Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

“Пикеринг” и другие

От собственного корреспондента «Правды» в Канаде В.Шелкова, г.Оттава, июнь

[А у самих що робиться]

Примерно в 30 километрах к востоку от Торонто скоростная дорога № 401, проходящая вблизи озера Онтарио, оказывается будто подвешенной к многочисленным гигантским торам линий электропередачи. Они надвигаются на шоссе с юга, от озера, перебрасывают свою тяжелую ношу – толстые провода – через широкую ленту асфальта и шагают дальше, на север, в глубь провинции Онтарио. Там, в одном из двух наиболее развитых индустриальных районов Канады, ждут электричества миллионы потребителей – от мощных заводов и ферм до телевизоров и электробритв.

Приемник автомобиля начинает тихонько потрескивать, когда мы сворачиваем на одну из дорог к озеру – влияние электромагнитного поля. Через несколько минут взору открывается панорама атомной электростанции «Пикеринг». Два длинных серо-коричневых строения, в которых размещаются турбины и генераторы, напоминают огромные бункеры. А вплотную за ними, словно восемь гигантских грибов-дождевиков, куполообразные здания, куда упрятаны атомные реакторы.

По соседству с электростанцией – информационный центр. Здесь можно ознакомиться с принципами работы восьми реакторов. Но вряд ли кто-либо из посетителей знает, что, например, в 1983 году здесь вышел из строя действующий собрат так безобидно выглядящего на макете реактора. Последствия были серьезными. По свидетельству газеты «Торонто стар», в тот роковой день 20 минут продолжалась утечка радиоактивной тяжелой воды со скоростью 1 тонна в минуту. Автоматической компьютерной системой отключения реактор оснащен не был, и цепная реакция в нем продолжалась…

Авария стала предметом анализа в ядерном исследовательском центре Канады в Чолк-Ривер. Кстати, и сам этот центр не застрахован от подобных опасных инцидентов. Две аварии в исследовательском центре специалисты причисляют к десяти наиболее серьезным случаям в Канаде, связанным в использованием ядерной энергии.

В 1952 году в Чолк-Ривер в результате ошибки оператора и короткого замыкания подвал здания был затоплен миллионом галлонов (1 галлон – 3,78 литра) высокорадиоактивной воды, а радиоактивные газы вырвались в атмосферу. В 1958 году во время удаления из сердцевины реактора одного из стержней кусок уранового топлива упал на пол, и в зал выплеснулась радиоактивная вода. Три месяца понадобилось специально подготовленной группе, чтобы дезактивировать помещение. Многие боровшиеся с последствиями аварии получали максимально допустимую годовую дозу радиации.

Эти сравнительно недавний и более отдаленные по времени печальные эпизоды вспоминаются сегодня, когда многие западные средства массовой информации, в том числе и в Канаде, еще продолжают антисоветскую кампанию вокруг аварии на Чернобыльской АЭС. Профессиональные ненавистники социализма твердят об «отсталости» советской ядерной технологии, о недопустимости «доверять Советам». Политические цели поднятой в связи с аварией шумихи были совершенно очевидны: отвлечь внимание общественности планеты от мирного наступления СССР, от его конструктивных шагов, направленных на обуздание гонки ядерных вооружений, а заодно и притушить всеобщее возмущение политикой военного авантюризма и государственного терроризма, проводимой администрацией США.

Что же касается специалистов, да и вообще непредубежденных канадцев, то они с самого начала относились к сенсационным сообщениям прессы скептически, с изрядной долей иронии.

И хотя нельзя закрывать глаза на то, что любители броских заголовков нашли отклик у определенной части населения, многие канадцы отнеслись к беде чернобыльцев с сочувствием и пониманием, чего так не хватает некоторым политическим деятелям, в том числе и в руководящих кругах страны.

Те канадские специалисты, с кем довелось беседовать, хорошо понимают: атомная энергетика – отрасль сравнительно молодая, у нее еще много проблем. В том числе и в плане борьбы с последствиями аварий. И хотя на атомных электростанциях в 24 странах только в период с 1971 по 1984 год произошла 151 авария, опыт ликвидации их последствий минимален в силу разнообразия причин и конкретных условий этих инцидентов. Поэтому, отмечали собеседники, каждый должен уяснить для себя, что авария в Чернобыле могла произойти где угодно. Следовательно, всем странам, заинтересованным в развитии атомной энергетики, надо извлечь из нее необходимые уроки.

«В Канаде полностью поддерживают любые меры, направленные на более активное международное сотрудничество и взаимопомощь при решении вопросов атомной энергетики, и в частности шаги, имеющие целью обеспечение безопасной работы атомных электростанций». Таким был ответ руководства канадской атомной ассоциации на мой вопрос об отношении к советскому предложению о создании международного режима безопасного развития атомной энергетики. Трезвая позиция, занятая СССР в вопросе мирного использования атомной энергии, настолько взвешенна и реалистична, что даже у противников атомных электростанций, а в Канаде есть и такие, она встречает понимание. Коль уж человечество вступило на путь мирного использования атомной энергии, необходимо, что и предлагает СССР, максимально обезопасить этот процесс.

В эти дни, когда антисоветская кампания в связи с аварией заметно пошла на убыль, серьезно мыслящие канадцы все более отчетливо осознают, какой подвиг совершили советские пожарные, рабочие, инженеры, воины, ученые, в первые же часы беды бросившиеся на борьбу с вышедшим из-под контроля ядерным реактором. Институт международных средств информации, находящийся в Оттаве, решил отметить специальной наградой всех советских людей, принимавших и принимающих участие в ликвидации последствий аварии. Эта награда – символический бронзовый цветок розы – учреждена институтом в прошлом году. Она передается тем, кто внес большой вклад в защиту окружающей среды. Награда с надписью «Героям Чернобыля» передана в советское посольство [1].

На торжественной церемонии по этому случаю выступил первый канадский космонавт М.Гарно. Он сказал, что этот символ вручается в знак признания героизма инженеров, врачей и операторов, бросившихся на место аварии и сделавших с риском для собственной жизни все, что было возможно, для устранения ее последствий. В знак уважения к пилотам вертолетов, рабочим за их беззаветный труд и мужество. В надежде на то, что в будущем Советский Союз, Канада, все страны Востока и Запада, Севера и Юга будут плодотворно сотрудничать в деле защиты окружающей среды.

…АЭС «Пикеринг» – одна из пяти атомных электростанций провинции Онтарио. В 1985 году на них было произведено 42 процента электроэнергии провинции, а к 1993 году эта доля возрастет до 70 процентов. Так что продолжение курса на развитие атомной энергетики, о котором, в частности, недавно заявила в парламенте министр энергетики, горнорудной промышленности и ресурсов П.Карней, требует и повышения степени безопасности агрегатов, и мер по защите людей и природной среды.

Эти цели легче могут быть достигнуты при сложении сил в международном масштабе, объединении научно-технического поиска всех государств, занимающихся атомной энергетикой.

Правда, 1986 г., 30.06, № 181 (24803).

[1] Це відбулось 5.06.1986 р. («Нагорода героям Чорнобиля» під 6.06.1986 р.).