8. Кино
С первых дней Великой Отечественной войны советская кинематография с честью выполняла свой патриотический долг перед Родиной, помогая Коммунистической партии мобилизовывать духовные силы народа на борьбу с врагом.
Киевская киностудия художественных фильмов приступила к работе в Ашхабаде, а Киевская студия научных и технических фильмов – в Ташкенте. Подчинив все свои творческие усилия требованиям военного времени, киевские киноработники начали на новом месте производство короткометражных фильмов – киноновелл. В этих произведениях звучал гневный голос советского народа, вставшего на защиту Социалистической Отчизны.
В мае 1942 г. Киевская киностудия в Ашхабаде выпустила три киноновеллы: «Квартал № 14», «Синие скалы» и «Маяк», которые вошли в «Боевой киносборник № 9».
Фильм «Квартал № 14», поставленный И.Савченко по сценарию С.Лазурина, рассказывает о злодеяниях фашистских захватчиков в Польше, о стойкости польских патриотов, оказывавших героическое сопротивление врагу. Изобразительные средства фильма подчеркивали его патриотическую идею. Оператор Ю.Екельчик передал трагический образ захваченного, но не покоренного польского города, мужество и решимость жителей.
Фильм «Синие скалы» режиссера В.Брауна и сценаристов Л.Смирновой и III.Гергеля воссоздавал подвиг чехословацких патриотов, уничтоживших карательный отряд фашистов.
Простую советскую женщину-патриотку показывает фильм «Маяк», поставленный режисером М.Донским по сценарию П.Северова. Роль матери Евдокии Клименко исполняла артистка В.Миронова. В этом образе на фоне военных событий раскрываются благородные черты советской женщины. В кульминационной сцене Евдокия поджигает свою хату, чтобы дать сигнал военному кораблю, готовому высадить десант в тылу врага. Этот поступок был естественным проявлением ее чувств и характера.
Боевые киносборники пользовались у зрителей большой популярностью, поскольку их содержание было созвучно настроениям и чувствам миллионов советских людей. Однако, верно передавая общие черты действительности, киноновеллы не раскрывали разнообразия и сложности жизни военного времени, не давали глубокого изображения характеров советских людей, их разносторонней патриотической деятельности. По мере накопления жизненного материала художники кино начали создавать фильмы более совершенные в идейном и художественном отношениях.
В то время как мастера украинского кино работали над созданием новых фильмов, на экраны страны были выпущены многие довоенные картины Киевской студии. В июне 1942 г. в Москве был проведен День украинского кино. Демонстрировались фильмы «Щорс», «Всадники», «Богдан Хмельницкий», «Большая жизнь», «Сорочинская ярмарка», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка». Спустя полгода по случаю 25-летия Украинской ССР День кино был повторен.
В 1942 г. Киевская киностудия совместно с Ташкентской и Ашхабадской студиями выпустила два фильма, посвященных героике гражданской войны: «Александр Пархоменко» режиссера Л.Лукова и «Как закалялась сталь» М.Донского (работу над ней режиссер начал в Киеве в 1941 г.).
Обогатившись жизненными наблюдениями, мастера украинского кино в 1943 г. приступили к созданию образа положительного героя, советского человека, отстаивающего свободу и независимость своей Родины. О славных боевых делах советских моряков рассказывал фильм В.Брауна «Пропавший без вести».
Борьба двух миров, двух идейно противоположных систем – социалистической и капиталистической – стала основой драматического конфликта таких фильмов Киевской киностудии, как «Партизаны в степях Украины» И.Савченко по сценарию А.Корнейчука с участием выдающихся украинских актеров Н.Ужвий, Д.Милютенко, И.Юры и Е.Пономаренко и «Радуга» М.Донского по сценарию В.Василевской (главную роль исполняла Н.Ужвий). В этих фильмах ярко отображено руководимое Коммунистической партией могучее партизанское движение, которое явилось гневным ответом народа на попытку фашистов поработить советских людей.
Высокого художественного уровня достигло украинское киноискусство в фильме «Радуга». В образе украинской колхозницы Олены Костюк, полном жизненной силы и красоты, правдиво переданы свободолюбие, твердость и неугасимая любовь простой украинской женщины к своему народу, социалистическому строю. Слова и поступки героини стали для Н.Ужвий не только актерским воплощением чужих чувств и переживаний. Это были чувства и переживания самой актрисы, жившие в ее сердце. Отсюда эмоциональная и волнующая сила образа.
В конце 1943 г. А.Довженко совместно с режиссерами Ю.Солнцевой и Я.Авдеенко завершил работу над большим художественно-документальным фильмом «Битва за нашу Советскую Украину». Картина изображала разоренную врагом, многострадальную Украину, пробуждала ненависть к захватчикам, нарушившим ее мирную жизнь, счастье строить и созидать. Страстный протест против злодеяний и насилий врага соединялся в фильме с непоколебимой верой в окончательную победу советского народа, в светлое будущее социалистической Украины, которой Советская Армия несла освобождение. Дикторский текст к фильму Довженко написал сам. Это был не обычный комментарий. Талантливый художник образно и поэтично, с большой публицистической силой раскрывал суть, смысл того, что зритель видел на экране.
Фильм «Победа на Правобережной Украине», созданный А.Довженко и Ю.Солнцевой в 1945 г., был замечательным художественно-историческим документом, рассказывающим о торжестве украинского народа, который с помощью великого русского и других братских народов изгнал со своей земли фашистских оккупантов, о трудовом энтузиазме украинского народа, начавшего восстановление разрушенных сел и городов.
Война уже приближалась к концу, когда на Киевской киностудии, возвратившейся из эвакуации, был закончен фильм «Непокоренные», поставленный М.Донским. Сценарий написал Б.Горбатов по своей повести под тем же названием. Значение фильма заключалось в том, что в нем с большой художественной силой раскрывалась моральная красота советских людей.
В образе главного героя фильма старого рабочего Тараса Яценко артист Амвросий Бучма показал типичные черты нашего современника – человека, в котором величайшая любовь к жизни соединяется с мудростью, оптимизмом, способностью до конца бороться за свои убеждения. Мастерство А.Бучмы выражается в глубокой правдивости и огромной художественной силе созданного им образа. Верность Тараса Отчизне и патриотическому долгу Бучма раскрывает как внутренние, коренные черты героя, оказавшегося на захваченной врагом территории и ни при каких обстоятельствах не желавшего ему покориться. «Не покоряться» – вот главная мысль, которой Бучма подчиняет духовную жизнь героя, используя для этого все изобразительные средства актерского мастерства. И именно потому, что речь, взгляд, движение, жест А.Бучмы – Тараса идут от идейного содержания образа, они так значительны и красноречивы.
Киевские кинематографисты, несмотря на трудности военного времени и эвакуацию, оправдали доверие народа и партии. За годы войны они создали ряд произведений, в которых нашли художественное отображение прекрасные черты советского человека: его героизм, самоотверженность, безграничная вера в правоту и непобедимость дела строительства коммунизма.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 550 – 553.