Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Подвиг в Японском море

Ю.Балакирев, соб.корр.«Известий». Владивосток.

Только что обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями СССР особо отличившихся участников спасательных операций во время пожара на теплоходе «Туркмения». В списке награжденных 25 моряков Дальневосточного пароходства и Всесоюзного объединения «Дальрыба». Некоторые из них уже знакомы читателям «Известий» по материалу «Ночью в Японском море» (№ 327, 1986 г.).

Напомним: глухой ноябрьской ночью в открытом море на пассажирском теплоходе «Туркмения» возник пожар. По тревоге поднялись все береговые спасательные службы, заторопились к месту бедствия все находившиеся поблизости суда. Но гораздо быстрее распространялся по теплоходу огонь, не оставляя молодому капитану надежды на немедленную помощь извне. Непомерная ответственность легла на плечи моряков: на аварийном судне, ничего не подозревая, спали или готовились ко сну три сотни ребятишек. Пароходство на несколько дней отдало «Туркмению» победителям краевого смотра детского технического творчества, которые захватили с собой модели судов и самолетов, радиоэлектронные аппараты, рисунки, картинги. Вместе со старшеклассниками на горящем теплоходе оказалось множество малышей.

Команда бросилась спасать детей. С материнской самоотверженностью поднимали полусонных детей, выводили их на палубу, вновь и вновь проверяли каюты бортпроводницы Н.Коваленко, Н.Новик, Н.Полякова, В.Почтарь и другие. Палубная команда, возглавляемая боцманом В.Салиховым, с небывалой оперативностью спустила за борт все шлюпки. Буквально через двадцать минут после объявления пожарной тревоги шлюпки, заполненные ребятишками, отошли от «Туркмении». Третий помощник капитана С.Тарасов успел связать между собой пляшущие на воде шлюпки, чтобы их не разбросало в неспокойном море. А в одной из них матрос И.Зубин, прозванный на судне «Сказочником», не давал приуныть растерянным пассажирам.

В публикации «Известий» выделялась роль электромеханика «Туркмении» Г.Ковалева. В самый напряженный момент, когда отказали пожарные насосы, он с электриком М.Шепеленко пробрался, обмотавшись мокрыми тряпками, в самое пекло, к дизелям, запустил насос охлаждения главных двигателей. Напарник Ковалева отмечен медалью, а сам он возглавил список награжденных, удостоен ордена «Знак Почета». Как и капитан сейнера-траулера «Важгорск» В.Лукичев.

Специалисты отмечают энергичные и безошибочные действия команды «Важгорска» – он первым подоспел, снайперски швартовался к каждой шлюпке сам и сумел разместить триста терпящих бедствие в своих скромных помещениях, рассчитанных на три десятка моряков. И вовремя: через полтора часа начался шторм.

…Крен спасаемого теплохода становился критическим, по скользким палубам невозможно было ходить. Руководителям операции пришлось принять трудное решение: прекратить борьбу с огнем. Спасательные работы на отбуксированном в Находку и еще горящем судне закончились лишь в порту.

Известие о награждении застало капитана Лукичева и награжденных медалями командиров, матросов, повара «Важгорска» в Охотском море, где они в сложных условиях ведут промысел минтая. «Туркмения» приведена на буксире из Находки в бухту Золотой Рог, где, по-видимому, навсегда останется у причала: возник проект превращения судна в плавучую гостиницу.

Минувший год омрачен для пассажирского флота нашей страны. Два судна погребены в морских пучинах. Третье, хоть и уцелело, в море не вернется. Суровые выводы необходимы, и они сделаны. И все-таки океан есть океан, зона повышенной опасности. И всегда здесь будут в чести отвага, высокий профессионализм и находчивость.

Известия, 1987 г., 6.02, № 36 (21843).