6. Изобразительное искусство
Развитие украинского советского изобразительного искусства в первые годы после победы Октябрьской революции проходило в республике, в частности в Киеве, в сложных условиях борьбы за Советскую власть против внутренней контрреволюции и иностранных интервентов.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание искусству, стремясь поставить его на службу интересам народа, революции. Уже в 1919 г. в Киеве были созданы художественные учреждения – Всеукраинский комитет пластических искусств, Всеукраинский отдел искусств Народного комиссариата просвещения, открыты государственные музеи украинского, русского, восточного и западного искусства, организовывались художественные выставки, были взяты под охрану государства памятники искусства и старины; с мая 1919 г. украинская секция Всеукрлиткома начала издавать еженедельник литературы и искусства «Мистецтво», в котором репродуцировались произведения Г.Нарбута, А.Мурашко, декоративные панно А.Петрицкого и др., печатались статьи об изобразительном искусстве.
Большое значение для развития советского изобразительного искусства имел подписанный В.И.Лениным в апреле 1918 г. план «монументальной пропаганды». Своим историческим декретом Совет Народных Комиссаров предложил снять памятники, сооруженные в честь царей и их слуг, и украсить советские города памятниками, барельефами и мемориальными надписями, которые пропагандировали бы идеи социализма, напоминали о героических подвигах трудящихся в их борьбе против угнетателей, прославляли бы дела великих людей прошлого и вождей рабочего класса.
Принимая активное участие в осуществлении этого плана, группа киевских скульпторов – Ф.Балавенский, М.Чайков и др. – выполнила в 1919 г. восемь гипсовых бюстов (К.Маркса, В.И.Ленина, Я.М.Свердлова, К.Либкнехта, Р.Люксембург и др.), которые были установлены на площадях города. Были также сооружены временный гипсовый памятник Т.Шевченко и обелиск Свободы. Создание этих памятников сыграло положительную роль в развитии советской скульптуры, хотя некоторым из них и недоставало профессионального мастерства исполнения и реалистической убедительности.
В области живописи первые попытки откликнуться на план «монументальной пропаганды» (монументальные росписи Луцких казарм, фрески в Киевском художественном институте, портреты деятелей революции и науки в Киевском кооперативном институте) были неудачными из-за антиреалистической, формалистической концепции их исполнителей – сторонников школы художника М.Бойчука. Исключение представляли только отдельные работы художника М.Струнникова.
Не отвечали высоким требованиям «монументальной пропаганды» также росписи комсомольского клуба железнодорожников, исполненные художником З.Толкачевым: они отличались низким профессиональным уровнем исполнения, хотя автор и стремился дать реалистическое решение образов.
Графическое искусство было представлено в Киеве творчеством одного из талантливейших мастеров графики петербургской группировки «Мир искусства» – Г.Нарбута и его учеников и последователей – Л.Хижинского, М.Кирнарского, Н.Алексеева, работавших в основном над художественным оформлением книг и журналов. Преимущественно над иллюстрациями к книгам трудились художники И.Ижакевич, Г.Светлицкий, Е.Судомора.
В Киеве в эти годы создавали произведения станковой живописи художники М.Яровой, Ф.Кричевский, А.Мурашко, И.Селезнев, Ф.Красицкий и др.
Ведущее место среди всех видов изобразительного искусства в этот период заняло агитационно-массовое искусство, и в первую очередь революционный плакат. Плакаты расклеивались на домах и в общественных помещениях, выставлялись в витринах магазинов, ими оформлялись агитпоезда, украшались колонны трудящихся во время революционных праздников и демонстраций. Плакатное искусство приобрело общегосударственное значение с первых лет Советской власти на Украине.
С целью увеличения выпуска плакатов в Киеве были открыты государственные плакатные мастерские, что создавало необходимые условия для работы художников и обеспечивало их заказами. Плакаты выпускали Всеукраинское государственное издательство, политуправление Киевского окрвоенкомата и другие государственные организации.
Положительное значение для развития украинского революционного плаката имело творческое содружество украинских и русских художников-плакатистов. Революционные плакаты начали издаваться на Украине позже, чем в Российской Федерации, – с 1919 г., после свержения буржуазно-националистических правительств Центральной рады, Скоропадского и Петлюры. Украинские художники развивали творческий опыт русских плакатистов Моора, Дени, Маяковского, Черемных и др., создававших революционный плакат с первых дней революции.
В области плаката в Киеве работали многие художники. Среди них наиболее проявили себя А.Маренков, Б.Ефимов, А.Хвостенко-Хвостов, З.Толкачев. Ряд плакатов в эти годы исполнили также художники М.Кочергин, Б.Силкин, К.Елева, Г.Светлицкий. Этот перечень мог бы быть значительно пополнен, если бы художники того времени подписывали свои плакаты.
Среди упомянутых художников-плакатистов почти не встречаются имена тех мастеров, которые работали над плакатом в дооктябрьские годы. Это были преимущественно молодые художники, которых объединяло желание служить своим творчеством народу. Они не имели еще достаточного опыта, но от души поддерживали Советскую власть и с энтузиазмом работали в области агитационно-массового искусства.
Тематика революционного плаката в Киеве отличалась широтой и актуальностью. Наиболее распространенными в это время были плакаты на военную тему. Они призывали трудящихся оказывать всестороннюю помощь Красной Армии («Вступайте в Красную конницу!», «На коня, рабочий и крестьянин! Красная конница – залог победы!», «От малых партизанских отрядов – к могучим красным дивизиям!»).
Революционные плакаты мобилизовали народ на борьбу с силами внутренней и внешней контрреволюции – белогвардейцами, интервентами, украинскими буржуазными националистами, кулаками, бандитами, дезертирами и т.п.: «Паны сожгли и ограбили Украину – смерть панам и петлюровцам!», «Долой пана с Украины!», «Как Петлюра предавал Украину!», «Последний бой!», «Дезертир Красной Армии! Ты предатель дела мировой революции!» и др.
Плакаты пропагандировали задачи трудящихся в борьбе с голодом и разрухой, призывали восстанавливать разрушенное войной хозяйство и показывали первые успехи восстановления, агитировали за грамотность («Крестьянин, спаси от голодной смерти братьев твоих – рабочих!», «Товарищи крестьяне! Сдавайте хлебный налог!», «Прочь неграмотность и тьму!»).
Нельзя не вспомнить также о плакатах, приуроченных к советским праздникам и юбилейным датам: Великой Октябрьской социалистической революции, Первому мая, Парижской коммуне и т.п. Было издано несколько плакатов, посвященных чествованию памяти Т.Шевченко и И.Франко.
Таким образом, Великий Октябрь изменил направление развития плакатного искусства. На смену плакатам, крикливо рекламирующим промышленную продукцию, пришел революционный плакат, который, быстро откликаясь на важнейшие события в жизни страны, популяризируя и разъясняя призывы Коммунистической партии, стал могучим оружием в борьбе с врагами Советской власти.
Наряду с плакатами, художественные образы которых были преисполнены героики и революционного пафоса, большим успехом пользовались также сатирические плакаты, разоблачавшие и высмеивавшие внешних и внутренних врагов («Деникин уничтожен. Очередь за польским панством!», «Кулак, бандит и Красная Армия!»).
Развивая традиции украинского лубка, киевские художники обращались к форме пропагандистского плаката из нескольких рисунков на различные сюжеты, объединенные общей темой. Рисунки дополнялись объяснительным текстом. Например, в плакате «Как Петлюра предавал Украину» в шести рисунках последовательно и убедительно рассказывалось о коварном сговоре Петлюры с заклятыми врагами украинского народа – немецкими оккупантами, белогвардейским генералом Деникиным, польской шляхтой и о последствиях этого сговора: кровавых расправах и издевательствах над трудящимися. Действенная сила этого плаката не только в том, что он будил ненависть к иностранным и белогвардейским палачам, но и в том, что заключительным рисунком, изображавшим стремительное наступление Красной Армии, он укреплял веру в победу народа над контрреволюционными силами.
Оригинальной и своеобразной формой революционного плаката были так называемые «Окна РОСТА», которые впервые начали выходить в Москве и Петрограде, а с 1920 г. появились и на Украине (УКРОСТА, ОДРОСТА, ЮГРОСТА). Это были преимущественно рисунки политической сатиры со стихотворными подтекстовками, которые размножались трафаретным способом. Такие плакаты сообщали о событиях на фронтах гражданской войны, откликались на разные злободневные темы. «Окна РОСТА» имели большое значение для становления всего украинского революционного плаката.
Под влиянием нового содержания в плакатах исчезли старые рекламные приемы и появились четкие композиционные решения, рисунок становился более реалистичным, соединения красок более декоративными.
Главное в киевских плакатах времен гражданской войны – новизна художественной трактовки образов. Образы трудящихся – это образы преисполненных революционного пыла, отваги и высоких моральных качеств патриотов своей Отчизны, которые борются за ее светлое будущее. Именно такими мы видим рабочих, крестьян и красноармейцев на лучших плакатах того времени: «Красноармеец 1919 года», «Вступайте в Красную конницу!» и др. Очень интересен, в частности, плакат «Красноармеец 1919 года». Образ красноармейца в нем является прямым противопоставлением образу солдата деморализованной царской армии в плакате «Солдат 1917 года», изданном одновременно с первым.
В годы гражданской войны в Киеве широкое развитие получила политическая сатира и карикатура. Сатирические рисунки систематически появлялись на страницах газет «Большевик», «Красная Армия» и других.
Немало сатирических рисунков в это время создали художники Б.Ефимов, Ро-зе и др.
Тематика сатирического рисунка этого периода отличалась актуальностью, широтой и политической заостренностью. Сатирики откликались на важнейшие международные и внутренние события. В созданных ими рисунках разоблачались антинародные, изменнические действия буржуазно-националистического правительства Петлюры и захватнические устремления польских интервентов и международного империализма («Польско-петлюровское соглашение», «Справедливый надел», «Черные вороны» – автор Ро-зе; «Хоть видит око, да зуб неймет» – автор Б.П.; «Еще недавно… и теперь» – автор Б.И.; «Петлюра и польские паны» и др.). Во многих из них разоблачались злодеяния и издевательства белогвардейских армий генералов Деникина, Колчака и Врангеля над мирным населением («Грабьармия», «Цветочки деникинской власти», «Цели Деникина» – автор Б.Ефимов).
Оружием сатиры киевские художники боролись с бандитами, кулаками, дезертирами и другими врагами трудящихся, агитировали за всеобщее военное обучение, призывали вступать в ряды Красной Армии: «Рабочая власть навсегда очистит Украину от разных банд», «Дезертир, вернись в Красную Армию!», «Результаты обыска», «Всеобщее военное обучение», «Все в Красную Армию!» – автор Ро-зе (1919); «Как Григорьев наступал на Красную Армию и как Красная Армия наступила на Григорьева», «Кулаком по кулаку», «Сироты», «Кулацкая агитация» (1919), «Махно» (1920) – автор Б.Ефимов.
Ряд каррикатур был посвящен чистке советских учреждений, борьбе с предательской политикой меньшевиков («О чистке советских учреждений», «Волк на псарне», «Похоронное бюро», «Соглашатель и К°» – автор Ро-зе (1919).
В это время появляются и политические каррикатуры на международные темы (Ро-зе – «О буржуазном перевороте в Венгрии» (1919), «Мирные переговоры «союзных» грабителей с германскими»).
В каррикатурах этого периода киевские художники широко использовали и обогатили традиции украинской сатирической графики второй половины XIX – начала XX в. Они умело применяли в своих работах средства гротеска и гиперболизации, лаконизм графического языка, остроумные подтекстовки, что обусловливало действенность и успех их произведений.
Развитие плаката и карикатуры происходило гораздо быстрее, чем других видов изобразительного искусства. Этому способствовала сама жизнь, а также специфика этих видов искусства графики – четких по рисунку и композиции, политически острых и понятных широким трудящимся массам.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 133 – 138.