Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Липки

Шероцкий К.В.

Улицы Лютеранская, Николаевская, Институтская, Александровская, выходящия на Крещатик, принадлежат к части нового города, называемой Липками; это название произошло от росшей здесь липовой рощи, остатки коей в виде отдельных деревьев уцелели в некоторых дворах и теперь. Кроме липовых садов здесь существовали также сады шелковичные (для фабричных целей) и виноградные; и кроме того сюда примыкают сады Купеческий и Царский с минеральными водами, куда приезжали лечиться. В Липках исстари были расположены особняки киевской знати и этот свой аристократический характер Липки сохраняют доныне; в [18]50-х годах здесь в домах кн.Кудашева, Милорадовича, Васильчикова, Лукашевича, Иваненка, Безбородка, гр.Тышкевича, Веселицкой давались роскошные пиры и блестящие балы и приемы, причем на приемах у Милорадовича и Веселицкой щеголяли укриинским языком; звездою общества была графиня Евелина Ганская, вышедшая за писателя Бальзака, изобразившаго ее в романе Le lys dans la vallce; эти изнеженные и утонченные люди любили все же простые и сильные формы искусства, что выразилось в ампирном классическом характере их особняков и только здания, уцелевшие от XVIII в.. отличаются причудливостью форм.

Липки собственно были распланированы при генерал-губернаторе Левашове, при чем строго соблюдались прямые линии; благодаря этому все главные улицы идут в одном направлении параллельно Днепру, а остальные их пересекают; до Левашова это была довольно пустынная часть города, где прохожие окутывались облаками пыли и подвергались опасности от множества собак; Долгоруков в [с.320] 1810 г. отмечает вечную борьбу между собаками и евреями; тишину улиц нарушали еще четверки и цуги местных панов да часовые «ратники», смотревшие за безопасностью от пожаров. Евреи в Липках не жили, кроме нескольких семейств караимов, поселившихся в Киеве в половине XIX в. по вызову Когенов, основавших здесь фабрику. Путешественник половины XIX в. (Тарновский), интересовавшийся внешностью и составом Липок, подчеркивает серый, желто-зеленоватый тон тамошних зданий; много садов, украинскую речь жителей, но киевская знать того времени находилась под польским влиянием, благодаря деятельности Чарторийского, Чацкого и др. Поляки имели в Липках и свое особое дворянскос собрание, помещавшееся на Институтской ул., идущей параллельно Александровской и выходящей на Крещатик.

Первоначальное название Институтской ул. – Ивановская; она начинается на углу Крещатика зданием биржи в мавританском стиле и поднимается в гору, где начиналась крепость. За биржей виднеются белые классические здания женскаго института, а не доходя до института – домик классическаго стиля № 14 архитектора Беретти, строителя киевскаго университета и храма св.Владимира. Институт основан в 1834 г. и первоначально помещался в губернаторском доме, а потом в нынешнем помещении, принадлежавшем Бегичеву (естествоиспытателю); до пожара 1811 г. там существовала деревянная кирха.

Новым зданием института были захвачены также усадьбы первого киевского историка Берлинского и первого археолога Лохвицкого; здание это прежде чем перейти к институту принадлежало университету, разместившему здесь коллекции кременецкаго лицея; до учреждения института девицы воспитывались в монастырях и в пансионах. В том доме, где до 1845 г. помещалось собрание польского дворянства, – выше института, помещается контора государственного банка, перенесенная сюда из дома фон Юнка на Александровской ул. (основана в 1839 г.). Зда[с.321]ние это того же стиля что институт – несколько казенного вида, что вообще характерно для построек николаевской эпохи. В XVII в. здесь помещался упомянутый выше форпост крепости; напротив конторы государственного банка начинается Ольгинская ул., а дальше налево идет Садовая, по которой можно попасть на Александровскую ул. к Царскому саду.

Ольгинская ул. направляется вниз и там соединяется с Меринговской, названной так по имени знаменитаго врача проф.Меринга, владевшего всем громадным участком, перерезанным этой улицей до самаго Крещатика; Меринг имел здесь несколько домов, сад с прудом. Пройдя от Ольгинской ул. вверх через Новую ул., останавливаемся среди небольшой площади с фонтаном и цветниками перед театром Соловцова, построенным в стиле неогрек по проекту Шлейфера; на фронтоне его аллегорическая группа, изображающая крик лебедя, на потолкак написаны Аполлон с музами, поэт, увенчиваемый гением и вакхические сцены; этот театр в Липках не 1-й (в 1850-х годах театр в доме Белоградскаго, пастора Граля и др.).

От театра Соловцова улица, идущая к Крещатику, является одной из лучших в Киеве; она названа в честь имп.Николая I Николаевской. С Николаевской через Меринговскую ул. попадаем на Лютеранскую, где ближе к Крешатику в начале XIX в. находипось лютеранское кладбище, а теперь имеется лютеранская кирха; последняя построена архитектором Штромом, автором старого киевского театра, сгоревшсго в 1896 г., а частию и Владимирскаго собора. Тип её простой в духе обычных евангелических храмов XIX в. с незначительными готическими деталями на продолговатом двускатном доме; в метрической книге кирхи значится, что 1-е крещение совершено было пастором Гралем над сыном полковника О.Ливена – впоследствии министром народного просвещения. Средства на постройку кирхи были даны немецкими колонистами, занявшими своими усадьбами именно эту часть города, благодаря чему Липки в [с.322] XVIII в. имели еще название Немецкой горы; тем не менее это не мешало полякам показать свое превосходство над немцами, это выразилось здесь в закладке графом Я.Ильинским костела, подражавшаго храму Петра в Риме; постройка его однако не состоялась; кирха посвящена св.Екатерине в память имп.Екатерины II, вызвавшей немцев для колонизации запорожских земель после уничтожения сечи и эмиграции казаков на Кубань и Дунай; немцы, поселившиеся в Киеве, создали целую эпоху в развитии этого города : они основали здесь аптеки, фабрики, были первыми профессорами в университете, актерами, типографами, архитекторами, администраторами.

Ниже кирхи среди особняков в половине XIX в. выдавался огромный дом Сулимы с круглым фронтоном и колонами; в [18]50-х годах он был запущен и в 1859 г. обращен в благотворительное заведение, носящее и теперь название Сулимовки; еще ниже на углу Крещатика в доме Головни и Киселевского помещались параллельные классы 2-й гимназии; противоположный конец Лютеранской ул. выходит на Левашовскую ул., по пути к которой сохранилось несколько ампирных домов, в коих помещался некогда 1-й анатомический театр и пансион для учеников высшей гимназии (№ 22). На углу Банковой находится управление киевского военного округа, а за углом небезызвестный в Киеве дом архитектора Городецкого, украшенный фантастическими скульптурными чудовищами, будто снятыми с балконов Notre Dame в Париже; на той же ул. в строгом классическом (дорическом) стиле дом № 15-й.

Левашовская ул., на которую выходит Лютеранская, названа так по имени губернатора Левашова, стараниями коего Липки получили нынешнюю распланировку, первоначальное её название – Шелковичная. На этой улице имеется ряд особняков в стиле Людовика XVI и (№ 6) империи (№ 8, 17, 19, 24, 36). В конце её, на углу Институтской – дворец генерал губернатора с садом, составляющим часть преж[с.323]него кловского парка; против него в первой половине XIX в. стоял дом Бухтея, где помещалась университетская библиотека. От дворца генерал-губернатора Левашовская ул. до другого конца своего в 1845 г. была шоссирована обожженной глиной; это была единственная мощеная ул. в Киеве.

Рядом с дворцом общирная усадьба с простым домом, выходящим на Екатерининскую ул.; здесь теперь помещение гражданскаго губернатора, а в 1843 г. помещался женский институт, а также жил фельдмаршал Остен-Сакен; против дома губернатора ренессансное палаццо Бродского с картинной галереей и собранием других искусств. Дальше по Екатерининской опять дома плутократии и аристократии, среди них красив № 10; против Елизаветинской ул. (№ 13) видим скромный деревянный домик известного Бунге (отца финансиста), который занимался естествознанием, фармакологией, медальерным делом и др.; комнаты Бунге были украшены портретами древних мудрецов, а также китайскими перспективами, привезенными из Китая одним униатским игуменом.

Екатерининская ул. замыкается Кловским дворцом – ныне 1-м епархиальным женским училищем. Кловский дворец был построен в 1744 г. Шеделем в стиле Людовика XIV (рококо) в два этажа с округлыми выступами, дугообразными фронтонами, изящными наличниками и перекрытиями; он принадлежал лавре, а впоследствии (1787 г.) отобран в казну, которая передала его в 1811 г. для помещения здесь высшей гимназии, создавшей эру в истории киевскаго просвещения (основана Чацким); когда в 1857 г. дворец сгорел, то будучи перестроен в более простом виде, был передан для женского епархиального училища. Кловский дворец получил свое название от существовавшаго на его месте Кловского монастыря, а этот последний – от ручья, который огибал всю возвышенность Липок и впадал в р.Лыбедь.

Монастырь на Клове был основан 3-м печерским игуменом Стефаном в 1078 г. [с.324] удалившимся из Печерской обители и посвятившим свой монастырь Влахернской богородице, что заслуживает особого внимания в виду предполагаемых связей с этим константинопольским храмом Печерской лавры. Кловский монастырь пал, будучи ограблен половцами (в 1096 г.), а потом какими-то другими врагами (после 1112 г., когда о нем прекращаются сведения); название древнего Клова ныне сохранили примыкающие к Елизаветинской и Екатерининской ул. Кловский спуск и Кловская улица, ведущая к Печерскому базару; в книге планов и фасадов на Кловской ул. в начале XIX в. показано ампирное здание публичной библиотеки с интересным фасадом и оградой, спроектированными архитектором Дубровским; на западном склоне кловской возвышенности мастер Лангауз посадил множество тутовых деревьев, а до того времени там существовал уже виноградный сад, от коего осталось название в одной из улиц, идущей наискось от Елизаветинской до Левашовской; казенные виноградники в XVII в. в Киеве устраивали сербы, на Виноградной ул. сохранился от николаевской эпохи хорошенький дом № 10.

Левашовская от Виноградной идет до Бассейной и Госпитальной ул., из коих первая спускается к Бессарабке, а 2-я к военному госпиталю на Печерске. Удобнее вернуться на Бессарабку через Лютеранскую, свернув на Университетский спуск, в начале коего находится частный сад с театром в готическом духе, а дальше широкая деревянная лестница, так называемого Крутого спуска, с вершины которой открывается один из лучших видов на старый город и на так называемое Новое строение.