеводское управление, т.е. царская администрация.

Воеводское управление, введенное в Киеве русским правительством сразу же после воссоединения Украины с Россией, было закреплено известными «Мартовскими статьями» 1654 г. [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 478-479], затем «Переяславскими статьями» 1659 г. и «Московскими статьями» 1665 г. Киев оставался центром воеводского управления на Украине неизменно.

Назначив в марте 1654 г. на Украину и в Киев воевод (с конца XVII в. они стали называться губернаторами, а в XVIII в. – генерал-губернаторами), русское правительство прислало с ними большие гарнизоны. Учитывая важное политическое и стратегическое значение Киева, русское правительство назначило туда не одного воеводу, как в другие города, а двух. Первыми воеводами в Киеве были князья Ф.С.Куракин и Ф.Ф.Волконский [В.И.Щербина, Киевские воеводы, губернаторы и генерал-губернаторы от 1654 по 1775 гг., «ЧИОНЛ», отд. II, кн. 6, К., 1892, стр. 141]. Цель назначения, круг обязанностей и полномочия их определялись царским указом от 30 января 1654 г. Воеводы являлись начальниками русского гарнизона, размещенного в Киеве, и должны были обеспечивать оборону и безопасность города, следить за исправностью старых и строительством новых укреплений. Воеводам предоставлялось право «осадных людей…в городах судить и расправу над ними чинить» [Там же, стр. 126], т.е. ведать судебными делами русского гарнизона.

В связи с перенесенными Киевом тяготами войны киевские мещане в мае 1654 г. послали в Москву посольство во главе с войтом Богданом Сомковичем ходатайствовать о подтверждении городу прежних прав и об освобождении их от налогов. Они просили, «чтоб государь пожаловал за их разоренье, велел им дати льготы на 20 лет». Льгота мещанам была предоставлена на десять лет [«Акты ЮиЗР», т. X, стр. 624, 626].

О важном стратегическом и политическом значении Киева свидетельствует усиленный состав воеводского управления, существовавший только в немногих центральных городах России (Новгороде, Казани, Тобольске) [Расходная книга, «ЧИОНЛ», отд II, кн. II, стр. 5]. Так, в 1675-1676 гг. здесь был воеводой боярин Ю.П.Трубецкой, при нем окольничий Д.С.Великий-Гагин, стольник Ф.И.Колтовский, два дьяка и 14 подьячих.

В ведении воеводы находился русский гарнизон, комплектовавшийся ратными людьми из разных городов Русского государства. Вопросами денежной оплаты, снабжением гарнизона продуктами ведал Малороссийский приказ в Москве. В Киев посылались специальные лица, которым поручалась выдача платы и продуктов [ЦГАДА, ф. Разрядного приказа, Книги Киевского повытья, кн. 4, л. 3].

Кроме того, киевский гарнизон содержался также на средства от разных сборов в украинских городах, в частности на доходы по городу Киеву (от перевозов, мельниц, бань и т.д.). Вооружение для ратных людей получали в основном из России [«Книги разрядные», т. II, стр. 1172].

Царское правительство последовательно и планомерно, путем вмешательства во внутреннюю жизнь города, пыталось ограничить украинскую автономию. Хотя воеводы и не имели формального права вмешательства в городское самоуправление, однако уже первые представители царского правительства стремятся оставить за собой право надзора за киевскими местными властями.

В «Переяславских статьях» 1659 г. право вмешательства воевод в казацкое самоуправление нашло официальное подтверждение. Количество воевод и ратных людей в городах Украины было увеличено якобы с целью «обороны от врагов».

Что касается «Московских статей» 1665 г., то в них тенденция к ограничению власти местного и казацкого управления выступает еще более четко [«Акты ЮиЗР», т. VI, СПб., 1869, стр. 18]. Кроме увеличения числа воевод и русских гарнизонов на Украине (в Киеве до 5 тыс. человек), расширяются функции воевод. Одной из важнейших их функций был сбор податей в царскую казну. Намечалось также, что украинское высшее духовенство, в том числе и киевское, будет подведомственно московскому патриарху.

Местом воеводского управления в Киеве была приказная изба, где работало 12 подьячих. Здесь происходили заседания, приемы и вершились все дела царской администрации.

Расширение власти воевод неизбежно приводило к острым конфликтам между воеводским управлением, с одной стороны, и магистратским и полковым – с другой.

Хотя царское правительство в ответ на жалобы запрещало «в права и вольности казацкие, и в суды и ни в какие дела воеводам вступаться», однако в действительности власть воевод приобретала все более широкие размеры.

В связи с этим Киев остался только центром Киевской сотни, а управление полком было перенесено в Козелец. Воевода старался избежать влияния казаков на воеводское и городское управление. Положение казаков в городе характеризовалось постоянной борьбой их с монастырями и магистратом, на стороне которого было и воеводское управление. Борьба велась за экономические и социальные права казаков, в частности за право владения промыслами и пребывание казаков в Киеве в качестве «вольных», а не «подданных».

Несмотря на некоторые ограничения, городское самоуправление в Киеве на основе магдебургского права сохранялось без особых изменений. Киевский магистрат состоял из войта, четырех – шести бургомистров, нескольких лавников и райцев и других служащих. Он по-прежнему делился на две коллегии – раду и лаву. Все должности были выборными, но служащими магистрата избирались только богатые и влиятельные киевские мещане.

Частые сношения русских воевод с Москвой требовали установления регулярного почтового сообщения. Указом царя Алексея Михайловича от 7 июня 1672 г. было решено почту «учинить… до малороссийских городов тотчас» [«Акты ЮиЗР», т. IX, СПб., 1877, стр. 891]. Организация ее была неразрывно связана с устройством почтового тракта от Москвы до Киева, проходившего через города: Калугу, Глухов, Путивль, Конотоп и др. Окончательно почта в Киеве была создана в 1674 г., когда был построен почтовый двор, содержавшийся на средства, которые высылались из Москвы [«Собрание государственных грамот и договоров», ч. IV, М., 1828, стр. 310].


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 158 – 168.