После аварии
Капитан-лейтенант П.Ищенко, корр.«Красной звезды».
возникшей из-за безответственности многих должностных лиц [І тут, і всюди – скрізь погано]
Были годы, когда холода на Кольском полуострове достигали и больших величин, чем в нынешнюю зиму. Но чтобы крепчайшие морозы держались несколько недель подряд, за последние шесть десятилетий не наблюдалось. На автобусных остановках в Североморске пришлось установить обрезанные железные бочки, а рядом с ними сложить дрова, чтобы дожидающиеся транспорта пассажиры разводили огонь и хоть немного возле него согревались. Но одно дело – улица, а совсем другое – авария в системе отопления домов…
Так что же случилось? В справке-докладе о нарушении теплоснабжения в г.Североморске и принимаемых мерах по ликвидации последствий, в частности, говорится: «4 января в 19.10 в результате кратковременного падения напряжения в системе энергоснабжения произошло срабатывание защиты на электромеханических агрегатах теплоцентралей и водонасосных станций первого и второго подъемов, что привело к остановке части агрегатов. …К 10.00 5 января запас воды в емкостях не увеличился, и создалась угроза срыва водо- и теплоснабжения г.Североморска. В 15.00 дано приказание на слив теплоносителя с жилых домов… всего слит теплоноситель в 166 домах, 2 школах, 4 детских дошкольных учреждениях».
Комиссия, созданная на флоте для ликвидации последствий аварии, приняла все меры к тому, чтобы жильцы квартир, оставшихся без отопления, были размещены в приемлемых условиях. Поскольку авария отразилась главным образом на домах, расположенных на сопках, многие жители переселились в нижнюю часть города к знакомым, с готовностью их принявшим. Около трехсот человек заняли номера в гостинице «Ваенга», предоставленные им бесплатно. Десятки семей приняли на борт подошедшие к причалам Североморска теплоход «Мария Ермолова» и большие десантные корабли. Часть жителей разместилась в профилактории военно-воздушных сил флота, Доме пионеров, выехала в Мурманск и другие города. На круглосуточный режим работы перешли некоторые предприятия общественного питания. Население было обеспечено трехразовым горячим питанием и необходимыми товарами. Словом, прежде всего была проявлена забота о людях, временно оставшихся без крова [1]. И начался настоящий бой за само жилье.
При домоуправлениях были созданы оперативные штабы, взявшие на себя руководство действиями штатных ремонтных бригад и специально созданных групп из числа работников флотских предприятий, организаций и учреждений. К работам привлекли личный состав береговых частей и кораблей. Большую помощь оказали партийные и советские органы городов Мурманска, Мончегорска и Полярного, приславшие, помимо необходимых материалов и инструментов, бригады высококвалифицированных специалистов.
Работы не прекращались ни на час. Находясь на жестоком морозе, люди проявляли высочайшее мастерство и самоотверженность. В городском оперативном штабе мне назвали множество фамилий тех, кто вносит посильный вклад в общее дело. Пожалуй, с наибольшим уважением отзывались здесь о подчиненных офицеров В.Назаренко и А.Лабунца, которые совместно с личным составом трубопроводного подразделения под командованием подполковника А.Назима при сорока градусах ниже нуля проложили две нитки водовода – каждая длиной около двух километров, чтобы запитать котлы теплоцентрали. Причем проделали это в немыслимо короткие сроки, в пять раз перекрыв соответствующие нормативы. Ударно трудятся специалисты Северовоенморстроя, подчиненные капитана 1 ранга С.Лебедева, личный состав плавмастерской, которой командует капитан-лейтенант В.Харитонов, судоремонтных предприятий, представители комбината «Североникель». Активное участие в скорейшем вводе размороженных домов в строй приняли и сами жильцы, быстро оправившиеся от растерянности. Благодаря быстрым темпам работ уже к утру 13 января обстановка существенно улучшилась. Были восстановлены и подключены к системе теплоснабжения более семидесяти процентов жилых домов, все школы и детсады. К сегодняшнему дню включены в систему теплоснабженият и обогреты и остальные дома.
Каковы же причины аварии?
– Об окончательных выводах говорить преждевременно, – рассказывает председатсль комиссии по ликвидации последствий аварии вице-адмирал Ф.Громов. – Но некоторые причины можно назвать уже сейчас. Это изношенность водонасосного оборудования, других технических средств, отсутствие в достаточном количестве запасных частей. И все же главная причина – безответственность должностных лиц, в чьи обязанности входила эксплуатация теплоцентралей, систем водо- и теплоснабжения. Надо признать, что контроль за их деятельностью был слабым и неэффективным. ТЭЦ вышла из строя, сказано в постановлении Центрального Комитета КПСС, вследствие халатности и беспечности должностных лиц в подготовке коммунального хозяйства города к зиме [2]. Нашей беспечности.
Многие из тех, кто несет ответственность за случившееся в Североморске, уже понесли наказание. К другим спрос будет предъявлен позже. По всей строгости после завершения восстановительных работ будет оценена и деятельность морской инженерной службы флота, возглавляемой полковником С.Пыхачем. Однако уже сейчас совершенно очевидна вина начальника отделения МИС Североморского гарнизона подполковника В.Магера, допустившего перегрузку водонасосной станции, не принимавшего достаточных мер для создания резервной системы подачи воды на теплоцентраль. За эти и другие упущения ответственность с ним должен разделить главный инженер ОМИС капитан-лейтенант О.Ефремов. Не на должной высоте в осуществлении контроля за подготовкой материальной части североморского отделения МИС к зиме оказался заместитель начальника МИС флота по эксплуатации полковник Б.Хануков.
Усугубило положение то обстоятельство, что у жилищно-коммунального хозяйства города нет единой подчиненности. Свои домоуправления есть и у гарнизонного ОМИС, и у соответствующей службы горисполкома. «Дело до смешного порой доходит, – рассказывает начальник одного из домоуправлений В.Груздов. – Допустим, соединяет водопроводная труба два дома: один городской, а другой омисовский. Если вдруг та труба потечет, то спорам, кому ее ремонтировать, не будет конца…»
Нельзя не сказать и о такой проблеме, как «живучесть» домов, проектируемых и строящихся для Заполярья, и более того – специально для Северного флота. Многие жильцы жалуются, что «девятиэтажки», главным образом возводимые сейчас в Североморске, очень холодные.
– Дело в том, что эти здания рассчитаны на температуру минус 26 градусов, – поясняет начальник флотской проектной организации полковник Н.Пажитнов, – а Североморск расположен именно в такой климатической зоне.
Как же определяются эти 26 градусов? Берется самая холодная зимняя пятидневка и выводится средняя величина. Но мы вспомнили с Николаем Максимовичем, что и в этом, и в предыдущие годы были и более холодные пятидневки, и особенно в нынешнюю зиму, когда столбик термометра по неделе не поднимался иыше отметки минус 30 градусов. Так можно ли считать, что строящиеся в Североморске дома 78-й серии соответствуют действительным, а не каким-то теоретическим, расчетным климатичсским условиям?
И еще о жилых домах. Только теперь уже о других – тех, что на улице Северная Застава по заказу управления капитального строительства, возглавляемого полковником А.Наумовым, возводят мурманские строительные организации. Здания эти обогреваются за счет встроенных в стены радиаторов отопления. Я побывал в двух из них. Зрелище печальное. Радиаторы взорвались под давлением льда и вынесли изрядные куски стен.
– Посмотреть бы в глаза тому, кто задумал строить здесь такие дома, – говорит в сердцах Н.Кривова. – У нас в квартирах почти всегда холодно.
Но почему же в Мурманске дома данного проекта зарекомендовали себя хорошо? Оказывается, на выходе у котельной в Мурманске достигается температура 130 градусов. И этого достаточно для поддержания оптимального температурного режима в квартирах. Здесь же, в Североморске, котельная в лучшем случае дает 90 градусов, чего явно недостаточно.
Ликвидация последствий аварии на сетях тепло- и водоснабжения города Севереморска в основном завершается.
Красная звезда, 1987 г., 16.01, № 12 (19199).
[1] Слідом за ЦК КПСС пєрєстройка пішла і на місцях: почали турбуватись не зміцненням обороноздатності (як того можна було чекати від воєнного флоту), а людьми.
[2] Звичайно, начальству в Москві краще знати, ніж слюсарям та інженерам.
Ну куди тут Америку завойовувати, коли з генералом Морозом не можуть упоратись…