Газ для Чернобыля
И.Мижень, корр.пресс-центра Миннефтегазстроя
С места события
Строители из Главукрнефтегазстроя завершили строительство нового газопровода. По вновь построенной магистрали пойдет газ Чернобылю.
Украинских строителей магистральных трубопроводов можно с полным основанием считать ветеранами особой зоны. Еще 9 мая, поднятые по тревоге, пришли сюда колонны техники и людей из Днепропетровска, Полтавы, Киева, других городов республики. Возглавил их начальник главка Ю.Кудряшов. Тогда он выразил общее мнение, что строители выполнят свой долг до конца.
В те напряженные майские дни буквально за сутки, прямо «с колес», был сварен полуторакилометровый технологический трубопровод к аварийному четвертому блоку АЭС. Затем было много других, не менее важных и ответственных заданий: соорудить дренажные завесы вокруг станции и пруда-охладителя, призванные оградить от загрязнения реку Припять и подземные водоносные горизонты, построить 140-километровый газопровод Боярка – Иванков – Зеленый Мыс, по которому пошел газ к новому вахтовому поселку энергетиков и строителей. И вот новое задание правительственной комиссии: «Чернобылю нужен газ».
– Построенная трасса, – рассказывает начальник оперативного штаба в Чернобыле А.Рябокляч, – не является чем-то исключительным для мощных специализированных подразделений нашего главка. Протяженность ее – 29 километров. Диаметр трубы – 325 миллиметров. Нет и сколько-нибудь серьезных препятствий на ее пути. Но если в обычных условиях нормативные сроки отводят на подобный объект свыше шести месяцев, то теперь нам отпустили всего 45 дней. Сроки, сроки и еще раз сроки – вот главное условие, помимо, разумеется, высокого качества.
Вот до предела сжатая хроника стройки, шедшей по неукоснителько выдерживаемому суточно-часовому графику. 6 октября прибыл в Чернобыльский порт первый теплоход с трубами, а в ночь на 7-е сварочно-монтажные бригады Л.Каминского и В.Григорьева из Бояркского управления треста Укркомплектмонтаж уже варили на трубосварочной базе трехзвенные плети, мощными плетевозами отправляли их на базу. Там 36-метровые плети принимали и сваривали в нитку их коллеги из бригад А.Бицюка, Н.Будылко, М.Грецкого. А через три дня, закончив сварку на стеллаже, к ним на помощь пришла и бригада Каминского. Оперативной переброской механизмов, ремонтом занималась специально созданная комплексная бригада ремонтников А.Евдокименко.
Благодаря предельно четкой организации работ и высокому профессиональному мастерству сварщиков уже 11 октября были переданы под изоляцию первые десять километров сваренного в нитку газопровода. На трубу – как принято говорить у трассовиков – «оделась» изоляционно-укладочная колонна В.Коломийца из Полтавского СМУ-2 треста Укрвостокнефтегазстрой. И здесь работы шли круглосуточио. В отдельные дни «изоляционники» проходили до пяти километров трассы, что в пять-шесть раз превышает обычные нормы.
Но и такие, казалось бы, непосильные темпы оказалось возможным превзойти. Уже 30 октября – на полмесяца раньше намеченного срока – трассовики доложили о выполнении важного правительственного задания и зажгли победный факел.
Известия, 1986 г., 1.11, № 305 (21747).