С огнём не шутят
Отклики после выступления «Правды» / [І тут, і всюди – скрізь погано]
После опубликования статьи А.Микеева «Цена пожара» 9 декабря 1986 года редакция получила много писем. Их авторы разделяют тревогу о состоянии противопожарной безопасности, ищут пути предотвращения огромных потерь от пожаров. Сегодня мы печатаем часть откликов.
Не горит, но тонет
Нас особенно остро затронула та часть статьи, которая касается легкосгораемого утеплителя и всех бед, которые он несет при пожарах. «Сегодня как воздух нужны негорючие отеплители и отделочные материалы, – говорится в ней. – Однако их разработки утонули в недрах каких-то НИИ».
Нет, обязаны сказать мы. Негорючие утеплители утонули не в недрах науки, а в недрах бюрократических лабиринтов от нее к производству.
Еще пять лет назад в результате многолетних научно-исследовательских работ группой специалистов Института химии силикатов АН СССР, Всесоюзного НИИ противопожарной обороны МВД СССР и Госстроя РСФСР создан материал, обладающий одновременно высокими огнезащитными, теплоизоляционными и антикоррозийными свойствами Это очень легкий и негорючий материал: он способен длительное время без разрушения выдерживать температуру 1 500 градусов. Один кубометр его весит 20-80 кг, то есть не более пенополиуретана и пенополистирола, и нисколько не уступает им как утеплитель. Мы имеем основания утверждать, что по огнестойкости в сочетани с высокими теплоизоляционными и противокоррозийными свойствами разработанный нами материал превосходит все известные отечественные и зарубежные материалы, что подтверждено изучением существующих патентов.
Сырье и оборудование, необходимые для его изготовления, выпускаются нашей промышленностью. Казалось бы, что мешает начать промышленное производство и широкое применение нового материала?
В июле 1985 г. по нашей просьбе Госстрой РСФСР направил письмо шести министерствам с просьбой сообщить о заинтересованности. Три министерства (бывший Минтяжстрой СССР, бывший Минстрой СССР и Минсудостроения) вообще не сочли нужным ответить, а три (бывшие Минмонтажспецстрой СССР и Минпромстрой СССР и по поручению Минэнерго СССР институт «Гидропроект») прислали отписки.
В конце концов после долгих хлопот Министерство промстройматериалов поручило Ленинградской слюдяной фабрике приступить в 1986 году к подготовке опытно-промышленного производства, заключить с нашим институтом хоздоговор, а на действующем оборудовании выпустить пробную партию. Нам показалось, что в конце тоннеля блеснул свет. Но не тут-то было. На фабрике пальцем о палец не ударили, чтобы выполнить решение министерства [1]. Договор не заключен, сорван выпуск мизерной пробной партии (всего-то пять кубометров). Зачем фабрике какой-то посторонний, да еще «конкурирующий» с собственной продукцией материал?
Так то, что не горит в огне, тонет в болоте бюрократизма. И материал, необходимый каждой стройке, каждому объекту, никак не может выйти «в люди». Он есть, его ищут, но… найти не могут.
В.Кривцов. Лауреат Государственной премии СССР. Д.Португалов. Заслуженный строитель РСФСР.
Ни машин, ни рукавов
Правильно указано в статье, что руководителей, ответственных за допущение пожаров на предприятиях, наказывают незначительно. Но защита от пожаров немыслима без применения автоматических средств. Мы же в течение трех лет хотим установить на нашей фабрике эту защиту и никак не можем. О какой автоматике можно говорить, когда мы не можем получить пожарную машину, рукава, огнетушители, особенно углекислотные?
М.Исаханов. Директор Лазовской бройлерной государственной птицефабрики. Молдавская ССР.
Пожарный душ
В 1985 году в нашем небольшом районе произошло 8 пожаров. Сгорело 7 домов, а построили чуть больше.
Анализируя причины пожаров, мы убедились, что нарушителей правил пожарной безопасности не наказывают.
Вот пример. 13 февраля 1986 г. Парфеньевским исполкомом было принято решение № 28, в котором исполком обязал руководителей построить 12 пожарных водоемов около животноводческих ферм и подъезды к ним до 10 июля прошлого года. Но никто даже пальцем не шевельнул, чтобы выполнить это решение [2].
Дважды вопрос о затягивании строительства водоемов ставился и в сатирической газете райсовета ВДПО «Пожарный душ». Но руководители, а вместе с ними и исполком райсовета никак не реагируют. Наступила зима. Случись пожар, и тушить будет нечем.
Другой вопрос – в колхозах и совхозах нет пожарных машин. Много у нас выпускается всякой техники (автомашин, тракторов всяких марок), а вот пожарных машин нет, а они в хозяйствах очень нужны. Вот и получается, пока пожарные профессиональной части доедут по бездорожью до горящего объекта, уже и тушить нечего: все сгорело.
П.Архипов. Председатель Парфеньевского райсовета ВДПО Костромской области, ветеран Великой Отечественной войны и труда.
Ответ министерства
Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР рассмотрело статью, опубликованную в газете «Правда» от 9 декабря 1986 г. «Цена пожара».
Статья подтверждает действительное положение дел в производстве пожарной техники и средств пожаротушения. Повышение технического уровня и качества пожарной техники, а также обеспечение в ней потребностей народного хозяйства на период 1987-1990 годы обсуждены 13 декабря 1986 г. на расширенном совещании у министра т. Варначева Б.А. с участием заместителя министра внутренних дел СССР т. Другова В.И., руководителей ГУПО МВД СССР, ВНИИПО МВД СССР, ведущих специалистов МВД СССР и Минстройдормаша СССР. По материалам обсуждения подготовлена межотраслевая комплексная программа повышения технического уровня пожарных машин, оборудования и расширения их производства.
М.Чип. Заместитель министра.
Правда, 1987 г., 21.01, № 21 (25008).
[1] Енергія бездіяльності перемагає!
[2] І тут енергія бездіяльності висока.