Чернобыль: будни Госавтоинспекции
В.Шаров. Спец.корр.«Правды Украины». Чернобыль-Киев.
Мы выехали в Чернобыль утром. До Иванкова повстречалось всего с десяток грузовиков, а дальше – и того меньше.
– Как только поврежденный блок атомной электростанции накрыли саркофагом, жизнь трассы вошла в нормальный ритм, – говорит сопровождающий нас майор милиции П.С.Кушниренко из управления ГАИ Киевской области. – Вот прошлым летом здесь было жарко! Машины шли сплошным потоком в обе стороны. Каждую следовало осмотреть, проверить техническое состояние, документы, груз, пресечь малейшее нарушение правил дорожного движения. Но и сейчас инспектора не снижают внимания и требовательности к водителям: эта дорога должна быть безаварийной.
Службу на ней и в районе Чернобыльской АЭС несут инспектора из отдельного батальона Госавтоинспекции. В него приезжают сотрудники милиции из всех областей республики. Нас встретил секретарь парторганизации батальона старший лейтенант милиции В.А.Лазаренко.
– Состав нашего подразделения обновляется через каждых три месяца. Сейчас как раз принимаем новую смену. Ребят нужно разместить, ознакомить с обязанностями, ввести, так сказать, в курс дела. В этом командованию помогают наши старожилы. Например, Ю.П.Вовк из УВД Черкасского облисполкома приехал еще в мае, да так и остался до сих пор. – Лазаренно указал на худощавого невысокого лейтенанта. – А вот и он. За самоотверженную работу Припятский горком партии отметил его благодарственным письмом.
Узнав, что разговаривает с корреспондентом, Вовк смутился:
– Да что я… Здесь все работают отлично. Иначе нельзя.
– Но не все остаются на вторую смену. А вы, кажется, третью заканчиваете?
Вовк пожал плечами, мол, стоит ли об этом говорить, и сказал:
– Буду, сколько нужно.
Познакомил меня секретарь еще с одним старожилом – старшим лейтенантом милиции Н.Д.Чуйко. Он тоже «майский». Работал следователем в Баглейском РОВД Днепродзержинска. Одним из первых подал рапорт с просьбой направить в Чернобыль. Министр внутренних дел СССР в октябре прошлого года наградил его Почетной грамотой.
Сам Лазаренно рассказывал о себе скупо и неохотно: «Вы бы лучше о ребятах…». Но все же замечу, что бывший старший следователь ГОВД Ильичевска Одесской области приехал сюда по собственному желанию и намерен остаться здесь навсегда.
Пост возле здания атомной электростанции – один из самых сложных и ответственных. Здесь несет службу старший лейтенант милиции А.И.Перепелица из ГАИ Харьковской области.
В Чернобыле начальник оперативного штаба управлении ГАИ МВД УССР майор милиции В.И.Шерстюк как гостеприимный хозяин сначала накормил нас вкусным обедом, а уж потом рассказал о той огромной работе, которую выполняют сотрудники Госавтоинспекции.
– Особенно нам досталось этой зимой во время сильных снегопадов. Дороги занесло, а сменять рабочих, доставлять грузы, продукты нужно было без опозданий. В общем, справились. Очень помогли нам работники Иванковского дорожно-эксплуатационною управления № 625, Чернобыльского управления коммунального хозяйства. Отлично проявили себя старший оперативной группы майор милиции С.К.Василюта, старший лейтенант милиции В.Н.Копко, старшина милиции И.В.Лукачук.
Старшина милиции И.В.Лукачук приехал в Чернобыль из Львова в ноябре прошлого года. Он – дежурный инспектор оперативного штаба ГАИ.
Сообщил Шерстюк и неприятные факты. Даже здесь находятся мелочные душонки, любители легкой наживы. На контрольно-пропускном пункте «Зеленый Мыс» был задержан водитель автобуса Н.И.Микитчик из Киевского АТП-33031, который пытался вывезти 40 килограммов свежей рыбы, добытой браконьерством. А на контрольно-пропускном пункте «Медвин» задержи «УАЗ», принадлежащий Припятскому ДСК-3: его водитель И.И.Куц вез 4 ящика тушенки, 40 банок сгущенного молока, ящик изюма, 20 килограммов мяса. Не в магазин вез, а «налево». Одни самоотверженно, не жалея сил выполняют свой долг, другие в это время думают о том, как набить свой карман [1].
На обратном пути нашу машину несколько раз придирчиво проверяли посты дозиметрического контроля.
– Можно ехать, – говорили дозиметристы. – Все в порядке.
Правда Украины, 1987 г., 21.02, № 43 (13611).
[1] Обсяги вкраденого такі колосальні, що скоріше можна припускати, що «злодії» (ще не викриті судом!) хотіли забезпечити сім'ї, аніж розбагатіти. Докладніше про цю «крадіжку» – в статті «За скільки честь продали» під 26.02.1987 р.