Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

А виноватых опять нет

Э.Штерле, подручный сталевара цеха № 21 машиностроительного завода имени В.И.Ленина, общественный корреспондент «Труда». Пермь

[І тут, і всюди – скрізь погано]

Ничему не научило администрацию Пермского машиностроительного завода ЧП в мартеновском цехе

В цехе № 21 все шло, как обычно: возле мартенов на фоне ярких сполохов сновали фигуры рабочих, подручный сталевара Андрей Новиков скидывал с только что подошедшей тележки деревянные гребки. Гребки – это плашки, которыми сталевары снимают шлак с кипящего металла. К печам их никто специально на предприятии не подавал, и рабочие вынуждены были сами подвозить необходимый инструмент с пилорамы.

Итак, девятнадцатилстний подручный сталевара занимался привычным делом. И не заметил, что следом подошла еще одна тележка. Резкий толчок, Андрей ударился о железную опору… Спасти жизнь рабочего так и не удалось.

В чем причина трагедии? Может, в роковой случайности или в неопытности парня? Именно так пытались потом представить это дело на заводе. Но комиссия Госгортехнадзора, расследовав обстоятельства, пришла к другим выводам. Она констатировала: в цехе не организована централизованная заготовка и доставка гребков на рабочие места, а руководители, которым поручено было это сделать и которые отвечали за четкое соблюдение правил техники безопасности, сидели сложа руки.

Надо вспомнить и о том, что вынужденные походы сталеваров за гребками и раньше не оставались без последствий.

Ведь на улицу (зимой – на мороз) они выбегали потные, от печей, и, естественно, простужались. Не раз на рабочих собраниях вносились предложения, как положить конец беспорядку, не раз в коллективном договоре назывались конкретные сроки решения этого не такого уж сложного вопроса. Как-то после встречи заводской дирекции, секретаря парткома, председателя профкома и представителя обкома профсоюза с рабочими был даже издан приказ о мерах по улучшению условий труда в цехе № 21. Но…

– Вообще проблема эта раздута напрасно, – во всеуслышание заявлял тогдашний начальник цеха Л.Трегубов. – Ничего страшного еще ни с кем не случилось!

Но вот – случилось. Анализируя это ЧП, другие подобные происшествия, которые регулярно случаются на заводе в последние годы, приходишь к неизбежному выводу: все дело в позиции дирекции Пермского машиностроительного, которая оценивает руководителей цехов и служб по единственному принципу: может ли он давать план. Может – молодец, простим все, в том числе и равнодушие к нуждам людей, к условиям их труда. Вот и Трегубов пользуется репутацией дельного работника. Но нам, рабочим, известны другие его качества – нетребовательность к мастерам, начальникам участков, не заботящимся о создании безопасных условий труда для металлургов. Результат такой нетребовательности – травмы, аварии. Буквально за несколько дней до истории с молодым рабочим, о которой я рассказал вначале, в цехе пострадал каменщик Ю.Ошев. Начальник цеха по требованию обкома профсоюза был освобожден от должности. Но тут же приказом директора завода назначен… заместителем главного металлурга. Странное, мягко говоря, наказание!

А как порой «призывают к порядку» других администраторов? Два года назад несчастье произошло с рабочим цеха № 67. Начальнику цеха В.Быкову – «учитывая его длительную работу» – строгий выговор. Через некоторое время точно такая же история повторилась в цехе № 3… Примеров много. Безнаказанность – а как иначе назвать все это? – порождает безответственность, позволяет руководителям игнорировать свои прямые обязанности, требования рабочих.

– После недавнего несчастного случая из-за неисправности крана, – рассказал мне главный инспектор Госгортехнадзора Пермского округа В.Томилов, – решено было провести проверку всех подъемных кранов на заводе. Ответственными назначили заместителя главного инженера по технике безопасности и начальников цехов. В апреле вернулись к этому вопросу – и опять оказалось, что два крана представляют непосредственную опасность для людей!..

Точно так же откладывают в долгий ящик и другие вопросы, связанные с охраной труда. Так, рабочие давно просят устроить железнодорожную платформу недалеко от проходной – многие едут из дома электричкой, а потом вынуждены добираться до завода по шпалам или по дороге, где того и гляди угодишь под колеса грузовика. А о сквозняках, зимой и летом гуляющих по нашему цеху, я уж не говорю – устали напоминать…

Куда же смотрит профком во главе с В.Проскуриным, почему не добивается порядка, строгого – действительно строгого – наказания руководителей, не заботящихся о безопасности и здоровье людей? А смотрят наши профсоюзные лидеры, похоже, в сторону. Ни на одном рабочем собрании или конференции я не слышал из их уст острой критики в адрес администрации. Да и, впрочем, на кого может замахнуться председатель комиссии профкома завода по охране труда и технике безопасности Л.Свинин, если он сам занимает должность заместителя начальника одноименного заводского отдела. На самого себя?

Без конфликтов жить спокойнее – эту «истину» профсоюзные работники усвоили крепко. Начальству, мол, виднее. Проще, оставаясь в тени, решать и свои личные вопросы. Скажем, председатель нашего цехкома Н.Глумов недавно получил новую двухкомнатную квартиру, хотя в списке очередников числился под номером… 86. Не удивительно, что, ценя благосклонность администрации, он пренебрегает своей прямой обязанностью быть защитником интересов рабочих. Централизованная заготовка и доставка гребков к печам была налажена, например, только через несколько месяцев после трагического случая с молодым подручным сталевара. Благодаря настойчивости цехкома? Нет. Мы сами добились этого, обив пороги многих инстанций. Теперь специалисты обеспокоены ветхим состоянием крыши нашего цеха. Некоторые поддерживающие ее металлоконструкции прогнили и оборвались. Вполне может случиться, что часть крыши обрушится. И тогда… Однако администрация продолжает закрывать на опасность глаза.

Труд, 1986 г., 1.07, № 151 (19898).