После разрыва
Г.Иванов. (Корр.«Правды»). г.Горький.
Возвращаясь к теме / [І тут, і всюди – скрізь погано]
В то утро люди, как обычно, ехали на работу. Ртутный столбик термометра показывал под сорок. Зябко, неуютно. Ну что ж, зима есть зима, и морозы, даже такие лютые, для горьковчан не редкость. В общем, ничто не предвещало беды…
Когда автобус выехал на улицу Новикова-Прибоя, на его пути встала белая клубящаяся стена пара. Водитель решил не тормозить – дело привычное, зимой теплотрассы «парят» по всему городу. Машина нырнула в белый туман и сразу же рухнула в яму… Под асфальтом оказалась вымоина, наполненная кипятком. Погиб водитель, серьезные ожоги получили десять пассажиров.
Что же произошло? В ночь дежурная смена электриков завода коробок скоростей объединения «ГАЗ» заметила, что уровень масла в трансформаторе, через который предприятие получает электроэнергию от Заречной подстанции, начинает падать. Надо бы срочно принимать меры. Но дежурные махнули рукой: ладно, «авось» обойдется, так, дескать, оно и должно быть – на морозе масло сжимается… Не берусь судить, кто из них и насколько виноват, этим делом занимается сейчас прокуратура. Но главное не вызывает сомнений: электрики отнеслись к своим обязанностям безобразно, спустя рукава.
Техника же, как известно, пренебрежения к себе не терпит: после короткого замыкания, вызванного падением уровня масла, сработал воздушный выключатель на Заречной подстанции и… разорвался, как снаряд. Произошло замыкание, вышла из строя и резервная электростанция…
Вот вам и «авось»! Беспечность электриков обошлась горьковчанам чересчур уж дорого. Обесточенными остались многие заводы района. Остановились поезда метро. Замерли котельные, замолкли насосные станции на теплотрассе…
Почему же разлетелся выключатель? На этот вопрос в управлении «Горэнерго» ответили кратко: «Из-за мороза». Утром 7 января в Горьком было минус тридцать семь. Технические же условия, выданные заводом «Ленэлектроаппарат», изготовившим такие выключатели, гарантировали их безаварийную работу и при минус сорока. Зато инструкция Минэнерго запрещает пускать их в действие даже при морозе 25 градусов: большего они, оказывается, не выдерживают. А ведь это, в общем-то, обычная рядовая температура для горьковской зимы. Зачем же тогда надо было годами, десятилетиями держаться за такую слабую технику? Ведь есть же и более прочные, «морозоустойчивые» системы выключателей. Но они, видите ли, предназначены для других регионов. Почему же горьковские энергетики соглашались с этим?
Когда остановились насосные станции, горячая вода продолжала еще поступать по трубам, в них повысилось давление, и они не выдержали. Первые три разрыва трассы произошли на улице Новикова-Прибоя. В образовавшуюся здесь промоину как раз и угодил автобус. Без тепла осталось 350 зданий – жилые дома, больницы, школы, детские сады, магазины. Были приняты экстренные меры. На место аварии прибыли специалисты, техника. К вечеру ремонтные работы были завершены: горячая вода пошла, но ненадолго. Утром – новый разрыв, уже на других улицах.
О том, что авария на теплотрассе возможна, в Горьком знали. И не вчера. Правда, масштабы ее представлялись, пожалуй, не столь тяжелыми. Вечером на второй день аварии я разговаривал с первым секретарем горкома партии Л.Февралевым. Он только что вернулся с трассы. Настроен был оптимистически:
– Самое позднее к часу ночи тепло подадут во все дома!..
Но утром трассу опять разорвало, в таком она находится плачевном состоянии. Проложена она почти два десятилетия назад. Из-за отсутствия ливневой канализации, прокладки метрополитена, подпора Чебоксарского водохранилища уровень грунтовых вод в Заречной части города поднялся настолько, что трубы, можно сказать, уже плавают под землей, изъедены коррозией. Еще несколько лет назад было решено поднять магистраль на поверхность, а для начала на самых неблагополучных участках проложить дублирующую трассу. Речь шла о трех с половиной километрах.
Встал вопрос о финансировании этих работ. И завертелась бумажная карусель. Городские власти обратились с письмом в Минэнерго, ответа нет. Направились на прием к министру. Согласился, надо строить, но денег не дал. И только в октябре минувшего [1986] года министерство выделило 700 тысяч рублей. Работу выполнить наметили летом 1987 года. Но ведь впереди зима. И опять то же самое: «авось обойдемся»…
О безответственном отношении Мииэнерго к этому делу говорит и такой факт. В 1984 году «Правда» напечатала заметку о неблагополучном положении с теплоснабжением в Ленинском районе Горького. В ответе, который прислал тогда в редакцию заместитель министра А.Дьяков, утверждалось, в частности, что «осуществлена прокладка резервирующего участка длиной три с половиной километра. Включение его в работу позволило повысить надежность теплоснабжения потребителен. Запланировано построить теплотрассу длиной три километра взамен участка под скоростной автомагистралью».
Ответ на поверку оказался типичной отпиской. Заместитель министра вводил читателей и нашу газету в заблуждение. Если и было что построено, так не 3.5 километра трассы, а всего 700 метров и не в 1984 году, а спустя год. Да и вопрос о «резервирующем участке» тоже решился с грехом пополам, после нескольких обращений к новому министру, как уже говорилось, лишь в конце прошлого года [1].
Под стать А.Дьякову вел себя и управляющий «Горэнерго» В.Биткин. Уже который год каждую осень на разных заседаниях и совещаниях он уверенно рапортует о полной готовности к зиме. Заявил и в октябре прошлого года на заседании облисполкома о том, что «все необходимые работы проведены».
Но как далеки были его слова от действительности. Сплошь и рядом подготовка к зиме велась формально. Приведу лишь один факт. Председатель жилищного кооператива № 44 К.Блинова с возмущенном пишет в редакцию, как ремонтировалась трасса по улице Снежной. Трубы вскрыли в семи местах, а зарыть не удосужились. Их заливали дожди, заносило снегом. Жильцы били тревогу, куда только не звонили, не писали. Наконец явились рабочие. Набросали сверху на трубы изоляционный материал, а зарыть опять не удосужились. Именно на этом участке и произошел один из крупных аварийных разрывов.
Конечно, самое простое свалить все на мороз, объяснить аварию роковым стечением обстоятельств. Но надо сказать, подобных объяснений слышать не приходилось ни в партийных, ни в советских органах. Во всяком случае в последние дни.
В сорокаградусные морозы героическими усилиями тысяч людей приходится сейчас устранять летние недоделки. Темпы, какими ведутся эти работы, поразительны. Нашлись все необходимые материалы [2]. Тот самый «резервирующий участок», который собирались строить только будущим летом, был уложен за неполных четверо суток. Трубы уже заизолиропаны и несут тепло. На устранение последствий аварии послали специалистов и технику практически все предприятия Горького, прибыла помощь и из других городов области.
Но почему так – надо чтобы случилась беда, ударил мороз, а иначе мы не раскачаемся? Никуда не годный стиль. Ведь если вдуматься, разрыв на трассе произошел, в общем-то, не из-за мороза, а из-за разгильдяйства, разрыва между словом и делом городских и районных руководителей, обещания которых часто были беспочвенны. К сожалению, с таким стилем поведения, с таким отношением к делу многие не расстались даже и сегодня, в «аварийные» дни. В Ленинском районе ежедневно собирается городской штаб по ликвидации последствий аварии. На его заседаниях присутствуют и руководители завода «Двигатель революции», слушают, сами выступают, а вот навести порядок у себя в заводской котельной не удосужились. Три дня назад она вдруг вышла из строя и оставила без тепла еще 50 жилых домов.
Думается, авральные дни, когда общими силами разных предприятий удалось столько сделать за короткое время, показали и тот путь, который может и вообще наладить дела со снабжением города теплом. Если действовать сообща, если смелее привлекать к этой работе промышленные предприятия, а они здесь мощные, тогда не придется прибегать к авралам, очень дорогим для государства [3].
Не выдержали зимнего экзамена и во многих других районах и городах области.
Из-за беспечности и безответственности, проявленных при подготовке к зиме, возникли критические ситуации в снабжении теплом и электроэнергией в городах Дзержинске, Кстове, Лыскове. А рано утром одиннадцатого января из-за недосмотра отказала головная подстанция электросетей в Сергаче – во тьму погрузились 12 сельских районов. Электроэнергия была подана только через пять часов…
Все эти случаи предъявляют строгий счет работникам энергетических служб области. Многие из них проявили безответственность в отношении к делу, а нередко в критических ситуациях пасовали только из-за своей некомпетентности, слабой профессиональной подготовки. Например, более трети руководителей котельных, даже крупных, не имеют специального образования.
Или взять такой коренной вопрос, как освоение капитальных вложений. Хотя средств на теплоэнергетические объекты выделяется немало, но служба эта резко отстает от темпов развития области. А ведь многое надо обновлять, строить. Так, в городе Горьком требуют капитальной реконструкции 17 километров теплотрасс, во многих местах они пришли в аварийное состояние. Медленно обновляются электросети на селе. И в то же время капиталовложения из года в год осваиваются не полностью. В прошлой пятилетке осталось неиспользовано более 30 миллионов рублей. На 11 миллионов рублей не выполнено работ на таких объектах и в прошлом году. В результате – аварии, сбои и перебои…
Как известно, Центральный Комитет КПСС на днях рассмотрел вопрос о фактах перебоев в теплоснабжении населения городов Горьковской и Мурманской областей. В постановлении даны строгие оценки, вскрыты причины, породившие эти факты.
– Какие же сделаны выводы? – с таким вопросом обращаемся к первому секретарю обкома КПСС Ю.Христораднову.
– На заседании бюро обкома КПСС за серьезные недостатки в работе исключен из партии начальник тепловых сетей «Горэнерго» В.Семенников. Он снят с работы. Наложены строгие взыскания на руководителей «Горэнерго» – управляющего В.Биткина и главного инженера М.Щелина, который также освобожден от занимаемой должности. Партийные наказания вынесены и ряду других товарищей, в том числе первому секретарю горкома партии Л.Февралеву, первому секретарю Ленинского райкома В.Бодякшину.
Более широкие выводы сделаны на пленуме обкома партии, который недавно состоялся. Пленум критически оценил упущения и недостатки в работе кадров, потребовал изменить отношение к порученному делу, перестроить работу во всех звеньях сверху донизу.
– А какие лично для себя вы сделали выводы из случившегося?
– События нынешней зимы, – сказал Ю.Христораднов, – это, конечно, урок серьезный и лично для меня, для всех руководителей. Прежде всего он говорит о том, что надо повышать требовательность к себе, к кадрам. Очень уж дорого обходятся упущения и просчеты, тем более в таком деле, которое связано с жизнью, бытом, настроением людей. Это главное.
Правда, 1987 г., 19.01, № 19 (25006).
[1] Звернемо увагу на те, що офіційність міністерської інформації зовсім не виключає її брехливості.
[2] Їх зберігали на випадок війни з Америкою.
[3] Якщо ми будемо розбазарювати запаси із державного резерву, із чим ми залишимося у вирішальний момент війни з Америкою ?