Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7. Изобразительное искусство

Великая Отечественная война изменила направление и характер творчества киевских художников, которые теперь все свои способности, всю силу своего искусства отдавали делу победы над фашистской Германией. Как и в годы гражданской войны, политический плакат снова занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Возрождая традиции «Окон РОСТА», в Киеве в первые же дни войны был организован штаб по выпуску плакатов и агитокон, которые выполнялись трафаретным способом. Изобразительная пропаганда была направлена на то, чтобы способствовать переустройству жизни советского народа на военный лад, мобилизовать все его силы на разгром ненавистного врага.

Характерным для тех дней плакатом в Киеве было агитокно художников В.Литвиненко и Р.Мельничука «На тобі!.. українського хліба… української сталі… та землі!». Художники образно показали, что на Украине каждый фашист получит не хлеб, а удары советских штыков, не сталь, а шквал снарядов, а вместо урожайной земли могилу.

Сатирические плакаты первых дней войны, например агитокно «Ой і буде морда бита в Гітлера-бандита» (художник З.Толкачев), высмеивали врага, будили в народе священную ненависть к нему. Благородные чувства советского патриотизма, любви к социалистической Родине привели многих художников-киевлян в ряды Красной Армии. Они прошли тяжелый путь от западных границ страны до Волги и от Волги до фашистского логова – в Берлин. Смертью храбрых пали в боях с врагом молодые талантливые киевские художники-живописцы Ф.Кличко, А.Нестеренко, Я.Приходько, скульпторы Б.Иванов и Г.Пивоваров.

Много произведений создали в годы войны киевские художники-фронтовики. На страницах фронтовых газет «За победу!», «Вперед, за Родину!» и др. печатались рисунки и линогравюры старшего воентехника С.Ержиковского. В ряде станковых графических произведений («Танки наступают», «Артиллеристы», «Встреча двух фронтов») он показал памятные эпизоды героических дней войны, мужество и храбрость советских воинов.

В агитпоезде Юго-Западного фронта работали в начале войны киевские художники С.Отрощенко, В.Овчинников и И.Кружков. Среди агитокон, выполненных трафаретным способом, и печатных плакатов Кружкова выделялись «Пылающая Украина», «Убей – не сдамся», «Город Ленина непобедим», «Вперед, храбрые потомки Богдана!». Суровые дни битвы на Волге показаны художником Овчинниковым в станковых графических композициях «Немец у Волги», «Переправа через Волгу» и др. С.Отрощенко в волжских набросках изобразил героизм бойцов, а в картине «В освобожденном городе Гомеле» – стихийный митинг.

Художественную ценность представляют отдельные фронтовые работы киевского живописца, старшины автодорожной роты Г.Мелихова: акварель «Жажда», рисунки «В минуту отдыха» и «Вот она, Шпрее». Многие фронтовые зарисовки сделаны художником-графиком Михаилом Глущенко. Лучшие из них: «Бомбардируют», «Воздушный бой», «Радисты», «На обороне Новороссийска». Вступив добровольцем в ряды Красной Армии в первые дни войны, он дошел до Берлина.

В фронтовых газетах, в частности органе Юго-Западного фронта газете «За Родину!», часто печатались рисунки, гравюры на линолеуме и карикатуры художника-красноармейца В.Литвиненко. Такие его карикатуры, как «Не ждали…», «Партизанский Дед-Мороз на елке у фрицев» и др., помогали воинам побеждать врага.

Интересные фронтовые зарисовки делали также киевские художники А.Девянин («Фронтовые дороги», «Смерть поджигателям»), М.Базилев («Дрезденские наброски»), В.Болдырев («В землянке»), скульптор И.Гончар («Берлин, рейхстаг»), И.Кисель («Ленинград в обороне»), П.Слета («Мурманск, землянка»), В.Стеценко («В Альпах»), Л.Ходченко («На могиле героя»)

Фронтовые зарисовки, пусть и не всегда выполненные с высоким художественным мастерством, но полные жизненной правды, свежести наблюдений, надолго останутся как волнующие документы пережитого советскими бойцами в годы Великой Отечественной войны.

В рядах партизан Украины находился художник Л.Бойко. Он создал ряд рисунков о боевых походах и буднях партизан, убедительно воссоздающих обстановку тех суровых дней.

В годы войны киевские художники-фронтовики принимали участие в художественных выставках в Москве, Харькове, Уфе, Самарканде; устраивались также персональные выставки.

Многие киевские художники эвакуировались в глубокий тыл страны. В Уфе продолжали творческую работу киевские живописцы А.Шовкуненко, К.Трохименко, М.Шаронов, находясь в составе коллектива Академии наук Украинской ССР. Тут начал серию акварельных портретов деятелей украинской советской культуры А.Шовкуненко, вел подготовительную работу к картине «Заседание Президиума Академии наук УССР в Уфе» К.Трохименко. Среди созданных им портретов следует отметить портрет композитора М.Вериковского. В столице Башкирии находились правление Союза советских художников Украины, возглавляемое А.Шовкуненко, и Комитет по делам искусств УССР, где заместителем председателя комитета был художник А.Пащенко; здесь работали художники В.Литвиненко, В.Вовченко, М.Попенко, скульпторы Е.Белостоцкий, Э.Фридман и др., готовясь к выставке «Украинское искусство», которая была показана в Уфе в 1942 г. к 25-летию Украинской ССР.

В Самарканде работали киевские художники К.Елева, А.Сиротенко и др., которые вели педагогическую работу в Украинском отделении Московского государственного художественного института. На этом отделении обучались студенты Киевского и Харьковского художественных институтов. Из произведений выпускников Киевского художественного института 1942 г. выделялись картина Д.Безуглого «Бой под Каховкой» и скульптура А.Ковалева «Народный мститель». В выставках оборонных плакатов и выставках, посвященных юбилейным датам Тараса Шевченко, Леси Украинки, Михайла Коцюбинского, принимали активное участие и киевские мастера.

В Ташкенте продолжали свою работу киевские художники А.Александров, С.Кручаков, Н.Мищенко, в Ашхабаде – Р.Мельничук, в Тбилиси – скульптор Галина Петрашевич, на Урале – график И.Плещинский.

В.И.Касиян. Плакат «Свою Україну…

В.И.Касиян. Плакат «Свою Україну любіть». [с. 547]

В.Г.Литвиненко. Плакат «Не втекти…

В.Г.Литвиненко. Плакат «Не втекти ніколи круку». [с. 548]

Творческое содружество киевских мастеров с художниками братских народов способствовало дальнейшему подъему их идейного и художественного уровня, расширению их кругозора. Об этом свидетельствовали произведения художников-киевлян Шовкуненко, Шаронова, Трохименко, Пащенко, Попенко, Плещинского, Елевы и др., представленные на выставке, посвященной 25-летию Украинской ССР, открытой в Москве в 1942 г.

В 1943 г. в Москве вокруг украинского государственного издательства «Укрвидав» сплотились украинские художники, в том числе киевляне В.Литвиненко, А.Пащенко, К.Агнит-Следзевский, А.Козюренко и др. Вместе с Академией наук Украинской ССР в Москву переехали художники А.Шовкуненко, К.Трохименко, М.Шаронов, Здесь А.Шовкуненко создал одно из лучших своих акварельных произведений – портрет русского советского скульптора Б.Яковлева. В составе Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук УССР был создан отдел изобразительного искусства. Под Москвой, в Загорске, разместилось переведенное из Самарканда Украинское отделение Московского художественного института, входившего в состав Всероссийской Академии художеств. «Укрвидав» организовал изготовление агитационных художественных листков и книжек, которые сбрасывались с самолетов на временно оккупированную фашистами территорию Украины.

Значительную работу в этом направлении провел отозванный с фронта художник Литвиненко. В своих лаконических рисунках или карикатурах, художник зло и метко высмеивал гитлеровских прихвостней, украинских буржуазных националистов, в частности Бандеру в виде гада, выползающего из фашистского рукава, гитлеровского янычара Мельника, лижущего фашистский сапог. Цветная листовка «Партизаны угощают или новый немецкий закон», выразительные цветные плакаты (небольшого размера) «Угон в рабство», «Отомстим за кровь наших детей, матерей и сестер», «Вставай, Україно, безсмертна й завзята, на німця-бандита, на чорного ката», брошюра Слипчука «В берлозі вовчій метушня і переляк», карикатура, изображающая избитого Гитлера, который поет известную арию «Что день грядущий мне готовит?», и, наконец, карикатура на немецкого солдата 1944 г., который, сдаваясь в плен, кричит «Гитлер капут!», – это лишь немногие из произведений украинских художников, явившихся вкладом в дело окончательного разгрома врага.

Над рисунками к листовкам издательства «Укрвидав» работали также киевские художники В.Вовченко («Бий німця-ката, грабіжника, ворога лютого»), М.Дерегус («До помсти!»), А.Козюренко (Сатирические рисунки «Як Гітлер пошматував живе тіло України»), К.Агнит-Следзевский (карикатуры «Как немцы наделяют крестьян землей», «У Гитлера была кобыла»), Г.Пустовойт (иллюстрации к стихотворению Миколы Бажана «Ось бувальщина про Гната, як пішов він бити ката»)

В конкурсе на проект ордена Богдана Хмельницкого победителем вышел А.С.Пащенко В 1943 г Президиум Верховного Совета Украинской ССР присвоил почетное звание заслуженного деятеля искусств пяти украинским мастерам, в том числе киевлянам А.Пащенко и М.Шаронову

В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил трем украинским мастерам и среди них киевлянину А.Шовкуненко, почетное звание народного художника СССР Это явилось высокой оценкой и признанием творческого роста художников Киева в годы Великой Отечественной войны.

После освобождения столицы Украинской ССР от фашистских захватчиков сюда начали возвращаться художники. В мае 1944 г. в Киеве состоялся пятый пленум Союза советских художников Украины, была открыта выставка произведений художников Украинской ССР, созданных в годы войны. Ряд харьковских художников – В.Касиян, А.Петрицкий, М.Дерегус и другие переехали в Киев. Среди многочисленных произведений на выставке выделялись цикл акварелей В.Касияна «Украина борется», офорты М.Дерегуса «Дорогами войны», гравюры В.Литвиненко «Душегубка», «Дяденька, я боюсь» и др., А.Пащенко «По следам врага», Ю.Балановского «Мстители» и др.

Вся творческая энергия художников Киева была направлена на окончательный разгром врага и мобилизацию сил народа на восстановление разрушенного войной хозяйства.

На отчетной выставке в Киеве «Возрождение Донбасса» выделялись картины Е.Яблонской «Восстановление домны», гравюры В.Литвиненко «Возрождение завода», А.Пащенко «Доменный цех» и др. В акварелях А.Шовкуненко, А.Пащенко, в произведениях живописи Н.Глущенко, в рисунках Ю.Балановского и других звучал гневный протест против варварских разрушений причиненных фашистами Киеву.

Продолжалась работа по выпуску плакатов, агитокон и сатирических рисунков. В.Литвиненко создал плакат к стихотворению В.Сосюры «Не втекти ніколи круку від разючої шаблюки», который привлекал внимание оригинальной динамической композицией. Художник И.Литинский создал плакат на слова «За плач дітей, за дим руїн, за кров братерську – на Берлін!». Славной дате окончательного освобождения территории Советской Украины от немецко-фашистских захватчиков (октябрь 1944 г.) был посвящен ряд плакатов киевских художников: цветная автолитография В.Касияна «Украина свободна», плакаты художников В.Литвиненко, Р.Мельничука и др. На тему «Освобождение Украины» художник Д.Шавыкин выполнил плакат и картон для оригинального гобелена, который был выткан мастерами народного искусства.

После изгнания врага за пределы Украинской ССР художники плакатисты внесли свой вклад в дело быстрейшего восстановления народного хозяйства. М.Дерегус выполнил плакат на слова Т.Г.Шевченко «Оживуть степи, озера…», который вселял веру в силу народа. Над плакатами на темы восстановления работали также В.Фатальчук, Ольга Юнак и другие киевские художники.

5 августа 1944 г. столица Украины торжественно отмечала 100-летие со дня рождения великого русского художника Ильи Репина, творческое наследие которого тесно связано с Украиной. К Октябрьским праздникам в Киеве была открыта выставка произведений русских советских художников.

С.Самум. Карикатура «Путь в пропасть»

С.Самум. Карикатура «Путь в пропасть». [с. 549]

Много и плодотворно работали в это время киевские мастера политической сатиры. Меткими рисунками и остроумными подтекстовками они высмеивали фашистов, разоблачали их преступные действия. Так, в сатире «Ориентация по компасу» (художник К.Агнит-Следзевский) направленная на запад компасная стрелка в виде штыка символизировала победное наступление Советской Армии, которая гонит фашистов, олицетворенных в комической фигуре Гитлера. На сатирическом рисунке С.Самума «Путь в пропасть» показано, как гитлеровцы с каждым годом неизбежно приближались к своей гибели. Художник А.Резниченко в символическом рисунке «Самая короткая линия фронта» удачно отобразил славный боевой путь Советской Армии от линии фронта на Волге до р.Шпрее в Берлине. Сдавленное стальным кольцом советских войск логово фашистского зверя – самая короткая линия фронта, изображена художником в виде петли на шее Гитлера, которую крепко затягивают руки советского солдата. Интересные образы создал К.Агнит-Следзевский в карикатурах «Круть верть – в казанку німцям смерть», «В два ціпи», «Біда Гітлеру в дорозі, поламалась вісь у возі» и др.

В республиканской прессе, в частности в газетах «Радянська Україна», «Правда Украины», «Літературна газета», печатались рисунки художников В.Касияна, А.Резниченко, М.Дерегуса и других киевских мастеров. Эти рисунки были посвящены освобождению Украины и порабощенных фашизмом народов Западной Европы, окончательной победе над врагом.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 545 – 550.