Что же произошло в Зебрюгге?
А.Кривопалов.
В дополнение к напечатанному
Лондон. (Соб.корр.«Известий»). Сейчас можно считать практически установленным: британский паром «Геральд оф фри энтерпрайз» перевернулся из-за того, что в носовую часть судна хлынул мощный поток воды, нарушивший равновесие парома на плаву.
Судя по всему, он отчалил от пристани в Зебрюгте (Бельгия) с незадраенными двойными воротами, через которые автомашины въезжают с берега в специально оборудованный для них трюм. Вскоре после того как судно вышло в открытое море, и разыгралась трагедия, унесшая, согласно последним подсчетам, не менее 135 человеческих жизней.
Сообщается, что спасатели уже не надеются обнаружить в живых тех, кто мог остаться в затопленных помещениях перевернувшегося парома. Пройдет немало дней, прежде чем все будет определено окончательно: сейчас судно, лежащее на боку, при помощи мощных плавучих кранов пытаются снова установить в нормальное положение.
Траур переживает вся Великобритания. Этот трагический случай остается главным событием ее средств информации. Подавляющее большинство пассажиров составляли британские граждане. Среди них – военнослужащие из частей, расквартированных в ФРГ. На борту находились также целые семьи туристов с детьми. Для этого рейса в конце недели компания «Таунсенд Торесен», которой принадлежит паром, предложила пассажирам льготный тариф.
Лондонская «Дейли миррор» поставила девять вопросов руководителям компании «Таунсенд Торесен». Вот некоторые из них вместе с ответами.
В: Существует ли какая-нибудь связь между грузовой палубой и капитаном?
О: Да, по радиотелефону дежурного у контрольной панели рядом с воротами на носу можно связаться с капитанским мостиком. Но этой связью не всегда пользуются.
В: Есть ля какая-нибудь проверка перед отправлением?
О: Она возлагается на отдельных членов команды, которые обязаны следить за порядком на своих местах.
В: А как капитан может узнать, закрыты ли эти ворота?
О: Он исходит из того, что каждый выполняет свои обязанности и что ворота плотно задраены перед выходом из порта.
В: Как может старший член команды, отвечающий за грузовое отделение, сообщить капитану об аварийном режиме?
О: По радиотелефону.
В: А в данном случае?
О: Мы не знаем, что было на сей раз, но, скорее всего, такого предупреждения не последовало.
Как уже объявлено, предстоит судебное разбирательство дела в Лондоне: этого требуют и депутаты парламента, и общественность… Между тем здесь стала известна чрезвычайно важная «деталь». Один из экспертов, выступавших по британскому телевидению, заявил следующее: когда еще шла война из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, оказывается, стоял вопрос об использовании паромов (они все примерно одного типа) для переброски армейских подкреплений. И тогда британское министерство обороны ответило категорически: «Ни в коем случае. Они в большинстве своем небезопасны».
Между тем морские паромы обеспечивают сейчас колоссальные по объему перевозки, связывая Англию со странами Западной Европы. В печати указывают, что между компаниями, владеющими паромами, развернулась особо острая конкурентная борьба. Скорости, лишние выигранные минуты сулят большие прибыли. А это представляет повышенный риск для ошибок и несчастных случаев. Разумеется, в данном случае причина трагедии может крыться и в элементарном невнимании вахтенных к своим обязанностям.
Известия, 1987 г., 11.03, № 70 (21877).