По долгу человечности
Наш корреспондент передаёт из Новороссийска
Прошло 10 дней с той трагической ночи, когда недалеко от Новороссийска сухогруз «Петр Васёв» столкнулся с пассажирским пароходом «Адмирал Нахимов».
Люди переживают горе от потери родных, близких и друзей. Все, ктр может и должен помочь, бросились на спасение тех, кого ещё надеялись спасти, на мобилизацию всех возможных в этой ситуации средств, чтобы облегчить участь пострадавших из-за катастрофы.
Пострадавшие – это живые… Это те, кому нанесена глубочайшая душевная травма – боль от потери матери, сына, любимой… Утрата близких невосполнима.
Да и все мы – пострадавшие, потому что в эту тихую невоенную [1] ночь потеряли своих соотечественников.
Десять дней прошло с того момента, как была организована правительственная комиссия по рассмотрению причин аварии парохода «Адмирал Нахимов». Работает она чрезвычайно напряженно. Практически ничего не упускается из поля зрения, потому что в этом деле нет мелочей.
Каждый день члены правительственной комиссии встречаются с людьми, чьи судьбы связаны с трагедией «Адмирала Нахимова», на причале, в больнице, в штабе, а вечером приходят во Дворец культуры моряков и откровенно рассказывают, что сделано за день, и честно отвечают на вопросы, на которые не всякий раз ответить легко. Пользуясь возможностью, специальный корреспондент «ЛГ» тоже задал вопросы члену Политбюро ЦК КПСС, первому заместителю Председателя Совета Министров СССР, председателю правительственной комиссии Г.А.Алиеву [2]:
– Мы знаем, что комиссия продолжает работу, и поэтому не спрашиваем о ее результатах. История парохода «Адмирал Нахимов» не оставила ни одного жителя нашей страны безучастным, и чувства, которые она вызывает, неоднозначны: боль потери, возмущение потрясающей безответетвенностью судоводителей и признательность ко многим людям, проявившим человеческую солидарность к бедствующим и высочайший профессионализм. Может быть, эти слова не надо смешивать? [3]
– Это не изменит сути вопроса. Действительно, прежде всего случай с «Адмиралом Нахимовым» – большое горе для многих советских семей. Соболезнование ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР родным и близким подтверждает, что гибель парохода страна воспринимает как национальную трагедию [4].
Каждый день мы встречаемся с родителями, детьми, мужьями, женами погибших людей и видим их глаза. Это тяжелое испытание [5]. Но мы должны смотреть в эти глаза. Никто из нас непосредственно не повинен в столкновении, но было бы слишком легко обьяснить случившееся тем, что один капитан, зная о приближении сухогруза, пошел в каюту, а другой с преступной самонадеянностью двигался наперерез пассажирскому судну и тем удовлетворился. Нет, эти люди работали рядом с нами или имитировали работу, а мы до недавнего времени плохо отличали одно от другого.
Героизм и самопожертвование – они часто необходимы для того, чтобы исправить и компенсировать ошибки, а нередко и преступно-халатные действия других. Сегодня Прокуратура СССР ведет следствие, капитаны судов арестованы, а более 600 свидетелей событий в море допрошены. Как только будет составлена полная картина происшедшего, комиссия доведет ее до сведения наших людей. Без утайки.
Но мне бы хотелось, чтобы проникнутые высоким гражданским долгом и сердечным участием действия спасателей, водолазов, врачей, летчиков, работников коммунальных служб, партийных и советских органов Новороссийска и всех тех, кто прибыл на помощь в город, не остались без внимания. Проделана огромная организаторская, профессиональная и душевная работа.
И она не прекращается.
…Беда произошла. Но она могла быть гораздо большей [6]. Каждый спасенный человек – это непролитые слезы. Об этом надо помнить. 836 человек удалось спасти благодаря самоотверженности и мастерству моряков порта и пограничников [7]. Люди по первому зону с благородном порыве бросились на помощь. К рассвету все, кто успел сойти с корабля, были доставлены на берег.
Сразу, едва закончились спасательные работы на поверхности моря, начались подводные работы. Спасатели с помощью акустической аппаратуры тщательно обследовали, сохранилась ли жизнь в трюмах и отсеках корабля. Увы… Начался новый этап работы. До этого момента она была направлена на сохранение жизни. Теперь – на сохранение памяти.
Труд этот требует нечеловеческих усилий от водолазов, и дело не только в невероятной физической нагрузке. Но все – и в море, и на берегу – понимают его важность и принимают близко к сердцу горе, которое не стало для всех участников работ чужим… Впрочем, разве только для участников?
Мы получаем письма и телеграммы, где разные люди из разных мест предлагают свою помощь. Лучшие качества советского человека проявляются ежечасно всеми, кто прикоснулся к этому печальному событию.
Беда многому учит – это правда. Но нынешнее время требует иных способов обучения.
Литературная газета, 1986 г., 10.09, № 37 (5103).
[1] А от із тим, що ніч була невоєнна, я готовий посперечатись. Стан війни СССР проти решти людства було оголошено 25.10.1917 р. і скасовано допіру 24.08.1991 р.
[2] Якби не катастрофа, то де б іще щелкопьор міг здибати самого члена Політбюро?
[3] Ви збагнули, про що запитуавав бумагомарака і як на це треба відповідати? Я, щиро кажучи – ні. Нелегка робота у членів Політбюро.
[4] Але національний траур в СССР оголошували тільки з нагоди смерті чергового генерального секретаря. Скільки б бидла не загинуло – це не підстава для національного трауру.
[5] Навіть для колишнього головного чекіста Азербайджану.
[6] Мотив «могло бути гірше» постійно присутній і в суто-чорнобильській брехні.
[7] Але про участь моряків «Васьова» промовчано. Певно, їх дії викликали незадоволення.