Новая жизнь Чернобыльской атомной
РАТАУ
Каждый, кто вновь посетит машинный зал Чернобыльской АЭС, пережившей тяжелую аварию, сразу отметит, что он преобразился. И не только потому, что стал короче – сразу же за второй турбиной выросла разделительная стенка, надежно закрывшая машзал от третьего энергоблока. В яркие цвета окрашены агрегаты и механизмы, все сложнейшее оборудование. На первом и втором блоках осуществлен целый комплекс необходимых ремонтных и профилактических работ, повысивших безопасность их дальнейшей эксплуатации.
Как уже сообщалось, в первых числах ноября на обоих миллионниках снова получен промышленный ток. Это большая победа многотысячного коллектива станции – ремонтников, эксплуатационников, ученых, руководства АЭС, ее партийной организации. К сегодняшнему дню четыре турбины по 500 мегаватт каждая выработали более одного миллиарда 600 миллионов киловатт-часов энергии, В истории станции начался новый этап, новый отсчет времени. Напомним, что до аварии Чернобыльская АЭС дала стране более ста миллиардов киловатт-часов.
…В ярком сиянии электрического света машинный зал. В разных местах тянутся вверх ярко-зеленые цветы. И это тоже важный признак возвратившейся сюда жизни. Со стороны первого энергоблока раздается размеренный гул: идут пусковые операции.
– Мы успешно завершили кратковременный плановый ремонт перед прохождением зимнего максимума, – рассказывает директор ЧАЭС Э.Н.Поздышев, опытный энергетик, прибывший сюда из Смоленска и возглавивший коллектив станции в труднейший для нее период. – Первая турбина уже стоит под вакуумом, вторая – готова к толчку и включению генератора в сеть.
В машинном зале почти не видно людей.
– Одного-двух человек можно встретить, – говорит директор станции. – Это обходчики, Они визуально наблюдают за работой машин, «прослушивают» на звук работающие агрегаты. А больше здесь никого и не надо – управление и контроль осуществляются с блочных щитов.
Несколько минут для перехода, и вот на белой стене узкого коридора красный сигнал: БЩУ № 1. Сотни разноцветных огоньков, кнопок, цифровых и письменных обозначений. Беспрерывно на дисплеях высвечиваются данные, отражающие происходящий на станции процесс – от распада ядерного топлива до получения из пара тепловой энергии мирного атома. Четыре оператора во главе с начальником смены блока В.К.Хохловым регулируют мощность реактора, управляют комплексом блок – генератор – турбина и обеспечивают контроль за работой механизмов.
Радиационная обстановка на блоках вполне нормальная, не отличается от той, которая была здесь до апреля.
– Есть ли разница в работе операторов «тогда и теперь», особенно в вопросах дисциплины, бдительности, повышения ответственности?
– На многие вопросы мы взглянули по-новому, – говорит начальник смены станции А.Г.Шадрин. – Персонал прошел специальную подготовку, переаттестацию, дублирование на родственных предприятиях, медицинский отборочный контроль. Повысились требования к соблюдению всего технологического процесса.
Разработан и проводится в жизнь комплекс воспитательных мер. Главная форма – индивидуальная работа с каждым энергетиком. На всех уровнях – от главного специалиста до рядового работника. Здесь, на АЭС, хорошо усвоили недавний урок: станцию строят тысячи людей, пускают ее – сотни, а авария может случиться по вине одного человека. Вот почему цель идеологической работы – дойти до каждого.
По случаю завершения особо важного этапа работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС состоялась пресс-конференция. Ее организовали дирекция станции и Союз журналистов УССР. В зале заседаний собрались представители ряда центральных, республиканских и местных газет, Гостелерадио УССР, ТАСС и РАТАУ.
Открывая пресс-конференцию, Э.Н.Поздышев подчеркнул, что партия и правительство постоянно держали в поле зрения все вопросы, связанные с ускорением работ по ликвидации последствий чернобыльской аварии. Еще одним подтверждением этого явилось рассмотрение в Политбюро ЦК КПСС хода указанных работ, высокая оценка выполненных в короткие сроки широкомасштабных мероприятий. Он подробно остановился на причинах аварии, рассказал о разработанных и осуществленных правительственной комиссией мероприятиях по радиационному, санитарно-гигиеническому и медико-биологическому контролю, по защите населения, его эвакуации. В дальнейшем, подчеркнул оратор, работы были направлены на то, чтобы не допустить распространения радиоактивных нуклидов за пределы 30-километровой зоны.
В исключительно трудных условиях, отметил выступающий, проводилось захоронение аварийного энергоблока. Ныне он надежно закрыт более чем метровой бетонной защитой, металлоконструкциями.
Далее Э.Н.Поздышев подчеркнул, что на следующем этапе перед коллективом ЧАЭС встала задача совместно с другими организациями, министерствами и ведомствами восстановить оборудование первого и второго энергоблоков [1]. Сейчас оба они выведены на проектный уровень мощности и дают энергию.
В выступлении были освещены вопросы создания нормальных условий для работы энергетиков. Отмечалось, что персонал трудится вахтовым методом. Для этого в Зеленом Мысе Киевской области построен поселок, где проживает более трех тысяч человек. Для семей энергетиков в Киеве и Чернигове выделено около 8 тысяч квартир, делается все для организации труда и отдыха людей.
Мы, энергетики, сказал в заключение Э.Н.Поздышев, всегда будем помнить об огромной организаторской и политической работе партийных, советских и хозяйственных органов республики, Киева и Киевской области, позволившей в кратчайший срок справиться с ответственнейшим заданием Родины.
Перед журналистами выступили и ответили на вопросы также представитель рабочей группы правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии В.А.Жмурко, научный сотрудник Института атомной энергии имени И.В.Курчатова В.Ф.Шикалов, ответственные работники Минздрава СССР и УССР, парткома и профкома станции. В выступлениях речь шла об условиях эксплуатации объектов укрытия, в том числе четвертого блока, его техническом, научном сопровождении, о радиационной обстановке в 30-километровой зоне, реэвакуации населения, восстановительных работах на сельскохозяйственных угодьях Чернобыльского района, о тенденции изменения радиационной обстановки в прилегающей к АЭС зоне, медицинских аспектах последствий аварии.
На пресс-конференции отмечалось, что слухи о Чернобыле еще живучи. Как правило, они происходят от незнания проблемы, конкретной обстановки. Подчас их сознательно распространяют средства информации ряда западных стран. Однако и за рубежом слышен голос разума и объективности. Так, недавно в Лондоне проходила международная техническая конференция по ядерному риску, в ходе которой были признаны образцовыми все действия аварийных служб в Чернобыле, хотя решать задачи было невероятно трудно. Сделан вывод о том, что авария на нашей АЭС не снимает вопросов дальнейшего развития атомной энергетики, ибо это естественный процесс жизни.
Главный же вывод принадлежит самой жизни: только в условиях советского общественного строя стало возможным в экстремальной обстановке принять и воплотить на деле все необходимые меры и всего за полгода ограничить и ликвидировать воздействие такой глобальной аварии, какой оказалась чернобыльская.
Правда Украины, 1986 г., 16.12, № 287 (13557).
[1] Оце раніше нічого не говорилось про відновлення (після руйнування), а тільки про дезактивацію, ревізію та ремонт (поточний).