4. Положение Киева
во второй половине XIII и в XIV в.
Татаро-монголы установили на Руси неслыханное иго, которое, по выражению К.Маркса, «не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой» [К.Маркс, Тайная дипломатия XVIII в. (Цит. по кн.: Б.Д.Греков, А.Ю.Якубовский, Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950, стр. 217)]. Арабский историк первой половины XIII в. Ибн-аль-Асир называл татарское иго бедствием для народов. По его словам «…татары ни над кем не сжалились, а убивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умертвляли зародыши» [В.Тизенгаузен, Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. I, СПб., 1884, стр. 2].
В исторических документах и материалах имеется много данных, свидетельствующих о положении Приднепровья, и в частности Киева, после татаро-монгольского нашествия. Монах Киево-Печерского монастыря Серапион в своем произведении так писал об этом:
«Кровь и отець, и братья нашея, аки вода многа, землю напои; князей наших, воевод крепость исчезе… множайша же братья и чада наша в плен ведени быша; села наша лядиною поростоша, и величество наше смерися; красота наша погибе, богатство наше онемь користь бысть; труд наш поганий наследоваша; земля наша иноплеменникомь в достояние бысть…» [Е.В.Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПб., 1888, стр. 8].
Татаро-монголы разрушили города и села Руси, до основания ограбили население приднепровских земель. Однако и в тяжелое время борьбы с вражескими ордами городское и сельское население не только изготовляло оружие, сооружало оборонительные укрепления, но и занималось ремеслом и сельским хозяйством. Необходимо также отметить, что татаро-монголы двигались на запад и возвращались к Волге определенными в то время путями. Поэтому не все русские земли были опустошены.
Как только враждебные орды отходили, люди снова возвращались в свои города и села и приступали к трудовой деятельности. О хозяйственной жизни населения Приднепровья второй половины XIII в. свидетельствуют многие предметы материальной культуры, рассказывают летописи, художественная литература и другие источники того времени.
В Киеве жизнь стала возрождаться после того, как татаро-монголы оставили Приднепровье и направились на запад. Спасшиеся от врага киевляне начали отстраивать город. Особенным разрушениям был подвергнут Верхний город. Здесь сохранились, да и то в полуразрушенном виде, только такие монументальные сооружения, как Софийский собор, Киево-Печерский монастырь, Кирилловская церковь, Михайловский монастырь, Золотые ворота, Старокиевские ворота и др. Поэтому большинство жителей после татаро-монгольского нашествия переселилось на Подол, где сохранилось сравнительно больше строений.
Несмотря на это, роль Киева в жизни населения земель Приднепровья была очень велика. Об этом свидетельствует ряд исторических фактов. В 1245 г. во время путешествия в Золотую Орду Киев посетил галицкий князь Даниил Романович. Он остановился в Выдубицком монастыре, где долго беседовал с игуменом о своем путешествии к хану Батыю. Игумен в свою очередь рассказал Даниилу Галицкому о положении в городе и жизни городского населения под тяжелым татарским игом.
Во время пребывания Даниила Галицкого в Выдубицком монастыре татар в Киеве не было. Киевляне переправили его через Днепр, и он поехал к хану Батыю, чтобы договориться с ним о прекращении грабительских татарских нападений на русские земли и о размерах дани в пользу Золотой Орды. Впервые Даниил Галицкий встретил татар в Переяславе [«Летопись по Ипатскому списку», стр. 535].
Возвратившись от золотоордынского хана, Даниил Галицкий немедленно начал собирать войско для борьбы с татарами за освобождение Подолии и Киевщины из-под татарского ига и объединение этих земель с Галицко-Волынским княжеством. Войска во главе с Даниилом Галицким в 1254 – 1255 гг. завладели Бакотой, Смотричем и другими городами Подолии и Волыни. Отсюда они направились к Киеву, но на берегу р.Горынь в бою с татарами потерпели поражение и отступили в Галицию [«Летопись по Ипатскому списку», стр. 526]. Однако борьба Галицко-Волынского княжества за освобождение Приднепровья от татарского ига продолжалась еще несколько десятилетий.
Киев, находясь под властью татар, оставался видным религиозным центром Руси того времени. После разрушения города татаро-монголами и гибели митрополита Иосифа новым киевским митрополитом духовенство избрало Кирилла, управлявшего православной церковью русских земель до 1280 г. [«Летопись по Ипатскому списку», стр. 528-537]
В условиях тяжелого татарского ига Киев постепенно отстраивался. За пять-шесть лет после разрушения в нем уже было довольно много населения. Об этом ярко свидетельствуют записки папского посла Плано Карпини, который во время путешествия к правителю Великой Монголии проезжал через Киев, а затем посетил его, возвращаясь домой. В своем произведении об этом путешествии он пишет, что в Киеве встречался с местным тысяцким и разговаривал с ним. По словам Плано Карпини, на Подоле тогда уже насчитывалось около 200 жилых домов. Население города занималось ремеслом, торговлей, сельским хозяйством, отстраивало город. Он также подчеркивает, что Киев не потерял своего значения и в развитии международной торговли. Тогда в Киеве были купцы из Польши, Австрии и других стран. Киевляне также поддерживали торговые связи с населением Приднепровья. Черниговщины, Волыни, Галиции и татарами [Джиовани дель Плано Карпини, История Монголов, М., 1957, стр. 46-47, 67-68, 81-82].
Золотоордынский хан понимал значение Киева в жизни Восточной Европы и стремился влиять на этот экономический, политический и культурный центр через русских князей. В 1243 г. он отдал Киевское княжество владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, оставившему в Киеве своего наместника воеводу Дмитрия Ейковича [«Полное собрание русских летописей», т. II, СПб., 1846, стр. 340-342]. После смерти князя Ярослава хан в 1249 г. передал Киевское княжество во владение князю Александру Невскому, который также держал здесь наместника до 1263 г.
С этого времени, как рассказывает летописец, до 1271 г. киевским князем был брат Александра Невского Ярослав Ярославич [«Полное собрание русских летописей», т. II, СПб., 1846, стр. 344]. Среди других киевских князей второй половины XIII в. известны Иван-Владимир и Андрей Вруцкий. Киевские князья возглавляли борьбу населения против грабительских нападений татар и литовских феодалов [Квашнин-Самарин, По поводу Любецкого синодика, «Чтение в обществе истории и древностей», кн. V, 1873, стр. 222-322].
В последней четверти XIII в. золотоордынские ханы, пользуясь феодальной раздробленностью Руси, княжескими усобицами, держали на киевском столе своих наместников – богатых местных феодалов. Татарские баскаки периодически появлялись в городе с отрядами для сбора дани. Нередко татарские феодалы совершали разбойничьи нападения на города и села, забирали имущество и скот, убивали или захватывали людей в плен и гнали в Золотую Орду, где продавали в рабство. Это вынуждало часть населения южных волостей Киевщины и Переяславщини бросать насиженные места и уходить в Полесье или северо-восточные русские земли. Вследствие этого развитие экономической и политической жизни Приднепровья значительно задерживалось.
Тем временем на территории северо-восточных русских земель, находившихся на большом расстоянии от кочевых татарских орд, процесс развития ремесла, сельского хозяйства и торговли совершался значительно быстрее. Такие города, как Москва, Владимир, Тверь, Ростов, Суздаль, выросли в крупные хозяйственные центры, начав играть значительную роль в экономической и политической жизни Восточной Европы. Ослабление Киева и всего Приднепровья, а также рост Владимира привели к тому, что в конце XIII в. киевский митрополит с митрополичьим двором переехал во Владимир-на-Клязьме, а в 1328 г. в Москву [«Полное собрание русских летописей», т. I, СПб., 1841, стр. 282; т. X, СПб., 1885, стр. 172, 201-203]. Однако Киев еще долго считался второй резиденцией митрополита.
Несмотря на неблагоприятные условия, Киев продолжал оставаться самым большим экономическим и культурным центром на Приднепровье. Он поддерживал политические и торговые связи с Черниговом, Брянском, Владимиром и Москвой. Русские митрополиты в XIV в. нередко посещали Киев и проводили в нем церковные соборы, на которые прибывало духовенство из разных украинских земель. В письмах и грамотах Константинопольских патриархов второй половины XIII-XIV в. Киев называется большим и многолюдным городом Восточной Европы. В Киев для решения религиозных дел периодически приезжали также епископы из русских и белорусских земель [«Русская историческая библиотека», т. VI, СПб., 1880, приложение, стр. 102, 104, 108, 112, 140, 180-182, 194-196, 204, 262, 296]. Население Киевщины, Черниговщины и Волыни по традиции называло его стольным городом русских земель.
В конце XIII – в начале XIV в. в Восточной Европе окрепло Великое княжество Литовское, развернувшее завоевательные походы на восток и юг. Литовские феодалы во второй половине XIII в. захватили значительную часть белорусских и некоторые русские земли. В начале 20-х годов XIV в. на Киевщине появилось большое литовское войско, захватившее города Овруч, Коростень, Житомир и направившееся к Киеву [«Полное собрание русских летописей», т. XVII, СПб., 1907, стр. 372-374; Н.Дашкевич, Заметки по истории Литовско-русского государства, К-, 1885, стр. 45-49, 59-64]. Против литовских захватчиков выступило войско под руководством князей Станислава Киевского, Олега Переяславского и др. Литовские захватчики были вынуждены отступить [Н.Дашкевич, Заметки по истории Литовско-русского государства, стр. 59 – 64].
С 1331 по 1362 гг. в Киевском княжестве, к которому в то время принадлежали Переяславщина и часть Черниговщины, княжил местный феодал – ставленник татар – Федор. При помощи вооруженного татарского отряда с участием баскака он собирал дань с местного населения Приднепровья и отправлял ее в Золотую Орду [«Полное собрание русских летописей», т. III, СПб., 1846, стр. 75-76].
В 30 и 40-х годах XIV в. грабительские нападения татар и литовских феодалов на Киевщину участились, что усилило процесс переселения жителей из Приднепровья на территорию северо-восточных русских земель. Переселялись отдельные семьи, а иногда и целые группы семей. Так, в 1382 г. [? так в тексті!] переселился в Москву киевский боярин Родион Нестерович с дружиной в количестве 1700 человек. Впоследствии он стал воеводой московского князя и помогал ему в борьбе против Тверского княжества [М.А.Максимович, Собрание сочинений, т. І, К., 1867 [так в тексті; насправді – 1876], стр. 136]. Переселялось немало городского и сельского трудового населения, пытавшегося избавиться от тяжкого татарского ига.
В середине XIV в. литовские феодалы, использовав феодальные усобицы в Золотой Орде, следствием чего было ее политическое ослабление, возобновили завоевательные походы на украинские земли. В 1340 г. они захватили Волынь, а в 1355-1356 гг. Чернигово-Северщину. Для усиления своего влияния на Киевщине литовский князь Ольгерд с помощью константинопольского патриарха намеревался поставить киевским митрополитом своего сторонника – епископа Романа. В 1354 г. Роман под охраной отряда литовских войск прибыл в Киев и пытался захватить Софийский собор, бывший тогда второй резиденцией русского митрополита. Но киевляне с оружием в руках выступили против литовского ставленника [«Русская историческая библиотека», т. VI, приложение, стр. 70-86, 168]. В соборной грамоте константинопольского патриарха Каллиста говорится о том, что во время борьбы киевлян против епископа Романа литовские войска принесли Киеву «много бед и кровопролитие» [«Русская историческая библиотека», т. VI, приложение, стр. 70-78]. Однако киевляне успешно отбили нападение литовских феодалов и изгнали их из Киевщины. Решительная борьба киевлян с литовскими феодалами и татарами привела к тому, что Киевское княжество несколько лет было независимым.
Во второй половине XIV в. в Восточной Европе для Литовского государства сложилась более благоприятная международная обстановка в отношении расширения владений за счет захвата украинских земель. В 1359 г. умер золотоордынский хан Берди-бек, после чего в Орде разгорелась длительная и острая борьба между претендентами на ханский трон. Воспользовавшись этим, литовские феодалы сосредоточили в Полесье большие военные силы для похода на Киев. Весной 1362 г. литовские войска вторглись на территорию Киевщины и вскоре захватили Киев, изгнав из города татарского ставленника князя Федора. После этого литовским феодалам удалось закрепить свою власть на Киевщине и Переяславщине. Им в значительной степени благоприятствовало то, что самые богатые феодалы Киевской земли перешли на сторону великого князя литовского и помогли ему завладеть Киевщиной и Переяславщиной, а также поддержали литовцев в борьбе против татарских орд. В этом же году литовское войско направилось на Подолию, где разгромило татар и изгнало их к берегам Азовского моря [«Полное собрание русских летописей», т. II, стр. 350]. Во время этих походов литовские войска захватили Подолию и земли между реками Днепром и Днестром до берегов Черного моря.
Захват литовскими феодалами украинских земель и Киева по сравнению с тяжелым татарским игом, бесспорно, был меньшим злом. По поводу этого Ф.Энгельс писал, что в то время, когда Россия попала под монгольское иго, Украина и Белоруссия вошли в состав Литовского государства, благодаря чему избежали порабощения татарскими захватчиками [К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 22, М., 1962, стр. 18-19].
После присоединения этих украинских земель к Литовскому государству великий литовский князь Ольгерд отдал Киевщину и Переяславщину в удельное владение своему сыну Владимиру, княжившему здесь приблизительно с 1362 по 1394 г. В Киеве он устроил свою резиденцию и исполнял волю Ольгерда. Владимир опирался на крупных местных феодалов, награждая их землями, угодьями, селами и феодально зависимым населением. Большинство украинских феодалов поддерживало князя. Владимир организовал войско из литовских и украинских феодалов и провел несколько походов против татарских орд, в результате которых татары были оттеснены к берегам Азовского и Черного морей. Ослабленные татарские орды несколько лет почти не появлялись на Киевщине. Это имело большое значение для дальнейшего развития сельского хозяйства, ремесла и торговли на Приднепровье и содействовало подъему экономической и политической жизни в Киеве.
Для укрепления своего господства на Украине великие литовские князья в 70-90-х годах XIV в. развернули строительство оборонительных замков на Киевщине, Черниговщине, Волыни и Подолии. Тогда были сооружены замки в Киеве, Каневе, Черкассах, Звенигороде, Житомире, Луцке, Остроге, Каменец-Подольском, Брацлаве, Виннице и других городах. Киевский замок, сооруженный в последней четверти XIV в., являлся одним из самых больших на Приднепровье. Он стоял на высокой Замковой горе, имевшей крутые склоны и обнесенной деревянной стеной с высокими башнями. Въезд в замок находился на южной стороне, где Замковая гора сообщалась со Старокиевской горою. Здесь был выкопан глубокий ров, через который перекинут подъемный мост на цепях. Таким образом, попасть в замок можно было только через главные ворота, выходившие в направлении Старокиевской горы и Софийского собора. В строительстве замка принимали участие киевляне и население окружающих городов и сел.
В замке находилась княжеская администрация: начальник замковой охраны, городничий, мостовничий [чиновник, занимавшийся вопросами сооружения и охраны мостов], сборщики налогов, ревизоры, таможенники, ключники, казначеи и др. Здесь же размещался княжеский гарнизон, хранились пушки и другое оружие, порох, сера, селитра и т.д. Сооружение замка имело положительное значение в истории Киева: вокруг него селилось ремесленное и торговое население, сыгравшее большую роль в развитии города; около замка происходила оживленная торговля, один-два раза в году устраивались ярмарки, на которые прибывали торговые люди из разных украинских земель и других стран. Замок имел крепкие стены, защищавшие во время вражеских нападений местное население.
В конце XIV в. были отстроены Михайловский Златоверхий монастырь, Софийский собор, Киево-Печерский монастырь и другие церковные сооружения. На восстановлении их работали киевляне и жители многих городов и сел Киевщины. Киев, по словам летописца, в этот период был наиболее красивым городом на Украине.
Тогда же были приняты меры по сооружению оборонительных укреплений вокруг Подола, где жила основная масса городского населения. Он был обнесен высоким земляным валом с крепкой деревянной стеной, вокруг которой шел глубокий ров. Попасть на Подол можно было только через ворота, охранявшиеся стражей из мещан. Подол соединялся с Верхним городом Андреевским спуском и улицей, которая шла вдоль берегов рек Киянки и Глубочицы.
Отдельную часть города составлял Печерск, расположенный на территории бывшего с.Берестова. Здесь жили преимущественно монахи и феодально зависимые от монастыря люди. Количество населения на Печерске было небольшим. Всю территорию между Крещатой долиной и Киево-Печерским монастырем с давних времен покрывал лес, через который проходила дорога, соединявшая эту часть города с Верхним городом и Подолом.
В связи с оживлением экономической и политической жизни на Приднепровье во второй половине XIV в. увеличилось и население Киева. В нем жило много ремесленников. На киевских торгах чаще стали появляться торговые люди из Москвы, Смоленска, Новгорода, Твери, Чернигова, Житомира и других городов. Через Киев в Западную Европу и на Восток проходили очень важные международные торговые пути. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные раскопки, во время которых на Киевщине найдены чешские серебряные монеты, литовские гроши, польские злотые, новгородские гривны, мадьярские динары и др. [Н.Ф.Беляшевский, Монетные клады Киевской губернии, К., 1889, стр 45, 58, 67, 68, 83, 84, 95, 105, 116, 117; И.Толстой, Древнейшая русская монета Великого княжества Киевского, СПб., 1882, стр. 218-221] Дальнейшее развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, увеличение в Киеве населения благоприятствовали расширению территории города, повышению его экономического и культурного значения в жизни украинского народа.
После Кревской унии (1385-1386 гг.), заключенной между Великим княжеством Литовским и Польшей, развернулась агрессия польских панов на Украину. Прежде всего Польша стремилась захватить Волынь и Подолию, однако захватчики встретили здесь сильное сопротивление со стороны украинского населения. В то же время на Приднепровье усилилась борьба украинского населения против литовского господства. Киевские феодалы совместно с князем Владимиром не хотели подчиняться великому литовскому князю и польскому королю Ягайло и стремились отстоять независимость Киевского княжества. Фактически Киевское княжество не признавало власти Ягайло. Одновременно разгорелась борьба между Литовским княжеством и Польшей за украинские и белорусские земли, еще более ослабившая власть литовских феодалов на Украине. В то же время для Литовского государства и Польши возрастала опасность со стороны агрессивных действий Тевтонского и Ливонского орденов, стремившихся расширить свои владения на восток и юг.
Чтобы сохранить свою власть на Украине и в Белоруссии, литовские феодалы вынуждены были в 1392 г. помириться с польской шляхтой. В результате этого примирения Ягайло остался польским королем, а великим князем литовским стал Витовт. В 1394 г. Витовт при поддержке Ягайло организовал поход на Киев. Литовскому войску удалось захватить всю Киевщину и восстановить свою власть на Приднепровье. Князь Владимир со своими сторонниками бежал в Москву и обратился к московскому князю Василию Дмитриевичу за военной помощью. Это была первая попытка феодалов Киевщины получить помощь от московского князя в борьбе с литовскими захватчиками. Но в то время Московское княжество продолжало освободительную борьбу против татарского ига и не имело возможности оказать военную помощь Киевщине. Этим воспользовались литовские феодалы, которые в 1394 г. захватили Киев и посадили в нем наместником Витовта Скиргайло [«Полное собрание русских летописей», т. II, стр. 352; т. XVII, стр. 81, 95, 169, 277, 327, 388].
Однако самым опасным врагом для украинских земель, Литвы и Польши оставались татарские орды, продолжавшие нападать на города и села. Чтобы оттеснить татарские орды на юг, киевляне в конце XIV в. принимали участие в походах литовских войск к берегам Азовского моря и на Северный Кавказ. В этих походах войска во главе с Витовтом нанесли татарам несколько значительных поражений.
Однако татарские орды еще имели большие силы. Летом 1399 г. войско татар сосредоточилось на левом берегу р.Ворсклы, готовясь к походу на Канев, Киев, Чернигов и другие города. Против татар Витовт собрал литовские, украинские, белорусские, русские и польские дружины. Это объединенное войско двинулось левым берегом Днепра и остановилось на р.Ворскле. Во время битвы войско, возглавляемое Витовтом, потерпев поражение, спешно отступило в Полесье. Вслед за ними на Украину продвигалась огромная татарская орда. Вскоре татары во главе с ханом Темир-Кутлуком появились под стенами Киева. Врагу удалось захватить Подол. Но население Киева, окрестных городов и сел закрылось в замке и успешно отбивало атаки татар. Несколько дней татары безуспешно штурмовали Киевский замок, а затем, взяв с киевлян «тысячу червоных» выкупа, а с Киево-Печерского монастыря «тридесять червоных», возвратились в Крым [«Полное собрание русских летописей», т. II, стр. 352].
В 1416 г. большая татарская орда во главе с ханом [так в тексті; насправді – еміром. – М. Ж., 2002 р.] Эдигеем снова появилась под Киевом. На этот раз врагу удалось захватить почти весь город, ограбить и разрушить его. Сохранился лишь один замок, который обороняло население. Об этом событии летописец пишет:
«В лето 1416 Едика… поплени рускую землю, и Киев, и Печерский монастыр сожже и со землею соровна, яко оттоле Киев погуби красоту свою, и даже до селе уже не може быти таков; но единаче замку тогда не може взяти в Киеве Едика» [«Полное собрание русских летописей», т. II, стр. 353 – 354].
В тяжелые времена татарского ига и усиленного наступления литовских и польских захватчиков экономическая и культурная жизнь на территории украинских земель развивалась очень медленно. Археологические раскопки, проведенные на территории Киева в разное время, свидетельствуют о том, что в XIII-XIV вв. здесь изготовлялись оружие, полотна, сукна, обувь, посуда, различные украшения и др., однако объем ремесленного производства был невелик.
Культура населения украинских земель в период феодальной раздробленности развивалась на основе культуры Киевской Руси. Достижения древнерусской культуры сказывались на сооружении оборонительных замков, церквей, монастырей, дворцов, на художественном оформлении жилых и церковных домов, орудиях труда и обороны, предметах домашнего обихода, одежде и т.д. [А.С.Гущин, Памятники художественного ремесла древней Руси X-XII вв., Л., 1936, стр. 21-25].
Несмотря на феодальную раздробленность, население отдельных княжеств поддерживало экономические и культурные связи, которые постепенно развивались и укреплялись. В таких условиях начался процесс формирования украинского народа. В этот же период происходило формирование русского и белорусского народов. Возникнув на общем древнерусском корне, русский, украинский и белорусский народы развивали экономические и культурные связи, сохраняя между собой братские взаимоотношения. В этих условиях Киев, как крупный культурный центр славянских народов Восточной Европы, продолжал играть большую роль в укреплении между ними политических взаимоотношений. Он оставался важнейшим центром общественной жизни украинских земель
Своим героическим прошлым, выдающимися архитектурными памятниками, развитым ремеслом, торговлей и красотой он славился среди населения украинских, русских и белорусских земель. Влияние Киева имело прогрессивное значение для развития культуры украинского народа. Следует отметить, что достижения в области культуры в первую очередь использовались господствующими слоями городского населения, хотя действительными творцами культуры являлись трудящиеся массы.
Значительную роль в развитии культуры сыграло просвещение. Очагом его преимущественно были монастыри и церкви. Здесь дети феодалов и богатых мещан обучались читать, писать, считать, изучали литературу, языки, музыку, песни, молитвы и т.д. При Софийском соборе, Печерском, Михайловском и других монастырях имелись библиотеки, где хранились летописные, религиозные и художественные произведения. Среди духовенства и других слуг монастырей и церквей было много образованных людей, в том числе писателей, художников, архитекторов, работавших в школах и передававших будущим деятелям культуры свои знания, умение, навыки. В частности, при Киево-Печерском монастыре постоянно работали художники, переписчики книг, ювелиры и другие ремесленники. Изготовленные ими предметы религиозного культа расходились по другим монастырям и церквам Украины.
Киевские мастера прославили себя далеко за пределами города. В 1346 г. волынские и киевские ремесленники построили в Вильно каменный, богато орнаментированный Пречистенский собор. Они принимали участие в сооружении многих замков на Украине. Немало фресковых росписей в костелах Кракова, Люблина, Сандомира и других польских городов исполнены украинскими художниками [«Зодчество Украины», К., 1954, стр. 251].
Киев был крупным литературным центром. Светские книги, летописи и правительственные документы писались на языке, близком к древнерусскому, бывшем литературным и деловым языком того времени. Этим языком написана почти вся Литовская метрика, сохранившаяся до наших дней и представляющая собой ценный источник для изучения истории Литвы, Украины и Белоруссии [Литовская метрика хранится в Москве в Центральном государственном архиве древних актов].
Среди оригинальных произведений, распространенных в Киеве, следует отметить труды монаха Киево-Печерского монастыря Серапиона под названием «Слово», где говорится о могуществе Киевской Руси, красоте Киева, нашествии татаро-монголов и опустошении ими городов и сел. Значительное распространение приобрели литературные произведения «Киево-Печерский патерик», «Хождение Даниила», «Житие святых» [так в тексті – одне житіє кількох святих] и др.
На укрепление религиозных связей между Украиной и Россией влияли отдельные деятели церкви. Например, игумен Киево-Печерского монастыря Дионисий основал Печерский монастырь в Нижнем Новгороде. В 1374 г. он стал епископом Суздальского княжества, а затем митрополитом всея Руси. В Москве Дионисий предложил монаху Лаврентию на основании древнерусских летописей составить летописный свод и сам помогал разыскивать древние летописи, сохранявшиеся в монастырях России и Украины. Московский и киевский митрополит Киприян в последней четверти XIV в. несколько раз посетил Киев. Он написал ряд произведений, направленных против католического духовенства и литовских захватчиков. При его участии в 1392 г. в Москве был составлен «Первый летописный свод», имеющий большое значение для исторической науки. С XIV в. между Москвой и Киевом установились широкие культурные связи, положительно влиявшие на формирование украинской и русской культур.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 97 – 105.