Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Архитектура

В период от татаро-монгольского нашествия до воссоединения Украины с Россией архитектура Киева развивалась медленно. Нападения вражеских войск, господство католической церкви ограничивали не только новое строительство, но и восстановление разрушенных сооружений. Иноземные захватчики запрещали строить православные церкви, о чем свидетельствует, в частности, приказ короля польского и князя литовского Казимира IV в 1455 г. Более того, они разрушали древнерусские храмы. Так, в начале XVII в. были разобраны церкви в Вышгороде и Борисполе, а кирпич использован для сооружения костелов на Подоле.

К этому периоду со времени Киевской Руси сохранились подвергнувшиеся в той или иной степени разрушению. Софийский собор с церквами Ирины и Георгия, Михайловский (Дмитриевский) собор, церкви Трехсвятительская и Десятинная в Верхнем городе, Большая Успенская и Троицкая надвратная в Киево-Печерской лавре, Михайловская в Выдубицком монастыре, Успенская (Пирогоща) на Подоле, церковь Кирилловского монастыря и др. Их окружали небольшие, преимущественно деревянные, часовни, хозяйственные постройки, галереи.

Главное административное здание города – ратуша (XVI в.), находившаяся в центре Подола, была деревянной. Во всем городе преобладали постройки из дерева. Характер застройки города отражен на плане Киева 1695 г., составленном подполковником Ушаковым [ЦГАДА, ф. Картографического отдела библиотеки МГАМИД, д. 14]. Застроенные участки чередовались с огородами, виноградниками, садами и лесными массивами. Территория Крещатой долины – природной границы между двумя частями города – и местность до «Печерского городка», за небольшим исключением, были покрыты лесами. Дремучим лесом проходила дорога от современной Бессарабки вдоль Красноармейской улицы. Силуэт города вырисовывался монастырскими комплексами, доминирующими, благодаря монументальным каменным сооружениям, над лесными массивами.

В северной части города, на высоком холме над Подолом, возвышался деревянный Киевский замок, построенный литовскими князьями, по-видимому, в период укрепления их владычества (конец XIV в.). Он неоднократно подвергался разрушению, в частности, в 1482 г. во время нападения на Киев орд хана Менгли-Гирея. В 1535 г. его восстановил местный мастер Иван Служка. Это было живописное по своему силуэту сооружение. Укрепленные стены его имели 15 шестиугольных и четырехугольных деревянных башен, завершавшихся шатровыми крышами. На одной из башен были установлены городские часы. В замок вели двое ворот – Драбские (против нынешнего Андреевского спуска) и Воеводины (со стороны Подола). В замке располагались костел, три церкви, дворец, дома военных чинов, казармы, пороховой погреб, склады оружия. В 1608 г. замок сгорел, однако вскоре был отстроен. В годы освободительной борьбы украинского народа замок снова был разрушен.

На Боричевом спуске, ниже того места, где сейчас находится Андреевская церковь, располагался католический монастырь, сооруженный в XIV в. Он был разрушен во время освободительной войны 1648-1654 гг.

Вековым сосновым бором был покрыт левый берег Днепра. О бывшем «Городце», находившемся на северо-западной окраине Выгуровщины и упоминающемся в летописях, свидетельствовали лишь одни земляные валы.

Выдающимся сооружением этого периода является церковь Николы Притиска, построенная в 1631 г. киевским мещанином по прозвищу Железный Грош. Это наиболее ранний каменный крещатый однокупольный храм, послуживший прототипом последующих пятикупольных вариантов, возникших на Украине. Он был выгодно размещен в градостроительном отношении, замыкая перспективы пересекающихся улиц Хоревой и Николо-Притиской (Подол).

В начале XVII в. на месте существующего Житного рынка был сооружен большой деревянный дворец [сведений о его архитектуре не сохранилось]; построены костелы. Наиболее характерный из них находился в центре Подола и представлял собой большое каменное базиликального типа сооружение с фронтоном на главном фасаде. В 1690 г. этот костел был перестроен под православную Петропавловскую церковь.

В первой половине XVII в. велись работы по восстановлению подвергшихся разрушению памятников: Софийского собора (1633 г.), Спаса на Берестове, церквей Василия (Трехсвятительская), Пречистенской на Подоле. В результате их внешний вид значительно изменился: куполам, шатровым и шпилеобразным главам храмов была придана криволинейная, грушевидная и ярусная форма. Из мастеров этого периода известны Себастиан Браччи, реставрировавший в 1613– 1614 гг. Успенский собор (Пирогощу) на Подоле, а также Иаким Евтихеев, Николай, Генрих и Станислав [фамилии неизвестны], принимавшие участие в восстановлении Софийского собора.

Наряду с этим много жилых, служебных и культовых сооружений возводилось в деревне. Так как обычно камень комбинировался с кирпичом и деревянными конструкциями, многие постройки до нас не дошли, например, две деревянные колокольни, построенные в 1632-1648 гг. у ограды Софийского собора, выходившей на нынешнюю площадь Богдана Хмельницкого. Архитектура как этих, так и многих других исчезнувших сооружений отображена на известных рисунках А.Вестерфельда 1651 г.

Воссоединение Украины с Россией способствовало значительному расширению застройки города, развитию таланта украинских архитекторов, создавших много оригинальных высокохудожественных памятников национальной архитектуры. Укрепление связей с Москвой, а со временем и с Петербургом обогащало украинскую строительную технику новыми конструктивными и архитектурными приемами. Рост потребностей общественной жизни, производства, торговли, транспорта и просвещения способствовал созданию новых типов сооружений, вследствие чего этот период в Киеве оставил наибольшее количество выдающихся памятников архитектуры.

Больше всего древних построек находилось на территории Верхнего города. Кроме сооружений, сохранившихся до наших дней, здесь возвышались остатки первенцев древнерусской архитектуры – Десятинной церкви, реконструированной в Малую Десятинную церковь, а также княжеского дворца. На самой высокой точке у спуска к Днепру располагался ансамбль сооружений Михайловского Златоверхого монастыря, а далее на запад – Софийский монастырь. Значительно меньшего размера храмы Георгия и Ирины, находившиеся на юго-восток от него, а также окружавшие деревянные строения подчеркивали грандиозность и величие Софийского собора. Еще далее на юг находились Золотые ворота, во второй половине XVII в. еще служившие въездом в город. Здесь же в границах укрепленного города были сосредоточены дворы князей, бояр, дружинников, духовенства и прочей феодальной знати.

Близость к государственной границе требовала систематического усиления укреплений Киева, в частности Старокиевской крепости, включавшей территорию Верхнего города. Значение крепости особенно возросло после того, как Киевский замок на горе Киселевка перестал существовать. Сосредоточение в крепости командования и административного центра способствовало возникновению новых правительственных зданий.

Печерск занимал значительно большую территорию, чем Верхний город. Здесь главным образом застраивались улицы, шедшие параллельно Днепру. Основная магистраль, соединявшая Печерск со Старым городом и Подолом, проходила приблизительно вдоль современной ул. Кирова [Центральный государственный военно-исторический архив СССР (дальше ЦГВИА СССР), ф. Военно-ученого архива, 1706, д. 22031; ф. Главного военно-инженерного управления, 1745, д. 2328]. Над этой частью города господствовали сооружения Пустынно-Никольского, Киево-Печерского, а далее Выдубицкого монастырей.

Застройка Подола, бывшего центром ремесленной промышленности и торговли, ограничивалась территорией прилегавших к Старокиевской крепости улиц. Направление его главных улиц, как и теперь, в основном было параллельным течению Днепра, их пересекала густая сеть более узких улиц, идущих к Днепру. Улица, сохранившаяся до настоящего времени под названием Верхний Вал, являлась северной границей застройки Киева и, в частности, Подола.

Конец XVII и начало XVIII в. в архитектурном отношении характеризовались совершенствованием объемных решений типов трехнефных четырех- и шестистолпных каменных храмов, сложившихся в период Киевской Руси. Важнейшей особенностью как этого, так и последующего периода было также развитие, под влиянием деревянного зодчества, объемно-пространственных композиций на камерной, трехчастной и крещатой основе плана с «башнеобразными объемами, состоящими из вертикальных граненых призматических объемов, попеременно чередующихся со срезанными сомкнутыми сводами» [Г.Н.Логвин, Киев, М., 1960, стр. 25]. Кроме того, сформировался тип трапезной с одним удлиненным внутренним пространством и куполом в восточной части. Особенность его состояла в том, что он решался в духе гражданской архитектуры (трапезные монастырей Выдубицкого, 1696-1701 гг., Михайловского Златоверхого, 1713 г.).

В конструктивном отношении для памятников каменного зодчества XVII-XVIII вв. характерны массивные стены, оправданные необходимостью погашения распора сводов. Применение лопаток и пилястров, в том числе угловых с раскреповкой карнизов, увеличивало прочность и устойчивость стен. Лопатки стали ведущим архитектурным мотивом в сооружениях XVII и начала XVIII в. Они чередовались с сильно профилированными обрамлениями проемов. Разнообразный характер этих обрамлений, в частности в виде полуколонн, а также их завершений свидетельствует об упорных творческих исканиях архитекторов этого периода (типография Киево-Печерской лавры). По отношению к основному объему постройки полуколонна как архитектурный мотив почти не употреблялась. Отдельно стоящие колонны также не применялись. Большое распространение этих форм связано с дальнейшим развитием архитектуры, с деятельностью архитектора В.Растрелли.

Георгиевская церковь (1696– 1701 гг.)…

Георгиевская церковь (1696– 1701 гг.) и колокольня Выдубецкого монастыря (1770– 1720 гг). [с. 217]

Военно-Никольский собор. 1690-1696 гг.…

Военно-Никольский собор. 1690-1696 гг. Архитектор И.Старцев. [с. 219]

В конце XVII – в начале XVIII в. экономические и культурные связи между отдельными частями Русского государства усилились. Это нашло свое отражение и в области строительства: увеличился взаимообмен мастерами, с севера начали поступать в Киев различные строительные материалы – железо, алебастр, известь, камень, развернулись работы по строительству дорог Киев – Москва, началось сооружение мостов через Днепр [ЦГИА УССР, ф. Киевской губернской канцелярии, 1769, д. 5447; 1573, д. 2063; 1761-1779, д. 3102]. В это время на Украине работали русские мастера И.Д.Старцев и Д.В.Аксамитов. «Каменных дел мастер» И.Старцев построил в Киеве Богоявленскую церковь Братского монастыря (1690-1693 гг.) и Военно-Никольский собор (1690-1696 гг.) [кроме того, И.Д.Старцев работал на Украине по планировке и строительству в 1697 г. г.Казикермен (позднее Берислав) в связи с сооружением укреплений на Днепре (ЦГАДА, ф. Разрядного приказа, белгородский стол, 1697, д. 1608)]. Творчески видоизменяя ранее сложившийся тип и архитектурные формы шестистолпного трехнефного храма, он достиг поразительной стройности и величия сооружений.

В 1700 г. для строительства Печерской крепости в Киев был командирован Аксамитов. После 1706 г. в связи с указаниями Петра I работы по укреплению крепости особенно усилились. По-видимому, Аксамитовым были построены каменная ограда вокруг Верхней лавры (1696-1708 гг.) с башнями и церквами (Кущника, Онуфрия, Малярни, 1698-1701 гг.), первый этаж лаврской типографии (1701 г.), а ранее церковь Всех святых над Экономическими воротами (1696-1698 гг.). Считают, что Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря (1696-1701 гг.) [«Очерки истории архитектуры Украинской ССР», т. I, К., 1957, стр. 123] также построена Аксамитовым. Для построек Аксамитов привозил из Москвы шаблоны архитектурных деталей, поэтому его сооружения имеют много общих черт с русским зодчеством [ЦГАДА. ф. Малороссийские дела, 1700, д. 83, Л. 1]. Вместе с тем церкви Всех святых, Онуфрия (последняя со временем получила название Палатной башни) и Георгиевская отражают глубоко самобытное направление в композиции церквей на камерно-крещатой основе плана.

Выдающиеся мастера в это время работали преимущественно по застройке монастырских комплексов. В центре монастыря, территория которого в большинстве случаев насчитывала три-семь гектаров, располагался главный храм, иногда две церкви, как, например, в Выдубицком монастыре. Колокольня обычно была надвратным сооружением (Софийский, Братский, Фроловский, Кирилловский и Военно-Никольский монастыри [Воєнно-Микільського монастиря не було; був Микільський Пустинний монастир; після його скасування його собор став гарнізонним храмом і отримав назву Воєнно-Микільського собору]). Из других построек следует назвать трапезную, келии монахов, хозяйственный двор, хлебопекарню, амбары и др.

Монастырские комплексы существенно влияли на дальнейшее развитие застройки города, на формирование его плана. Особое значение в условиях утопающего в зелени ландшафта Киева начали приобретать такие сооружения монастырей, как церкви и колокольни.

Больше всего каменных сооружений, по сравнению с другими монастырями, в начале XVIII в. имела Киево-Печерская лавра. Кроме Успенской (1073-1078 гг.) и Троицкой надвратной (1106-1108 гг.) церквей, в Верхней лавре была каменная трапезная (1680 г.) На территории лавры и вблизи нее находились еще четыре церкви: Воскресенская (1696-1698 гг.), Феодосиевская (1696 г.), Больничного монастыря и Рождества Богородицы (1696 г.).

В Софийском монастыре ныне существующая колокольня была каменной только в первом ярусе, а второй, завершающий ее, ярус был деревянным. В 1706-1707 гг. вместо него надстроили еще два каменных яруса. В строительстве принимал участие «…каменных дел подмастерье, Киево-Печерского местечка житель Савва Яковлев» [Н.И.Кресальный, Софийский заповедник в Киеве, К., 1960, стр. 270], который, по-видимому, являлся автором варианта колокольни, предшествовавшего современному.

Собор Михайловского Златоверхого монастыря, находившийся у крутого склона берега Днепра, и трапезная (1713 г.) были единственными каменными сооружениями среди деревянных колоколен, часовен и служб на территории монастыря.

Кварталы Подола отличались большей плотностью застройки по сравнению с другими частями города. Здесь особенно разительным контрастом на фоне деревянной застройки равнинной территории выделялись монастырские комплексы и отдельные храмы: Успенский собор (Пирогоща, 1131- 1136 гг.), церкви – Николая Притиского (1631 г.), Петропавловская, Борисоглебская, Ильинская (1692 г.), сооружения Братского монастыря. Этот монастырь до начала XVIII в. имел три каменные постройки, две из которых носили гражданский характер: трапезная (конец XVII в.), здание академии (1703-1704 гг.), бывшее в то время одноэтажным, и Богоявленская церковь. Раньше, чем в других частях города, на Подоле возникли еще две гражданские каменные жилые постройки: так называемый дом Артемихи (конец XVII в.) и дом, в котором останавливался Петр I во время приезда в Киев (начало XVIII в.). Последний в перестроенном виде сохранился до наших дней.

Кроме этих замечательных в архитектурном отношении построек, в Киеве существовали тогда тысячи жилищ монастырских крепостных и цеховых ремесленников. Они располагались в кварталах, имевших преимущественно неправильную конфигурацию с кривыми, различной ширины улицами, так как четкой планировки города не было. Типом массового жилища была хата – комната и сени, или хата на две половины. Одна из половин иногда использовалась как хозяйственная постройка. Когда половины делились на меньшие помещения, возникал многокомнатный дом. Большим числом окон и входами хата чаще всего была обращена во двор и в сторону усадьбы. В отдельных домах все это сочеталось с разнообразием архитектурных, конструктивно оправданных форм: открытые галереи, крыши с заломами, наличники проемов, резные детали и т.п., что свидетельствует о творческом подходе украинских народных мастеров-зодчих.

Большая колокольня Киева-Печерской…

Большая колокольня Киева-Печерской лавры. 1731– 1745 гг. Архитекторы Ф.Васильев и И.Шедель. [с. 224]

Митрополичий дом в Софийском дворе.…

Митрополичий дом в Софийском дворе. 1723– 1757 гг. [с. 225]

Во второй и третьей четвертях XVIII в. строительство на Украине, и особенно в Киеве бурно развивалось. Этому, в частности, способствовала отмена в 1721 г. указа Петра I, согласно которому в городах, за исключением Петербурга, запрещалось каменное строительство. Так как на Украине для осуществления новых задач не хватало архитекторов и мастеров, из Москвы и Петербурга в Киев были посланы талантливые архитекторы и мастера И.Ф.Мичурин, Ф.Васильев, И.И.Каландин, И.Г.Шедель, А.В.Квасов. Их помощь способствовала утверждению прогрессивных направлений в украинской архитектуре.

Для этого периода характерным является значительное строительство жилых, служебных и дворцовых сооружений. Из культовых сооружений окончательно сформировался и получил распространение тип небольшой ярусной надвратной колокольни. В третьей четверти XVIII в. большое внимание уделялось декоративному украшению уже существующих построек, которые часто завершались фронтонами. Живописное сочетание сооружений с окружающей природой, пластика белых стен и фронтонов, иногда вставки из цветной глазурованной керамики, яркая окраска крыш и позолота куполов – основные приемы, использовавшиеся в архитектуре этого периода.

Толчком к развертыванию в Киеве каменного строительства послужили работы, начавшиеся в лавре после пожара, происшедшего в ночь на 22 апреля 1718 г. Для восстановления монастыря Петр I послал архитектора и из собственной казны подарил 5000 руб. Кроме того, он приказал собрать с казацкой старшины для этого дополнительно 10 000 руб.

В 1720 г. для восстановления лавры прибыл архитектор Федор Васильев. За несколько месяцев он составил «Реестр о строении святой церкви и колокольни имеючось строитися» и выехал из Киева [ЦГАДА, ф. Малороссийской экспедиции сената, 1723, д. 38/1765, л. 261-277; Путеводитель, К., 1961, стр. 130. По сути, Ф.Васильева вынудили покинуть Киев, так как он произвел точные подсчеты объема работ и уличил лаврское духовенство в попытке кражи золота, предназначенного для золочения куполов]. После этого, в декабре 1723 г., в Киев были отправлены московский «каменного архитекторского и штукатурского дела мастер Иван Иванов сын Каландин» и «Покровского ряду кузнец Алексей Васильев» [ЦГАДА, ф. Малороссийской экспедиции сената, 1724, д. 30/1757, д. № 660 и 1723 д. 39/1766, л. 219].

Каландин руководил работами в Успенском соборе. Он, по-видимому, был первым учителем известного мастера Степана Ковнира и других украинских мастеров.

[Степан Демьянович Ковнир родился в 1695 г. в с.Гвоздове, расположенном в 20 км южнее Киева. После смерти родителей он, еще совсем молодой, «по бывшей еще в Малой России о переходе с места на место свободности пришел холостым сюда, в Киев, возымел жительство на местечку Печерском во владении Лаврском». Поселившись в 1720 г. на Печерске, Ковнир работал каменщиком на строительстве в лавре. Приписавшись к лавре, Ковнир со временем стал ее крепостным. Самые поздние сведения о его жизни датируются октябрем 1785 г., когда мастеру исполнилось 90 лет]

В эти годы Ковнир только начинал работу на стройках лавры. Он построил книжную лавку – среднюю часть так называемого Ковнирского корпуса.

Дом Артемихи на Подоле. Конец XVIII в.…

Дом Артемихи на Подоле. Конец XVIII в. [с. 221]

Ковнирский корпус Киево-Печерской…

Ковнирский корпус Киево-Печерской лавры. 1721– 1772 гг. Рисунок. [с. 222]

В плановом решении книжной лавки (1721-1727 гг.) воспроизведен распространенный тип украинской «каменицы», или хаты на две половины. В 1746-1751 и 1772 гг. над книжной лавкой в уровень с карнизом «хлебни» (южной части корпуса) был надстроен второй этаж. Основная перспектива Верхней лавры от Троицких ворот замкнулась различными по композиции фронтонами этого корпуса и приобрела архитектурную законченность. Кроме того, в лавре в 1721-1727 гг. было сооружено много других, преимущественно жилых одноэтажных корпусов: соборных старцев (№ 3, 4), экономический (№ 7), клирошанский, келий архимандрита и др. [ЦГАДА, ф. Малороссийской экспедиции сената, 1723, д. 38/1765, л. 380] В эти годы ни в одной части Киева не велось такого значительного строительства, как здесь.

Тем временем из намеченной программы задерживалось строительство большой каменной колокольни. Согласно заключенному лаврой контракту, архитектор Шедель (1680-е годы – 1752 г.), прибывший в Киев в 1731 г., должен был на протяжении трех лет «по данному образцу» [ЦГИА УССР, ф. Киево-Печерской лавры, общие, 1731, д. 27, ч. I, л. 2-5] построить в Киево-Печерском монастыре каменную колокольню. Вместо пятиярусной колокольни, которая была предусмотрена проектным чертежом Ф.Васильева, Шедель соорудил четырехъярусную, сохранив при этом последовательность архитектурного решения ярусов [есть основания считать авторами колокольни архитекторов Ф.Васильева и И.Шеделя]. Строительство колокольни закончилось только в 1745 г. Оно поглотило все резервы и привело к прекращению строительства в лавре других объектов.

В архитектурном отношении большая лаврская колокольня явилась организующей высотной доминантой (96,52 м с крестом), органически вошедшей в ансамбль лавры и подчинившей себе башни и главы всех сооружений Печерской части Киева. Впоследствии это стало примером для решения многих ансамблей. В колокольне впервые в Киеве были применены спаренные, отдельно стоящие колонны, пучки колонн и другие архитектурные формы, характеризующие пластические возможности строительного материала. В процессе ее постройки возникла школа опытных мастеров-каменщиков.

Опыт сооружения колокольни способствовал дальнейшему развертыванию каменного строительства. Это, в свою очередь, вызвало рост кирпичных заводов, являвшихся, как правило, собственностью монастырей. Наиболее значительными были кирпичные заводы в устье р.Лыбеди, принадлежавшие Киево-Печерской лавре [ЦГИА УССР, ф. Киево-Печерской лавры, общие, 1748, д. 90, л. 67, 253, 272]. При таких заводах имелись специальные печи для изготовления лепных керамических архитектурных деталей. Кроме того, изготовлялась многоцветная глазурованная керамика, широко использовавшаяся для украшения интерьеров, а также во внешнем оформлении в виде отдельных вставок.

Каменные постройки возникали как за счет расширения уже существующих монастырских комплексов, так и за счет замены деревянных. Формировались новые типы сооружений с чертами гражданской архитектуры, что ярко видно по памятникам Софийского монастыря – резиденции митрополита. Современный вид монастыря, если не принимать во внимание незначительных более поздних наслоений, сложился в 1723-1757 гг. В конце XVII – начале XVIII в. на месте так называемого Митрополичьего дома (теперь здание Президиума Академии строительства и архитектуры УССР) было два деревянных сооружения, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Одноэтажное каменное здание на этом месте было отстроено в 1723-1730 гг. Второй этаж надстроен в 1731-1747 гг. В 1748-1757 гг. были возведены фронтоны восточного и западного фасадов, вследствие чего постройка приобрела существующее завершение крутой крышей с заломом. В XIX в. появился лепной орнамент. В годы Советской власти здание подверглось значительной реконструкции.

Во внутренней планировке Митрополичьего дома наметился анфиладный принцип последовательного размещения помещений. Такая схема воспроизведена в более поздних сооружениях, например в Кловском дворце (1754-1755 гг., Липки). По аналогичной схеме в 1763-1767 гг. архитекторами М.Юрасовым и Ф.Паповым западнее Софийского собора было построено вытянутое в длину двухэтажное здание бурсы [Е.В.Тиманович, Праці архітектора Юрасова у Києві, «Питання історії архітектури та будівельної техніки України, К., 1959, стр. 142]. Все эти сооружения являются лучшими образцами гражданской архитектуры XVIII в. на Украине.

Бывший братский корпус Софийского монастыря (первый этаж – 1750 г., второй – 1760 г.) по первоначальному замыслу представлял собой поставленные в один ряд своеобразные жилые секции (келий). Каждая секция состояла из двух комнат, из которых первая являлась проходной и имела характер передней, или сеней. Подобный прием блокировки однотипных планировочных единиц здания и раньше практиковался в Киеве. Так, первый этаж каменного здания в Братском монастыре (1703-1704 гг.) явился своеобразным соединением нескольких хат в один ряд. Каждую из них сени делили на две половины. Такой секционный принцип сохранен и в лаврских жилых корпусах, построенных в 1721-1727 гг.

В 1722-1730 гг. была сооружена Малая, или так называемая Теплая, София, выполнявшая роль трапезной. В результате реконструкции в 1764 – 1769 гг., произведенной архитектором И.Г.Барским [Г.Н.Підлісна, Нові дані про пам’ятники української архітектури і майстрів, які працювали на Україні у XVIII ст., «Питання історії архітектури та будівельної техніки України», стр. 185] она превращена в трехнефное сооружение типа базилики с поднятой центральной частью над боковыми и большими барочными фронтонами на главном фасаде.

Решающее значение в формировании ансамбля сыграла перестройка колокольни. После пожара, в 1744 г., будучи трехъярусной, она была «разбивана мало не до звонов». В 1746-1748 гг. архитектором И.Г.Шеделем она была восстановлена с переделкой нижнего яруса. Пластика и орнаментальная насыщенность стен внесли значительный контраст с решением здания Софии и придали новое великолепное звучание всему ансамблю. В таком виде колокольня просуществовала до 1852 г., когда по проекту Ф.Солнцева ее высота была увеличена еще на один каменный ярус. В те же годы монастырь был обнесен каменной оградой, и построена Южная надвратная башня. С именем Шеделя связывают возникновение оригинальных по композиции ворот, или так называемой Брамы Заборовского с фигурным фронтоном, насыщенным крупным выразительным лепным орнаментом.

Так называемая брама Заборовского.…

Так называемая брама Заборовского. 1746– 1747 гг. [с. 227]

Фасад Кловского дворца. Архитекторы…

Фасад Кловского дворца. Архитекторы П.Неелов и С.Ковнир. [с. 229]

По усовершенствованным типам древнерусских с частичными видоизменениями были созданы храмы на территории других монастырей, в частности четырехстолпная церковь Вознесения во Фроловском монастыре на Подоле (1722-1732 гг.).

Киев все время оставался крепостью. Во время русско-турецкой войны вновь встал вопрос об оборонительных укреплениях Киева. По приказу фельдмаршала Миниха были обновлены и усилены валы вокруг Старого города. Так называемая «нуманкационная», или оборонительная, линия в 1732-1737 гг. связала Старокиевскую и Печерскую крепости для защиты города с запада. Позднее инженер-полковнику Даниилу Дебоскету были поручены фортификационные работы. Валы, рвы и другие защитные устройства, въездные ворота с крепкими запорами были основными оборонительными средствами. Сохранившиеся Московские ворота Печерской крепости (XVIII в.) с прилегающим земляным валом и пороховой склад выполнены в монументальных каменных архитектурных формах. Одновременно для укрепления склонов в связи с плывунами в горах Дебоскет соорудил деревянные и каменные уступы, подпорные стены, водоотводы, дренажные колодцы и др. [ЦГИА УССР, ф. Киевской губернской канцелярии, 1750, д. 1564; ф. Киево-Печерской лавры, общие, д. 30, ч. VI; л. 7, 8, 13, 18, 34-36, 50-51]

Развитие архитектуры Киева происходило в сложных условиях. Местные мастера в своей деятельности, основываясь на национальных традициях, создавали свое направление в украинской архитектуре. Большое влияние на многих из них оказывало творчество великого русского архитектора В.В.Растрелли, отличающегося своими яркими стилевыми чертами. Несколько иного направления придерживались русские архитекторы А.В.Квасов и П.И.Неелов, работавшие на Украине в третьей четверти XVIII в. В своем творчестве они приближались к классицизму и способствовали распространению этого стиля в украинской архитектуре.

По проекту Растрелли была сооружена Андреевская церковь (1747- 1753 гг.) – один из наиболее выдающихся памятников архитектуры. Характерной чертой ее является живописность архитектурного решения, в частности изысканность пропорций четырех глав, сильно отодвинутых от центрального купола. Все архитектурные формы сооружения имеют богатую пластику. Группы спаренных колонн, подчиненных стремительному движению вверх, придают ему легкость и стройность. Это впечатление усиливается расположением постройки на холме высокого правого берега Днепра. Андреевская церковь вошла в историю архитектуры как лучший образец органического слияния архитектуры с окружающей природой.

Строительством руководил архитектор И.Ф.Мичурин, прибывший из Москвы с группой помощников и мастеров. Позднее, когда развернулись работы по строительству Царского дворца, эта группа пополнилась местными мастерами. В ее составе были: П.Неелов, А.Квасов, А.Спиридов, С.Карин, Н.Салков, Т.Невский, Трубников, И.Демарк, П.Цегу, И.Матуров, Н.Алексеев и др. Среди 60 каменщиков и подмастерьев, строивших церковь, встречается имя Степана Ковнира [ЦГИА УССР, ф. Киево-Печерской лавры, 1748, д. 90, л. 57, 58, 60].

Кроме Андреевской церкви, по приказу императрицы велось строительство в Печерской части Киева. Перед сооружением Царского дворца (1752-1755 гг.) была произведена планировка Царского, ныне Первомайского, сада. Дворец, с более высокой центральной, парадной частью, боковыми флигелями и переходами был решен в дереве по образцу дворца, созданного Растрелли под Москвой, в с.Перово [Центральный государственный исторический архив (Ленинград) СССР (дальше – ЦГИАЛ СССР), ф. Гоф-интендантской конторы, он. 2, 1752, д. 104, л. 9]. Этот дворец в 1819 г. сгорел, а в 1834, 1868-1870 гг. по проекту архитектора К.Маевского в творческом стиле Растрелли был построен существующий ныне каменный дворец.

Недалеко от Царского дворца, в Кловской усадьбе, бывшей одним из владений лавры, на месте старого деревянного возведен каменный двухэтажный дворец. К строительству дворца был привлечен русский архитектор П.И.Неелов. Однако будучи занятым на строительстве Царского дворца, Неелов не смог выполнить взятых на себя обязанностей. Поэтому в июле 1755 г. для завершения строительства дворца был приглашен Ковнир [ЦГИА УССР, ф. Киево-Печерской лавры, вотчинные, 1754, д. 1861, л. 16].

Кловский дворец состоял из двух в плане Г-образных объемов, соединенных центральной частью. Внутри соблюден дворцовый анфиладный принцип последовательного размещения проходных помещений. В отличие от Царского дворца, Кловский имел более скромное, но монументальное решение. Сдержанность в архитектурных средствах (пилястры по углам, наличники проемов) придавали постройке торжественно-спокойные черты, свойственные будущему стилю классицизма. «Маляр-золотарь» В.Фридрих в 1757 г. расписал плафон в большом зале дворца. В 1760 г. для росписи стен по полотну был приглашен художник – «иконописец» Кондратий Андреев (из с.Сорокошичей, Черниговской губернии).

Несколько лет над благоустройством Царского сада, а затем Кловского парка работали парковые мастера. Большой замысел «садового гизеля» В. Н. Скобеева нашёл своё осуществление лишь в незначительной части, прилегающей к Кловскому дворцу [ЦГИА УССР, Коллекция планов и карт, 1760, № 70]. Вдоль нынешней улицы Розы Люксембург была насажена прекрасная липовая аллея, соединявшая Царскую и Кловскую площади. Вдоль нынешней улицы Розы Люксембург была насажена прекрасная липовая аллея, соединявшая Царскую и Кловскую площади.

Третья четверть XVIII в. характеризуется деятельностью в Киеве местных мастеров-зодчих С.Д.Ковнира и И.Г.Барского, которые вели строительство не только в Киеве, но и в других городах Украины.

Фонтан «Самсон» («Фелициал») на…

Фонтан «Самсон» («Фелициал») на Подоле. Архитектор И.Барский. Фото последней четверти XIX в. [с. 230]

Колокольня Дальних пещер. 1754– 1761…

Колокольня Дальних пещер. 1754– 1761 гг. Архитектор С. Ковнир. [с. 232]

Как и в начале столетия, расположение Подола на водной магистрали способствовало быстрой застройке этой части территории Киева. 35-летняя деятельность И.Барского [И.Г.Барский (1713-1785 гг.) родился на Подоле в семье лавочника. В [17]40-х годах учился в Киевской академии, где получил основы архитектурно-художественного образования. На Украине, и в частности в Киеве, построил и реставрировал свыше 30 выдающихся сооружений], начавшаяся в 1748 г., связана с этим районом. Можно с уверенностью сказать, что в период 1755-1780 гг. ни одно строительство на Подоле не обошлось без его участия.

Барский, работая над благоустройством Подола, создал такое инженерное сооружение, как водопровод (1748-1749 гг.), представлявший собой разветвленную сеть труб, которая брала начало из горного источника и заканчивалась колодцами. Главным архитектурным сооружением водопровода был павильон-фонтан, так называемый «Фелициал», на центральной площади Подола. По внешнему виду – это перекрытая куполом круглая ротонда с четырьмя арочными проемами и спаренными колоннами.

В центре Подола Барский соорудил колокольню Петропавловской церкви (1756 г.), ближе к набережной – магистратскую хлебную лавку (1756 г.) и дом Юрия Дранича [Дранчева]. В Кирилловском монастыре он построил церковь Василия Великого (1748-1749 гг.), надвратную церковь-колокольню (1748-1760 гг.), ограду с башнями и воротами (1748 г.), обновил в стиле барокко церковь Кирилловского монастыря (около 1760 г.), достроив фронтоны с лепными украшениями и др.

В последующем десятилетии Барский был снова привлечен к строительству в центральной части Подола. Ниже Андреевской он соорудил Покровскую церковь (1766 г.). Трехкамерная планировка этой церкви очень похожа на планировку многих других крещатых украинских и русских храмов.

Позднее, в 1775 г., Барский восстановил расположенную вблизи колокольню церкви Николая Доброго, а также построил колокольню Успенского собора (Пирогощу), реставрированного им в 1760 г. В этот же период Барский воздвигнул на Подоле несколько сооружений, которые можно разбить на три группы. Первая группа – это жилые дома греческого монастыря (1770 г.). Вторая – постройки на центральной площади Подола около Братского монастыря, где он реставрировал Воскресенскую церковь (1770-1780 гг.) и соорудил оригинальный по своему замыслу гостинный дом и двор. Прямоугольной формы квартал с трех сторон был застроен хозяйственными постройками, образующими замкнутый двор. В сторону набережной (четвертая сторона) выходил гостинный дом.

Третьей группой были сооружения, выходившие на набережную. В 1760-1765 гг. Барский построил одноэтажное деревянное здание бурсы. В 1775 г. бурса сгорела и на ее фундаментах Барский построил каменное здание бурсы – вытянутое вдоль набережной сооружение с выступами на флангах в сторону Днепра, завершающимися фронтонами в стиле барокко. Массивная крыша имела типичные для того времени заломы. В 1809-1811 гг. надстроен второй этаж и большой портал. Другим сооружением Барского является Набережно-Никольская церковь (1772-1775 гг.). Магистратская хлебная лавка, дом Юрия Дранича, Бурса и Набережно-Никольская церковь, находясь на набережной, внесли в силуэт Подола новый масштаб большого города.

Печерск в третьей четверти XVIII в. застраивался меньше, чем Подол, однако в значительно больших размерах по сравнению с Верхним городом. Уже в 50-х годах XVIII в. в Киево-Печерской лавре возникла школа квалифицированных каменщиков, насчитывавшая более 70 человек. В повышении квалификации каменщиков большую роль играли преемственность ремесла, принцип коллективности работы с мастером, специализация, сближавшие их труд с творчеством архитекторов. Наиболее многочисленным в лавре был род крепостных Скачков, насчитывавший шесть каменщиков: Иван, Даниил, Матвей, Василий (отец), Василий (сын) и Яков. Известны пять каменщиков из рода Горохов: Андрей, Григорий, Сидор, Иван (отец), и Иван Горошеня (сын). Известны также каменщики из рода Шароваров, Рубашевских, Музык и др.

В эти годы в лавре и ее владениях под Киевом Ковниром были построены колокольни Дальних (1754-1761 гг.). и Ближних пещер (1759-1762 гг.), собор в Василькове (1756-1758 гг.) с колокольней (1757-1760 гг.) и церковь в Китаеве (1763-1767 гг.).

Колокольня Дальних пещер принадлежит к выдающимся памятникам архитектуры XVIII в., созданным под влиянием творчества Растрелли. В пластичности объемов и богатстве орнамента колокольни нашло отражение высокое мастерство народных талантов. Она расположена вблизи церкви Рождества (1696 г.) на водоразделе хребта Дальних пещер лавры и представляет собой каменное двухярусное сооружение. Третий, деревянный, обитый железом купольный ярус по высоте равняется двум каменным. Общая высота колокольни составляет около 40 м.

Колокольня Ближних пещер относится к тому же типу небольших надвратных колоколен. Характерный прием сочетания трехчетвертной колонны с лопаткой, примененный во втором ярусе колокольни, ранее не был распространен в архитектуре Киева. Такое оригинальное решение свидетельствует о новаторстве в творчестве мастеров XVIII в.

В 1756 г. Ковнир соорудил каменную колокольню Братского монастыря. В течение трех лет он построил два яруса. В 1796 г. колокольня была надстроена третьим, круглым в плане ярусом со шпилеобразным завершением. Эта колокольня на протяжении последующих 150 лет доминировала над всей застройкой Подола.

В этот же период в Киево-Печерской лавре Ковнир расширил комплекс «трапезной кухни» (1762 г.), построил в 1757-1777 гг. переплетную, иконостас церкви Спаса на Берестове (1760 г.) и несколько деревянных построек.

Уменьшение масштабов строительства в лавре в [17]70-х годах привело к тому, что большинство квалифицированных каменщиков и мастеров начали сосредоточиваться на художественной лепке, декоративно-пластическом убранстве уже существующих объектов.

Пластическая обработка порталов построенной Ковниром Китаевской церкви (1763-1767 гг.), а также спаренных фронтонов Ковнировского корпуса (1772 г.) была результатом изменения предыдущего характера работ. Такие работы производились и в Успенской церкви лавры. Ковниром вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко в 1767-1779 гг. были надстроены фронтоны южного, северного и восточного фасадов собора. Огромная его крыша как бы спряталась за богато орнаментированные щиты. В то же время за счет чердачного пространства образовались вспомогательные помещения.

В значительно меньших размерах велось строительство в Софийском и Выдубицком монастырях. М.Юрасов в Выдубицком монастыре восстановил разрушенную Михайловскую церковь и заново сделал восточную алтарную часть (1766-1769 гг.) [Е.В.Тиманович, Праці архітектора Юрасова у Києві, «Питання історії архітектури та будівельної техніки України», стр. 141]. Кроме того, Юрасов здесь соорудил существующий и сейчас дом игумена (1770 г.). Этим в основном заканчивается период строительства в Киеве, осуществлявшийся в стиле украинского барокко. Он совпадает с завершением периода архитектурно-строительной деятельности выдающихся украинских мастеров И.Барского, С.Ковнира, М.Юрасова и др.

Развитие архитектуры Киева в последней четверти XVIII в. имело совершенно иные особенности по сравнению с архитектурой предыдущих десятилетий. Увеличение на протяжении столетия населения города в три с половиной раза (до 35 тыс.), подъем экономики и общественной жизни выдвинули перед архитекторами новые требования. Были предприняты первые шаги планировки и застройки города по типовым проектам. Еще более распространилось каменное гражданское, дворцовое, жилое и даже промышленное строительство. Далее все большее распространение начал приобретать классицизм, базировавшийся на использовании форм античности и ренессанса и со временем создавший яркую эпоху в развитии русской и украинской архитектуры.

В 1784-1786 гг. неизвестным архитектором составлен первый проект планировки и застройки Киева. Этот проект предполагал реконструкцию всех улиц, площади для правительственных зданий, торговых площадок, участков для магазинов и солдатских казарм. К плану были приложены типовые проекты частных жилых домов. Центром Подола, где предполагалась прямоугольная сетка улиц, намечалось сделать магистрат, с восьмиугольной площадью перед ним, окруженной каменными зданиями. Хотя проект не был осуществлен, он отразил главные замыслы этого периода, нашедшие свое воплощение в будущих планах. Новый проект перепланировки Киева был составлен под руководством генерала артиллерии Меллера и графа Шувалова в 1787 г. и утвержден Екатериной II. Из-за замены жилого фонда, в связи с перепланировкой города в последующем столетии, до наших дней не дошли образцы массового жилища этого периода. Поэтому новую стилевую направленность можно представить по некоторым жилым постройкам господствующих классов.

Архитектор А.Г.Яновский в 1787-1794 гг. запроектировал и вместе с «каменных дел мастером» И.С.Владимировым соорудил дом игумена Ближних пещер лавры, расположенный на крутом склоне к Днепру. Нижний этаж дома каменный, верхний – деревянный. Ориентированный на юг четырехколонный портик верхнего этажа выполнен в классических формах.

Сооруженный после 1796 г. Владимировым дом игумена Дальних пещер, расположенный вблизи колокольни, по архитектурным формам также приближается к стилю классицизма. С восточной стороны дом имеет колоннаду, приземистые пропорции которой свидетельствуют о свободной трактовке мастером форм классицизма.

Старый Арсенал на Печерске

Старый Арсенал на Печерске. Рисунок Н. Закревского. 1836 г. [с. 233]

Выдающимся сооружением конца XVIII в. является Арсенал (1784-1798 гг.), проект которого разработан генералом Иваном Меллером в 1783 г. Он представляет собой застроенный по периметру квартал, расположенный против главного входа в Печерскую крепость. Строгие архитектурные формы Арсенала, представляющего промышленную архитектуру того периода, также характеризуют становление стиля классицизма.

Дальнейшее развитие архитектуры Киева связано с расширением деятельности архитекторов, развивших лучшие стороны классицизма, что отчетливо проявилось в сооружениях конца XVIII в.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 213 – 233.