Иорданская церковь
Шероцкий К.В.
Рядом, к северу, расположена небольшая гора со следами древнего вала, называвшаяся в старину Лысой горой; на ней кладбище, а под горою Иорданская церковь. Это именно и есть центр древнейшаго Киева до великокняжеской поры. Нынешняя церковь (1866 г.) – официальной архитектуры с высокой шатровой колокольней; она посвящена св.Дмитрию, а в древности она была Николаевской; находившийся при ней Иорданский монастырь назывался так в память чуда с одним киевским паломником в святую землю, нашедшим здесь свой сосуд, уроненный в реке Иордане. В этот монастырь были переведены в XVII в. инокини из женской обители при Михайловском монастыре.
Развалины древней Николаевской церкви XI в. до сих пор существуют близ нынешней церкви в усадьбе Марра, где виден также след древнего Никольскаго подъема на гору. К этой церкви надо приурочивать сказание о чуде с половчином, отнесенное в XIX в. к церкви Николая Доброго, в XI в. еще не существовавшей. Икона Николая, от которой будто бы совершилось чудо, (сомнительный оригинал её, покрытый множеством красочных наслоений, находится ныне в Новосильском монастыре Тульской епархии), не древняя, но культ св.Николая на Руси известен с первых [с.205] времен и, вероятно был принесен сюда с Запада варягами : еще Аскольд строит церковь св.Николая и в XI – XII в. совершаются чудеса при иконах этого святого; в 1096-98 г. митрополит Ефрем, по соглашению с папой Николаем, установил на Руси празднование перенесения мощей св.Николая в Бар. Развалины княжеской церкви в усадьбе Марра (открыты в 1832 г. Лохвицким), кажется, не безосновательно принимались иногда за древнюю церковь пророка Илии, в которой в 945 г. присягали грекам русские христиане и каковую, действительно, можно помещать несколько в стороне над Глубочицей при повороте её от Щекавицы к Днепру.