2. Изобразительное искусство
С основанием во второй четверти XVII в. Киево-Могилянского коллегиума и открытием типографии при Киево-Печерской лавре в изобразительном искусстве наблюдалось известное оживление. Кроме монахов-иконописцев, в творческой жизни начинают участвовать выходцы из различных слоев населения – мещане, крестьяне, казаки. Это сыграло важную роль в развитии демократических тенденций в изобразительном искусстве. Широко используя в своем творчестве традиции народного изобразительного искусства, отражая в нем в определенной мере идеологию народных масс, эти мастера внесли свежую струю в тематику и технические приемы официального церковно-феодального искусства.
Художественные памятники XVII-XVIII вв. свидетельствуют о стремлении мастеров изобразительного искусства откликнуться на волнующие события в жизни украинского народа: борьбу против польских и турецко-татарских захватчиков, освободительную войну 1648-1654 гг. и воссоединение Украины с Россией, нашествие шведов и т.д. В этот период, особенно после воссоединения Украины с Россией, изобразительное искусство в Киеве переживало новый подъем. При украшении культовых сооружений все шире начала применяться масляная живопись, постепенно вытесняющая старинную технику фрески и мозаики.
Среди памятников масляной настенной живописи этого времени заслуживают внимания росписи Троицкой надвратной церкви в лавре, а также росписи художника А.А.Антропова в Андреевской церкви. Быстро развивалась в это время и светская живопись, в частности жанр так называемого парсунного (от слова «персона») портрета – торжественно-парадных портретных изображений государственных и военных деятелей, феодальной знати и высшего духовенства. Парсунные портреты выполнялись преимущественно на полотне масляными красками и отличались чрезвычайно точной передачей всех деталей. Одежда и оружие вырисовывались так же тщательно, как и лицо. На психологическую разработку образа художники обращали еще мало внимания, стремясь как можно точнее передать черты внешнего сходства и богатства одежды.
Для подавляющего большинства «парсун» характерны также застывшие позы и выражения лиц, что идет от иконописных традиций. Однако при всех отмеченных недостатках парсунные изображения по своим художественным качествам стояли несравненно выше церковной живописи, знаменуя собой дальнейший шаг в развитии искусства.
Лучшие образцы парсунной живописи приближались к уровню реалистических произведений, как, например, изображения Богдана Хмельницкого, Петра Могилы и др.
В XVII в. появились первые образцы статуарной, преимущественно деревянной, скульптуры, над которой художники с успехом продолжали работать и в XVIII в. Одним из наиболее интересных образцов ее является довольно сложная по композиции, полная динамики скульптурная группа «Самсон раздирает пасть льва», украшавшая с 1808 г. один из фонтанов на Подоле. Есть основания полагать, что в аллегорических образах легендарного героя Самсона и льва автор скульптуры стремился выразить патриотические чувства, радость по случаю победы русских и украинских войск над шведами под Полтавой, столетие которой отмечалось в этот период.
Особенно значительных успехов достигли киевские художники и в области графики. В этот период работали талантливые мастера гравюры Александр и Леонтий Тарасевичи, И.Щирский, Н.Зубрицкий, И.Мигура, Д.Галяховский, А.Казачковский, Г.Левицкий, принадлежавшие к киевской школе граверов, возникшей при Киево-Печерской лавре. Работы этих художников как по мастерству, так и по содержанию являются, несомненно, выдающимся явлением в искусстве того времени. Художественная ценность их определяется совершенством исполнения, глубоким пониманием формы, умелым учетом специфических особенностей материалов – дерева и меди, – на которых выполнялись эти гравюры.
Широкой популярностью пользовались такие патриотические гравюры художников, как «Взятие запорожцами Кафы» (из «Виршей» на погребение П.Сагайдачного, написанных и изданных К.Саковичем в 1622 г.), «Взятие Азова» Л.Тарасевича, панегирические гравюры, или «тезисы», гравюры к «Евангелию учительному» (1637 г.), «Печерскому патерику» (1702 г.), «Ифике иерополитике, или философии нравоучительной» (1712 г.) и к другим изданиям Киево-Печерской типографии.
Развитие изобразительного искусства в Киеве происходило не изолированно от основных процессов художественной жизни того времени. Напротив, киевские художники поддерживали тесные творческие связи с художниками как украинских, так и русских городов, были знакомы с творчеством иностранных художников А.Вестерфельда, В.Гондиуса и др. Известно также, что московские художники в свою очередь приезжали в Киев, где принимали участие в иллюстрировании изданий Киево-Печерской типографии. Эти живые, неразрывные взаимосвязи, особенно усилившиеся после воссоединения Украины с Россией, имели положительное значение в развитии изобразительного искусства в Киеве.
В конце XVIII в. с разложением феодального строя церковно-феодальное искусство начало утрачивать господствующее положение и вытесняться светским искусством, в котором быстро развивались реалистические, демократические элементы. Было бы, однако, ошибкой считать, что развитие искусства в эпоху феодализма и в период его разложения – это оторванные друг от друга этапы. Бурное развитие изобразительного искусства в XIX в. стало возможным только на почве художественной культуры предшествующих веков.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 233 – 236.