Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Роль Киева в освободительной борьбе украинского народа
против польско-шляхетского гнета

Польская шляхта и католическое духовенство стремились превратить украинские города в опорные пункты своего господства на Украине. Осуществляя в Киеве политику окатоличення населения, польский король Сигизмунд III все административные должности – воевод, подвоевод, городничего и др. – замещал только поляками или представителями окатоличенной украинской шляхты. В Киеве в первой половине XVII в. существовало четыре костела и монастырь ордена доминиканцев. Как уже упоминалось, в начале XVII в. король передал в ведение католического епископа часть Подола. Одновременно униаты захватили Софийский собор, Выдубицкий монастырь и несколько православных церквей. А незадолго до освободительной войны в городе поселились иезуиты. Пользуясь поддержкой воеводы, они открыли в 1647 г. иезуитский коллегиум.

При поддержке правительства и при помощи Ватикана польские паны мерами жестокого принуждения насаждали на Украине католицизм, проводили политику ополячивания украинцев, издевались над украинским языком и культурой, стремясь духовно поработить украинский народ и порвать его связи с братским русским народом. Распространению в Киеве унии и католицизма сопротивлялись мещане, казаки, крестьяне, а также часть украинской шляхты и, особенно, православное духовенство. Под лозунгом борьбы за веру украинский народ боролся за свое экономическое и национальное освобождение.

Назначенный в 1609 г. в Киев наместником униатского митрополита священник-ренегат А.Грекович стал вводить в городе унию с фанатической настойчивостью. Однако мещане и казаки не подчинялись королевским декретам, отказываясь признать власть наместника и перейти в унию. В 1610 г. они угрожали «расстриге и преступнику» А.Грековичу, а один из казаков даже совершил попытку убить его [«Акты ЮиЗР», т. II, стр. 59-60]. В 1618 г. Грековича, вторично попытавшегося захватить Михайловский монастырь (первый раз неудачно в 1612 г.), казаки утопили в Днепре [«Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси», К., 1888, стр. 85]. В этом же году мещане и казаки выступили против униатов и католиков, убив собиравшего налоги митрополичьего агента – шляхтича Юзефа Оклинского [И.Каманин, Материалы к очерку о гетманстве Петра Сагайдачного, К., 1901, стр. 39-41].

Борьба с унией была по сути проявлением борьбы против феодального гнета, стремлением сбросить иго чужеземных захватчиков. «Выступление политического протеста под религиозной оболочкой, – писал В. И. Ленин, – есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…» [В.И.Ленин, Соч., т. 4, стр. 223].

Современники связывали эти выступления с Киевским братством, признавая его ведущую роль в борьбе против польско-шляхетского гнета. Киевское братство было основано в 1615 г. при Богоявленском монастыре на Подоле по примеру братств в других городах, существовавших при церквах или монастырях. В состав братства входили мещане и часть украинской шляхты, духовенство и казачество. В братство вступил и гетман Петр Конашевич-Сагайдачный «зо всем войском». Это значительно подняло авторитет братства, и польско-шляхетское правительство вынуждено было считаться с этим обстоятельством.

Братство провозглашало своей основной задачей борьбу с унией и католицизмом. От братчиков требовалась готовность «пострадати, добро и зло кровь… за благочестие дати» [«Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов» (дальше – «ПКДА»), т. I-II, изд. 2, К., 1898, стр. 394]. Братчики были обязаны материально помогать братству, которое занималось также делами благотворительности – заботилось о своих членах, оказывало помощь обедневшим братчикам, их вдовам и сиротам и т.д. Кроме первоочередных задач борьбы против католицизма и унии, братство успешно и много занималось культурно-просветительными делами – содержало школу, а впоследствии коллегию, оказывало помощь и поддерживало типографии, распространяло полемическую литературу.

В 1620 г. по инициативе Киевского братства и при активной помощи казачества во главе с П.Сагайдачным была восстановлена православная иерархия, то есть снова поставлены епископы на все православные кафедры Украины и Белоруссии, а священник И.Борецкий стал митрополитом киевским [«Сборник летописей», стр. 86. После Брестской церковной унии в 1596 г. на Украине православная иерархия была фактически ликвидирована]. Это имело большое политическое значение в условиях борьбы украинского народа против польско-шляхетского угнетения.

Как и братства других городов (Львова, Луцка, Городка), Киевское братство принимало активное участие в национально-освободительном движении против польско-шляхетского гнета. Оно, например, сыграло определенную роль в выступлении киевских мещан в сентябре 1623 г. Усиление репрессий со стороны королевских магистратских чиновников в отношении украинского населения вызвало и другое выступление мещан в Киеве. В конце 1624 г. киевский войт Федор Ходыка, униатский священник И.Юзефович и их приспешники начали опечатывать в Киеве православные церкви, желая превратить их в униатские. Как сообщают в своей отписке в Москву путивльские воеводы, они «хотели в Киеве веру хрестьянскую ломать и церкви запечатали». Об этом узнали запорожские казаки и прислали в первых числах января 1625 г. в Киев отряд. Мещане и казаки распечатали церкви, войта утопили в Днепре, а священника-униата убили [П.Кулиш, Материалы для истории воссоединения Руси, т. І, М., 1877, стр. 159-160].

Это выступление было направлено и против представителей украинской окатоличенной городской верхушки – служащих магистрата во главе с войтом Ф.Ходыкой, которые блокировались с польской шляхтой и униатским духовенством, изменяя интересам украинского народа. Однако большая часть городской верхушки боролась вместе с народными массами против польско-шляхетского гнета.

Освободительная борьба в Киеве против польско-шляхетского господства оказывала значительное влияние на развитие освободительной борьбы в других городах не только Украины, но и Белоруссии. В качестве примера можно привести восстание населения Витебска в ноябре 1623 г., когда был убит униатский архиепископ фанатик И.Кунцевич [П.Жукович, Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией, вып. 4, СПб., 1908, стр. 109-110]. Современники отмечали наличие «тайных» сношений витебских мещан с мещанами и казаками Киева [Там же].

В условиях тяжелого социального и национально-религиозного гнета украинские народные массы с надеждой обращали свои взоры к Русскому государству, ожидая от него помощи.

В укреплении связей с Русским государством Киевское братство сыграло большую роль. Среди братчиков была распространена идея воссоединения Украины с Россией. Самые выдающиеся члены братства – П.Сагайдачный, И.Копинский, И.Борецкий были инициаторами и организаторами посольств в Россию (1620-1624 гг.), содействовавших развитию украинско-русских связей. В укреплении этих связей важную роль сыграли сношения киевского духовенства с русским правительством и московским патриархом [«Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы», т. І, М., 1953, стр. 46-49; Ф.Титов, Стара вища освіта в Київській Україні XVI – поч. XIX ст., К., 1924, стр. 63]. Братство и духовенство не раз обращались к Москве за помощью. Русское правительство и московский патриарх оказывали братству материальную и моральную поддержку и тем самым укрепляли позиции преследуемой православной церкви на Украине, что имело определенное политическое значение. Пропагандируя связи с Россией, Киевское братство навлекло на себя еще большее недовольство со стороны шляхетского правительства, задержав таким образом свое официальное утверждение королем до 1629 г.

Одним из проявлений возрастающего тяготения украинцев к воссоединению с русским народом были переселения в Россию. Причиной переселений, особенно мещан и духовенства, было усиление шляхетского гнета, обострение социальных, экономических и политических противоречий [«Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы», т. I, стр. 502]. Волна переселений в какой-то мере захватила и Киев. По сведениям путивльских воевод, в 1621 г. часть киевских казаков и мещан имела намерение переселиться в Россию в случае поражения народного восстания, намечавшегося в Киеве в том же году [Там же, стр. 16-17].

Царское правительство, заинтересованное в укреплении обороны юга страны, охотно принимало и поддерживало украинских переселенцев, особенно ремесленников. Среди переселенцев-ремесленников встречались и киевляне. Так, киевляне-селитровары поселились в Путивльском повете. Сохранились данные о переселении киевлян-стекловаров. Киевские казаки «скляничные» мастера, братья Тимофей и Павел Юрьевы, переселились из Киева на «вечное житье» в г.Вольный в 1653 г., а затем были вызваны в Москву [«Документы и материалы», т. III, М., 1953, стр. 491-492]. Значительную группу переселенцев-киевлян составляло низшее и среднее духовенство. В течение первой половины XVII в. небольшими группами «на государево имя» отправлялись переселенцы из монастырей и церквей Киева [К.В.Харлампович, Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, т. I, Казань, 1914, стр. 29-30].

Киев имел важное стратегическое значение в восстаниях 30-х годов XVII в. Так, во время крестьянско-казацкого восстания 1630 г. под предводительством Тараса Федоровича (Трясило) повстанцы стремились прежде всего овладеть городом. Однако сделать это было трудно: в Киеве, кроме постоянного гарнизона, на постое находились польские отряды и, кроме того, вокруг города стояло «с 8 тысячей войска». Пограничные воеводы доносили царю, что повстанцы собираются «выгонять из Киева и изо всех городов после великодня поляков» [П.Кулиш, Материалы для истории воссоединения Руси, т. I, стр. 295; «Воссоединение Украины с Россией», «Документы и материалы», т. I, стр. 82].

План Киева. Печерск. 1638 г.

План Киева. Печерск. 1638 г. [с. 141]

Польские военачальники считали город своей опорой и укрепляли его. Сюда также стягивались войска для отправки на Левобережье против повстанцев. В начале апреля из Бара к Киеву спешно двигался с коронным войском Конецпольский. Прибыв в город, он начал переправу через Днепр, но встретил сопротивление повстанцев, укрепившихся на левом берегу и контролировавших все переправы. Так, один казацкий отряд, появившийся неожиданно, нанес большие потери польскому войску, отбив пушки, и чуть не захватил в плен самого гетмана, бежавшего в Киев [«Львовская летопись. Науковый сборник, издаваемый литературным обществом Галицко-русской матицы», вып. 1-4, Львов, 1867, стр. 268-269 (дальше «Львовская летопись»)].

Наконец, коронному войску удалось переправиться через Днепр и занять переправу, обеспечивая киевскому гарнизону сообщение с левым берегом.

Тем временем, 15 (25) мая, бои под Переяславом закончились поражением шляхетского войска. Вскоре были разгромлены шляхетские отряды в Копачеве, Дымере, а также в Белгородке, где повстанцы захватили 600 почтовых лошадей и обоз «з добрами». Как рассказывает летописец, за Днепром повстанцы уничтожили «золотую роту», в состав которой входили одни польские шляхтичи [«Львовская летопись», стр. 269-271; П.Кулиш, Материалы для истории воссоединения Руси, т. I, стр. 315-316].

Воспользовавшись отсутствием главных сил коронного войска, казаки переправились через Днепр в Киев и на Печерске «на местечку Монастырским» уничтожили одну солдатскую роту, причем пострадали и 10 монастырских крестьян. В лесу, вблизи Никольского монастыря, казаки убили около 50 солдат, не помиловав и украинских шляхтичей, выступавших на стороне поляков или сочувствовавших им. Повстанцы расправились также с предателями – киевскими купцами, снабжавшими вражеский обоз продовольствием, около 20 из них было убито. Казаки сожгли под Киевом 50 байдаков и много лодок [«Львовская летопись», стр. 271-272].

План Конецпольского укрепиться на левом берегу, возле Киева, потерпел неудачу. Однако к польскому войску пришла помощь – немецкие наемные отряды. Казакам пришлось отступить. Немецкие наемники и поляки ограбили Печерский городок, однако овладеть монастырем им не удалось, хотя осада длилась почти месяц. Повстанцы отстояли также Киево-Межигорский монастырь.

В июне 1637 г. восстание вспыхнуло с новой силой, начавшись на Запорожье. Во главе повстанцев стал Павлюк – Павло Бут. Антифеодальное по своему характеру восстание охватило Киевщину, Полтавщину и Черниговщину. Восставших поддержали киевские реестровые казаки. Под предводительством киевского сотника Богдана Кизима они направились на Левобережье, к Переяславу, где собирались повстанцы из разных мест.

После поражения 6 декабря 1637 г. под с. Кумейками казацкого войска во главе с Павлюком руководство восстанием перешло к Богдану Кизиму, а затем к его сыну Кизименко. Несмотря на героизм, проявленный казаками и крестьянами, восстание было жестоко подавлено. Захваченных в плен Кизима и его сына привезли в Киев, где они были преданы мучительной казни – посажены на кол [«Львовская летопись», стр. 283].

Значение Киева в восстании 1637 г. охарактеризовал польный гетман Н.Потоцкий, назвав город центром мятежа [«Дневник Симеона Окольского. Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси», вып. 2, К., 1896, стр. 196, 211-213]. Это свидетельствует о влиянии, которое оказывал Киев на развитие восстания.

Весной 1638 г., когда началось новое восстание, казаки под предводительством Нестора Бардаченко 30 мая начали наступление на Киев [Там же, стр. 242-243, 246]. Мещане и казаки не оказывали польскому войску помощи. Польское командование послало отряд, который не посмел вступить в борьбу с повстанцами и укрылся в замке, ожидая подкреплений. Казаки начали уничтожать переправы на Днепре. Однако вскоре к Киеву подошли отряды под командованием С.Лаща и С.Потоцкого. Они захватили переправу и заставили казаков отступить на остров, к Черторою, а затем спуститься вниз по Днепру. Восстание 1638 г., как и предыдущие, было подавлено. Народные массы выдвинули из своей среды выдающихся руководителей восстаний 30-х годов XVII в. Так, из киевских казаков происходили Богдан Кизим и его сын Кизименко, киевским казаком был и Яков Острянин.

Крестьянско-казацкие восстания первой половины XVII в., несмотря на их поражение, сыграли значительную роль в истории освободительной борьбы украинского народа. Роль Киева в этой борьбе, в частности как идеологического центра, была очень важной. Выступления народных масс в Киеве оказали влияние на развитие народного движения против польско-шляхетских захватчиков в других городах Украины и Белоруссии.

Народные восстания и выступления порабощенного киевского населения имели большое значение в подготовке освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 137 – 143.