Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Высшая школа и наука

Буржуазное Временное правительство продолжало старую, царскую политику в области высшего образования, стремясь сохранить в высшей школе реакционные порядки. Трудно найти различие между школьной политикой царских министров-черносотенцев и политикой министров народного просвещения Временного правительства.

В области народного просвещения нерусских народов Временное правительство осуществляло колонизаторскую политику царизма. На Украине оно разрешило открыть только две украинские гимназии и организовать в Киевском университете четыре кафедры по украиноведению (украинского языка, литературы, истории Украины и так называемого западнорусского права). Преподавание на этих кафедрах разрешалось вести на украинском языке [ЦГИА УССР, ф. Совета Киевского университета, оп. 354-6, д. 79, л. 28]. Кроме того, буржуазно-националистическая Центральная рада открыла в Киеве в октябре 1917 г. так называемый Народный украинский университет, который должен был готовить кадры украинской буржуазной интеллигенции. Обучение в нем было платным [«Університетські вісті», К., 1917, № 1, стр. 11].

По инициативе группы профессоров (П.А.Тутковского, В.И.Лучицкого и др.) в 1917 г. в Киеве был открыт географический институт, задачей которого явилась подготовка преподавателей географии для средней школы, географов-исследователей, а также разработка вопросов географической науки. Институт содержался главным образом на средства, получаемые от платы за обучение в нем [ЦГИА СССР, ф. Департамента народного просвещения, оп. 156, д. 703, л. 32-49; С.И.Новаковский, Записка о Киевском географическом институте, К., 1917].

Временное правительство ничего не сделало для улучшения материального и правового положения студенчества. Это явилось одной из причин студенческого движения в период между Февральской и Октябрьской революциями, особенно усилившегося в сентябре – октябре 1917 г. Нормальных занятий в вузах Киева в этом году фактически не было.

Выход высшей школы из кризисного положения был возможен только на путях революционной перестройки ее в соответствии с интересами трудящихся. Условия для этого создала победа Великой Октябрьской социалистической революции.

С первых дней Советской власти началась борьба за превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие строительства коммунистического общества. Перед советской высшей школой была поставлена большая и почетная задача подготовки и воспитания многочисленных кадров новой, народной интеллигенции, необходимой для всех отраслей социалистического хозяйства и культурного строительства.

Под руководством Коммунистической партии уже в первые годы Советской власти на Украине, в частности в Киеве, был осуществлен ряд важных революционных мероприятий в области высшего образования. В соответствии с декретами и постановлениями Совнаркома УССР в 1919-1920 гг. двери высших учебных заведений широко открылись для всех трудящихся, желавших учиться. В школах всех типов вводилось обязательное изучение украинского языка, а также истории и географии Украины. Для руководства народным образованием был создан новый государственный орган – Народный комиссариат просвещения УССР, в ведение которого перешли все учебные заведения республики. Была начата реорганизация системы высшего образования, принимались меры для подготовки трудящихся к поступлению в высшие учебные заведения и т.п.

Работа высших учебных заведений Киева в этот период проходила в чрезвычайно сложных условиях, вызванных иностранной военной интервенцией и гражданской войной. Советское культурное строительство на Украине, и в частности в Киеве, неоднократно прерывалось внешними и внутренними врагами.

Интервенты, националисты, белогвардейцы грабили и разрушали университеты и институты, уничтожали завоевания трудящихся в области высшего образования. Кроме того, осуществление Советским государством революционных мер, направленных на коренную реорганизацию всей системы высшего образования, встречало противодействие со стороны реакционной части профессуры и буржуазного студенчества.

После освобождения Киева от белополяков в июне 1920 г. высшей школы в городе фактически не было. Были лишь, как отмечалось в отчете Управления высшими учебными заведениями Киева, полупустые помещения бывших учебных заведений, где бродили канцелярские служащие и служители, не успевшие уехать в деревню; изредка туда заходили студенты, которые наведывались в Киев из провинции. Реакционная часть профессуры уехала с деникинцами и белополяками, некоторые педагоги оставили высшие учебные заведения, так как более полугода не получали зарплаты. Лекции не читались из-за отсутствия преподавателей. Вместо 18-20 тыс. студентов в Киеве насчитывалось не более 4-5 тыс., да и те не могли посещать институты, так как были заняты на службе [Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства УССР (далее – ЦГАОР УССР), ф. Наркомпроса УССР, оп. 2, д. 63, л. 120].

Интервенты и белогвардейцы причинили высшим учебным заведениям огромный материальный ущерб. В одном лишь Киевском политехническом институте он составлял свыше 70 тыс. руб. золотом [ГАКО, ф. Киевского политехнического института, оп. 1, д. 10, л. 25]. Здания института были сильно повреждены и нуждались в капитальном ремонте; водопровод, канализация, электросеть и система парового отопления в значительной мере были разрушены и не функционировали.

Фактически высшую школу в Киеве надо было создавать заново. Это видно на примере политехнического института. Приказом Управления высшими учебными заведениями Киева от 8 ноября 1920 г. все кафедры Киевского политехнического института были объявлены вакантными.

Для создания нового, советского политехнического института был создан Организационный совет из 20 профессоров и преподавателей. В его состав вошли также представители от революционного студенчества. Организационный совет привлек в институт новые научные силы и принял меры для возобновления учебной работы на всех факультетах [там же, д. 44, л. 1].

Все вузы Киева были в той или иной степени реорганизованы. Киевский университет расформировали. В июне 1920 г. на базе историко-филологического и физико-математического факультетов университета, а также присоединенных к нему других учебных заведений (Высших женских курсов, учительского института, фребелевского педагогического института, географического института и некоторых других) был организован Киевский институт народного образования, который состоял из двух факультетов – социального воспитания и профессионального образования, готовивших учителей для трудовых и профессиональных школ [ЦГАОР УССР, ф. Наркомпроса УССР, оп. 4, д. 578, л. 126].

На базе медицинского факультета университета и женского медицинского института в 1920 г. был создан Киевский медицинский институт. Киевский коммерческий институт в октябре 1920 г. реорганизовали в институт народного хозяйства в составе экономического, промышленного, юридического факультетов (юридический факультет был передан из университета) и факультета эксплуатации дорог [ГАКО, ф. Киевского института народного хозяйства, оп. 1, д. 182, л. 1].

Кроме того, в 1920 г. в Киеве был открыт институт внешних сношений в составе двух факультетов – консульского и внешней торговли [«Коммунист» от 24 июля 1920 г.].

Приказом Управления высшими учебными заведениями Киева в августе 1920 г. был организован Народный университет-политехникум в составе историко-литературного, социально-экономического, инженерно-строительного, механического, электротехнического, агрономического, ветеринарного факультетов. При политехникуме были созданы подготовительные курсы [«Известия Киевского губревкома» от 15 августа 1920 г.].

Уже осенью 1920 г. в высших учебных заведениях Киева возобновились занятия. Они проходили в чрезвычайно неблагоприятных материально-финансовых условиях, при почти полном отсутствии топлива, электричества и т.п. Для быстрейшего выпуска специалистов мобилизовали студентов старших курсов политехнического, медицинского институтов и института народного хозяйства для прохождения ускоренной подготовки. Мобилизованным студентам выдавались пайки, для них были организованы столовые [«Коммунист» от 12 августа 1920 г.]. На конец 1920 г. медицинский институт должен был выпустить 288 врачей, политехнический – 148 инженеров и агрономов, институт народного хозяйства – 110 инженеров-экономистов [«Второе Всеукраинское совещание по просвещению. 17-25 августа 1920 г. (Протоколы пленарных заседаний, тезисы и резолюции)», Харьков, 1920, стр. 57].

Передовая часть старой профессуры переходила на службу народу и отдавала свои силы и знания делу развития науки и подготовки специалистов из среды рабочих и крестьян. В 1920/21 учебном году в Киевском политехническом институте, например, с успехом продолжали научно-педагогическую деятельность выдающиеся ученые Е.Ф.Вотчал, Е.О.Патон, В.П.Ермаков и др. [ГАКО, ф. Киевского политехнического института, оп. 1, д. 88] О работе в эти тяжелые для Советской страны годы Е.О.Патон впоследствии писал:

«В двадцатом и двадцать первом годах среди студентов появились совершенно новые для меня люди – люди в шинелях и буденовках, вчерашние фронтовики, не раз смотревшие в глаза смерти. С винтовкой или саблей в руках они завоевали победу Советской власти и сейчас с огромной жаждой знаний и энергией набросились на учебу…

Рядом с этой молодежью и мне как-то не думалось в трудные годы о собственных невзгодах, о холодной квартире, о том, что фунт пшена стал богатством, а хлеб дома научились резать так, чтобы ни одна крошка не свалилась на пол.

И приятно было осознавать, что ни я, ни мои студенты не забились в норы, не утратили острого интереса к жизни…» [Е.О.Патон, Воспоминания, К., 1955, стр. 64].

Победа Великой Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти открыли новую эпоху в истории науки. Достижения и завоевания человеческого гения впервые были поставлены на службу трудящимся.

«Теперь… – говорил в начале 1918 г. глава Советского правительства В.И.Ленин, – все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» [В.И.Ленин, Сочинения, т. 26, стр. 436].

Только после Великой Октябрьской социалистической революции осуществилась мечта передовых украинских и русских ученых об учреждении на Украине Академии наук. Одним из инициаторов организации Украинской Академии наук выступил выдающийся русский естествоиспытатель В.И.Вернадский. Летом 1918 г. под его председательством в Киеве была образована комиссия для разработки проекта организации Украинской Академии наук. В состав комиссии вошли видные ученые: профессор Харьковского университета Д.И.Багалей, профессора Киевского университета И.И.Косоногов, Б.А.Кистяковский, Г.Г.Павлуцкий, А.В.Сперанский и др. [«Збірник праць Комісії для вироблення законопроекту про заснування Української Академії наук у Києві», К., 1919, стр. І-II]

В.И.Вернадский. [с. 85]

В.И.Вернадский. [с. 85]

А.Е.Крымский. [с. 87]

А.Е.Крымский. [с. 87]

Движение передовой научной общественности было настолько сильным, что правительство Скоропадского вынуждено было с ним считаться. 14 ноября 1918 г., незадолго до своего падения, буржуазное гетманское правительство согласилось с выработанным комиссией законопроектом об учреждении в Киеве Украинской Академии наук. Однако существование Академии ничем не было обеспечено: она не имела ни средств, ни научного оборудования, ни даже помещения.

В действительности история Украинской Академии наук началась лишь после восстановления в Киеве Советской власти. Народный комиссариат просвещения УССР своим приказом от 11 февраля 1919 г. передал в распоряжение Украинской Академии наук как базу для развертывания ее работы трехэтажный дом бывшего пансиона Левашовой (ул. Владимирская, 54). Вскоре Академии наук была передана Китаево-Голосеевская лесная дача «для создания там ботанического и акклиматизационного садов и других научных учреждений» [«Перший піврік існування Української Академії наук у Києві та начерк її праці до кінця 1919 року», К., 1919, стр. 82, 132].

4 июня 1919 г. Совет Народных Комиссаров УССР издал специальное постановление, которым, «ввиду первостепенности значения возникшей в Великую Революцию Украинской Академии наук для развития науки вообще и украинской научной культуры в частности», обеспечивалась неприкосновенность помещений и имущества академиков, директоров академических институтов и их семей [там же, стр. 142].

Несмотря на огромные трудности военного времени, в 1919 г. развернулась работа всех трех отделений академии: историко-филологических, физико-математических, социально-экономических наук. В состав отделений входили академические институты, многочисленные комиссии и комитеты. Среди первых академиков и сотрудников Украинской Академии наук были широко известные ученые: историк Д.И.Багалей, литературоведы В.Н.Перетц, Н.И.Петров, геологи П.А.Тутковский, Н.И.Андрусов, экономист К.Г.Воблый, статистик М.В.Птуха, биолог-мичуринец Н.Ф.Кащенко и др.

Первым президентом Украинской Академии наук стал один из виднейших минералогов мира, основоположник геохимии и биогеохимии Владимир Иванович Вернадский. Большую роль в руководстве Академией наук в первое десятилетие ее существования сыграл непременный секретарь академии А.Е.Крымский – выдающийся специалист в области арабо-турецкой и персидской филологии и истории.

А.В.Фомин

А.В.Фомин. [с. 88]

С самого начала деятельности Украинской Академии наук в Киеве большую работу развернула образованная в ее составе Комиссия по изучению природных богатств Украины во главе с акад. В.И.Вернадским. В состав комиссии входил ряд киевских ученых: академики П.А.Тутковский, Н.Ф.Кащенко, С.П.Тимошенко, профессора Г.Н.Высоцкий, В.И.Лучицкий, В.А.Плотников, А.В.Сперанский, А.В.Фомин, В.Г.Шапошников, Г.Г.Де-Метц, В.В.Колкунов, И.И.Косоногов и др.

В 1919 г. началась издательская деятельность Академии наук – была издана первая книга «Записок історично-філологічного відділу».

Большой ущерб Украинской Академии наук причинили деникинские погромщики во время своего кратковременного хозяйничания в Киеве. Деникинский генерал-губернатор города Бредов цинично заявлял: «Если нет Украины, то не может быть и Украинской Академии» [Р.Є.Кавецький, К.П.Балицький, Вклад учених Академії наук Української РСР в розвиток медицини, К., 1957, стр. 6]. Свыше трех месяцев сотрудники академии не получали заработной платы, подвергались преследованиям и издевательствам. Научные учреждения академии выселялись на улицу. По приказу пьяных полицейских и офицеров со стены здания академии ночью была сорвана вывеска с надписью «Украинская Академия наук». Количество сотрудников академии сократилось в два раза [«Перший піврік існування Української Академії наук у Києві та начерк ЇЇ праці до кінця 1919 року», стр. 1].

Только Советская власть и Коммунистическая партия создавали все необходимые условия для развития на Украине науки и культуры. В этом все больше убеждалась лучшая часть ученых Киева.

«Заканчивая обзор нашей академической жизни в 1919 году, – писали авторы «Отчета о деятельности Украинской Академии наук в Киеве до 1 января 1920 года», – нельзя не поблагодарить горячо представителей Народного комиссариата просвещения за то хорошее и внимательное отношение, которое они проявили в 1919 году к Украинской Академии наук».

Братскую помощь Украинской Академии наук оказывали ученые РСФСР. Так, в мае 1919 г. по поручению Президиума Российской Академии наук в Киев приезжал акад. А.Е.Ферсман для установления связей между двумя академиями [О.В.Палладін, Академія наук УРСР, 1919 – 1944, К., 1944, стр. 6].

По примеру Советской России правительство УССР в августе 1920 г. издало специальный декрет о мерах по улучшению положения деятелей науки и культуры, в частности об организации усиленного снабжения ученых и работников литературы и искусства, о создании необходимых условий для их деятельности [«Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Украины», 1920, № 24, ст. 488].

Новый этап в развитии Академии наук Украинской ССР и высшей школы наступил после окончания гражданской войны и перехода Страны Советов к мирному социалистическому строительству.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 82 – 88.