Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Оболонь

Шероцкий К.В.

От Иорданской церкви еще в XVIII в. шла стена и вал по направлению Кирилловской ул. и в сторону Днепра. За ним находится местность, известная под названием Оболонь или Болонь, упоминаемая еще в 1096 г. по случаю нападения на Киев хана Боняка. Болонье простирается до самаго Вышгорода вдоль Плоского. Местность эта весной страдает от наводнений, почему в прибережных частях дома строятся на сваях; в некоторых местах Оболонь покрыта зарослями лозы, которую Карамзин принял за виноградную лозу, написав, что в княжескую эпоху здесь были придворные виноградники. Во всяком случае, жизнь на Оболони заметна очень рано (в 1876 г. найдены греко-римские монеты III в. в усадьбе Мигурина). Во времена магдебургского права на Оболони производились «экзерциции» (упражнения) вооруженного мещанского корпуса. Посредине Оболони проходит Оболоньская улица, на которой уцелело несколько домиков николаевской эпохи, а за нею высшая и низшая Юрковская ул., проходящия на месте ручья Юрковицы или Сверховицы, по которому Андрей Боголюбский проник на Подол; дальше Кирилловскую ул. пересекает Мыльный переулок, получивший свое название от мыловарень; за [с.206] ним на горе богоугодные заведения с древней церковью св.Кирилла.

Все взгорье вплоть до Кирилловского монастыря обследовано Армашевским, Феофилактовым, Антоновичем и Хвойкой; оно усеяно пещерами и земными жилищами первобытного человека, появившегося здесь в послеледниковую эпоху, когда север России находился еще под льдами. В лёссе первобытный человек имел прочные и сухие жилища, но они были разграблены кладоискателями, искавшими в этих пещерах царственных богатств гетмана Мазепы. Так пропало много памятников, которые по определению Хв.Вовка относятся к мадленской эпохе, современной мамонту и северному оленю. Находки, добытые здесь исследователями, частью хранятся в археологическом музее при киевском университете.

В народном воображении Кирилловская улица и её пещеры слывут, как место подвигов какого-то подвижника Кирилла и богатыря Кирилла Кожемяки, олицетворившаго в себе богатырскую бдительность и усилия древнего Киева, постоянно поджидавшаго с этого места врагов. Местность эта называется еще Дорогожичи («Дорожница»), так как здесь сходились несколько путей к Киеву; они были напоены кровью и трупами. Кто овладел этим местом, для того Подол был уже беззащитен. Отсюда пришел к Киеву в 1140 г. и князь Всеволод II Ольгович. Овладев Киевом, он построил на том месте, где, может быть, уже (в пещерах) подвизались иноки, Кирилловский монастырь (известен с 1231 г.), сделав его «отним» для рода Ольговичей, отчего он и носил название черниговскаго (Кальнофойский).