Возвращение в Припять
О.Гусев, А.Покровский, И.Тихомиров. (Спец.корр.«Правды»). Киевская область.
Чернобыльская АЭС: хроника событий
На бетонный «скафандр» четвертого блока наводили последний глянец – все сооружение должна была венчать металлическая кровля. Ее многотонные секции предстояло не только поднять на 60-метровую высоту, но еще и точно уложить на предназначенное место, чтобы проделанные в них люки пришлись над отверстиями, оставленными в перекрытии для вентиляции и ввода контрольно-измерительных приборов, а специальные прокладки аккуратно легли на стык труб перекрытия. Добавьте к сказанному, что следить за операцией можно только по телевизорам: кабины крановщиков находятся ниже кровли, – и станет понятно, какое напряжение мы застали на командном пункте.
Руководителя работ В.Дмитриева еще несколько минут тому назад можно было видеть у основания блока, где вместе с монтажниками он еще и еще раз осматривал элементы готовящейся к подъему на высоту кровли. Теперь он вновь у светящихся телеэкранов следит за выполнением команд. Немного позже мы убедились, как изменило обстановку на АЭС и вокруг нее завершение этого этапа работ на четвертом блоке. Там, где еще несколько недель тому назад полагалось находиться считанные секунды, теперь можно спокойно работать. Естественно, при строжайшем соблюдении техники безопасности.
Однако самое впечатляющее свидетельство перемен мы увидели, пожалуй, в кабинете директора АЭС. Постоянно эти месяцы захваченный водоворотом неотложных технических, строительных, административных проблем, Э.Поздышев и сейчас был очень занят. Но на этот раз речь шла об организации досуга работников станции, приезжающих после недельной или двухнедельной вахты домой в Киев. Словом, другая, «мирная», как говорят теперь на АЭС, обстановка выдвигает и другие темы многих бесед. И среди них, конечно же, о будущем Чернобыля и Припяти.
И вот мы шагаем по Припяти, городу, на который в мае удалось взглянуть только через триплекс бронированной машины, которую вел донецкий водитель рядовой А.Мамонтов. Теперь же его сверстник курянин Ю.Чистяков высаживает нас вслед за полковником П.Довгополым из обычного уазика прямо на тротуар. И мы оказываемся лицом к лицу с солдатами, вооруженными лопатами. У бровки асфальта воины засыпают свежеочищенные площадки земли доставленным из чистой зоны песком.
– Во всех кварталах Припяти, – говорит П.Довгополый, – воины-химики методично «оживляют» дом за домом, улицу за улицей. Деревья мы очищаем специальными машинами. Дерн приходится срезать на всю глубину корней, а затем вывозить за городскую черту в специально отведенные карьеры.
Уже снят слой грунта на всей территории города. Чтобы дать хотя бы частичное представление о масштабе проводимых в Припяти работ, назовем такую цифру: лишь с балконов жилых домов вывезено около двух с половиной тысяч машин различного мусора. Все это, вместе взятое, позволило заметно снизить радиационный фон в городе. До такой степени, что здесь уже начала работать специализированная прачечная, в которой обрабатывается одежда дезактиваторов. Не исключено, что вскоре будут оборудованы общежития и для эксплуатационников АЭС.
– Ну а что ожидает Чернобыль? – спросили мы работника Минатомэнерго СССР В.Комарова. – Он стал заметно малолюднее: ведь часть организаций отсюда уже уехала…
– Зато появились первые жители, – улыбнулся Владимир Иванович. – Во всяком случае я живу в одном из 36 полностью дезактивированных домов Чернобыля [1].
Владимир Иванович приехал сюда недавно со Смоленской АЭС. Его назначили главным инженером только что созданного производственного объединения «Комбинат».
– Это действительно целый комбинат, – поясняет он. – Ведь Чернобыльская АЭС стала необычной станцией. Отныне здесь не только вырабатывают ток, но и обслуживают захоронение четвертого блока, которое, кстати сказать, будет использоваться и в научно-исследовательских целях. Продолжится восстановление 3-го блока, планируется завершение строительства пятого и шестого. Одновременно будут продолжаться дезактивация окружающей территории и захоронение радиационного «мусора». Нужна и дозиметрическая служба. Для четкой ее организации намечено создать в Припяти вычислительный центр по управлению радиационной безопасностью. Добавьте сюда же заботу о связи и транспорте, о ремонте оборудования, о жилищно-коммунальных службах и т.д. Словом, даже по первоначальным прикидкам хлопот объединению хватит [2].
4-й энергоблок после окончания работ по его консервации. Фото спец.корр.ТАСС В.Зуфарова
Правда, 1986 г., 2.12, № 336 (24958).
[1] Переможні рапорти, як з'ясувалось пізніше, були брехливі. ВО «Комбінат» вирішило просто знести весь Чорнобиль – такий от метод дезактивації (див. «Быть ли городу Чернобылю?» під 8.10.1988 р.; «За критику… снесли дом» під 5.03.1989 р.).
[2] Але про радіаційний заповідник мови ще нема.