Домовой
Н. А. Маркевич
Дети! Вы узнать хотите,
Что за домовой?
Смирно, смирно! Погодите!
Вам певец седой
Всё расскажет: с бородою,
Он под кровлю головою,
Волоса горой,
Рыжеватый,
Весь косматый,
Чёрные усы,
Ноги длинны как стропилы,
Руки – грабли, пальцы – вилы,
Очи – что часы,
Толсты губы,
Клыком зубы,
Тридцать две косы.
Ночью ходит он дозором,
Хату стережёт,
У калитка, за забором,
Всюду обойдёт.
Не знакомяся с покоем,
Он собак сзывает воем,
Он к гумну бредёт.
Вор ли крадет?
Он засядет,
Разом вора – хвать!
Давит, душит – и не даром!
Иногда перед пожаром
Станет сов скликать,
И с тоскою
Над трубою
Им велит стонать.
А как псам закажет норы
Перед дверью рыть,
Как начнёт ломать заборы,
Или тяжко выть,
Как тоску на всех наводит,
Как по хате с шумом бродит, –
Не добру тут быть!
Как охоту
Взяв до поту
Ездить на конях,
По ночам вкруг окон рыщет,
В чердаках и в труба свищет,
Всё приводит в страх, –
Тут прощайся,
Отправляйся
Спать в шести досках.
Примечания Н. А. Маркевича
Я здесь описал фигуру, лицо и назначение домового, как он есть в преданиях. А. С. Пушкин написал прелестную пьесу «Молитва домовому». Напоминать любителям поэзии об ней не к чему, но как удержаться от удовольствия читать, переписывать, и даже, признаюсь, перепечатать что-либо из прелестных произведений любезного, близкого для всех русских поэта.
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров –
Они знакомы вдохновенью.
Лары и пенаты были то же, что домовые. Смотря по назначению, они назывались у римлян различно. Урбани берегли города; семпиталес стерегли перекрёстки; виалес стерегли дороги; руралес глядели за деревнями; гостилес были неприязненные.
Наши домовые перед чумою, перед войною, перед пожаром выходят из селения и воют на выгонах. Если же в одном из семейств беда готовится, домовой извещает хозяев своих стуком, ездою на хозяйских конях, или приказаньями, которые раздаёт он всем дворным собакам – ямы рыть посреди двора и перед дверью, и выть.
Тотчас собираются старики и старушки, слушают вой и различают, каков он. Если с лаем и подвизгом – это на зверя; если протяжно, без визга и лая, и опуская голову вниз – это перед несчастьем.
Домовые больше частью живут на чердаках. Днём их не видно, а ночью опасно на чердаки лазить, чтоб не повстречаться с ними. Они не сделают никакой неприятности, но могут испугать.
Жаль, что А. С. Пушкин вместо слова домовой ради классических стомахов не поставил семпиталес, виалес или по крайней мере руралес. А ведь это одно и то же.
По изданию: Маркевич Н. А. Украинские мелодии. – М.: 1831 г., кн. 3, с. 85 – 86 (текст), 151 – 153 (примечания).