С огнём не шутят
Николай Хорошок, полковник, начальник управления пожарной охраны УВД Киевского горисполкома
[І тут, і всюди – скрізь погано]
Дети – наша общая радость. Глядя на их веселые, жизнерадостные лица, у кого из нас – их родителей, дедушек, бабушек – не становится на душе теплее и светлее? Эта радость выше всех неприятностей. Но когда дети попадают в беду, когда испытывают боль – нет ничего горше для взрослых. Особенно горько, если беда случается по вине самих взрослых.
К сожалению, далеко не все родители понимают, что ребенок, оставленный наедине со спичками, газовыми и электроприборами, ежеминутно подвергается огромному риску. Стоит ребенку включить в электросеть вилку утюга, телевизора или потянуться к спичкам – и до беды один шаг.
Н.В.Коваль, которая проживает по улице Смоленской, 6, оставляя на короткое время в квартире четырехлетнюю Наташу и двухлетнего Сашу, тоже не думала, что в ее отсутствие с детьми может что-нибудь произойти. Но уже через 27 минут диспетчер управления пожарной охраны принимал тревожный вызов.
Соседи семьи Коваль Николай Можеев и Александр Ковбаса, услышав резкий запах дыма, бросились к квартире, откуда он сочился сквозь дверные щели. За дверью громко плакал ребенок. Они выбили двери, но пройти дальше было не так просто – квартиру заполнил густой едкий дым. Тогда еще один сосед Петр Степанович Дерк, прибежавший на помощь, пригнулся как можно ниже (внизу наименьшая концентрация дыма) и начал метр за метром обследовать квартиру. Вскоре он нашел Наташу, потерявшую сознание, и быстро вынес ее в коридор. Второй раз войти в охваченную пламенем квартиру не удалось. В этот момент подъехавшие пожарные, одев кислородно-изолирующие противогазы, проникли в помещение, и через какие-то мгновения вынесли из дыма мальчика. Но спасти его, к сожалению, так и не удалось.
Причиной этой беды стал цветной телевизор, который включила маленькая Наташа [1]. Ребенок не знал, что это может стать причиной пожара [2]. Вот чего нельзя сказать о пенсионерке жительнице Днепровского района Н.И.Тищенко. Она, чтобы как-то развлечь внучат, четырехлетнего Мишу и десятимесячного Владика, включила телевизор, а сама «на минутку» вышла на улицу. В этот момент в одном из блоков телевизора произошло короткое замыкание. Сразу же повалил черный едкий дым, из аппарата вырвались языки пламени. Огонь быстро набирал силу. Дети испугались. И если бы своевременно не вернулась бабушка, то финал мог бы быть трагическим. Детей, к счастью, успели спасти, но дом, мебель, домашние вещи сгорели.
Или вот еще пример. Казалось, в тот день в одной из квартир дома № 3 по улице Маршала Рокоссовского, ничто не предвещало беды. Когда отец ушел на работу, шестилетний Витя Цыбенко нашел спички и начал их зажигать. Одна из спичек упала на постель, которая мгновенно загорелась. Удушливый дым начал заполнять комнату. Мальчик испугался, забился в угол. И если бы не четкие действия не растерявшегося в такой ситуации соседа Н.М.Сапсая, который сумел спасти ребенка, кто знает, чем бы это все закончилось.
Не прошли бесследно и шалости со спичками одиннадцатилетнего Романа Макаренко и пятилетнего Дениса Паламарчука, проживающих в домах № 19 по улице Ракетной и № 61 по улице Днепродзержинской. Как результат – уничтоженные огнем домашние вещи.
То же самое произошло и с первоклассником Максимом Борисенко, который проживает по улице Радистов, 51, решившем в отсутствии ушедшего на работу отца немного «поиграть». Нашел спички, поджег бумагу и залез под кровать, освещая огнем поиски пластмассовых солдатиков. Тут же от пламени вспыхнула постель. Мальчик попытался было погасить ее, но пламя не хотело ему уступать. Огонь быстро разрастался. Быть бы беде, если бы, как и в предыдущих случаях, не помощь соседей.
Родителям следует учесть, что у детей с пяти-семи и до четырнадцати лет остро проявляется страсть к познанию, причем нередко к познанию вещей, на которые наложен родительский запрет. Тут и «опыты» с огнем, и шалости со спичками, зажигалками, и бросание в костры всевозможных предметов – от старых патронов до баллончиков в аэрозольной упаковке. Немало таких «опытов» заканчивается печально. Вот и ученики 103-й средней школы Игорь Лысенко и Сергей Чечурко зашли на пустырь, открыли люк колодца теплотрассы и спустились вниз. А потом там разожгли огонь, от которого в результате получили серьезные ожоги.
Бывают, правда, и другие игры с огнем. Игры, которые уже привычной детской шалостью не назовешь. Вот характерный пример. Ученики второго класса средней школы № 20 Минского района Вадим Поздняков, Александр Скляренко и Виталий Сологуб в десять часов вечера влезли через окно в спальную комнату детского сада № 660, что по проспекту Героев Сталинграда, 49-а, подожгли там детские игрушки, штору, а сами, испугавшись ответственности, убежали. Благо, пожар был своевременно потушен.
Как показывает практика, не только малыши грешат пренебрежительным отношением к огню. В общежитии Киевской хлопкопрядильной фабрики, что по улице Николая Гринченко, 8, семнадцатилетняя учащаяся СПТУ-34 Л.Громова готовила на кухне еду. Затем с помощью передника она решила снять кастрюлю с плиты. В это мгновение от пламени конфорки передник вспыхнул. Подбежав к крану, девушка хотела сбить огонь, но открыть воду не смогла. Загорелось платье. Лишь подоспевшие на помощь подружки помогли погасить огонь. Но спасти потерпевшую впоследствии уже, к сожалению, не удалось.
Хочу еще раз подчеркнуть: когда речь заходит о пожарах, то где бы и с кем бы они не происходили, слово «случайность» исключается. Все пожары, как правило, являются следствием беспечности, пренебрежительного отношения к нормам безопасности. Только в прошлом коду от детской шалости с огнем в нашем городе произошло 390 пожаров. И каждый из них принес кому-то горе, слезы. Многие киевляне уже научены горьким опытом обращения с огнем. Очень хочется верить, что этот горький опыт поможет многим родителям осознать наконец всю серьезность наших постоянных увещеваний: будьте с огнем осторожны. Тут уже не до шуток.
Вечерний Киев, 1987 г., 29.05, № 123 (13038)
[1] Не тільки ядерний реактор, але й зроблений умілими руками телевізор може стати грізною зброєю. Проти своїх, звичайно.
[2] А дорослі знали і продовжували їх випускати.