5. Музыка
С первого дня Великой Отечественной войны украинские работники искусства изъявили готовность отдать все свои силы и способности делу всенародной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. По всей республике прокатилась волна митингов. 27 июня 1941 г. на общегородском митинге деятелей литературы и искусства в Киеве выступили писатель М.Рыльский, композитор К.Данькевич, артистка З.Гайдай, которые заверили партию и Советское правительство в том, что украинская интеллигенция и впредь будет крепко держать ленинское знамя дружбы народов и приложит все усилия для ускорения победы над врагом.
Управление по делам искусств при СНК УССР сформировало штаб по художественному обслуживанию Красной Армии. Концертные организации и театры Киева направляли на фронт десятки концертных бригад, в составе которых были артисты-солисты, писатели и композиторы.
Композиторы вместе с писателями напряженно работали над новым патриотическим репертуаром. В первые дни войны было написано много бодрых и мужественных песен-призывов, маршей и песен о борьбе и мести за изуродованную войной жизнь мирного советского народа, о будущей победе.
Когда угроза столице Украины со стороны немецко-фашистских войск стала реальной, партия и правительство сделали все возможное в тех условиях для сохранения основных художественных коллективов и талантливых кадров.
Театры, музыкальные ансамбли, композиторы были эвакуированы в глубокий тыл. В братских республиках они нашли теплый прием, материальную и моральную поддержку. В свою очередь украинские деятели искусства, воодушевленные великим чувством дружбы народов, приложили немало усилий для развития культуры и искусства братских республик. Несмотря на трудности войны, украинские деятели искусства в меру сил и возможностей продолжали развивать и свою национальную музыку.
В Российской Федерации (в Саратове) начала функционировать украинская радиостанция им.Т.Г.Шевченко, где наряду с политической информацией постоянно передавались и концерты украинской музыки. Здесь большую организационную работу проводил дирижер и композитор П.Поляков, начал свою деятельность пианист и композитор Н.Сильванский. В Саратов эвакуировался и композитор Б.Лятошинский, где он преподавал во временно находившейся там Московской консерватории и выступал в радиоконцертах.
Для художественных передач Б.Лятошинским было написано множество обработок украинских народных песен (около 60), романсов, камерных инструментальных произведений. Среди них необходимо отметить «Трио № 2 для фортепьяно, скрипки и виолончели», «Украинский квинтет для фортепьяно, двух скрипок, альта и виолончели», «4-й струнный квартет». Для всех произведений Б.Лятошинского этого периода характерно обращение к родному фольклору, родному поэтическому слову Т.Шевченко и современных украинских поэтов.
Патриотические чувства композитора нашли особенно яркое воплощение в «Украинском квинтете», написанном на материале народных мелодий. В четырехчастном квинтете композитор стремился воплотить те чувства и настроения, которые охватили весь наш народ в годы тяжелых испытаний: тревожная взволнованность, скорбные и трагедийные переживания, воля к борьбе и победе. По словам известного украинского композитора и музыкального критика Ф.Козицкого «Украинский квинтет» Б.Лятошинского – это «поэма о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне». «Украинский квинтет» был удостоен Государственной премии.
В Свердловске наладила учебную работу Киевская консерватория. В Уфе, а затем в Иркутске трудился коллектив Киевского театра оперы и балета им.Т.Г.Шевченко. Наряду с русским и зарубежным классическим репертуаром театр успешно выступает с украинскими постановками: «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», отрывками из оперы «Катерина» Н.Аркаса и готовит постановку новой оперы «Наймичка» (по поэме Т.Шевченко) М.Вериковского. Показательна огромная по масштабам работа Киевского оперного театра по художественному обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий и колхозов. За время эвакуации было проведено 1800 шефских концертов [М.Стефанович, Київський Державний ордена Леніна академічний театр опери і балету УРСР ім.Т.Г.Шевченка, стр. 139].
В Уфе на базе Института фольклора создается Институт искусствоведения и фольклора АН УССР, возглавляемый выдающимся украинским музыковедом Н.А.Гринченко. В отделе музыки института активно сотрудничали композиторы и музыковеды киевляне – Ф.Козицкий, М.Вериковский, Г.Веревка, С.Добровольский и другие. Там же находилось правление Союза советских композиторов Украины.
Ф.Козицкий в содружестве с башкирскими писателями С.Кудаш и X.Ибрагимовым написал одноактную оперу «За Родину», поставленную на сцене башкирского театра оперы и балета в 1942 г. Действие происходит во время вторжения фашистских захватчиков в Советскую страну. Весть о войне приходит в день свадьбы джигита Хабира и девушки Банат. Охваченные глубоким патриотическим подъемом колхозники провожают на фронт молодых бойцов, надеясь на скорое их возвращение с победой. И хотя в опере было немало драматургических просчетов, а музыка местами была несколько схематична и недостаточно характерна, произведение сыграло свою положительную роль первого крупного спектакля на животрепещущую тему. Мелодичность музыки, наличие элементов башкирского фольклора и бытовых интонаций, массовые эффектные сцены – все это нашло отражение в этой опере. Ф.Козицким была завершена сюита для струнного квартета на темы мелодий башкирских исполнителей – кураистов, а также написано много песен и хоров о борьбе и подвигах советских воинов.
Композитор М.Вериковский, как упоминалось ранее, завершил в Уфе работу над своей новой оперой «Наймичка». Трагический сюжет шевченковской поэмы, положенный на музыку, хотя, казалось, на первый взгляд и был далек от того, чем жил наш народ в годы войны, в действительности нашел горячий отклик у слушателей. Война принесла слишком много горя миллионам людей, поэтому психологическая драма батрачки Ганны отозвалась в сердцах слушателей острой болью сегодняшнего дня. Вместе с тем с особой трепетностью и горячим патриотическим чувством воспринимались и действие, развертывавшееся на родной земле, где в это время хозяйничали оккупанты, и родной фольклор с его чудесными обрядами, песнями, танцами, любимыми и знакомыми каждому украинцу с детства. Музыка оперы имела очень много впечатляющих эпизодов, по-своему ярко и колоритно раскрывала характеры действующих лиц, в особенности трагедийно-драматическую линию психологических переживаний одинокой матери-батрачки, потерявшей и сына и домашний очаг.
Глубоко реалистичным было и другое произведение М.Вериковского – вокальная поэма для баса и оркестра «Монах» на текст Т.Шевченко, в которой композитор правдиво раскрыл образ отважного запорожца Семена Палия, его воспоминания о героической борьбе с иноземными захватчиками. Большой отклик получила и «Дума про матір-Україну» на текст М.Рыльского. В ней М.Вериковский с мастерством художника перевоплотил интонации старого украинского эпоса и в свободной импровизационно-речитативной форме передал героический пафос патриотического стихотворения Рыльского. Многие песни, написанные М.Вериковским в эти годы, печатались как листовки и распространялись в партизанских отрядах.
Композитор Г.Веревка успешно работал художественным руководителем женского вокального ансамбля, организованного при Уфимском Доме Красной Армии. Ему принадлежит ряд популярных массовых песен, в частности получившая очень большое распространение песня «Клятва» на текст украинского поэта М.Бажана. В 1943 г., после освобождения от фашистских захватчиков столицы Украины – Киева, Г.Веревка был назначен художественным руководителем Украинского государственного народного хора.
В столице Узбекистана – Ташкенте во время войны украинские композиторы помогали красноармейской художественной самодеятельности, вели большую педагогическую работу в Узбекской консерватории. У Л.Ревуцкого тогда обучалась талантливая узбекская молодежь – Икрам Акбаров, Мариам Мухамеджанова, Гафир Кадыров, Ибрагим Хамраев. Для узбекского театра им.Хамзы Ревуцкий написал музыку к постановке «Дочь Украины», а в музыкальном театре им. Мукими он совместно с творческими работниками украинского драматического театра им.И.Франко помог осуществить спектакль на узбекском языке – оперу «Наталка Полтавка» Н.Лысенко. Композитор продолжал трудиться над циклом украинских народных песен и написал ряд песен на оборонную тематику («Зеленая фуражка», «Солдатское слово», «За Родину!» и др.). В то время у Ревуцкого по классу композиции заканчивал Узбекскую консерваторию украинский композитор А.Коломиец. Из произведений молодого киевлянина хотелось бы отметить два узбекских танца, в которых использован характерный ритм узбекского ударного национального инструмента – дойры.
Композитор Г.Таранов преподавал в филиале Ленинградской консерватории, который во время войны находился в Ташкенте. Здесь он закончил патриотическую оперу «Ледовое побоище» («Александр Невский»), поставленную Ташкентским театром оперы и балета в 1943 г. Наиболее удачными были некоторые русские сцены, в целом же опера страдала чрезмерным рационализмом и громоздкостью художественно-выразительных средств.
В столице Казахстана – Алма-Ате плодотворно трудился композитор М.Скорульский. Среди крупных его сочинений этого периода выделяются программная «Степная поэма» для симфонического оркестра, отображавшая эпизоды из жизни казахского героя Амангельды Иманова и фортепьянный квинтет на темы великого казахского поэта-гуманиста, борца за свободу и счастье народа Абая Кунанбаева. В обоих произведениях композитор широко пользовался мелодиями казахского фольклора.
В Алма-Ате находился киевлянин О.Сандлер, много работавший в области эстрадной музыки и кино. Его песенки из музыки к фильмам «Антоша Рыбкин», «Актриса» пользовались довольно широкой популярностью.
В столице Туркмении – Ашхабаде продолжали творческую деятельность композиторы А.Зноско-Боровский, Ю.Мейтус и А.Штогаренко. Все они были тесно связаны с Туркменским союзом композиторов и помогали местной молодежи овладевать композиторским мастерством. Так, А.Штогаренко был избран ответственным секретарем правления союза, проводил творческие консультации с композиторами Аширом Кулиевым и Вели Мухатовым, много писал для Киевской киностудии, находившейся тогда в Ашхабаде (музыка к кинофильмам «Битва за нашу Советскую Украину», «Маяк» и др.). Большое внимание композитор уделял песенно-хоровым жанрам творчества, создав ряд удачных произведений на партизанскую тематику («Ой збирався в ліс партизан», «Про партизанку Галю» и др.). Здесь же им было создано крупное произведение – симфония-кантата «Украина моя» на текст украинских поэтов А.Малышко и М.Рыльского.
Симфония-кантата «Украина моя» – выдающееся, монументальное произведение украинской музыки периода Великой Отечественной войны. В ней органически слились идеи горячего советского патриотизма с традициями украинской национальной музыки. В первой, эпической, части («Вставай, моя рідна») автор раскрывает настроения народного гнева и мести за поруганную честь и свободу Советской Родины. Во второй части («Колыбельная») воскрешаются в памяти образы цветущей Советской Украины, счастливого мирного и созидательного труда, нарушенного вторжением ненавистного врага. Красиво и выразительно льется скорбная песня матери, ей вторит взволнованно женский хор. В стремительном движении написана третья часть – «Партизанская», образно воплотившая наиболее типичные черты боевой жизни наших народных мстителей: отвагу, смелость, внезапность натиска. Это одна из лучших страниц художественного творчества композитора. Последняя часть симфонии-кантаты передает образы победного шествия могучей Советской Армии, торжество и ликование народа. В 1946 г. симфония-кантата «Украина моя» была удостоена Государственной премии.
Интересной и плодотворной в Туркмении была работа Ю.Мейтуса. В тесном содружестве с туркменским композитором А.Кулиевым и писателем Б.Кербабаевым Ю.Мейтус создает оперу «Абадан». Сюжет оперы построен на основе эпизодов, взятых из жизни туркменского народа в годы Отечественной войны. Народное туркменское творчество органически вошло в вокальную и инструментальную ткань музыки. Опера привлекла большое внимание общественности и прошла с большим успехом в 1943 г. В этот период Ю.Мейтус написал вторую туркменскую оперу «Лейли и Меджнун», а также большое инструментальное произведение-туркменскую симфонию.
Композитор А.Зноско-Боровский внес вклад в развитие национального туркменского хореографического искусства, создав совместно с композитором Вели Мухатовым балет на сюжет патриотической туркменской сказки «Акпамык» (1943). Перед авторами балета возникали большие трудности, так как в силу определенных общественно-исторических условий танцевальное искусство в Туркмении было развито очень слабо. Для создания национальных форм танцевальной музыки авторы широко использовали туркменский песенный и инструментальный фольклор. Балет «Акпамык» был встречен общественностью Туркмении исключительно тепло и сохранил в истории туркменской музыки значение как один из первых образцов национального балетного искусства.
Композитор К.Данькевич руководил художественным ансамблем НКВД в Тбилиси. Здесь он работал над большой программной симфонией, посвященной матерям героев Великой Отечественной войны, написал несколько песен и замечательный по силе и выразительности драматический монолог «Таня» (о Зое Космодемьянской) для голоса и фортепьяно.
Полезную и большую работу проводил в Осетии (Дзауджикау) украинский композитор К.Доминчен. Он был художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра местного радиокомитета и для него сделал множество обработок народных осетинских песен и танцев, написал «Осетинский марш», «Фантазию на осетинские темы» для оркестра и ряд других произведений.
Многие украинские композиторы, в том числе и киевляне, находились в годы войны в художественных коллективах, постоянно обслуживающих воинские части на фронте и в прифронтовой полосе.
Г.Жуковский работал во фронтовом ансамбле песни и пляски. Здесь он начал сочинять оперу «Честь», поставленную на сцене Киевского театра оперы и балета вскоре после окончания войны. И.Виленский трудился в театре Красной Армии Киевского военного округа, во фронтовых художественных ансамблях и в годы войны написал ряд массовых песен; его песня «Моя Украина» получила довольно широкое распространение на фронте. З.Остапенко был дирижером украинского ансамбля песни и пляски, прошедшего путь от предгорий Кавказа до Берлина.
Ряд композиторов и музыковедов Советской Украины – А.Лазаренко, В.Гомоляка, Р.Верещагин, Георгий и Платон Майбороды, Н.Гордейчук с оружием в руках сражались в рядах Советской Армии. Музыковеды А.Лиходий, В.Дьяченко и композитор Я.Левин пали смертью храбрых в боях за честь и свободу Родины. Память о них навсегда сохранится в сердцах советских людей.
В дни Великой Отечественной войны деятели украинского советского музыкального искусства внесли посильный вклад в разгром врага и победу и своим скромным трудом содействовали развитию музыкальной культуры братских народов и родной музыки. Большинство киевских композиторов и музыкальных деятелей в годы тяжких испытаний показали себя достойными сынами Социалистической Родины и своим искусством и трудом укрепляли великую дружбу советских народов.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 535 – 540.