1. Социально-экономическое положение Киева
В первой половине XVII в. возросло экономическое, политическое и культурное значение Киева в жизни украинского народа. Город играл большую роль в борьбе украинского народа против гнета шляхетской Польши, за воссоединение Украины с Россией. Сравнивая описания города XVII в. с современным рельефом, следует отметить, что рельеф поверхности в то время был еще более неровным и резко выраженным, чем теперь [примером естественного рельефа, сохранившегося до нашего времени, могут служить такие места, как университетский Ботанический сад им. акад. А.В.Фомина, район Лукьяновки и Зверинца]. За три с половиной столетия, прошедших с начала XVII в., исчезли речки и ручейки, протекавшие в конце XVI-XVII вв. на территории Киева и его ближайших окрестностей. Днепр, изменив русло, отдалился от города в районе Зверинца, возле Выдубицкого монастыря, и приблизился в районе Подола [Н.Закревский, Описание Киева, т. I, M., 1868, стр. 229, 298]. Он обмелел, исчезли некоторые породы рыб [в Днепре тогда водилась крупная рыба таких пород, как осетр и стерлядь].
Климат тогда на территории Киева был почти такой же, как и теперь. Во многих документах того периода упоминаются фруктовые деревья: миндаль, абрикосовые, тутовые, грецкий орех, что свидетельствует об относительной мягкости киевского климата. В Киеве выращивали много винограда, из которого изготовлялось вино. Современник отмечали, что в Киеве «климат более теплый, чем в Кракове или Львове, и поэтому всё раньше растёт и вызревает» [Сборник материалов для исторической топографии Киева, отд. 2, стр. 24].
Самым характерным во внешнем облике Киева XVII в. было то, что город, как и в предыдущие столетия, не представлял собой единого поселения, а состоял из трех обособленных частей со своими укреплениями: Верхнего города, Подола и Печерска. Делению города на три обособленных части благоприятствовало и географическое положение каждой из них. В пределах Верхнего города находились Софийский собор со слободкой возле него (Софийский городок), где жили монастырские крестьяне и торговцы, Михайловский монастырь, Десятинная и еще две церкви. Остатки оборонительных валов еще во времена Ярослава Мудрого окружали Верхний город.
Верхний город, сообщался с Нижним, или Подолом, крутым Боричевым спуском и дорогой, которая шла от Батыевых, или Софийских, ворот [теперь угол Большой Житомирской и Владимирской улиц. Н.Закревский в начале XIX в пользовался им, как наиболее удобным для сообщения с Печерском. Андреевский и Александровский спуски проложены в XVIII в.].
Путешественники, посещавшие Киев в конце XVI – в первой половине XVII в., отмечают большое количество руин в Верхнем городе – следов татарских набегов. Разрушением города и было обусловлено перенесение из Верхнего города на Подол административного центра. Вот почему в описаниях и документах того времени Подол фигурирует именно как город Киев. Определяя его границы, путешественники указывали, что город лежит между горой и Днепром и «видом похож на треугольник» [«Сборник материалов для исторической топографии Киева», отд. II, стр. 45]. Крепостные укрепления Подола, состоявшие из рва и деревянной стены с башнями, к 30-м годам XVII в. сильно обветшали и разрушились и не могли быть надежной защитой от врага.
Как и в других городах в период феодализма, в Киеве большинство строений, за исключением церквей, было деревянными. Город часто страдал от пожаров. Так, в 1638 г. произошел большой пожар на Подоле [Центральный государственный исторический архив УССР (дальше – ЦГИА УССР), ф. Киевского городского магистрата, актовая книга 3, л. 31]. К 1640 г. относится описание Подола, сделанное Г. Бопланом. «Все улицы, – писал он, – за исключением трех довольно красивых, неправильные кривые переулки». Эта часть Подола, по его словам, представляла собой «подобие лабиринта», до того узки были улицы, застроенные низкими одноэтажными домами мещан и казаков.
В первой половине XVII в. рост Киева шел путем расширения и застройки каждой его части (главным образом Подола, незначительно – Печерска и менее всего – Верхнего города).
Печерск находился в живописной холмистой, покрытой густым лесом восточной части города, омываемой Днепром. В описаниях современников он выступает также как самостоятельное поселение – Печерский городок [«Сборник материалов для исторической топографии Киева», отд. II, стр. 46]. Возле стен Печерского монастыря разрослась слобода, в которой жили торговцы, ремесленники и зависимые от Печерского и Пустынно-Никольского монастырей крестьяне. Здесь же была «гостиница для паломников».
Печерск соединялся с Верхним городом Ивановской дорогой [впоследствии Ивановская улица, теперь улица Октябрьской революции], выходившей в узкую незаселенную Крещатую долину, покрытую кустарником и лесом. Сюда же по южному склону Михайловской горы вела Михайловская тропинка.
Современники, посещавшие Киев, отмечали, что каждый дом был окружен садом, поэтому город занимал большую территорию. Купчие на продававшиеся дома подтверждают, что дома обычно имели сады, огороды и необходимые дворовые постройки. Стоимость одного из таких домов составляла 300 польских злотых [Государственная публичная библиотека УССР (дальше – ГПБ УССР), отд. рукописей, копии документов XVII в., д. 1446, л. 1-2]. Для того времени это была значительная сумма. Современные описания бытовой обстановки свидетельствуют о том, что жилища киевлян в XVII в. отапливались печами; в домах зажиточных киевлян печи-камины были обычно облицованы разноцветными изразцами. Изразцы расписывались красками и украшались изображениями людей, животных, а чаще всего орнаментальными вытисненными рисунками (выпуклыми или вдавленными) в украинском народном стиле. Освещались дома лучинами.
Имеются свидетельства современников о наличии в первой половине XVII в. в Киеве на Подоле водопровода, «вода проведена была трубами» из «колодезя, обрубом обделаного» [«Сборник материалов для исторической топографии Киева», отд. II, стр. 103]. Археологические раскопки 1936 г. на территории Подола действительно обнаружили деревянные водопроводные трубы. Они были из толстых сосновых колод, выжженных или высверленных изнутри, диаметром 10-11 см [І.М.Самойловський, Дерев’яні водопровідні труби і мостова в Києві, «Нариси з історії техніки», вип. 2, К., 1955, стр. 99].
В окрестностях Киева находились села Белгородка, Петровцы, Выгуровщина и другие, принадлежавшие шляхте и духовенству. На окраинах города были Кирилловский, Выдубицкий и др. монастыри, а также урочища Зверинец, Аскольдово, Берестово, Сырец, Оболонь и др. К Подолу в северо-западном направлении примыкали слободы Куреневка с Приоркой, Плоская. Со временем, в меру застройки и расширения Киева, монастыри, слободы и урочища входили в пределы города и сливались с ним.
Из Киева вели дороги: с Печерска на Васильков (позднее ставшая продолжением пути из Крещатой долины), с Верхнего города через Белгородку на Львов и с Подола на Вышгород над Днепром, а за Кирилловским монастырем – на Дорогожичи. Главный перевоз на Днепре находился на Зверинце возле Выдубицкого монастыря, или Наводницкой пристани. Основным оборонительным сооружением оставался замок, построенный еще при литовских князьях. Гора с замком на ней издавна называлась Замковой горой, а с половины XVII в. – Киселевкой (по имени последнего польского воеводы Адама Киселя).
По переписи 1622 г. в замке находились дом наместника, православная церковь, колодец и кладовые, или «клети», шляхты и мещан, где хранилось их имущество в случае осады города и замка. Однако замок в это время уже потерял свое стратегическое значение.
Точно установить количество населения Киева в первой половине XVII в. невозможно из-за отсутствия документальных данных. Единственным достоверным источником является перепись Киевского воеводства, проведенная польскими королевскими ревизорами в 1622 г. Согласно переписи, в городе было 1750 дворов [«Źródła dziejowe», т. V, Варшава, 1877, стр. 130]. Если допустить, что на один двор приходилось в среднем по шесть человек, то можно сказать, что население Киева в первой четверти XVII в. насчитывало 10 500 человек. Однако, принимая во внимание, что сюда не вошло беднейшее население, которое не платило налогов, многочисленное духовенство, польские солдаты, украинская и польская шляхта, можно сделать вывод, что население Киева достигало минимум 15 тыс. человек.
Преобладающее большинство его принадлежало к украинской национальности. Обычным языком даже в официальных учреждениях был украинский. В Киеве жили также русские и белорусы. Некоторую часть киевского населения в первой половине XVII в. составляли поляки, в частности шляхта и католическое духовенство. Особой, хотя и немногочисленной колонией жили в городе армяне [«Źródła dziejowe», т. V, Варшава, 1877, стр. 102; «Акты ЮиЗР», т. II, стр. 74]. Часть Верхнего города (в районе современной Львовской площади), прилегавшая к Кудрявскому холму, была заселена евреями [Н.Закревский, Описание Киева, т. I, стр. 319-320].
В городе находилось также немало греков, татар, немцев, молдаван, турок и др.
Разнообразным был и социальный состав населения Киева в первой половине XVII в. Основную часть его составляли ремесленники и торговцы – мещане, значительно меньшую – украинская и польская шляхта, духовенство, а также казаки и крестьяне.
Польская шляхта, стремясь утвердить свое экономическое и политическое господство в Киеве, присваивала земли мещан, духовенства, захватывала административные должности. Украинская и польская шляхта, жившая в Киеве в то время, владела домами в городе и имениями в Киевском и Житомирском поветах и на Волыни [«Źródła dziejowe», т. XXI, 1894, стр. 95; т. XXII, стр. 590-597; «Архив ЮЗР», VII, т.Л, стр. 357-358].
Значительную роль в жизни Киева играло высшее православное, католическое и униатское духовенство. Киевским монастырям принадлежали огромные земельные владения. Самым большим землевладельцем на Украине был Киево-Печерский монастырь. Он имел крупные владения на Украине и в Белоруссии [«Źródła dziejowe», т. XXII, 1897, стр. 552-555; «Акты ЮиЗР», т. II, стр. 3-4]. Землей владели также и отдельные представители киевского высшего православного духовенства. Незначительную, но довольно влиятельную группу городского населения составляли казаки, жившие преимущественно на Куреневке. Число их пополнялось за счет казаков, прибывавших в Киев из разных мест, особенно зимой из Запорожской Сечи.
Высшее католическое духовенство, согласно грамоте короля Сигизмунда III от 1604 г., владело частью Подола, называвшейся «Бискупщиной». К ней принадлежала территория, которая начиналась от Замковой горы и соседней Щекавицы и шла к Житнему торгу и далее к Днепру, включая Иорданское озеро и сенокосные угодья на Оболони [Н.Закревский, Описание Киева, т. I, стр. 433. Эта территория в 1660 г. грамотой царя Алексея Михайловича была возвращена городу]. На горе Кудрявце находился замок – резиденция бискупа. Население Бискупщины подчинялось католическому бискупу в экономическом и правовом отношениях. Это была типичная так называемая «юридика», существовавшая во многих украинских городах польско-шляхетского государства. Католическому монастырю и костелу ордена доминиканцев принадлежали большие земельные владения как в самом Киеве, так и за его пределами [«Źródła dziejowe», т. XXII, стр 568, 570].
Киевское мещанство – ремесленники и торговцы – по имущественному положению делилось на несколько групп. Среди мещанства господствующее положение занимала городская верхушка. Это была городская аристократия, или патрициат, в состав которой входили самые богатые семьи – Ходыки, Балыки, Мелешковичи, Мефедовичи, Булыги и др. Аристократия беспощадно эксплуатировала народные массы. Она сосредоточила в своих руках внутреннюю и внешнюю торговлю, брала на откуп налоги, арендовала фольварки и др.
В руках патрициата находились важнейшие городские должности – войта, бургомистра, райцев.
Среднюю часть мещанства в Киеве составляли ремесленники и мелкие торговцы.
Самым низшим слоем населения была масса украинского городского плебса: разорившиеся ремесленники (бывшие мастера), подмастерья, ученики, внецеховые мастера -«партачи», слуги (пахолки), батраки, огородники [городники не имели пахотной земли, а только земли под огородами], коморники [коморники жили в чужих дворах], гольтяи (гультяи) [гольтяи (гультяи) – лица без определенных занятий, жившие случайными заработками и попрошайничеством] и, по выражению официальных документов того времени, разные «люди убогие» [«Źródła dziejowe», т. XX, стр. 22, 39]. Плебейская масса постоянно пополнялась беглыми крестьянами, которые спасались от помещичьего гнета, обедневшими и разорившимися сельскими ремесленниками и торговцами. По своему положению и интересам плебс был тесно связан с бесправным крестьянством.
Жившие в Киеве крестьяне владели пахотной землей и занимались сельским хозяйством. Они отбывали тяжелые феодальные повинности в пользу шляхты, монастырей и замка.
Экономическое развитие Киева в первой половине XVII в., несмотря на тяжелый гнет панской Польши, не прекращалось. Он был главным центром торговли и ремесленного производства в Приднепровье. Здесь развивались разнообразные ремесла. В городе было много плотников, столяров, кровельщиков. Наиболее распространенными профессиями в Киеве, как и в других средневековых городах, были гончарное и кузнечное ремесла. Многочисленными были специальности, связанные с изготовлением продуктов питания, – хлебников, перепечаев, резников, броварников и др.
От 1611 г. до наших дней сохранился интересный перечень ремесленных специальностей в Киеве. В нем названы ремесленники киевские: золотари, плотники, котельщики, маляры, болвари [болвар, или болвер, – цирюльник, парикмахер. В круг обязанностей средневековых цирюльников, кроме стрижки и бритья, обычно входило умение оказывать несложную медицинскую помощь, как например, перевязка ран, выправление вывихов, «кровопускание», приготовление простых лекарств, удаление зубов], гороховники, седельники, лучники, игольники, интролигаторы [интролигатор, или интерлигатор, – переплетчик], резники, рыбники, токари, бондари, гончары [Исторические материалы из архива Киевского губернского правления, вып. 10, К., 1886, стр. 19-20] и др.
Ремесленники, как и раньше, объединялись в цехи. В первой четверти XVII в. существовали такие цехи: «ремесла кравецкого, швецкого, кушнерского, слюсарского, ковальского, римарского, постригацкого и иншого вшелякого» [М.Карачківський, Київські цехи за литовсько-польської та ранньої московської доби, «Київські збірники [історії та археології, мистецтва та побуту]. Збірник перший», К., 1931, стр. 139].
Ремесленники по постановлению сейма обязаны были платить налог. Сбор налогов польско-шляхетское правительство поручало своим чиновникам – поборцам (сборщикам), которые, в свою очередь, сдавали его в аренду. Арендаторы, злоупотребляя, наживались на этом.
Одна часть киевских цехов подлежала юрисдикции магистрата или замка, другая – православных монастырей или католического бискупа [И.Каманин, Новые данные для истории киевского городского самоуправления, «Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф.Владимирскому-Буданову», К., 1904, стр. 176, 187, 194].
Если для предыдущего столетия особенностью украинских городов и Киева было занятие жителей земледелием, то в первой половине XVII в. уже незначительное количество ремесленников владело пахотной землей. В этот период многие ремесленники имели лишь огороды, сады, домашний скот. Дома ремесленников обычно были их же мастерскими.
Цехи имели свои дворы, которые были центрами цеховой жизни. К нам дошли сведения об одном из таких дворов, принадлежавшем двум цехам – сапожному (чоботарскому) и гарбарскому (кожемякскому). На цеховом дворе находились лавки для торговли изделиями цеха. Реализация ремесленных изделий происходила либо путем продажи их в лавках, либо путем непосредственного обмена между ремесленником и потребителем. По выражению К.Маркса, это было время, когда ремесленник был одновременно и купцом [К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. IV, стр. 41]. Цены на изделия устанавливались согласно цеховым уставам. Между замковыми и магистратскими цехами, с одной стороны, замковыми и бискупскими, с другой, велась жестокая борьба, в основе которой лежали, главным образом, экономические интересы цеховой верхушки.
В первой половине XVII в. Киев оставался одним из основных торговых центров украинских земель. Киевские купцы вели бойкую торговлю не только с украинскими, но и с белорусскими и русскими городами. Например, соль привозили в Киев как из лиманов и озер Черноморского побережья по Днепру, так и из Западной Украины – Галича, Дрогобича, Коломыи через Подолию (белую соль высшего качества) чумацкими путями. Отсюда соль по Днепру и Припяти шла в Мозырь и Белоруссию и далее в Россию. Днепр с притоками играл значительную роль в торговле Украины и в частности Киева, с белорусскими и русскими городами, а также России с внешним рынком. Киевские купцы владели собственным речным транспортом: баржами, лодками, байдаками [байдак – одномачтовое речное судно].
Через Киев проходили караваны с товарами из Польши, Крымского ханства, Турции, Молдавии, Валахии, Венгрии, Греции, стран Восточной и Западной Европы, направлявшиеся в Россию. Здесь происходили встречи украинских и русских купцов с иноземными. Среди предметов вывоза из России преобладали меха, сукна, полотна, металлические и деревянные изделия, сбруя, кожи, особенно нефть, и др. Из стран Восточной и Западной Европы для продажи в России привозили в Киев железную руду, серу, селитру, краски, железные изделия, оружие, готовую одежду, мыло, бумагу. Восточные купцы поставляли пряности, прованское масло, шелковые и шерстяные ткани, ковры, платки, пояса, оружие, ювелирные изделия, дорогие вина. Большое значение в транзитной торговле Киева имело «право склада» [оно состояло в том, что товары, привозимые через город, купцы обязаны были продавать оптом в первую очередь местным торговцам, не имея права на розничную продажу их. Приезжие купцы не имели права покупать у приезжих. «Архив ЮЗР», ч. V, т. І, К., 1869, стр. 24-26, LXXVI; А.Верзилов, Очерки торговли Южной Руси с 1480 – 1569 гг., Чернигов, 1898, стр. 32; «Акты ЮиЗР», т. X, СПб., 1878, стр. 655], существовавшее и в XVI в., которое ограничивало торговлю приезжих купцов.
Торги в Киеве происходили в определенные дни. При помощи торгов устанавливались национальные экономические связи Киева с областями Украины, а также с русскими городами. Развитию их содействовала политика русского правительства, заинтересованного в торговле с украинскими купцами. Это нашло свое выражение в том, что торговцам-украинцам разрешалась беспошлинная торговля во многих пограничных городах России, в устройстве для приезжих купцов специальных гостиных дворов [П.Алеппский, Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 2, М., 1897, стр. 76]. Богдан Хмельницкий в письме к Алексею Михайловичу в 1649 г. благодарил его за разрешение свободно торговать в пограничных русских землях [«Документи Богдана Хмельницького 1648-1657», К., 1961, стр. 115-116]. Наиболее оживленная торговля с Киевом велась русскими пограничными городами Путивлем, Рыльском, Севском и др. Есть немало упоминаний в документах о посещениях Киева русскими купцами [ЦГАДА, ф. Разрядного приказа, севский стол, столб. 77, л. 385, 387; «Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы», т. І, М., 1953, стр. 16, 18].
Киев имел торговые связи и с городами Белоруссии. Торговая магистраль шла по Днепру к Могилеву, а также сушей через Лоев. Эти же пути служили для транзитной торговли Белоруссии через Киев с Крымом и Турцией [В.И.Мелешко, О торговле и торговых связях Могилева в XVII, в., «Труды Института истории Академии наук Белорусской ССР», вып. 3, Минск, 1958, стр. 53].
Иногда нормальные торговые отношения Киева с городами Белоруссии нарушались, возникали недоразумения, конфликты, как, например, в октябре 1648 г., когда «киевских мещан и купцов с их товарами и гришми» задержали и даже арестовали в г.Быхове. Потребовалось вмешательство Богдана Хмельницкого, обращавшегося по этому поводу с письмом к виленскому подкоморию [«Документи Богдана Хмельницького 1648-1657», стр. 87-88].
Усиление экономических связей с Россией, где происходил процесс создания всероссийского рынка, содействовало постепенному включению в него Украины. Еще большее значение, чем торги, имели ярмарки, на которых велась оптовая торговля. В Киеве ежегодно происходили, согласно магдебургскому праву, две ярмарки [ЦГИА УССР, ф. Киевского городского магистрата, оп. 6, актовая книга 1, л. 56; «Архив ЮЗР», ч. II, стр. 125]. Участниками их были приезжие купцы не только из городов Приднепровья, Левобережной и Западной Украины, но и из Русского государства, стран Западной, Центральной и Южной Европы и Ближнего Востока. Кроме этих двух ярмарок, нередко в храмовые праздники ярмарки устраивали монастыри [«Архив ЮЗР», ч. I, т. VI, К., 1883, стр. 463].
Главным местом торговли в Киеве в тот период по-прежнему был Житний торг. Менее значительная торговля происходила в слободах вблизи Печерского монастыря и Софийского собора. Лавки (коморы) на Житием торгу принадлежали богатым киевским купцам, чиновникам, магистрату и отдельным цехам. Магистратские лавки сдавались в аренду зажиточным мещанам. Владели ими и, следовательно, были причастными к торговле преимущественно представители зажиточной верхушки: войт И.Ходыка, бургомистры М.Балыка, М.Данилов, райцы магистрата П.Сущин, В.Хурсович, богатые мещане П.Самуилович, Лобачевский, Д.Свиридов, М.Мачоха и др. Кроме торговли во время установленных торгов и ярмарок, в Киеве, как и в других городах, велась постоянная торговля.
Одним из наиболее распространенных ее видов была торговля хмельными напитками – водкой, пивом и медом. Продажа напитков в корчмах и шинках распивочно и на вынос давала значительную прибыль торговцам, а также польской казне.
Киевские корчмы, которые сдавались правительством на откуп мещанам, считались государственными. Откуп, выплачиваемый за пользование корчмами, назывался капщизной. Размеры капщизны все время возрастали, что свидетельствует о широком занятии шинкарством киевских торговцев и прибыльности этой торговли. Так, в 1605 г. мещане выплачивали правительству арендной платы из корчмы 600 коп грошей литовских, или 1200 злотых, а в 1622 г. – 2100 злотых в год [«Архив ЮЗР», ч. VIII, т. V, К., 1907, стр. 333-335; «Źródła dziejowe», т. V, стр. 130].
Права на продажу и производство напитков обычно совмещались. В Киеве были медовые, пивные и водочные корчмы [А.Верзилов, Очерки торговли Южной Руси, стр. 65].
Право пропинации киевских богатых мещан часто нарушалось православными монастырями и католическим духовенством, открывавшими свои корчмы.
За право торговли с киевским купечеством боролась правящая шляхетская верхушка и вообще шляхта, торговавшая беспошлинно. Формально, по магдебургскому праву, Киев еще с XVI в. имел привилегию (подтвержденную в 1615 г.) на свободную торговлю [«Архив ЮЗР», ч. V, т. I, стр. 123]. Однако, несмотря на это, торговля не только не была свободной, но и подвергалась всяческим ограничениям и запретам. Польские чиновники часто незаконно взимали пошлину, а иногда и просто грабили купцов.
Таким образом, с развитием торговли, то есть товарно-денежных отношений, постепенно исчезала экономическая замкнутость и изолированность отдельных украинских земель, возникали предпосылки для создания украинского национального рынка.
Киев в первой половине XVII в. управлялся по магдебургскому праву, то есть пользовался определенным самоуправлением. Органом городского самоуправления был магистрат, во главе которого стоял избранный войт. Однако в действительности войт часто не избирался, а назначался королем, а райцы и бургомистры (члены магистрата) – войтом. Кроме того, магдебургское право распространилось не на всех мещан. Значительная группа приписанных к замку мещан была исключена из юрисдикции магистрата и подчинялась воеводе или его наместнику. Все это ограничивало права городского населения.
Выборные должности в магистрате, а также должности служащих занимали богатые мещане. В течение всей первой половины XVII в. велась борьба за должность войта между богатыми семьями Ходык и Балык. Войтами были попеременно члены этих семей. Служащими магистрата являлись часто родственники их или должники.
Кроме магистратского управления, в Киеве был воевода, назначаемый королем. Он сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную и отчасти полицейскую власть над приписанным к замку населением. Но воевода не ограничивался этим и незаконно распространял свои административные функции на магистратских и бискупских мещан, взимая с них пошлину, привлекал к отбыванию различных феодальных повинностей на замок и т.д. Злоупотребления, произвол и притеснения воеводой украинского населения были обычными явлениями в жизни Киева.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 126 – 137.