Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Программа создания международного режима безопасного развития ядерной энергетики: предложения СССР

Использование энергии атома – реальность наших дней. Атомная энергия вошла, однако, в жизнь человечества не через созидание, а через гибель сотен тысяч людей. Между пуском первой установки Энрико Ферми и пуском первой промышленной атомной электростанции Игоря Курчатова пролегла зловещая тень трагедии Хиросимы и Нагасаки.

Сейчас ядерные арсеналы достигли размеров, угрожающих уничтожением самой жизни на Земле. Пришла пора осознать, что сохранение человеческой цивилизации – дело всех государств, ибо ядерная война неизбежно коснется всех и каждого. Пока не поздно, необходимо положить конец самоубийственному наращиванию ядерных вооружений, отказаться от курса на катастрофическую конфронтацию, начать реальный процесс разоружения.

Осознанием реальности нависшей над человечеством угрозы продиктована выдвинутая Советским Союзом программа ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения во всем мире. Двадцатое столетие должно завершиться под знаком полной ликвидации ядерного оружия в условиях мира и подлинной, равной безопасности для всех государств и народов. Безопасность народов на нашей планете немыслима без прекращения материальной подготовки атомной войны. Советский Союз убежден, что поворотным пунктом в усилиях, направленных к этой цели, может стать прекращение испытаний ядерного оружия. Именно поэтому СССР объявил и неоднократно продлевал односторонний мораторий на все ядерные взрывы.

Однако и мирный атом таит в себе немалые опасности. Об этом свидетельствуют последствия аварий на ядерных объектах. Поэтому СССР предложил всем странам вместе добиваться того, чтобы возможность аварий в работе атомных установок в мире была сведена к нулю, чтобы было обеспечено безопасное развитие ядерной энергетики.

Обе эти задачи – и обеспечение безопасности мирного использования атомной энергии, и освобождение нашей планеты от ядерного оружия – требуют широкого международного взаимодействия, объединенных усилий всех государств, и в первую очередь ядерных, международных организаций и общественных сил, которые заинтересованы в создании всеобъемлющей и надежной системы международной безопасности. Это дело как всех государств вместе, так и каждого в отдельности.

В настоящее время в мире работает около 370 энергетических реакторов. Предполагается, что к 2000 году ядерная энергетика будет обеспечивать более 20 процентов общей мировой выработки электроэнергии. В отдельных странах уже сейчас доля электроэнергии, вырабатываемая на атомных электростанциях, превышает 50 процентов. Более чем 30-летний опыт эксплуатации атомных электростанций убедительно доказал их жизнеспособность, экономичность и экологическую чистоту.

В последние годы значительно расширилась география ядерной энергетики. Строятся и эксплуатируются АЭС и исследовательские реакторы в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки.

Настало время и для ускорения освоения управляемого термоядерного синтеза, который в будущем мог бы стать неисчерпаемым источником энергии. С 1978 года по инициативе Советского Союза при участии ученых ряда западноевропейских стран, а также США и Японии разрабатывается в Вене проект международного опытного термоядерного реактора «Интор». Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области термоядерного синтеза отвечает интересам подавляющего большинства стран мира, жизненно заинтересованных в современных условиях в новых источниках энергии, И что особенно важно, данное направление не имеет никакого военного применения. Существенно и то, что термоядерная энергетика будет оказывать наименьшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими энергетическими источниками. Сейчас уже можно сказать, что существуют реальные технические возможности построить такой реактор, причем в сравнительно недалеком будущем.

Мирный атом позволит удовлетворять все возрастающие потребности человечества в области энергоснабжения промышленности, сельского хозяйства, научных исследований.

Другой равноценной альтернативы в области энергоресурсов в настоящее время не имеется. Вместе с тем нельзя не видеть, что в условиях освоения ядерной энергетики человек сталкивается с опасностью выхода из-под контроля грозных сил.

В мире уже зафиксировано более 150 аварий на АЭС с утечкой радиоактивности. Некоторые из этих аварий – в США, ФРГ, Англии и, наконец, у нас в Чернобыле – носили весьма серьезный характер, привели к тяжелым последствиям, нанесли экономический и психологический урон. Такого рода события могут затронуть и соседние государства. Они показывают, насколько по существу мал мир, в котором мы живем, насколько велика взаимозависимость государств. Реальности ядерно-космической эры требуют, чтобы народы осознали себя в качестве единой семьи планеты Земля.

Для Советского Союза вывод из аварии на Чернобыльской АЭС был однозначный – ядерная энергетика должна развиваться в условиях, максимально обеспечивающих безопасность людей и окружающей среды. Авария показала, что необходимы широкое международное сотрудничество, совместные усилия для обеспечения ядерной безопасности в полном смысле этого слова.

Советский Союз, убежденный в необходимости приступить без промедления в практическом плане к обеспечению безопасного развития ядерной энергетики, предлагает международному сообществу государств программу действий по созданию международного режима безопасного развития ядерной энергетики на основе тесного сотрудничества всех государств. Эта программа предполагает создание материальной, научно-технической базы безопасного развития ядерной энергетики, дополненной международно-правовыми нормами и соглашениями.

Первое. Необходимо создать в ближайшее время систему оперативного оповещения о ядерных авариях и неполадках на АЭС, когда это сопровождается выходом радиоактивности с угрозой ее трансграничного переноса. Цель этой системы – сведение к минимуму последствий таких аварий для других стран, своевременное принятие мер для защиты здоровья и безопасности населения, материальных ценностей и окружающей среды.

Выработанный на совещании в МАГАТЭ проект Международной конвенции об оперативном оповещении о ядерных авариях может стать основой такой системы. Советский Союз готов стать участником этой конвенции. Он будет строго соблюдать все ее положения, в том числе касающиеся оповещения обо всех случаях ядерных аварий, включая аварии с ядерным оружием и при ядерных испытаниях, и призывает все другие страны поступать подобным образом.

Важным элементом этой системы, дополняющим конвенцию, могло бы стать создание международного банка данных об уровнях радиационного фона в отдельных, согласованных географических точках. Эти данные могли бы быть использованы при оценке последствий возможных трансграничных переносов при ядерных авариях. Сбор данных мог бы осуществляться национальными центрами с передачей информации в единый международный центр или центры. Существенную роль в этом могла бы играть Всемирная метеорологическая организация.

В связи с тем, что уровень защитных мер определяется концентрацией радиоактивных веществ в окружающей среде, необходимо согласовать общие международные стандарты по аварийным концентрациям радионуклидов, а также по уровням радиоактивного заражения местности. Такие международные согласованные стандарты и нормы могли бы использоваться как для адекватного применения защитных мер всеми странами, так и для обоснования предъявления исков в связи с ущербом, нанесенным трансграничным выбросом радиоактивности.

Второе. Поскольку для многих государств не под силу справиться с крупной аварией, используя собственные возможности, предлагается создать в качестве компонента международного режима безопасного развития ядерной энергетики хорошо отлаженный механизм оказания помощи при возникновении опасных ситуаций и аварий.

Разработанный в МАГАТЭ на специальном совещании правительственных экспертов проект конвенции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации может стать важным элементом такого режима.

Частью механизма оказания помощи государствам в ликвидации последствий аварий была бы разработка международных рекомендаций по методическим принципам ликвидации последствий ядерных аварий и противоаварийного планирования.

Третье. В качестве компонента международного режима безопасного развития ядерной энергетики могла бы стать договоренность о том, что все страны в своей ядерной деятельности будут исходить из рекомендаций, разработанных МАГАТЭ, относительно обеспечения безопасности ядерных установок. Эти рекомендации могли бы охватывать, в частности, такие вопросы, как выбор площадки для размещения установки, ее проектирование, строительство, эксплуатация и снятие с эксплуатации, обращение с радиоактивными отходами.

Первым шагом в этом направлении могла бы стать договоренность стран, экспортирующих ядерные установки и ядерное топливо, осуществлять такой экспорт с соблюдением рекомендаций МАГАТЭ по ядерной безопасности для АЭС.

Для оказания практической помощи МАГАТЭ могло бы с определенной периодичностью направлять в государства – участники договоренности, по их просьбе, высокоавторитетные группы экспертов по ядерной безопасности.

Четвертое. Существенным элементом в системе мер, направленных на предотвращение аварий, являются сбор, обработка и обмен информацией об авариях на АЭС, причинах их возникновения, характере протекания и последствиях.

Состоявшееся в конце августа с.г. техническое совещание в МАГАТЭ по вопросам повышения безопасности ядерной энергетики имело важное значение в деле укрепления международного сотрудничества в этой области. Представленная Советским Союзом объективная и подробная информация о причинах, ходе и последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, а также обмен информацией об авариях, имевших место в других странах, и об опыте ликвидации их последствий дают возможность определить основные направления международного сотрудничества в техническом обеспечении безопасного развития ядерной энергетики.

Имеющаяся в МАГАТЭ информационная система по инцидентам на АЭС является хорошей основой для создания банка информации по ядерным авариям, которая могла бы учитываться всеми странами, занимающимися ядерной энергетикой. Желательно дальнейшее расширение и развитие этой системы.

Пятое. Важным элементом в концентрации усилий стран по обеспечению безопасности ядерных установок может явиться совместная разработка проекта или проектов реакторных систем нового поколения как на тепловых, так и на быстрых нейтронах. В этих проектах можно было бы учесть самые последние достижения стран в области обеспечения безопасности при решении ряда технических вопросов, в том числе таких, как уменьшение чувствительности реакторной системы к ошибкам персонала, то есть учет «человеческого фактора», уменьшение вероятности расплавления активной зоны, контроль за водородом.

Организационно такой проект или проекты безопасных реакторов или энергетических центров могли бы осуществляться в рамках МАГАТЭ по аналогии с международным проектом термоядерного реактора. Причем имеющиеся в агентстве соответствующие рабочие группы могли бы внести свой вклад в эту деятельность.

Шестое. Как известно, преднамеренное разрушение атомных электростанций, исследовательских реакторов и других сооружений подобного рода способно вызвать выброс радиоактивных веществ и радиоактивное заражение местности.

Все это говорит о том, что разрушение мирных ядерных установок даже с помощью обычного оружия по своим последствиям было бы фактически равнозначно нападению с применением ядерного оружия, то есть такого рода действиям, которые ООН уже квалифицировала как тягчайшее преступление против человечества.

Советский Союз предлагает разработать надежную систему мер по предотвращению нападений на ядерные объекты [1]. Необходимо завершить разработку соответствующей международной конвенции, согласно которой все государства взяли бы на себя обязательство не нападать на объекты ядерной энергетики.

Такая же надежная система мер должна быть разработана и в отношении ядерного терроризма. Не могут не вызывать беспокойства имевшие место факты умышленного нанесения ущерба предприятиям атомной промышленности, а также случаи хищений высокообогащенных расщепляющихся материалов. Радиационная опасность и высокая токсичность, характерные для ядерных материалов, настоятельно требуют обеспечения их надежной защиты от преступных посягательств. Не исключена возможность использования таких захваченных материалов для создания простейших ядерных взрывных устройств с целью проведения диверсионных и террористических актов, шантажа и вымогательства. Назрела необходимость разработки надежной системы мер по предотвращению ядерного терроризма в любом его проявлении. Мы готовы и к достижению отдельной самостоятельной договоренности на этот счет, и к решению этого вопроса в рамках общих усилий по борьбе с международным терроризмом.

Седьмое. Необходимо предпринять шаги к скорейшему введению в силу конвенции о физической защите ядерных материалов. Советский Союз подписал и ратифицировал эту конвенцию. Мы призываем и другие государства в самое ближайшее время последовать нашему примеру, с тем чтобы конвенция начала действовать в качестве одного из факторов обеспечения ядерной безопасности.

Восьмое. Важным вопросом в деятельности по международному регулированию различных аспектов безопасности ядерной энергетики является вопрос об ответственности за ядерный ущерб. Попытки международно-правового регулирования в этой области уже предпринимались. Однако до сих пор вопрос о материальном и морально-политическом ущербе в случаях аварий на ядерных установках не разработан в достаточной мере, что порой приводит к попыткам использовать ядерные аварии для нагнетания напряженности и недоверия в отношениях между государствами.

Необходимо, чтобы в случаях ядерных аварий государства предоставляли бесплатную медицинскую помощь, жилье и другую материальную поддержку пострадавшему населению. Возможный многосторонний международно-правовой документ мог бы предусматривать ответственность государств как за ущерб в международном плане за трансграничные последствия ядерных аварий, так и за причинение материального и морально-политического ущерба, являющегося следствием необоснованных действий, осуществляемых под предлогом защиты от последствий ядерных аварий (распространение недобросовестной информации, введение необоснованных ограничительных мер и т.п.) [2].

Девятое. Надежный режим безопасного развития ядерной энергетики потребует усилий не только государств, но и международных организаций и институтов, которые могут играть роль координирующих центров по осуществлению ядерной безопасности. Ведущая роль здесь должна принадлежать МАГАТЭ. Необходимо повысить роль и возможности этой уникальной международной организации, расширить сферу ее деятельности, полнее использовать накопленный ею опыт в разработке различных аспектов проблемы ядерной безопасности.

Существенный вклад в создание режима безопасного развития ядерной энергетики могут внести такие специализированные организации ООН, как Всемирная организация здравоохранения, Программа ООН по окружающей среде, ЮНЕСКО и др. Более активную роль в обеспечении действенности режима безопасного развития ядерной энергетики должен, по нашему мнению, играть Комитет ООН по действию атомной радиации.

При активном участии международных организаций следовало бы проводить совместные скоординированные исследования и обмен опытом по различным вопросам обеспечения развития ядерной энергетики, таким, как:

разработка методов предотвращения и ликвидации последствий аварий;

анализ исходных событий аварий и развития аварийных ситуаций, включая вероятностный анализ;

разработка робототехники, машин и оборудования для использования при ликвидации последствий ядерных аварий;

создание эффективных средств дезактивации, машин и механизмов по ее осуществлению, надежных средств защиты людей от излучения;

разработка медицинских препаратов, средств и методов лечения лучевой болезни;

разработка методики подготовки персонала, обслуживающего АЭС.

Человечество сегодня стоит перед историческим выбором: допустить сползание по пути гонки вооружений к пропасти ядерного самоуничтожения или привести свой образ мыслей и действий в соответствие с реальностями ядерно-космической эры.

Продолжение гонки вооружений, и прежде всего ядерных, представляет непосредственную угрозу существованию человечества. Руководствуясь философией формирования безопасного мира, Советский Союз отстаивает широкую конструктивную программу мер, направленную на прекращение гонки вооружений и разоружение.

Режим безопасного развития ядерной энергетики явился бы весомым вкладом в дало обеспечения всеобщей безопасности. Объединенными усилиями всех государств такой режим, отвечающий интересам всего человечества, может и должен быть создан.

Советский Союз призывает все заинтересованные страны и международные организации к сотрудничеству в этом важном деле, осуществление которого требуют интересы дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Правда, 1986 г., 25.09, № 268 (24890); Известия, 1986 г., 25.09, № 268 (21710).

[1] Розробляй – не розробляй, а на Ізраїль все одно ніякої управи нема. Схоче розбомбити реактор в Іраку – і розбомбить.

[2] Як завжди, для СССР основний захист від будь-якої небезпеки полягає в засекречуванні повідомлень про небезпеку.

Слід звернути увагу на змістовну і навіть текстуальну збіжність цих пропозицій з промовою Горбачова на Чепелі («Митинг дружбы на Чепеле» під 10.06.1986 р.).