3. Значение Киева в развитии украинской культуры во второй половине XVII в.
После воссоединения Украины с Россией украинская национальная культура получила возможность дальнейшего развития. Как и в первой половине XVII в., Киев оставался центром просвещения, науки и литературы на Украине.
Значительно большую роль, чем до освободительной войны, начала играть Киево-Братская коллегия. Прежде всего укрепилось ее материальное положение. Ряд жалованных грамот украинских гетманов, начиная с Богдана Хмельницкого, а также царского правительства закрепил за коллегией ее имущественные права и привилегии. Ей были переданы, например, имения, в том числе села, принадлежавшие католическим монастырям и киевской шляхте. В 1694 г. по ходатайству ректора коллегии Иоасафа Кроковского во время пребывания его в Москве, царское правительство утвердило ассигнования из казны на оплату ректора и профессоров, что имело важное значение для нормальной работы коллегии [Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов, т. 2, стр. 447 – 453, 468 – 473, 491; Ф. Тітов. Стара вища освіта, стр. 105].
Тогда же коллегии было предоставлено формальное право преподавать полный курс богословия, который фактически преподавался и раньше [«ПКДА», т. II, стр. 490; Ф.Тітов, Стара вища освіта, стр. 105]. Этим самым коллегия приравнивалась к высшей школе того времени – академии. Именоваться же академией официально она стала после указа Петра I в 1701 г.
В связи с этим изменилась структура коллегии: прибавился старший класс с двухгодичным курсом обучения, однако методы обучения, схоластический характер его остались неизменными. В коллегии стало восемь классов, каждый из которых имел название в зависимости от содержания и характера обучения. Подготовительный, или элементарный, класс назывался «аналогия», или «фара». Там обучались читать и писать. Три младших класса имели название: «инфима», «грамматика», «синтаксис», два средних – «пиитика» и «риторика», два старших – «философия» и «богословие» [Ф.Тітов, Стара вища освіта, стр. 102, 113].
В коллегии преподавались славянский, польский, латинский и в меньшем объеме греческий язык. Преподавание велось на славянском языке, отдельные же курсы читались на латинском.
К концу XVII – началу XVIII в. число учеников коллегии из нескольких сот возросло до тысячи и больше человек [Ф.Тітов, Стара вища освіта, стр. 138]. Социальный состав их оставался в основном такой же, что и на протяжении всего XVII в. Поэтому в царской грамоте указывалось, что в коллегии обучаются дети «всяких чинов жителей» [«ПКДА», т. II, стр. 488]. Изменилось несколько только их соотношение: увеличилось число сыновей казаков и казацкой старшины. Здесь обучался сын Богдана Хмельницкого Юрий, дети правобережного полковника Семена Палия [ЦГАДА, ф. Малороссийского приказа, кн. 114, л. 303] и др. То же самое можно сказать и о национальном составе учеников коллегии. Значительно увеличилось число русских, в частности москвичей. Жалованная царская грамота характеризовала коллегию как учебное заведение для «детей великороссийских и малороссийских» [«ПКДА», т. II, стр. 493]. В частности, в ней обучались сын киевского воеводы Шереметева, сын шотландского генерала русской службы Патрика Гордона (1684 г.) и др. Кроме того, в коллегии были ученики и из западноукраинских земель.
Сохранилась традиция назначения преподавателей из лучших учеников коллегии и избрания ректора из среды профессоров. Обычно ректор был игуменом Киево-Братского монастыря. Как правило, он являлся и преподавателем в старших классах. Преподаватели в старших классах назывались профессорами.
Вокруг коллегии собирались лучшие научные и педагогические силы. Среди них видим церковных и общественных деятелей, писателей и ученых, например, Иоанникия Галятовского, Иннокентия Гизеля, Лазаря Барановича и др. Большинство их было тесно связано с Россией и выступало за укрепление отношений с нею. Вместе с тем они являлись идеологами господствующего класса украинских феодалов – казацкой старшины и шляхетства – и боролись за укрепление феодально-крепостнического строя на Украине.
И.Галятовский в своих трудах обосновывает крепостную зависимость крестьянства, покорность народных масс церкви, феодалам и властям. Труд И.Галятовского «Ключ разумения», направленный преимущественно против унии и католицизма, был издан в Киеве в 1659 г. и затем в 1663 и 1665 гг. переиздан во Львове. Его произведения использовал в борьбе с униатами на Закарпатье известный украинский писатель XVII в. М.Андрелла [М.М.Лелекач, Культурні зв’язки Закарпаття з Україною і Росією в XVII – XVIII ст., «Наукові записки Ужгородського університету», т. IX, 1954, стр. 149].
Об успехе, который имели в среде господствующего класса, например, труды Л.Барановича, свидетельствует факт издания лаврской типографией в 1661 и 1686 гг. сборника его произведений «Меч духовный», хорошо известного не только на Украине, но в России и на Закарпатье. В 1674 г. вышел сборник полемических трактатов Барановича – «Трубы словес проповедных», направленный против католицизма и унии.
Иннокентий Гизель, преподаватель и ректор (1645-1650 гг.) коллегии, архимандрит Киево-Печерской лавры (1656-1683 гг.) также написал ряд произведений. В 1669 г. вышла его книга «Мир с богом человеку, или покаяние святое» с большим посвящением царю Алексею Михайловичу, так как она предназначалась ему в подарок. Это посвящение представляет собой образец риторики второй половины XVII в. [Ф.Титов, Типография Киево-Печерской лавры, т. I, стр. 338, 340] и имеет значение самостоятельного литературного произведения.
В 1674 г. в Киеве был издан «Синопсис» – обзор истории, автором которого историки считают И.Гизеля [Против этого мнения выступает украинский историк М.И.Марченко (М.І.Марченко, Українська історіографія (з давніх часів до середини XIX ст.), К., 1961, стр. 61-62]. В этом произведении сделана попытка подать систематическое изложение истории Украины в связи с историей братского русского народа до 70-х годов XVII в. Значительная часть книги посвящена истории Киева. Идейную основу «Синопсиса» составляет мысль о единстве происхождения украинского, русского и белорусского народов. Автор стремился показать героическую борьбу русского и украинского народов с внешними врагами – татарами и турками. «Синопсис» сыграл большую роль в воспитании украинского и русского юношества, являясь учебником истории почти до конца XVIII в. Автор его монархист и придерживался официальной политической точки зрения на русское самодержавие и его «права» на Украину [М. І. Марченко Українська історіографія (з давніх часів до середини 19 ст.), стр. 62 – 63]. «Синопсис» дважды переиздавался в Киеве – в 1678 и 1680 гг.
Значение Киево-Братской коллегии не ограничивалось ее деятельностью в области просвещения. Она сыграла заметную роль в развитии книгопечатания, которое сосредоточивалось в типографии Киево-Печерского монастыря [типография работала триста лет (1616-1917 гг.)]. Во главе ее стояли архимандриты лавры, лица, связанные с коллегией, ее преподаватели, ректоры, бывшие ученики, например, Иосиф Тризна, Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский и др.
Кроме книг сугубо церковного содержания и характера, Киево-Печерская типография издала немало книг, значение которых выходит далеко за пределы церкви. Так, в 1666 г. ею был издан «Киево-Печерский патерик», иллюстрированный чудесными гравюрами. Патерик содержит много интересных фактов из истории нашей страны, в том числе из истории Киева.
В Киево-Печерской типографии во второй половине XVII в. было напечатано свыше 100 изданий. Это была самая большая типография на Украине. Прекрасно оформленные книги ее расходились по всей Украине, были известны в России, Белоруссии, Молдавии и странах западных славян. За эти художественно оформленные книги на Закарпатье, в частности, платили огромные для того времени деньги. Например, за «Триодь Цветную» платили двенадцать овец, в другом случае «за ню дачи три коровы». Распространение книг киевской печати на Закарпатье указывало на наличие культурных связей его с Киевом [M.M.Лелекач, Культурні зв’язки, стор. 153, 155].
Наряду с печатными изданиями исторического содержания, в Киеве были составлены широко известные рукописные компилятивные сборники исторических произведений с выдержками и вставками из польских хроник и древнерусских летописей. Именно таким является труд бывшего преподавателя коллегии, а позднее игумена Михайловского монастыря Феодосия Софоновича, имеющий напыщенное название «Кройника з летописцов стародавных, з св. Нестора Печерского и инших, также з хроник польских о Русии, отколь Русь почалася, и о первых князех руских и по них дальших наступуючих князех и о их делах, собранная працою пером Феодосия Софоновича…» [В.С.Иконников, Опыт русской историографии, т. II, кн. 2, К., 1908, стр. 1545]. Работа была написана в 1672 г. на украинском языке.
В предисловии к «Хронике» Софонович изложил цель написания своего труда. Он хотел познакомить с историей своей родины, «отколь Русь почалася». По его мнению, каждый должен «о своей отчизне знати», так как «не знаючих людей за глупых почитают» [B.С.Иконников, Опыт русской историографии, т. II, кн. 2, стр. 1545-1547].
«Хроника» – это история Украины, изложенная в связи с историей русского и белорусского народов [М.I.Марченко, Українська історіографія, стр. 59].
Вторая хроника, или летопись, была составлена в 1698-1699 гг. бывшим учеником коллегии Леонтием Боболинским – «законником монастыря Выдубицкого». Она также представляет собой компилятивный труд из материалов библии, древнерусских летописей, произведений латинских и греческих историков, польских и литовских хроник. В летописи встречаем, в частности, материал, посвященный Киеву [М.I.Марченко, Українська історіографія, стр. 55-56].
Как печатные, так и рукописные исторические произведения проникнуты религиозными мотивами, фантастическими вымыслами, отражавшими уровень развития исторических знаний той эпохи.
После воссоединения Украины с Россией Киев продолжал оставаться центром религиозно-полемической борьбы православных с униатами и католиками. Эта борьба имела большое значение для Правобережья и западноукраинских земель, которые оставались под властью панской Польши.
Одним из средств борьбы с католиками являлись публичные диспуты на религиозные темы между православными и католическими богословами, ведущую роль в которых играли профессора коллегии. В диспуте 1646 г., продолжавшемся три дня, против известного иезуита Н.Циховского успешно выступил профессор философии Иннокентий Гизель. В 1663 г. ректор коллегии Иоанникий Галятовский публично полемизировал с иезуитом А.Пекарским в Белой Церкви.
Большое значение в борьбе с воинствующим католицизмом имела церковно-публицистическая, или, как ее называли, полемическая литература.
Немало полемических произведений принадлежало перу киевских авторов и было напечатано Киево-Печерской типографией. Содержание их не ограничивалось церковными вопросами. Авторы их поднимали темы, связанные с общественными проблемами.
Так, в произведении «Мир с богом человеку» Гизель высказывает мысль, что чрезмерное обложение народа налогами – несправедливо, грех государственных деятелей и т.п.
Кроме церковно-полемических трудов, киевские писатели, в основном преподаватели и профессора коллегии, были авторами литературных произведений самых разнообразных жанров: стихов, панегириков, драм, проповедей и др. Стихи на исторические темы, распространенные в этот период, стояли кое в чем ближе к народному творчеству, чем в предыдущий период, хотя также отличались искусственностью.
Примером панегирических произведений, написанных студентами коллегии, может быть панегирик царям Петру и Ивану (1691 г.). Драматические произведения киевских писателей – школьные драмы – берут свое начало в коллегии, где они обычно впервые и ставились. Исполнителями были студенты коллегии. Так, в 1674 г. здесь была поставлена драма «Алексей, человек божий». Театральные постановки, так же, как и диспуты в коллегии, были общедоступными. П.Гордон в дневнике (1685 г.) сообщает, что он присутствовал в Братском монастыре на «школьном представлении» («Schul-actus») [Ф.Тітов, Стара вища освіта, стр. 154].
Немало преподавателей коллегии известны как талантливые проповедники и ораторы. И.Галятовский являлся автором теоретического пособия по риторике «Наука, албо способ зложения казаня». В Киеве были изданы некоторые проповеди, например: «Огородок» и «Венец Христов» А.Радивиловского. В 1681 г. в Москве напечатан сборник проповедей бывшего преподавателя коллегии Симеона Полоцкого – «Обед душевный», а в 1683 г. – «Вечеря душевная».
Значительную роль сыграли Киево-Братская коллегия и Киево-Печерская типография в развитии украинского изобразительного искусства, в частности гравюры и рисунка. Самыми лучшими граверами были Иннокентий Щирский и Леонтий Тарасевич. Одна из гравюр на шелку Щирского (так называемые тезисы Обидовского) – известная иллюстрация студенческого диспута, состоявшегося в коллегии в 1691 г. Л.Тарасевич иллюстрировал «Киево-Печерский патерик» и другие книги. Немало гравюр изображало киевскую действительность того времени.
Во второй половине XVII в. укрепились культурные связи Киева с городами России, в частности с Москвой. Этому благоприятствовали традиционные поездки в Москву киевского духовенства [К.В.Харлампович, Малороссийское влияние, т. I, стр. 374, 395-396], культурных деятелей и мастеров. Наряду с этим в Киев из Москвы также приезжали русские обучаться в коллегии, для покупки книг. В Киеве работали на строительстве церквей и других каменных сооружений русские архитекторы и строители во главе с известными мастерами Старцевым и Аксамитовым.
В Москве в середине XVII в. над исправлением богослужебных книг трудились вызванные из Киева упомянутые выше ученые Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий и Дамаскин Птицкий. В 1664 г. в Москву переехал преподаватель Киевской коллегии Симеон Полоцкий, ставший воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Здесь же он издал и свои проповеди. Бывший преподаватель коллегии Феофан Прокопович, вызванный в Петербург [в 1716 р. – М. Ж., 2002 р.], стал одним из соратников Петра I. Под непосредственным влиянием Киевской коллегии и с участием ее преподавателей в Москве в 1686 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия.
Киев являлся также центром музыкальной культуры Украины. В братской школе и коллегии преподавание пения находилось на высоком уровне, чему в значительной степени содействовал Н.П.Дилецкий – известный украинский композитор и педагог. Из Киева в Москву постоянно выписывали певчих – знатоков многоголосного (партесного) пения. Их приглашали, в частности, к царскому двору, они оставались у бояр – любителей пения, в монастырях. В начале 1656 г. в Москве жили киевские певчие Алексей Лешковский, Клим Коновский, Стефан Сщаровский. В 1657 г. здесь был «певчий мастер» киевлянин Коленда. С конца [16]70-х годов Н.П.Дилецкий работает в Москве, где стал известен как автор музыкально-теоретических трактатов. При его непосредственном участии в Москве сложилась школа русских композиторов-мастеров многоголосного пения.
Во второй половине XVII в. Киев как культурный центр играл большую роль не только в жизни Украины, но и России в целом, содействуя развитию культурных взаимосвязей, взаимовлияния и более тесному сближению русского и украинского народов.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 171 – 178.