Кому нужен плутоний из Ваккерсдорфа?
Б.Горохов.
[А у самих що робиться]
В ФРГ не утихает дискуссия вокруг ядерной политики правительства. Толчком для нее послужила информация о том, что в баварском местечке Ваккерсдорф сооружается предприятие по переработке ядерного топлива. Дело в принципе нужное, если создание такого предприятия действительно вызывается реальными потребностями развития ядерной энергетики.
Но почему в таком случае разгораются страсти вокруг строительства? Почему появляются настораживающие выступления видных деятелей ФРГ по этому поводу? Дело в том, что регенерация ядерного горючего представляет собой как бы пограничную область между мирным и военным использованием атомной энергии. По данным ученых из института лазерной техники при Немецком обществе Фраунгофера, плутоний, который будут получать в Ваккерсдорфе, может идти на изготовление ядерных взрывчатых веществ. И ни много ни мало, а в количестве, достаточном для ежегодного оснащения 500 единиц ядерного оружия. В свое время в США уже было испытано устройство именно с такой ядерной начинкой. По словам заместителя председателя фракции СДПГ в бундестаге В.Рота, нет никаких экономических аргументов в пользу создания в ФРГ предприятия для получения плутония, кроме причин военного характера.
Именно это и вызывает опасения. Ведь не кто иной, как премьер-министр Баварии, председатель ХСС Ф.-Й.Штраус считает, что «для суверенитета необходимо обладать ядерным оружием». И в своем мнении он не одинок. Достаточно сказать, что ряд министров от ХДС/ХСС в нынешнем боннском кабинете еще в середине 70-х годов активно выступали в бундестаге против ратификации Договора о нераспространении ядерного оружия, поскольку он-де преграждает путь к созданию европейских ядерных сил с включением в них ФРГ.
Сейчас федеральное правительство, настаивающее на сооружении предприятия в Ваккерсдорфе, обеими руками открещивается от тех, кто ставит закономерный вопрос: «Не рвется ли Бонн к ядерной кнопке?» Продукция Ваккерсдорфа, заявляют официальные представители, просто «не подходит» для производства ядерного оружия.
В печати ФРГ обращается внимание на то, что на складах энергетической компании «Алькем» в гессенском городе Ханау под государственной охраной уже находится большее количество плутония, чем в любом государстве, не имеющем ядерного оружия. Эти запасы, по мнению западногерманских парламентариев, при определенных условиях позволяют федеральному правительству «проделать наибольшую часть пути к ядерному вооружению, не признавая открыто, что оно преследует военные цели».
Так что речь, как видно, идет отнюдь не о незнании в Бонне основ ядерной физики. Допустим, однако, что правительство ФРГ действительно не намерено сегодня обзаводиться ядерным оружием «домашнего» производства. Куда же в таком случае пойдет западногерманский плутоний? Может быть, в Неваду или на Муруроа, где вопреки требованиям мировой общественности продолжают греметь ядерные взрывы? Ведь правительство ФРГ фактически солидаризировалось с курсом США, Англии и Франции на продолжение ядерных испытаний и отмежевалось от открывшейся в Рейкьявике перспективы полной ликвидации ядерного оружия. Как тут не вспомнить также о стремлении Бонна получить доступ к новым видам вооружений, создаваемым, в частности, с использованием ядерной технологии, в рамках пресловутой СОИ?
Невольно напрашивается параллель и со ставшими достоянием гласности фактами тесного сотрудничества военно-промышленного комплекса ФРГ с расистами ЮАР. Где гарантия, что вслед за технической документацией на строительство современных подводных лодок, которая была предоставлена режиму Претории западногерманским государственным концерном, ЮАР не получит таким же путем плутоний для производства ядерного оружия?!
Мировая общественность должна получить ясный ответ на все эти вопросы.
Правда, 1987 г., 3.01, № 3 (24990).